Двадцать шестой

И снова о манчкинах и отом, что с ними делать.

 

Автор: Tetron

Введение

Давным давно, во времена молодости, я сидел в одном из ролевых клубов с дэкашкой в руке. Мастер наш ушел на перекур, и я думал, что же делать моему персонажу дальше. Внезапно у моего стола остановился какой-то парень лет двадцати со странным блеском в глазах. В руках он держал мятый листочек в клетку, на котором карандашом был начирикан персонаж, характеристики и т.п. «О! А у тебя тоже клерик!!»-закричал парень-«И тоже третий уровень… А виздом какой?». Я неуверенно ответил что пятнадцатый. Ну в смысле так-то четырнадцатый, но мы тут нашли колечко и… «А У МЕНЯ ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ!!! ТЫ ПОНЯЛ, КАК Я КРУТ!??»-торжествующе заорал незнакомец, и лихорадочно принялся мне обьяснять, что у него полудемон, и еще +4 за амулет, и +1 за то, что он купил зелье, и…Отвязавшись от надоедливого субьекта, я почувствовал себя полным ничтожеством. И кроме того, почему-то казалось, что этот… полудемон, он не совсем прав.

Эта статья написана для ДМов и посвящена проблеме «манчкинов». Если у вас еще или уже нет подобной проблемы, возможно, вам покажутся интересными кое-какие идеи, изложенные ниже.

 

Глава 1. Кто такой манчкин. Манчкин против мастера.

В ролевых статьях обычно под манчкином подразумевают игрока, целью которого является:

-получить как можно больше «экспы», «плюшек», бонусов к характеристикам, магических вещей
-убить всех, все и вся
-показать окружающим свою безмерную крутость

Лично я дал бы другое определение: манчкин — это игрок, у которого сильно сужено восприятие игрового мира. И в нашей реальности есть люди, стремящиеся любыми путями заработать как можно больше денег, достать дозу на вечер, коллекцию корейских марок 72-го года или первый альбом Иванушек. Но ведь мир состоит из гораздо большего количества интересных вещей, а уважения со стороны других можно добиться очень разными способами.

Почему же мастера как правило не любят, а то и ненавидят манчкинов?

В стремлении выпендриться нет ничего плохого. На самом деле это всего лишь здоровое желание быть лучше, «сильнее». Как правило, мастера жалуются на испоганеный сюжет, убитых NPC, кучу не пригодившихся наработок, отсутствие отыгрыша, скучное однотипное поведение в стиле hack’n’slash, разрушение атмосферы игры. В этом и заключается «проблема манчкинов». То, что вы делаете, ваше искусство, ваш талант — сводится к диаблоподобной игрушке с топорами плюс пять, квестами на более мощные топоры и морем живого мяса, которое надо уничтожить этими самыми… ну, вы поняли.

Глава 2. Лечить, удалить, игнорировать.

Начнем с конца. Игнорировать манчкинов невозможно. Даже не думайте, что раз уж кроме манчкина есть еще трое нормальных игроков, то сессия пройдет без особых проблем. Если у него не получится испортить ваш сюжет, он будет:

-рушить ваши словесные картины репликами «да понятно», «да хватит, ясно», «че дальше то?»
-втирать всем байки «как мы втроем завалили блэк дрэгона, и мастер задолбался отсчитывать нам экспу»
-нудить, что длинные разговоры надоели и не пора ли наконец кому-нибудь вломить
-портить вам настроение, осознаете вы это или нет

Могу добавить еще тридцать восемь пунктов, но думаю, и так все ясно.

Удалить. Тут есть куча морально-этических трудностей, связанных с вашей человечностью и тем, что он, как правило, является другом кого-нибудь нормального или, не дай бог, вашим. Поверьте, терпеть его будет только хуже! Встаньте и скажите, что он достал, и вы и/или ваши игроки не хотят больше видеть его на сессиях. ВОН! Не верьте обещаниям исправиться. Я знаю только одного манчкина, который исправил сам себя.

Если вы считаете, что:

-он был бы хорошим игроком, если бы не…
-потенциально он способен на…
-вы бы могли попробовать…
-ваша задача, кроме всего, прочего приводить в ролевое движение хороших игроков
-легкие способы не самые лучшие

то можно попробовать помочь манчкину. Именно помочь. Это весьма трудная задача, и если вы не уверены, что справитесь, лучше не пытайтесь. Некоторые личности вообще не поддаются лечению, и это надо понимать.

Глава 3. Добрый доктор.

Для тех кто жаждет немедленного руководства к действию, сразу скажу: пытаться бороться с манчкином на уровне монстров бесполезно, и как правило, победа будет не за вами. Если вы убьете, его он сгенерится снова. Если вы не дадите ему разрушать, он уйдет и будет считать вас плохим неинтересным мастером. Останутся те самые не пригодившиеся разработки, потрепанные нервы и чувство беспомощности.

В первую очередь надо определиться, к чему сводятся все мероприятия по «исправлению» манчкина. Не надо делать его другим. Надо просто расширить его восприятие вождения и игрового мира в частности. Дать понять, что водятся не для того, чтобы выиграть у мастера, докачаться до 99-го уровня или самоутвердиться. Показать, что удовольствие в игре можно получать отыгрывая персонажа, раскручивая запутанную головоломку, споря с торговцем, выбирая ткань для плаща, любуясь городским фонтаном, прыгая на отрубленной голове трактирщика (шутка) и еще тысячами разных способов.

Теперь, имея представление о том, что вам предстоит, можно переходить к тому, что вы конкретно можете сделать.

Глава 4. Скальпель.

Нельзя точно сказать, что именно и в какой последовательности вам нужно делать. Все люди разные. Привожу некоторые способы из моего личного опыта.

-Подорвите саму основу манчкинизма. Водитесь по системе, где нет уровней и экспы. Я использую свою.

-Уберите хиты. Используйте таблицу ранений (как например в Киберпанк 2020). Ранения должны давать минуса и должны отыгрываться. Тяжелые ранения не излечиваются за день или даже неделю.

-Повысьте реализм. В этом плане очень хорош GURPS. Каждый серьезный бой смертельно опасен. Удар ножом в незащищенный живот практически всегда убивает или вызывает впоследствии перитонит. Люди часто умирают от простого болевого шока. Алебарда, клевец, шестопер пробивают любые латы. С тремя стрелами в ноге можно только ползать. Арбалет лечит всех, в том числе и манчкина. Дайте ему это понять. Он ведь тоже не хочет рисковать попусту своим персонажем и прыгать в любой бой. Если хочет — убейте без сожаления.

-Увеличьте детализацию. Больше деталей — больше возможностей взаимодействия с миром и больше шансов хоть ненадолго сойти с пути Великого Гы.

-Ломайте стереотипы. Используйте то, что в нейро-лингвистическом программировании называется «разрыв шаблона». Пускай добрый клерик в белом плаще окажется козлом и всех заложит. Не давайте «квестов». Дракона убили триста лет назад, сокровищ не было вообще. Принцесса стала проституткой. Гоблины оранжевые, семь метров в высоту и кастуют pwk. Вообще выкиньте в окно официальный монстрятник и сделайте свой. В условиях неизвестного алогичного мира манчкины склонны искать какое-то постоянство, налаживать связи или даже (!) пытаться с кем то дружить. А то захреначишь кузнецу в башню, а кузнецов в этом мире набирают из элиты гладиаторов и поклоняются как святым. Проблема.

-Смените систему. Хорошо изучите ее, прежде чем начать водить. Вождение по новой системе вызывает ту же самую дезориентацию.

-Переходим к активным методам. Способ очень простой и использовался кучей мастеров. Покажите ему его лицо. Пускай в толпе убиваемых крестьян/мятежников/кого угодно попадется маленькая девочка. Подробно опишите, как его магический меч сносит ей голову, кровь хлещет из булькающего горла на платьице а маленькие ручки судорожно пытаются схватить воздух. Душераздирающее зрелище, как говаривал ослик Иа-иа.

-Комбинированный способ. Злые гады сожгли деревню, всех убили и забрали все золото. Так как манчкин как раз собирался это сделать, то он обидится и задумается. Потом кинется в погоню за злыми гадами, а когда победит их, то поймет, что так поступать плохо. Приветствуется церемония награждения великого победителя и вручение герою цветочков девочкой из предыдущего пункта. Пускай хотя бы поймет, что такое хорошо и что такое плохо.

-Дедушка Ву или способ из Фоллаута. Старпер дедушка Ву отказался показать нашему герою стиль Белого Тумана, потому что у него грязная карма и руки в крови по пояс. В результате жестокое разочарование. При попытке надавать дедушке по мослам, можно опробовать этот стиль на себе.

-Развиваем кругозор. Вот, например, волшебник из той высокой башни общается только с коллекционерами картин. Как же взять у него квест? Задача.

-Из той же серии. Какой манчкин не мечтал кататься на драконе? А как они приручаются? В принципе можно вырастить из маленького дракончика большого лет за восемьсот. Быстрее только с помощью волшебного эликсира. Но его варит тольго маг в высокой башне из предыдущего пункта. Да и ингридиентов не достать. Тут придется думать. Надо заметить, что ручные зверьки с их маленькими проблемами достаточно часто отвлекают супергероев от увлекательного процесса выбивания дверей, зубов и т.п.

-Качаем скилы. Вот, скажем, отводился наш манчкин пару сессий, и хочет он выучить тройной удар из-под щита или умение тихо двигаться прокачать. А кто научит? Кругом крестьяне и балбесы наемники. В королевскую академию нужно сдать экзамены по строевой и знанию основ религии Хекстора. И быть дворянином. Бесплатно учил только дедушка Ву, но он, по слухам, запил и куда-то запропастился. Надо искать, а что делать…

Заключение.

Что-то у меня уже какой-то модуль вырисовывается. Сюжетные связки пошли. Куда же все-таки запропастился дедушка?.. хм. Наверно его похитила стая оранжевых гоблинов. В общем, пока я еще не ушел от темы — способ для профи.

-Максимум. Дайте манчкину супероружие, плюс пятый фулл плэйт и сбросьте его в идиллический деревенский край. Где вместо драконов овцы, люди безоружны, а местный великий маг первого уровня по вечерам наклюкается и сидит себе на завалинке, на звезды смотрит. Пускай манчкин делает что хочет, он быстро поймет, что счастье оно не в экспе, а в…