FATE 2 — Ваш «Основной аспект»

Автор: Tourq, оригинал статьи находится на сайте Stuffer ShackПеревод: Guns_n_Droids


Хотя все Аспекты имеют одно и то же базовое определение, и механически работают одинаково, именно ваш Основополагающий (или основной для тех, кто не любит длинные слова) Аспект является тем, который действительно содержит в себе всю суть вашего персонажа.

  • Кто он?
  • Что он делает?
  • Какова его профессия?
  • Откуда он взялся?
  • Чем он отличается от других, таких же, как он?
  • Что в этом персонаже такого, что немедленно даст мне знать, кого именно я играю?

Вложите все это в одну фразу.

Да, может показаться непростым. Вот пример:
Эльфийский боец
Ну что, начало неплохое. Давайте раскроем тему. Допустим, я знаю, что он побывал в сотне битв во время Столетней Войны, так что пусть у него будет репутация (он же, в конце концов, великий воин). Солдат. Легендарный, можно сказать.
Легендарный эльфийский боец
Стоп. Этот парень — легенда. Он не просто боец, или рядовой. Он был полководцем, генералом — по сути, его статус получен не за командование, а за личные достижения в бою. Он — Воин.
Легендарный эльфийский воин
Так, посмотрим. Он был рожден для битвы. Кто рождается для битвы? Валенарские эльфы. Даже после окончания войны они все еще ищут пути, как бы начать ее снова. Это по сути единственное, что их интересует. Точно. Валенарец. Кроме того, все валенарцы планируют стать великими, легендарными воинами.
Легендарный валенарский воин

И почему, собственно, он легендарный? Потому что… во всех битвах, в которых он участвовал, почти все его противники в бою умерли от ран. Даже если они были в состоянии сдаться, или отступить, большинство из них все равно погибли. Его даже начали называть “Потрошителем”. Отлично. Возможно, по этой причине у Смерти свои планы на него — но по-моему это уже что-то, относящееся к другому аспекту, так что пока что остановимся на этом.
Легендарный валенарский воин
Звучит хорошо. Вроде бы то, что нужно. Но как бы это еще улучшить? Хмм… Знаю. Он умер, и был воскрешен. То, что надо. Валенарцы поклоняются своим павшим предкам, так что именно когда он погиб, его наследие стало вечным. Многие валенарцы отдавали ему дань уважения, упоминая в своих легендах и боевых кличах. Но он воскрес — возможно, даже как живой мертвец. Валенарцам это вряд ли понравится. Не живой, не мёртвый, где-то между двумя мирами. Им это совершенно не понравится. И больше всего это не понравится самому Потрошителю — потому что это отнимает у него его статус “бессмертного воина из легенд” (О нем больше не будут слагать песни, его именем не будут разить врагов — он проклят). Он уже получил “бессмертие” в деяниях и славе — но теперь, хотя он и снова жив (относительно), это ушло. Впрочем, я отложу “живого мертвеца” на потом, и оставлю аспект таким:
Воскресший Валенарский Воин из Легенд
ВОТ! Вот это — мой основной, основополагающий аспект. Вот его я хочу играть. Не просто “Эльфийского бойца”, но Воскресшего Валенарского Воина из Легенд. Когда я захочу вспомнить, кто он и что он делает, — я вспомню эту фразу. Когда кто-то спросит меня, кем я играю — я отвечу ему этой фразой, своим основным аспектом, и они поймут, что я имею в виду.

Воскресший Валенарский Воин из Легенд
Итак, как я могу использовать этот аспект в игре? Я предполагаю, — учитывая, что это мой основной аспект, — он будет использоваться достаточно часто. Как и со всеми иными аспектами, лучше всего тот аспект, который может быть использован как за, так и против тебя.

Использование аспектов в FATE складывается из Активации и Вызова — первое используется, когда игрок сам активирует аспект (обычно себе на пользу), второе — когда этот аспект вызывает кто-то другой (обычно во вред персонажу). Также игрок может пытаться Заявлять факты из игры, относящиеся к его основному аспекту — если он готов потратить FP и если мастер не против.

Как я могу Вызвать мой основной аспект?
В Нитях Судьбы/Strands of Fate (учтите, что механика других версий Fate может несколько отличаться) я трачу одно очко Судьбы (Fate Point, FP), чтобы активировать мой основной аспект. Я могу это сделать в любое время, когда считаю, что этот аспект имеет отношение к действию, сцене или сюжету, и я хочу получить бонус +2 или некий другой эффект.

В сражении достаточно просто сказать “Я атакую орка, в сумме с навыком у меня выпало 6. Поскольку я Воскресший Валенарский Воин из Легенд, мой опыт и подготовка позволяют одним ударом прикончить его на месте”. Я трачу очко Судьбы и получаю +2 к атаке, что в сумме даёт могучий удар силой 8.
Если бы бросок был неудачным, я мог бы потратить очко Судьбы и взять переброс.
То же самое работает, когда меня атакуют — я могу активировать мой аспект и получить бонус к защите.
В данном случае я трачу FP и говорю: “Мой персонаж — крутой мужик, и в этот миг его умения, таланты и подготовка сияют особенно ярко”.
Социальные конфликты тоже прямо-таки созданы для активации этого аспекта. “Итак, нам нужно, чтобы эти солдаты от нас отвязались. Мастер, я активирую свой основной аспект Воскресший Валенарский Воин из Легенд во время разговора. Я хочу, чтобы они поняли, что я в свое время командовал сотнями солдат, и им следует подумать дважды, прежде чем давить на нас”, — за это я получу +2 к попытке пригрозить этим солдатам, или пробраться мимо них дипломатично (опять-таки потратив FP)
Еще я мог бы активировать этот аспект, когда говорю с другими воинами Валенара, чтобы отыграть этакое типичное воинское братство старых солдат, которые воевали на одной стороне.
Заявка, использующая этот аспект может выглядеть так: “Мастер, я же Воскресший Валенарский Воин из Легенд, я уже воевал в этой конкретной долине много лет назад! И вон там за поворотом — старые укрепления, оставшиеся еще с тех времен, где мы можем укрыться от догоняющей нас стаи гноллов.” Разумеется, одобрять это или нет (в конце концов, древние укрепления — прекрасное место на поприключаться! — прим. пер.) — решать ГМу, но вы поняли идею.
Еще один пример: Партию атакуют четыре злобных призрака. Я могу потратить FP и сказать “Я же Воскресший Валенарский Воин из Легенд (в данном случае воскресший — ключевое слово) — все призраки атакуют в первую очередь именно меня! Я пробовал смерть на вкус (и вообще говоря, должен быть мертв), я перехитрил смерть — и призраки ненавидят меня за это.” Угу, я весь из себя такой героический. И это все — мой план показать себя во всей красе, да-да. Что интересно, я действительно должен бы потратить FP на эту заявку (а мастер — его принять), но если мастер особенно добр, то он может разрешить мне ее бесплатно — в конце концов, бить призраки будут меня.

А теперь с обратной стороны — как можно Вызвать мой основной аспект?
На первый взгляд вам может показаться, что если мастер вызывает ваши аспекты — это плохо. И вообще — как он может вызвать ваш основной аспект? Это же то, кто вы есть!
Легко (и этому есть причины).
Во-первых: когда мастер вызывает ваши аспекты — вы получаете Очки Судьбы. (по сути, это основной путь получения их вами — прим.пер.) А с их помощью вы активируете собственные аспекты, и используете разные спецспособности. Но дело не только (и не столько) в этом — вызывая ваши аспекты, заставляя вас поступать в соответствии с ними, мастер помогает создавать препятствия, и по сути делает историю глубже и интереснее. Я серьезно — вы думаете ,что герои тратят свое время, преодолевая ясную погоду и вечеринки? Нет — они герои, потому что они преодолевают препятствия. И именно здесь мы вспоминаем про вызов аспектов. Помните, в Strands of Fate, если мастер вызывает ваш аспект (и предлагает вам за него FP), вы не обязаны принимать вызов. Вы можете не принимать FP и отказаться от вызова (это правило в других версиях FATE может отличаться).
В бою мастеру может быть сложно вызвать ваш основной аспект (я к тому, что я же Воскресший Валенарский Воин из Легенд, в конце-то концов) (впрочем, не все персонажи — Воскресшие Немеряно Крутые Воины — прим. пер.) — так что мастеру приходится изворачиваться. Например, он может сказать “Ты — валенарский солдат, и привык всегда добивать врага. Дуэли чести, дружеские спарринги — это не твое. Так что, так как это как раз такая дружеская дуэль с Бароном, я вызываю твой Основной Аспект, и у тебя пенальти в -2 на бросок. Согласен — бери Очко Судьбы”
Вы можете согласиться на пенальти и получить FP, или можете отказаться и от того и от другого, сказав “Ты прав, я никогда не был на дуэли. Но дуэль очень похожа на тренировочный спарринг, и я этим сто раз занимался, так что у меня нет проблем”.
Или, в другой ситуации, мастер мог сказать “Ты валенарский воин, и воевал их путем более пятидесяти лет — напрямик, резко и напористо. И в большинстве случаев твоими оппонентами были другие солдаты. А вот эта стая навозных жуков-переростков явно непривычный для тебя противник, так что у них +2 к атаке против тебя в этом раунде. Согласен на вызов и FP?”
Или вот, помните призраков которых я хотел вызвать против себя? Я вызывал свой аспект чтобы спасти остальную партию своих друзей. Допустим, представим, что я не был столь наглым и бесстрашным, и не подумал об этой возможности (или не решился). Мастер мог вызвать мой аспект вместо меня и заставить призраков атаковать меня (призраки ненавидят воскрешенных, не забывайте!) — но тогда я бы хотя бы получил FP за это неудобство, да и история выглядела бы куда интереснее.
В социальных конфликтах тоже нет особых проблем — к примеру, мастер может вызвать основной аспект в любой беседе, когда собеседник ненавидит валенарцев (или эльфов вообще). Или, возможно, РС-бывшему солдату пришлось пообщаться с кем-то, кого раздражают именно военные.
И разумеется, вспомним то, что мы упоминали еще при создании основного аспекта: “Вообще-то из-за того что ты Воскресший Валенарский Воин из Легенд, другие валенарские воины должны тебя уважать. Но проблема в том, что тебя возродили, и в их глазах вся твоя слава была втоптана в грязь. Ты для них жалок, они тебя почти презирают”.
Также мастер может заявить что-то вроде такого: “Вот тебе FP. И ты не можешь отказаться от этой моей заявки. Человек стоящий перед тобой — солдат, убивший тебя в последней битве Столетней войны. Он выследил тебя и в этой жизни, и, судя по всему, твердо намерен довершить начатое. Кидай инициативу.”
И мое любимое: “Я солдат, воин, я был вскормлен для войны. Этот светский вечер мне непривычен, и я явно не в своей тарелке. Извините, ребята, я, наверное, выгляжу как заноза в вашей совместной заднице. Мастер, я заявляю что множество людей замечает, как не к месту я здесь смотрюсь, и возьму за это FP, ок?”
Видите? Не только мастер может вызывать аспект — вы тоже можете (если это делает сюжет глубже) — и вдобавок FP никогда не бывает лишним

Подведем итоги:
В каждом из примеров выше основополагающий аспект персонажа оказывал значительное влияние на сюжет и события игры, или, по крайней мере, показывал мотивы действий как для игрока так и для мастера. В каждом случае сюжет выигрывал, и персонаж становился более запоминающимся. Все было сконцентрировано вокруг того, кто такой персонаж, как он влияет на игру, и куда движется сюжет.
Именно таким должен быть основной аспект.

автор изображения — Робин Чио

  • … а пока инвоков или компеллов не было, системе совершенно все равно, Воскресший он Воин из Легенд или Сопливый Кобольд из Болот. =)

  • R2R

    Дык story-oriented же. Задача моделирования воина или кобольда в ней не ставится.
    Ну, навыки есть, шмот какой-то специфический может быть.