Обзор Marvel Heroic Roleplaying: Civil War (Гражданская Война)

Автор:Ian Williams Wed, 06/27/2012 — 00:15

Переводчик: Guns_n_Droids, 09/30-31/2012

[Предисловие от издания — прим.пер.]
Прежде чем вы потратите ваши честно заработанные деньги на эту игру, почитайте эту колонку. Наши авторы разбирают новвые и популярные игры, и показывают вам, чего они стоят. Если вы хотите почувствовать игру, понять, как выглядит процесс, до того, как купите — прочитайте наш обзор.


[Сам обзор — прим.пер.]

Не так давно я писал о Marvel Heroic Roleplaying, новой ролевой игре от Марвел, созданной Margaret Weis Productions [Наши читатели могут прочитать один из обзоров здесь — прим.пер.]
Я весьма положительно отнесся к ней, не считая мелких деталей, и за время, прошедшее с обзор я еще больше убедился в ее качестве. Сейчас MHR — одна из моих еженедельных игр, и, я думаю, останется таковой на все лето. Моя партия отнеслась к ней куда лучше, чем я даже предполагал, и наши супергерои уже давно надирают задницы злодеям по всему Нью-Йорку.
Одна из тех вещей, которые располагают меня к этой игре ― это план MWP издавать Книги Событий примерно раз в квартал. Книга Событий — это большое дополнение к игре, дающее игрокам шанс принять участие в одной из больших сюжетных линий, описанных в комиксах Марвел. Как изменится сюжет, если во время Секретного Вторжения (Войны Со Скруллами) Росомаха будет убеждать всех сдаваться пришельцам? Что случится, если в Темной Власти наверх выберется Доктор Дум, а не Норман Осборн? Я встречал и тех, кто не видел интереса в подобной игре, но в основном все были в восторге.

Впрочем, до войны со скруллами надо еще дожить — пока что вышла только первая книга событий, Гражданская Война. Я с нетерпением ждал этого, чтобы узнать, как авторы с ней обошлись. Многие беспокоились, и не без оснований, что это будет просто пересказанная история, которую мы уже знаем, без возможности внести свой вклад. Тут нужен был осторожный подход, чтобы одновременно оставить события достаточно узнаваемыми, и избежать синдрома “рельсов”.

Во-первых — о цене. Помимо, собственно, покупки Civil War Essentials (225 страниц кампании и листов персонажей) за $29.99, у вас есть возможность купить набор из базовой книги MHR и Civil War всего за $39.99, что экономит ровно десять баксов.

Это весьма интересно как с точки зрения тех покупателей-новичков, которым не придется платить полную цену, увидев Civil War, так и для издателей, которые не могут продать дополнительные книги из-за того, что полная цена слишком велика.

Также у MWP есть планы издавать мини-дополнения для Книг Событий, которые будут фокусировать внимание на более мелких сюжетных линиях, — для Гражданской Войны это Civil War 50-я Инициатива, Civil War Люди-Х, Civil War Юные Мстители и Беглецы. Они будут стоить по $19.99 каждый, и будут совершенно опциональны, хотя все три вместе с основной книгой Гражданской Войны мы говорим о весьма амбиционзной кампании. И это только начало. Мне нравится смелость этого подхода, и я надеюсь что у них получится продолжить этот путь; это весьма немало страниц каждый год, и Марвел наверняка постоянно висит у них над плечом.

Сама Гражданская Война уже достаточно амбициозный проект, она должна воссоздавать тот самый комикс-кроссовер, который встряхнул множество отдельных серий комиксов. Читая дальше, учтите — я не то чтобы читаю комиксы. Как я уже писал в своем изначальном интервью, я люблю игры про супергероев, но не то чтобы интересуюсь комиксами о них (не считая одного исключения, о нем — ниже). Я имею очень базовое представление о сюжете Гражданской Войны — более того, я не собираюсь читать эту серию до того, как проведу кампанию. На мой взгляд, позиция человека, не имеющего представления о том, как должны были идти дела дает мне преимущество, также как и моим игрокам, так что мы посмотрим, к чему это приведет.

(Здесь я должен поместить сигнал СПОЙЛЕР, хотя сами спойлеры будут достаточно редкими и небольшими)

Итак, что же такое Гражданская Война [во вселенной Марвел — прим. пер.]? Краткая версия: правительство США решило, что существа со сверхспособностями должны пройти официальную регистрацию, раскрыть свою личность и встать на службу государству. Причина проста — люди напуганы. Простые, слабые люди все больше и больше ощущает себя мелочью в битвах между сверхлюдьми, потенциальной строкой в списке нанесенного ущерба. Череда все более и более серьезных событий, закончившаяся уничтожением части Стамфорда в ходе одной из стычек, принудила власти к решению проблемы немедленно. Железный Человек возглавляет группу, считающую, что все должны зарегистрироваться, чтобы избежать более серьезных политических проблем в обратном случае, а Капитан Америка возглавляет сопротивление. Бой идет не только между отдельными [сверх]людьми, бой идет между идеями и чувствами.
Книга начинает с того, что дает несколько очень полезных и необходимых советов о том, как проводить эту игру.
Первый — игра “труппой”, когда у одного игрока может быть сразу несколько персонажей [подобный прием используется в Ars Magica — прим. пер.]
Моя партия уже и так привыкла к подобному стилю игры, но совет хорош. Здесь в MHR есть некоторая несостыковка, пусть и небольшая — хотя игра и разрешает вам играть столько персонажей, сколько вы хотите — но также говорит, что за ввод дополнительных персонажей нужно платить очками опыта. Примерно также в другом месте игра разрешает Смотрящему вести сцену так, как ему хочется, но также говорит, что чтобы изменить или закончить сцену он должен заплатить Кости Судьбы.  Это не такая большая проблема, но было бы здорово, если бы это поправили, либо в одну сторону, либо в другую. Так или иначе, все что дает вторую жизнь идее игры “труппой” для широкой публики мне кажется хорошей идеей.
Второй — это о бое между героями, что может и будет случаться очень часто во время Гражданской Войны. Также как и совет о “труппе”, это хороший, но немного недостаточный совет. Книга предлагает интересные идеи, как вести конфликт между героями так, чтобы те оставались героями, но никак не затрагивает конфликты между игроками, что вполне может случиться во время События (по крайней мере, я сужу по своему опыту). Динамика игры работает на постоянном обмене плот-пойнтов на кости судьбы; хотя я и могу это захомрулить, я не уверен, насколько можно менять плот-пойнты на плот-пойнты, и как это скажется на пуле судьбы. Я был бы рад видеть официальные правила, как с этим работать (и как раз когда я это писал, мне объяснили, что это уже сделано; мне стыдно, правда).
Остаток книги разделен на три Акта. В Гражданской Войне, в отличии от Побега из основной книги, есть некоторый эффект “аккордеона” ― упоминаются сцены, которые должны длиться всю сессию, а в конце акта говорится, что он предполагает около месяца реального времени на игру. После Побега, каждый акт которого занимает примерно одну сессию, это может быть несколько неожиданно для части игроков. Структура актов при этом достаточно гибкая, и соотносится с тем, как часто время странно ведет себя в комиксах.
Сам кампейн оказался куда лучше, чем я ожидал ― я предполагал что-то жестко структурированное, ведущее партию от пункта А в пункт Б, с возможностью при желании что-то изменить. Но оказалось, что весь кампейн по сути ― набор связанных сюжетов, “рассказов”, своего рода, которые можно использовать или не использовать в кампании, как вам больше понравится. Разумеется, это требует несколько больше усилий от мастера, особенно если у вас, как и у меня, нет ни единого официального Марвеловского героя в вашей партии, но как удобный набор инструментов это весьма полезно.

И сам подход просто отличный, особенно в первом акте, который дает вам события с Доктором Думом и Титановым Человеком, которые в итоге и привели к Стэмфордской трагедии. Во втором акте это слегка хуже ― без наличия хоть какой-то хронологии и связи между событиями, — но, к счастью, третьем акте все приходит в норму. В целом это ощущается как набор отдельных страниц и сцен из комиксов, которые я могу собрать в любом порядке и составе, чтобы сделать свой собственный, пока фоновые события не дают мне сбиться с пути.

Впрочем, кое-где все еще было бы полезно немного дополнительной структуры. Учитывая, что я не читал сами комиксы, я очень много где веду безо всякого представления о том, что происходит. К примеру, описание боя в Стэмфорде не очень-то хорошо объясняет, что, собственно, произошло. Во врезке указано, что произошел большой бой между злодеем Нитро и Новыми Воителями. Нитро взорвал себя (взрывать себя — одна из его способностей, и это просто зашибись как круто), уничтожив Новых Воителей, и солидный кусок города. Погибло порядка 600 человек. Вашим героям придтся расчищать завалы, и люди чертовски злы. По сути это все, что у меня было для сессии ― для поворотного момента в истории движения за Регистрацию я был бы рад чему-то большему. .
По книге ясно видно, что авторы очень боялись ограничить игроков. Например, четкого каноничного списка героев за и против регистрации в принципе нет. В тексте много упоминаний отдельных лиц, но это чаще всего самые известные герои. Сам список несложно найти, впрочем, ― но, возможно, не стоило так беспокоиться. Я вполне понимаю это беспокойство ― дни Больших Тайных Сюжетов и рельс прошли, и не оставили радостных воспоминаний; если учесть, что предполагается, что игроки играют каноничными героями, то не очень хочется давать им ощущения, что они должны выбрать определенную сторону.  Но даже в этом случае, Гражданская Война сделана достаточно хорошо, и можно было бы себе позволить подойти чуть ближе к данным канона.

Впрочем…я дохожу до тех мест, которые работают хорошо, и забываю обо всех претензиях. Бой на химической фабрике, клон Тора, который разрушает все вокруг, сломавшийся робо-Халк, или Новые Громовержцы, подстерегающие ваших героев для гигантской схватки, где рядом дерутся звезды злодейских хит-парадов и второсортные неудачники ― все это просто невероятно. Все это отлично работает, и стиль “сборника рассказов” в целом срабатывает, позволяя соединять то, что хочется так, как хочется.

Книга завершается 32 новыми листами персонажей ― часть из них уже встречалась в основной книге MHR — но согласно философии этой игры, от сюжета к сюжету и от автора к автору герои могут сильно измениться, так что они не такие же, какими они описаны в основной книге — и это нормально. Впрочем, для тех, кому не нравится подобная философия, в книге достаточно совершенно новых персонажей. Более того, с моей точки зрения герои здесь лучше показаны и их дизайн, в особенности их этапы развития — ярче, чем в основной книге. Возможно, это исключительно потому что над ней работало больше людей, или потому что представление авторов о системе эволюционировало, но так или иначе, это к лучшему.
Я должен также упомянуть моего любимого Марвеловского героя, Геркулеса, который тоже попал сюда. Сейчас я несколько изменил свое мнение касательно того, как MHR подходит к персонажам, созданным игроками. В обзоре базовой книги правил я упомянул, что создание персонажа с нуля не ощущалось как основной приоритет, и это меня огорчило. Я все еще чувствую это, но это стало беспокоить меня меньше. Когда знакомый мне герой оказался в числе авторских, и я получил возможность поуправлять им, я понял, что же все-таки пытается донести до нас MHR. Система предлагает тебе стать автором комиксов для уже созданных другими героев, тех героев, которых ты хорошо знаешь уже много лет. Я теперь понимаю, насколько может это быть притягательно, пусть и считаю все еще, что созданию героя с нуля следовало бы уделить чуть больше внимания (особенно учитывая что все правила для этого уже есть, это просто проблема тона и стиля). Я действительно хочу играть немного сумасбродного, немного пьяного Геркулеса, и надавать тумаков Железному Человеку.
Так что Гражданская Война — хорошая книга. Она немного неожиданна в одних местах, чуть недостаточно отполирована в других, но в целом она хороша. Главное, что она дает — контекст и мир, в котором вы можете играть, чего немного не хватало в базовой книге. Понятно, что это было неизбежно, учитывая настолько различные сеттинги в разных сюжетах, ― но в любом случае, мы не зря ждали. В этой книге хватит материалов на 6-7 месяцев вождения, и все это можно настроить под себя и свою группу. Я с нетерпением жду следующей Книги Событий, чтобы посмотреть, как изменится этот формат в будущем.

Об Авторе
Иан Уильямс ― писатель-фрилансер и игровой дизайнер, живущий в Ралейе, Северная Каролина, со своей женой, дочерью и нервным псом по кличке Цыган(Gypsy). Сейчас он водит игры по Marvel Heroic Roleplaying, One Ring, и иногда разные инди.