Warhammer 40K Roleplay или “Стань песчинкой в жерновах мрачного будущего”

Это сорок первое тысячелетие. Вот уже более десяти тысяч лет Император неподвижно покоится на своем Золотом Троне. Он - владыка человечества по воле богов, и повелевает миллионами миров силой своих неистощимых армий. Он - гниющий труп, содрогающийся от энергии Темного Века Технологий. Владыка Империума, питающийся падалью, в жертву которому приносят тысячу душ ежедневно, чтобы он никогда не мог по-настоящему умереть. 
 
 Но даже витая меж жизнью и смертью, Император вечно бдителен. Могучие флоты пересекают зараженный демонами варп, единственный путь добраться до далеких звезд, идя по пути, освещенному маяком Астрономикона - психического воплощения воли Императора. Огромные армии идут в бой во имя Его на бесчисленных мирах. Величайшие из его бойцов - Адептус Астартес, Космодесант, могучие генетически модифицированные суперсолдаты. Их братья по оружию многочисленны - Имперская Гвардия, Молот Императора, и бесчисленные силы планетарной защиты, Инквизиция, вечно стоящая на страже Империума, и техно-жрецы Адептус Механикус, - лишь малая их толика. Но во всем их множестве их едва хватает, чтобы удержать вечную угрозу чужаков, мутантов, еретиков - и множества иных врагов.   
 
Быть человеком в эти времена - значит быть одним из несчетных миллиардов. Это значит жить под властью одного из наиболее жестоких и кровавых режимов, который только можно вообразить. Здесь собраны истории об этих временах. Забудьте о силе технологии и науки, ибо столь многое забыто и утеряно навсегда, что не осталось и слов. Забудьте об обещаниях прогресса и понимания, потому что во мраке будущего есть лишь война. Меж этих звезд нет мира - лишь вечность убийств и кровопролития и хохот голодных богов.

~ Black Library
40K-RPG-Logo_Bone

Вселенная Warhammer 40K уже более двадцати лет привлекает к себе поклонников. И пусть началась она с пластиковых солдатиков, нас интересует именно ролевая ее составляющая. А состоит она на сегодняшний день из трех линеек:

  • Dark Heresy – Ascension – линейка “готического детектива”, в жанре Action+Investigation.
  • Rogue Trader – линейка “готической космооперы”, в жанре Action+Exploration.
  • Death Watch – линейка “готической эпики”, Epic Action (или Action+Action).

Рассмотрим их по порядку.

What is your duty? To look the universe in the face and then spit in its eye. To die with a curse on your lips and your finger on the trigger. To know that you are doomed, but try anyway.

~ Inquisitor Soldevan, Ordo Hereticus

В январе 2008 компания Fantasy Flight Games выпустила книгу правил первой линейки того, что сейчас называется Warhammer 40K Roleplay – Dark Heresy, она же “Темная Ересь” (далее DH). В ней игроки принимают на себя роль помощников инквизитора, используемых им как агентов для расследования опасных Империуму происшествий и событий. Инквизиция – могущественная организация индивидов, работающих за пределами обычной властной структуры Империума, каждый из которых наделен практически неограниченной властью, дабы защищать Империум от угроз внешних и внутренних. Хотя сам инквизитор и имеет власть творить все, вплоть до уничтожения целых планет, если считает это необходимым для уничтожения ереси Хаоса (либо инопланетной или повстанческой деятельности), их число весьма мало, а территория, находящаяся под их присмотром – огромна. По этой причине большинство инквизиторов вынуждено поддерживать многочисленные ячейки агентов-на-местах, так называемых аколитов. Каждый аколит начинает свою карьеру с того, что чем-то привлекает внимание инквизитора, и тот “вынимает” его из течения обычной жизни, требуя повиновения в обмен на шанс послужить Императору, а также получить власть и ресурсы, непредставимые в его обычной жизни.
Структура игр в DH достаточно однотипна: инквизитор, выступая инициатором миссии, тем или иным путем сообщает аколитам, в чем состоит их новое задание, и (пусть не всегда) снабжает их ресурсами для его выполнения. Аколитам чаще всего не разрешается раскрывать свою связь с инквизицией, они должны работать “под прикрытием” своих обычных профессий или используя фальшивые документы. Несмотря на заявленное выше “детективное” направление, здесь, как и во всех играх вселенной Warhammer, не обойдется без перестрелок, погонь и кровавых рукопашных боев – ведь чаще всего, помимо поиска виновников, от аколитов требуется и их устранение. В тех случаях, когда масштаб ереси явно превосходит возможности ячейки (например, в измене уличен руководитель планеты и все его приближенные), допустимо раскрытие своего статуса остающимся лояльными силам для их привлечения на свою сторону (вплоть до развязывания локальной войны).
Игра показывает игрокам Империум Человечества снаружи – став аколитами, они перестали быть шестеренками этого механизма и могут наконец осознать, насколько он велик, насколько безжалостен и насколько хрупок в сути своей. И несмотря на весь ужас творимого им с миллиардами простых людей, аколиты должны понять, что любая другая участь будет многократно хуже, ибо враги Человека многочисленны, и они только и ждут первого проявления слабости.
Краткое описание механики: Базируется на d100, для успеха нужно выбросить значение, меньшее, чем сумма характеристики и навыка персонажа. Характеристик персонажа всего 9, в том числе отдельные “стрелковая” и “рукопашная” подготовки. Характеристики при генерации накидываются на 2д10+модификатор места рождения (в среднем 20), прокачиваются порциями по +5, с каждым разом все дороже. Навыки персонажа зависят от места рождения, а также одной из восьми карьер-классов, градуируются от базового уровня (+0) до мастера (+20). Всего существует 18 базовых навыков, на которые можно кидать даже необученному персонажу (и для успеха нужно выкинуть на д100 число ниже половины соответствующей характеристики), 16 сложных навыков, требующих умения (необученному персонажу кидать нельзя), и 10 семейств навыков (различные языки, навыки пилотирования различных устройств и т.д).
Наряду с навыками существуют Таланты, дающие различные спецспособности и бонусы. Также механика использует т.н. Очки Судьбы (Fate Points), – у персонажей их от одного до 3, обновляются каждую игровую сессию, чаще всего используются для переброса теста.
Боевая система достаточно стандартна, дает персонажам два “коротких” или одно ”полное” действие в раунд, не более одной атаки (если не использовать таланты).
Механика, хотя и весьма удобна, имеет некоторые неприятные особенности: свежесгенерированные по официальным правилам персонажи часто настолько слабы, что даже свой профильный навык не могут успешно “прокинуть” в 60% случаев (впрочем, ГМ может это контролировать, варьируя сложность), а также имеют тенденцию быстро умирать при встрече даже с относительно слабыми противниками, вроде бандитов (тогда как настоящие враги их обычно куда более сильны). Также, даже опытная и сильная партия может очень плохо отреагировать на “страшных” врагов (в терминах DH – имеющих Рейтинг Страха (Fear Rating)) из-за известного многим ролевикам синдрома “дампа” – характеристика “сила воли” в этой игре используется редко, а качается дорого, и потому остаётся низкой. Вследствие этого встреча “страшного” оппонента с партией, без особых проблем способной его убить, может вылиться в пару обмороков, одного убегающего и одного оцепеневшего персонажей. К счастью, “страшных” противников не так много (в основном это различные монстры и демоны).
В общем и целом игра очень популярна, в первую очередь из-за раскрученной, известной и по-настоящему интересной вселенной, где может найтись по-настоящему “что угодно”.
За полтора года, прошедших с появления на рынке DH, было выпущено несколько дополнений: “Руководство Инквизитора”(Inquisitor’s handbook), включающее как множество дополнительного снаряжения, так и множество новых опций персонажа, “Последователи Темных Богов”(Disciples of the Dark Gods), являющееся сборником идей для мастера, “Создания Неназываемые”(Creature Anathema), рассказывающее о многочисленных противниках персонажей, инопланетных и не только, и “Руководство Радикала” (Radical’s handbook), описывающее создание персонажей, альтернативно смотрящих на методы работы Инквизиции. Именно в последнем мы уже вплотную подошли к описанию работы самой Инквизиции, того уровня, который ранее не рассматривался в линейке. И следующее дополнение стало в своем роде отдельным продуктом – “Восхождение”(Ascension) позволяет игроку довести своих персонажей до нового этапа их карьеры, где пешки сами становятся игроками на глобальной арене.
Игра по “Восхождению” будет заметно отличаться от игр по “Ереси” – уровень персонажей разительно выше, а сам конфликт переходит из жестко заданной миссии “расследовать этот случай” в более открытый мир, где игроки преследуют корни культа по множеству планет, одновременно занимаясь политическими действиями – ведь отношения таких могущественных одиночек как инквизиторы (которым может стать и один из игроков) немыслимы без политики. В качестве забавной детали, игроки теперь уже сами могут заводить ячейки “аколитов”, дабы расследовать часть тех нитей, которые находят сами.
Если вы любите этот сеттинг, если вам интересны расследования и работа тайного агента в столь необычном антураже, если вам интересно сочетание магии, мистики и технологии – эта игра вам понравится.

You are alone. Behind you is the Imperium, where you were one amongst billions. Before you is the endless void, where you are free to dwell. So unsheathe your swords, clean your guns, and steer you mighty warship into the Unknown. Let the humanity be proud of you. God bless - and Godspeed.

~ Author

В октябре 2009 FFG открывает новую линейку ролевых игр по Warhammer 40K – “Вольный Торговец” (Rogue Trader, далее RT). Вольный Торговец – представитель могущественного рода, получивший от высшей власти Империума Патент на Торговлю (Warrant of Trade), который даёт ему право вести свой космический корабль за границы Империума и представлять там Закон Императора.
Это истории о громадных кораблях, населенных, точно города, десятками тысяч жителей, – от офицеров до самых последних уборщиков. Целые поколения рождаются и умирают, даже не узнав, каково это – чувствовать под ногами поверхность планеты. Это они следят за приборами, нацеливают орудия, заряжают их (часто вручную или при помощи простейших механизмов) снарядами размером с жилое здание, это они идут на абордаж и умирают за своего повелителя. И все равно считают себя большими счастливчиками, чем те, кто до конца жизни прикован к поверхности планеты и не имеет надежды шагнуть за пределы родного мира.
Это истории о Торговцах – тех, кто был рожден для власти, и тех, кому приходилось добиваться ее силой, тех, кто был награжден Патентом за доблесть в бою, и тех, кому его бросили в лицо в знак провала их планов занять высокий пост. Лишь одно всегда было единым в Вольных Торговцах – амбиции, амбиции, которым нет границ и пределов, амбиции, что заставляют их раз за разом расширять границы их мира в глубины неизведанного, амбиции, которые не дадут им остановиться до самой смерти.
Это истории о тех, кто сопровождает Торговца. У каждого из них есть Команда, дружина, собратья по оружию, – прошлое многих темно, планы неясны, но лишь объединившись с Торговцем, они способны достичь своей цели, где бы она ни лежала – внутри их самих или в темных глубинах бескрайней Пустоты.
И это истории о Пространстве Коронуса – регионе космоса на самой границе с субсектором Каликсис, анархической территории, официально находящейся за границей Империума, где можно найти все что угодно. Планеты, населенные людьми, которые возможно присоединить к Империуму, миры орков, поглощенные вечной войной, девственные миры эльдар, базы еретиков и отродий хаоса, миры-гробницы давно ушедших цивилизаций, о которых не осталось даже памяти… Все это ждет только того, кто шагнет за пределы, того кто не боится взглянуть в лицо опасности – так что чистого варпа и попутного ветра.
Стиль “Вольного Торговца” очень похож на стиль пиратских романов – тут тебе и местная Тортуга, Порт-Вандер, и корсары, и белые пятна на карте, а Патент на Торговлю весьма напоминает Letter of Marque каперов Карибского Бассейна.
В противоположность относительно закрытому и ограниченному положению аколитов Инквизиции, Rogue Trader изначально предполагает т.н.“песочницу” (sandbox), практически без “рельсов”. У персонажей нет конкретной цели действий в Коронусе, фактически их единственная цель – получать прибыль, а каким путем – игроки вольны решать сами. Это позволяет вести длинную (теоретически – бесконечную) кампанию, отталкиваясь от желаний и действий игроков. Ксеноартефакты неисследованных миров могут быть проданы коллекционерам, до заново открытых человеческих миров – проложены торговые пути (за право следовать по которым Торговец будет драть с грузовозов солидный куш), пустующие планеты могут быть колонизированы (и взяты под контроль родом Торговца), и это лишь малая толика возможных путей обогащения. Все зависит от фантазии игроков.
Также Торговца и его команду отличает от персонажей “Ереси” возможность непосредственно и серьезно влиять на происходящее, тогда как в “Ереси” игроки редко могут изменить мир по своему желанию.
Механика RT основана на уже известной многим к моменту выхода механике “Темной Ереси”, слегка дополненной в базе (и таким образом наследует почти все ее “детские болезни”). Из нововведений можно отметить т.н. “Меру успешности” (Profit Factor, характеристику богатства и влиятельности Торговца, которая, в частности, заменяет стандартное “число монет” в карманах персонажей), и фактически отдельную от базовой системы систему космических боев (частично основанную на другой ранее популярной игре по вселенной Warhammer 40K – BattleFleet Gothic). Заметим, что вышедшая немного позднее Ascension (см.выше) благополучно скопировала равно и нововведения в системе, и Profit Factor (переименованный в Influence).
Моё впечатление: имея отличный, великолепный сеттинг, система RT слишком уходит в область т.н. glass cannon’ов, создавая персонажей и корабли с исключительно малой живучестью на фоне производимых ими разрушений (к примеру, автор лично наблюдал, как игроки на борту Lunar крейсера одним залпом нанесли такое количество урона, которого бы хватило, чтобы уничтожить их собственный крейсер – лучший корабль в базовой книге, – два раза). Также, минимум один класс (Навигатор) обладает, при соответствующей прокачке, способностью за один раунд уничтожить всех врагов перед собой (в 90-градусном конусе на 15 метров) уже на старте игры, и этому почти невозможно противостоять.
Также некоторая слабость системы заключается в системе прокачки, которая на начальных уровнях не дает персонажам тратить опыт ни на что кроме простого поднятия характеристик (обычно и так неплохих) в небеса. Если в “Ереси” для персонажа у меня всегда есть wishlist на десяток пунктов “что брать с ближайшей экспы”, то в “Торговце” брать зачастую попросту нечего.
Впрочем, все вышеописанное, на мой взгляд, можно излечить вдумчивыми допилами системы.
Недавно вышедшее дополнение Into The Storm добавляет много новых и интересных опций к генерации (в том числе и интересную возможность сыграть нечеловеком), но его использование, на мой взгляд, должно быть заранее обговорено с мастером, в противном случае оптимизация достигнет еще больших высот.
В общем и целом, на мой взгляд, “Вольный Торговец” представляет собой чрезвычайно интересный продукт, хотя и требует от мастера несколько больших усилий по подготовке к модулям. Но свобода и космические корабли того стоят.

The enemies of the Emperor fear many things. 
They fear discovery, defeat, despair and death. 
Yet there is one thing they fear above all others. 
They fear the wrath of the Space Marines!
~ +++ Unknown +++

В сентябре 2010 FFG наконец выпустила третью линейку Warhammer 40K Roleplay – “Стражу Смерти” (DeathWatch). Выводя боевые действия на еще более эпический уровень, она дает нам возможность сыграть за космодесантника – генетически модифицированного суперсолдата в силовой броне, защищающего Империум Человечества от угроз извне. А их хватает – отданный на откуп игрокам Иерихонский Предел осаждают тираниды – роевая раса космических чудовищ, управляемая единым Разумом Улья (кто вспомнит здесь Зергов, будет прав лишь отчасти – Тираниды были придуманы раньше), и одержимая желанием пожрать все живое в галактике; от них не отстаёт молодая, но активно развивающаяся империя Тау, расширяющая свои границы; космодесантники-предатели Проклятых Легионов и множество иных врагов не дадут Империуму скучать.
Стража Смерти следит за всеми событиями, и реагирует на самые опасные из них, ведь ее ряды крайне малы. Пусть каждый из космодесантников и стоит сотни обычных людей в бою, но враг зачастую превосходит их числом в тысячи раз, и даже для суперсолдат двух-с-половиной-метрового роста с ручным ракетометом в руках становятся необходимы смекалка, хитрость и скрытность.
Одной из не сразу заметных трудностей в этой игре будет отыгрыш космодесанта. В первую очередь потому, что психология десантников очень отличается от психологии остальных людей. Даже таких умелых бойцов, как агенты Инквизиции. Даже таких влиятельных исследователей, как Вольные Торговцы.
В первую очередь потому, что Адептус Астартес – не люди. И дело даже не во втором сердце, третьем легком, способности не спать месяцами или плеваться кислотой. Дело в сознании. Большинство из орденов космодесанта рекрутируют себе новых бойцов с планет, которые населяют дикари. Просто потому что для них спустившиеся с неба ангелы, забирающие отважного героя на небо – это нормально. Чем более продвинуто общество, чем больше лет в голову человека вбивалось отличие его самого от великолепных Астартес – тем хуже с психикой в результате.
С момента поступления в орден для будущего космодесантника нет и никогда не будет прежней жизни. Он будет обучен тысяче способов убивать и защищаться, использованию различных видов оружия, но в его жизни вряд ли останется что-то кроме вечной войны, тренировок, и молитв. Ему не нужна власть, потому что он не может себе ее представить, ему не нужны богатства. Вся его жизнь (в перспективе бесконечная, потому что космодесантники не умирают от старости) будет посвящена служению Императору на поле боя.
С точки зрения модулей, “Стража” возвращается к зарекомендовавшему себя жесткому стилю “Темной Ереси”, состоящему из отдельных заданий. В качестве замены детективной составляющей добавляется много возможностей, связанных с командованием и защитой различных объектов – демо-модуль Final Sanction (PDF, 2.8 MB) показывает, как игроки могут одним своим присутствием менять исход боя, помогать прочим имперским силам и защищать важных политически персон.
Несмотря на то, что “Стража Смерти” в базе использует всю ту же уже известную нам механику, ради нее FFG разработало целый дополнительный блок, посвященный возможностям этих сверхлюдей, как общим для всех, так и отдельным, типичным для представителей определенных орденов космодесанта (у каждого из которых есть своя история, свои методы ведения войны и даже типичный психотип, что в “Страже” также играет большую роль), и что особо интересно – их возможностям, как единого отряда. Используя особый ресурс, “Единение”(Cohesion), космодесантники способны выполнять множество специфических командных действий, без использования которых выиграть бой для них будет куда сложнее.
Еще одна интересная идея механики – “толпы”. Дело в том, что высказывание “один стоит сотни” в случае Ангела Императора не преувеличение, и одного человека он может убить, просто ударив голым кулаком. Поэтому обычные солдаты противника для партии начинают представлять угрозу начиная с 20 штук и выше. Дабы мастеру было проще, FFG включило в игру механику толп, которая будет интересна, возможно, и мастерам, использующим другие системы. Следует, однако, заметить, что (видимо, в расчете на нечеловеческую стойкость Астартес) размер толпы сильно увеличивает урон любой ее атаки, в т.ч. по одиночной цели – что, скажем, для персонажей из “Вольного Торговца” будет слишком опасно.
Зачитывая суммарный лист способностей персонажей уже на старте, сразу понимаешь – в сравнении с другими линейками они действительно сильны. Что в целом приятно (меня всегда раздражала тотальная неумелость персонажей “Ереси”) и соответствует статусу. Система прокачки также переработана – сразу видно отличие от “Вольного торговца” в положительную сторону, множество полезных и нужных способностей разделено на 4 таблицы, каждая из которых по-своему важна. В “базовой” таблице (General Space Marine Advances) собраны основные возможности космодесантника, она малоинтересна в начале игры, но к концу дает много интересных и нужных умений. “Тематическая” таблица (Deathwatch Advances) дает в основном прокачивать знания противника, что также весьма необходимо для бойцов “Стражи”. “Орденская” таблица (Chapter Advances) содержит уникальные умения в зависимости от одного из шести орденов космодесанта, к которому принадлежит персонаж (и сюда оптимизаторы зайдут в первую очередь). И, наконец, “профессиональная” таблица (Deathwatch Devastator/Librarian/etc) дает прокачивать непосредственно умения персонажа в его основном виде деятельности, будь это расстрел врага из тяжелого пулемета или лечение товарищей.
Также достаточно интересна система выдачи снаряжения на миссию, зависящая от сложности задания.
Единственное, на мой взгляд, слабое место механики – это (возможно, незамеченная издателями) практически полная неспособность космодесанта противостоять т.н. “огню на подавление”(Suppressing fire) – даже с имеющимся уже на старте перебросом прокинуть тест на волю с -20 (т.е. кинуть d100 ниже 20-30) достаточно сложно. Что еще более забавно, сложность никак не зависит от способности оружия наносить урон бравым космодесантникам. Вновь мастерам придется браться за напильники.

В целом, я бы сказал, компании FFG удался вполне интересный и яркий продукт, который придется по сердцу многим любителям сеттинга, даже тем, кто до этого не интересовался его ролевой версией. С нетерпением ждем первых дополнений и FAQ.

На этом я заканчиваю свой обзор ролевых игр в мире Warhammer 40K. Все три линейки имеют свои изюминки и преимущества, и среди них можно выбрать тот тип игр, что вам больше всего по душе. Надеюсь, вам было интересно.