Обзор Mythic GM Emulator

Что такое Mythic GM Emulator
Всё началось в 2003 году, когда Word Mill Publishing выпустила книгу Тома Пиджеона “Mythic Role-Playing”.
Мифик был полноценной ролевой системой и претендовал на универсальность, а уникальной его особенностью была встроенная автором возможность создавать приключения “на лету” и играть без мастера, соло или группой, либо с мастером, но без готового приключения.
Достаточно быстро выяснилось, что завоевать мир в качестве игровой системы Мифику не удастся. Зато вторая часть книги, “Эмулятор мастера игры”, быстро нашла отклик в сердцах и умах игроков.
Полученные от них отзывы привели к тому, что эмулятор в 2006 году был издан отдельной книгой, о которой сейчас и пойдёт речь.
Игра с Mythic GM Emulator (далее в статье, для краткости – Мифик) предполагает минимум подготовки (впрочем, немного подготовиться всё равно придётся) и требует воображения – но в то же время даёт пищу для воображения и делает это с опорой на довольно чёткие принципы, которые несложно освоить – за что Мифик так и любят.


Зачем нужен Mythic GM Emulator
Первое его назначение – игра без мастера.
Большинство книг по РПГ и объяснений, что такое настольные РПГ, начинается со слов о том, что есть игровая группа и есть ведущий, который создаёт сюжет и решает, что происходит в мире. Но что если мастера нет? Скажем, вы остались без игровой группы или ещё не нашли её. Или в вашей компании никто не хочет водить, все хотят играть. Или мастер не смог прийти, а игроки уже собрались.
Эмулятор мастера – это набор правил и таблиц, который действует как “искусственный интеллект” или система принятия решений и генерации событий. То есть, выполняет ту работу, которую обычно делает человек-ведущий.

Даже если мастер у вас есть, Мифик вполне может стать его любимой настольной книгой. Эмулятор решает сразу несколько проблем, дамокловым мечом висящих над ДМами с тех пор, когда D&D ещё не приобрела буквочку A, и зачистка подземелий была основным блюдом на РПГ-столе:
* Что если мои игроки скоро придут, а я не успел подготовиться?
* Я не могу тратить столько же времени на подготовку, сколько тратил раньше, что мне делать?
* Я придумываю приключение, разрабатываю детали, а при столкновении с живыми игроками оказывается, что всё зря. Они делают то, чего я не ожидал, и вся многочасовая подготовка летит в тартарары!
* Мои игроки жалуются на “рельсы”, но что я могу поделать, если у меня есть готовый сюжет приключения?
* У меня внезапно пропадает вдохновение, или игрок задаёт неожиданный вопрос, и я понятия не имею, что ответить. Я спотыкаюсь, темп игры падает, настроение пропадает. Но не могу же я продумывать все мелочи в игровом мире! Это пустая трата времени, про большинство из них никто никогда не спросит.
Все эти кошмары, от которых ведущий просыпается в холодном поту, больше не будут его преследовать, как только он освоит несколько таблиц.  
Я не обещаю, что не будут преследовать какие-то другие!
Но подготовку к игре можно будет сократить и упростить.

И если мастер предпочитает приходить на игру с готовым приключением, Мифик тоже может быть ему весьма полезен. Это отличный способ внести в сюжет нечто неожиданное, что бывает существенно, когда начинаешь подозревать, что движешься по накатанному пути и постоянно придумываешь одно и  то же.  Свежий взгляд, внезапный поворот, вступивший в игру его величество случай – то, чего нам зачастую недостаёт, чтобы от наших приключений захватывало дух.

Таблицы, таблицы…
Всё это лирика. Как же устроен Мифик изнутри?

Его основа – это Fate Chart, она же “таблица случайностей”, и бросок 1d100 по этой таблице, который даёт ответ “да” или “нет” на ваш вопрос. Всё, разумеется, немного сложнее. Вы должны придумать этот самый вопрос, причём так, чтобы на него можно было ответить “да” или “нет”. Вы должны сами определить, насколько вероятен ответ “да” в диапазоне от “Невозможно” до “Однозначно”.
И у вас есть число, называемое хаос-фактором, которое определяет, насколько события приняли оборот  непредсказуемый и невероятный.

И только вооружась всем этим знанием, вы кидаете игральную кость. Впрочем, стоит освоить принципы, и вас уже не поставят в тупик вопросы “Сегодня солнечно?” и “Есть ли у него братья и сёстры?” Немного попрактиковавшись, вы на лету сможете превращать вопрос “Какая сегодня погода?” в “Сегодня солнечно?”, а заложенные в таблицу шансы получить не просто “да” и “нет”, а экстремальные “ДА!!!” и “НЕТ!!” дадут отличную возможность ответить “А знаешь, надвигается ураган”.

Таблица случайностей поможет решить всплывающие “да-нет” вопросы, но строить на её основе сюжет было бы мучительно медленно.
Для этого есть другой инструмент – таблица фокуса событий.
Она тоже построена на броске 1d100, но она даёт ответ на вопрос “Что случилось?”
Ответ этот довольно-таки общий, например, “Продвижение по сюжетной линии”, “Плохо для PC”, “Отдалённое событие”, “Новый NPC”.
Автор Мифика выделил базовые “кирпичики” сюжета, и их достаточно, чтобы определить, что происходит. Поначалу он пытался сделать более подробные таблицы, с большей конкретикой, но быстро увяз в мегамиллионах таблиц, так что решение упростить их, а не усложнять, было поистине гениальным.
Сами сюжетные линии, PC и NPC, которых это касается, определяются броском игральной кости – если, конечно,  это не очевидно без броска, и вы хотите отдать исход на волю случая.  Вам понадобится вести их списки, но это не слишком обременительная задача.

Ну ладно. Всё это прекрасно. Но рано или поздно нам понадобится ответ на вопрос, что же, чёрт побери, конкретно происходит. И “Хорошо для NPC” не очень-то поможет понять, какие улики мы нашли в комнате подозреваемого.
Тут на сцену выходят таблицы значения событий. Их две, в каждой по 100 значений (да, мы опять будем кидать d100), в первой из них действия (например, “подавлять”, “увеличивать”, “хвалить”, “медлить”), а во второй явления (например, “планы”, “технология”, “дружба”, “засада”).
100х100 даёт 10000 возможных комбинаций “глагол + существительное”.  Если глагол не очень подходит по смыслу, можно заменить “хвалить” на “похвала”, а “медлить” на “промедление, задержка”. Как правило, этого хватает, чтобы сдвинуть фантазию с мёртвой точки.
Сто действий и сто понятий выбраны такими, чтобы подходить к большинству игровых миров, они тоже не так уж конкретны! Но это и хорошо. Получив ответ “оружие”, мы обычно способны решить, ружьё это, бластер или копьё, а если нет, то нам в помощь таблица случайностей. Зато “увеличивать+оружие” и “хвалить+оружие” дадут нам совершенно разные идеи насчёт того, какую улику мы отыскали.

Что делать, если ответ ничем не помог и вы по-прежнему застряли?
Mythic GM Emulator отвечает: не цепляйтесь за этот ответ. Если вы не можете решить, что он означает, забудьте про него, повторите бросок, – может быть, новая интерпретация будет лучше, – или переформулируйте вопрос, если вы поняли, что мешает ответить.
Мифик – это инструмент для движения вперёд, а не для создания заторов на вашем пути.

И это всё?
Инструменты Мифика не исчерпываются таблицами, хотя для быстрой помощи в игре их достаточно. Но для полноценного ведения приключения есть ещё несколько интересных механизмов и компонентов.

Основной из них – хаос-фактор, число, которое участвует в ваших бросках, сдвигая распределение случайных исходов в сторону большей и меньшей вероятности. Оно равно 5 в начале игры, а в конце каждой законченной сцены вы определяете, увеличилась непредсказуемость или уменьшилась. Сцена со множеством активных действий и неожиданных событий повышает хаос-фактор, спокойная и обыденная – понижает. А дальше вы можете использовать это число, чтобы случайным образом определить, идёт ли всё как запланировано.
Игроки решают, что они идут в салун встретиться с ковбоем по кличке Сизый Нос, но кто решит, дошли они туда без приключений или оказались свидетелями перестрелки между Диким Дэйвом и Пропойцей Маклинном?
Киньте d10, сравните с хаос-фактором, и если у вас выпало больше, то произошло нечто неожиданное (а что именно – вы решите сами или накидаете по таблицам случайностей, фокуса и значения событий). Иногда хаос-фактор будет падать до 1 или возрастать до 9, но в том и в другом случае он – инструмент сюжетного баланса, который не позволяет событиям стать слишком скучными или чересчур захватывающими (и настолько невероятными, что они мешают погружению в реальность игры).

И что, система не нужна?
Скажем так, система не обязательна. Вы можете играть, не держа на столе ни одной книги правил, кроме Мифика.
Но если вы предпочитаете какую-то конкретную систему, ничто не мешает вам делать по ней то, с чем она справляется лучше Мифика.
Вы хотите узнать, на сколько хитов ударил гоблина ваш паладин? Проведите атаку по правилам D&D. Вы могли бы спросить “Паладин попал мечом по гоблину?” и “Убит ли гоблин?”, но если в этом подходе недостаёт детализации, её прекрасно обеспечит более “сфокусированная” на боёвке система (или просто та, которая, по-вашему, лучше с этим работает).
На долю Мифика остаётся ответ на вопросы, на которые  D&D не отвечает: “Побежал гоблин направо или налево? Что собирается наколдовать шаман? Знают ли дикари, где вход в затопленный город?”

Рассматривайте Мифик как универсальную надстройку над любой другой системой. Большинство из систем отдаёт сюжетные повороты и принятие решений за пределами механики на долю мастера – это и подскажет вам, где можно отложить Mythic GM Emulator, а где взять его снова.

И что, ГМ не нужен?
Мифик предполагает сотрудничество внутри группы и наличие некоторого здравого смысла. Ничто не помешает вам на каждом шагу задавать вопрос “А не упал ли к ногам персонажа мешок с золотом?” и надеяться, что при высоком уровне хаоса вы рано или поздно получите ответ “Да” (а то и “ДА!!!”). И эмулятор за вас не решит, та ли это игра, в которую вы хотите играть.

Он отчасти снимает с мастера груз принятия решений внутри игры, но если мастер нужен вашей группе как последняя инстанция для разрешения споров внутри группы, как кто-то, кто имеет финальное слово и “всегда прав”, то вряд ли получится заменить его искусственным интеллектом и набором таблиц.

Впрочем, Mythic Variations, о котором будет сказано несколько слов далее, вторгается на эту территорию и вводит понятие рефери – игрока с преимуществом в принятии некоторых решений.

Мифик – вариации: затачиваем Мифик под разные жанры
Расширение для Mythic GM Emulator, вышедшая в 2007 году книга Mythic Variations – это развитие идей Мифика: таблицы фокуса событий, настроенные под разные жанры, советы по разрешению спорных ситуаций и по описанию действий NPC, генератор биографии персонажа и целая глава, посвящённая созданию приключения, для тех, кто предпочитает импровизации некоторую предсказуемость событий.

Стоит ли покупать Variations, когда у вас есть GM Emulator? Если вам нравится Emulator, вам будет трудно удержаться от того, чтобы заполучить Variations.

Итак, вы ощущаете, что стандартные таблицы фокуса событий не очень-то подходят к жанру вашей игры. Вам хотелось бы больше экшена, качающихся на люстрах мушкетёров и грабящих банки космических ковбоев? Или ваша игра – это хоррор, и вы хотите, чтобы Мифик помогал, а не мешал вам нагнетать напряжённость, чтобы обрушить на игроков нечто леденящее кровь?
Подстройка под жанр включает в себя три основных компонента.
Новая таблица фокуса событий: в ней распределение вероятностей не такое, как было в исходной, и это сделано, чтобы изменить весомость разных элементов сюжета.
Особые события: для ужасов, к примеру, будет отдельная строка “Нечто ужасное”, которая добавляется в таблицу фокуса, и когда она выпадает, то вы знаете – это время, когда кошмары становятся реальностью.
Уровень хаоса: если жанр предполагает эскалацию угрозы, больший или меньший контроль над событиями, а то и полную потерю контроля над происходящим, это решается через параметр хаоса. К примеру, он не может упасть и только повышается – это значит, что события будут чем дальше, тем непредсказуемее.
Отдельные примечания касаются начальной сцены приключения и случайных событий.

Жанровые таблицы можно смешивать между собой (и в книжке есть правила, как это делать), а если вам и этого недостаточно, там написано, как создать свою таблицу, полностью уникальную и подходящую именно для вашей игры.

Итог
“Эмулятор мастера игры” – это удобный и продуманный инструмент, который облегчает мастеру жизнь. Он не будет генерировать за вас приключения или разрешать споры внутри игровой группы. Но он поможет, если у вас напрочь иссякло вдохновение, или игроки собрались, а у вас нет готового приключения, или игра внезапно ушла слишком далеко от всего, что вы приготовили как мастер, и теперь вы в полном смятении.

Эмулятор подаст вам идею, натолкнёт на мысль и ответит “да” или “нет” на вопрос, который вы в состоянии сформулировать.

Если вы оказались где-то, где нет других игроков или абсолютно невозможно найти мастера, а вам невыносимо хочется поиграть, Мифик обеспечит вам отличную игровую сессию прямо там, где вы находитесь. Это срабатывало в дальнем путешествии, в больнице, в палатке посреди степи, в многочасовой очереди в госучреждении…
Я бы сказала, это одна из тех книг, которые стоит включить в список “Что я взял бы на необитаемый остров” (сразу после руководства по постройке лодки).

Комментарий от Guns_n_Droids:
Хотя я, в силу неумения расставлять вероятности и фактор хаоса, никогда не использовал Мифик в полной мере, таблица событий из оного регулярно помогает мне понять, в какую именно сторону пойдет процесс в модуле.  Что бывает надо достаточно часто, учитывая мою нелюбовь к подготовке чего-либо. Пара слов, сгенерированная великим богом Рандома, вполне может дать тебе ответ о том, что увидели герои в необдуманных ранее ящиках стола подозреваемого, как среагирует перепуганный злодей или кто из подручных героя что о нем думает. 

by Red 2 the Ranger
P.S. Ссылки по теме

Онлайн-генераторы:
//www.evilgenius.org.nz/blackmagic.html
//rpg.dmtg.me.uk/tools/mythic
Всё просто. Вы задаёте хаос-фактор и вероятность (иногда ещё и жанр), генератор выдаёт вам ответ “да/нет”, затравку для сцены или фокус события. Всё на английском языке.

Yahoo-группа
В разделе “файлы” можно найти много интересного: дополнительные таблицы, логи приключений, карточки и списки, дополнительные правила и расширения.

Где купить pdf:
Mythic Game Master Emulator
Mythic Variations

Мифик по-русски:
Таблица случайностей
Таблица фокуса событий (базовая)
Значение событий – Явления
Значение событий – Действия
Шаблон для ведения лога игры
Пример соло-игры на основе MHRP, в процессе