Реальный мир как сеттинг — планируем приключение при помощи GoogleMap

Как сделать карту фантастического мира на основе карты нашего.

— Штурман, ты карты взял?
— Взял, аж две колоды!
— Что, опять по пачке «Беломора» полетим?

Иногда мастеру в приключении бывает нужна карта реальной местности. Может быть, его игра проходит в современном мире (возможно, с фантастическими или мистическими элементами). Может быть, это не наш мир, но он похож на наш. Может быть, для сеттинга подходит какой-то участок настоящей местности — лес, поле, дороги, населённые пункты, береговая линия, рельеф. В настольной игре, скорее всего, карта в итоге будет бумажной, а в онлайновой (на форуме или через Скайп) было бы неплохо создать электронную версию, которую легко можно показать игрокам, изменять по ходу игры и хранить наиболее важную информацию прямо там, не переключаясь между десятком разных программ.
Генераторы местности и программы для рисования карт могут помочь нарисовать это всё с нуля. Программы наподобие MapTools позволяют использовать растр как подложку (в том числе добытый из GoogleMaps, почему бы нет) и расставить по нему токены, значки энкаунтеров.
Но если нам нужно что-то быстрое, простое и то, что легко доступно всем через браузер и интернет, без специфических программ, почему бы не использовать GoogleMap для подготовки карты, совмещённой со сценарием приключения, происходящего в реальном мире или близком к нему?

Затеявшему путешествие на Луну полезно иметь в виду, что там нет постоялых дворов и трактиров.
~ Фома Евграфович Топорищев

С чего начать

Первым делом открываем http://maps.google.com

Скорее всего, у вас уже есть некоторое представление о том, какая местность вам нужна.
Допустим, это современная Франция, у персонажей штаб-квартира в Лионе, а задание в северной части Дижона. Находим Дижон на карте, визуально или при помощи поиска.
Функция “Карта” со включенным рельефом уже даст нам многое — схему улиц, подходящие промзоны, деловые районы, парки и леса, реки, номера автомагистралей. Приблизившись вплотную, мы увидим названия более мелких объектов — автозаправок, деловых центров, магазинов, кафе, больниц, гостиниц. Щёлкнув на них, мы получим описание объекта и возможность поискать его в Google, если нам это зачем-то надо.
Переключимся на “Спутник” (и выключим названия объектов, если нам не нужен настоящий Дижон). Теперь мы видим крыши зданий, деревья, дороги, газоны, тротуары — всё вплоть до дорожной разметки и мест для парковки.
Если нам нужен вид “из глаз”, выберем его, поместив оранжевого человечка в нужную точку, и погуляем по виртуальному Дижону (к сожалению, пока это возможно не для любой улицы любого города, но Google старается).
Когда мы выбрали подходящую локацию, нажимаем “Мои карты” — “Создать новую карту” (в панели слева от собственно карты местности).
Задаём название будущей карты и настройки доступа. Открытую карту увидят все, закрытую только вы и те, с кем вы поделитесь ссылкой.
Нажмите “Сохранить”, а когда закончите редактирование, нажмите “Готово”
Смотрим по ссылке, как выглядит основа для нашей карты

Теперь центр земли здесь. 
~Фома Евграфович Топорищев 

Что у нас есть и что мы можем добавить

Итак, у нас есть карта местности, изображение со спутника, рельеф. Мы можем включить отображение на карте фотографий, статей Википедии, веб-камер. Появятся значки, на которые можно щёлкать и просматривать то, что другие пользователи нанесли на карту.
Всё это замедляет отрисовку, поэтому лучше использовать эти возможности на этапе подготовки, но не в процессе игры.

Теперь добавим свои значки.
Чтобы перейти в режим редактирования своей карты, выберите её и нажмите кнопку “Изменить”. Над картой появятся иконки инструментов — “Выбрать или изменить объекты карты”, “Добавить метку”, “Добавить/изменить линию или многоугольник”.
Выберем “Добавить метку”. Теперь за курсором мыши над картой всюду летает синий баллон с крестиком. Щёлкнув по карте, мы поместим туда метку. После этого появится маленькое окошко, в котором можно добавить название и описание метки. Синие баллончики — это скучно. Щёлкнем на картинку в правом углу всплывающего окошка и убедимся, что мы можем задавать для своих меток любые значки — и стандартные из довольно большого набора, и произвольные, указав URL картинки в сети (это должен быть файл формата JPG, GIF, BMP или PNG, и значки, размер которых превышает 64х64 пикселя, будут уменьшены). GoogleMaps не хранит картинки для произвольных значков, а только ссылается на них, поэтому убедитесь, что вы выбрали значок, который не исчезнет в скором времени и владелец которого не придёт ругать вас за хотлинкинг (эффект, когда показ картинки слишком многим пользователям превышает оплаченные возможности сайта, и картинка блокируется).
Значки и их описания по мере добавления на карте появляются в левой панели.
Смотрим по ссылке карту со значками

Ну вот, сейчас карта выглядит куда веселее. Мы отметили на ней важные детали — главный вход в банк, запасной выход, люк на крыше, стоянку, где припаркован фургон, точки, где находятся интересующие нас улики и свидетели, а также снайпера на крыше противоположного здания.
Теперь добавим метку для коробки, в которой что-то тикает. Неплохо бы задать радиус поражения при взрыве, но, к сожалению, среди инструментария GoogleMaps нет окружностей и эллипсов.
Будем обходиться тем, что есть. Нарисуем несколько линий из эпицентра и убедимся, что радиуса 25 метров хватит, чтобы достать до здания банка и до припаркованного фургона (над линией при построении, а потом во всплывающем окне свойств, высвечивается её длина).
Обведём “ёжика” из линий при помощи инструмента “Многоугольник”, лишние линии потом удалим.
Линиям можно задавать цвет, прозрачность и толщину, а многоугольникам — цвет и толщину линий, цвет и прозрачность заливки.
Также линиям и многоугольникам можно задать название и описание.
При помощи ещё одной линии убедимся, что снайперу на крыше ничего не перекрывает обзор (при виде сверху это не совсем надёжно, но, как минимум, мы видим деревья и углы зданий).
Ну вот, локация готова. То есть, готова для мастера.

Начертив квадрат, можно ограничиться его сторонами и слоняться из угла в угол.
~ Фома Евграфович Топорищев

Делаем копию карты

Показывать карту игрокам пока рано. Нам понадобится ещё одна — на которой будет то, что известно им, но не будет того, что известно только мастеру.
Скопируем эту карту, чтобы не создавать её с нуля, а удалить всё лишнее из копии (если карты сильно различаются, и удалять придётся много, то, возможно, проще создать карту игроков с нуля, используя эту как подложку).

Как только наполнение первой созданной вами карты достаточно для игроков, но там не слишком много того, что понадобится только мастеру, её нужно сохранить, выйти из режима редактирования (нажав на кнопку «Готово» в левой панели) и найти над картой ссылку “Просмотреть в Google Планета Земля/ ‘View in Google Earth”. Щёлкните по ней правой кнопкой мыши и выберите “Скопировать ссылку”. Вы получите ссылку на KML-файл, где хранятся все данные вашей карты.

Теперь создайте новую карту, назовите её, допустим, “Дижон — карта игроков”, в режиме редактирования нажмите в левой панели на ссылку “Импорт” и в поле ввода URL вставьте ссылку на KML с данными.
Все значки, линии и многоугольники будут скопированы из первой карты во вторую. Теперь их можно редактировать в новой карте — удалять, перемещать, давать им другие названия, описания и символы. Старую карту вы при этом не испортите.
Смотрим по ссылке копию карты

Позже можно открыть для просмотра сразу несколько ваших карт. Таким образом, вы будете видеть и карту игроков, и карту мастера, а они — только карту игроков (и даже можно сделать карты для игроков по отдельности, а у себя свести их вместе).
В дальнейшем можно наносить новые метки на карту, причём, если вы дали доступ игрокам, они могут дополнять карту сами (для этого надо включить их в “Соавторы”).

Если вам нужно несколько локаций в городе, или в разных городах, точно так же нанесите там необходимые данные и сохраните ссылки на точки карты. Потом вы сможете давать игрокам эти ссылки для быстрого “перемещения” между сценами и событиями.

Вид из глаз позволит им “посмотреть” на место действия, хотя, конечно, функционал этого инструмента пока ограничен: “побывать” можно лишь там, где проехали сотрудники Google и засняли местность, и никто не покажет вам местность зимой, если она снята летом.

Не вызывает сомнения, что дважды два — четыре, но иногда хочется чего-то большего…
~ Фома Евграфович Топорищев

Достоинства и недостатки

Разумеется, у GoogleMaps как инструмента для создания своих карт есть недостатки.
Чтобы использовать карту, нужно иметь доступ в интернет, а чтобы перемещение по карте не тормозило — хорошую скорость доступа. Про отсутствие окружностей и эллипсов уже упоминалось, и не помешали бы слои карты, которые можно было включать и выключать (хотя включение видимости разных карт до некоторой степени позволяет имитировать слои). Нет простого способа скопировать или перенести выбранные объекты из карты в карту, а создавать и удалять их бывает весьма утомительно. Нельзя быстро переключить видимость/невидимость объектов, а это тоже бывает нужно.
Фотографии доступны далеко не для всякой местности, вид из глаз — только там, где есть дороги, и только снаружи зданий, так что можно не рассчитывать полюбоваться на лесные пейзажи или осмотреть дома на карте изнутри (что, с другой стороны, возможно, и не так плохо — внутренность зданий мастер может придумать на своё усмотрение).
Спутниковые снимки в хорошем разрешении доступны не везде. Европа оцифрована весьма подробно, а вот для приключения в Африке или в Сибири не рассчитывайте увидеть каждое дерево и каждый дом в посёлке.

Но всё же GoogleMaps хорошо помогает представить себе участок местности и позволяет наглядно спроектировать приключение, проложить маршруты, измерить расстояния. Обзор с высоты птичьего полёта, виртуальная пробежка по окрестностям, и вы начинаете гораздо лучше представлять себе будущий “полигон” игры. И на вашей карте нет белых пятен, где “э-э… ну-у… нет ничего интересного”, потому что вы не успели это нарисовать.
А разнообразные значки и многоугольники лично мне помогают визуализировать сценарий приключения. Ну и прикинуть радиус разлёта осколков, не без того.

Эта статья не есть исчерпывающе точное и подробное руководство по GoogleMaps; надеюсь, кому-то она поможет, а если вы знаете, что можно добавить или исправить, то поделитесь опытом.

  • А если использовать яндекс-карты, то можно посмотреть панораму основных (и не очень) улиц, то есть, прям как выглядят окрестности из машины 🙂

  • R2R

    Ага, я там свой дом нашла. 🙂
    В гуглькарте то же самое, но, увы, не для Челябинска. Впрочем, если делать игру по Чикаго или Лондону, то яндекс-мапа пролетает со свистом.

    А какой ещё у яндекс-карт функционал, не знаешь? И сильно ли они тормозят? Я с ними пока в подробностях не знакомилась.