Обзор игры Nova Praxis от Андрея Воскресенского

Nova Praxis
by Mike McConnell

 

“Is not happening yet,» contributes Boris. «Singularity implies infinite rate of change achieved momentarily. Future not amenable thereafter to prediction by presingularity beings, right? So has not happened.”
Charles Stross, Accelerando

 

Давайте в этот раз начнём с начала. Нову написал Майк МакКоннелл (Mike McConnell) – человек широко известный в узких кругах благодаря Strands of Fate. “Нити” – форк FATE, сделанный ещё в 2010, на базе третьей версии оригинала (в основном – крутецкой Dresden Files RPG) . Вообще, создавалась она для универсализации движка: больше циферок, настроечек, билдов – при все том же ядре, плюс возможность играть во что угодно без долгих перенастроек. Игра получилась неплохая, но на любителя: некоторые (в том числе некоторые создатели FATE) считали, что разбухание правил противоречит самой концепции игры. Впрочем, Струны сделаны были добротно и старательно, так что своего игрока книга нашла. Получился своего рода FATE 3’5 (ну или GURPS от FATE) в итоге.
Время шло, появился и собрал огромные деньги на кикстартере FATE Core, а Майк сделал уже полноценную игру, а не просто универсальный движок. Я в том смысле, что механика Новы – это всё те же SoF, но пропатченные и заапдейченные под новую блестящую кору. Разумеется, Нова уже не строит из себя универсальной механики – это самодостаточный продукт, она не требует непременного знакомства с FATE Core или SoF, но и не делает чего-то, помимо необходимого для игры в себя. Это, то есть, не GURPS transhuman space, не конструктор – но и докупания исходников правил она не просит. Лично на мой вкус, игре это пошло на пользу: автор смог уделить время проработке сеттинга, всякого флаффа и кранча и какими ещё англицизмами принято ругаться в этих случаях. Вышло может и не шедеврально, но цельно и гомогенно – во всяком случае, внутри себя.
Окей, с обёрточками разобрались, давайте заглянем под крышечку. Трансчеловечество, кибервсё, дальний космос, сингулярность, научная фантастика. Ну, джентльменский набор для жанра, но что МакКоннелл сделал с каждым из этих компонентов? Давайте с сингулярности. Сингулярности больше нет, была и схлопнулась. История такая: в 2042 году человечки наконец собрали искусственный интеллект с претензией и самоосознанием – в смысле, такой, которому было дело до того, что ж он делает и кто он вообще есть. Машинку назвали миМимир. Судьба его была, с таким-то именем, предопределена: он породит великанов, затем случится много разного, но в конце волк проглотит луну, а Локи разрушит Нью-Йорк. К счастью, супермимир оказался парнем совестливым и этого не произошло: он просто выключился. Мир уже никогда не будет прежним, но отчего суперкомпьютер суперсамовыпилился – белковым формам жизни познать не дано. То есть, оцените картину: в закрытой комнате в глубокой конспирации и подвале лучшие умы человечества изобретают ИИ. Но не дают ему ни доступа в интернет, ни вообще возможности как-то коммуницировать с внешним мимимиром – очевидно, для того, чтоб новорожденный не насмотрелся кино про Терминатора или ещё чего похуже. В любом случае, Мимир начинает в невообразимых количествах изобретать ВСЁ. Усовершенствует сам себя (ученые подносят ему нужные детальки) и изобретает ЕЩЁ БОЛЬШЕ ВСЕГО. Сингулярность на марше, человечество торжествует, миллионы интеллектуалов остались без работы, сверхсвет, оцифровка личности, самовоспроизводящиеся механизмы, холодный синтез, квантовые процессоры, молекулярная сборка, боже, да всё что угодно. Мимир не изобрел путешествий во времени (наверное) и переходников между воздухом и оптоволокном (в смысле, он так и не придумал, как достучаться до человечества из своей закрытой комнаты без интернета). А возможно, изобрёл – люди просто не успели расшифровать эти записи. В любом случае, как и положено при сингулярности, познание происходило на экспонентарно растущих скоростях, Мимир за пару месяцев записал невообразимое количество вещей – и выключился. Совсем выключился и перестал отвечать на любые сигналы извне. Никто не знает, отчего это произошло, даже я не буду шутить на эту тему. В любом случае, супермозга не стало, совершенно охреневшие от происходящего людишки кое-как выдохнули и ужасно единодушно сказали “Э… Ы… Ну… А давайте больше так не будем?” Все договорились больше не делать полностью самостоятельных ИИ, архивы Мимира назвали мимиртех и начали расшифровывать. Поскольку архивов тех – воистину безбрежный океан, и большая часть там изложена в форме “очевидно, что…” (и далее опущено примерно десять лет математических расчётов), то разбирать мимиртех можно практически до бесконечности. Сингулярность умерла, да здравствует постсингулярность.
Где-то в этом месте техногенная фантастика должна бы перейти в социальную (вот, мужик, у тебя ВСЁ было, что будешь теперь делать?), но этого не происходит. Я имею ввиду, этот пласт в книге до смешного мал и невыразителен. Мимира не стало, а все попробовали жить по-старому. Если совсем искренне – по очень старому, примерно как при холодной войне жили. На земле образовалось два крупных политических полюса – Федерация и Альянс. Они немного поспорили на предмет того, как правильно жить на свете, напрочь забыли уроки двух мировых войн и половину послевоенных мировоззренческих парадигм, в конце концов Федерация решила, что Скайнет, конечно, самотрансклюкировался, но кинофильм Терминатор все-таки надо воплотить. Не могу их осудить: классный фильм, даже сейчас такого уже не снимают, а что уж говорить о  22 веке? Короче, Федерация запускает Технофага: рой наномашинок, воспроизводящих себя из чего угодно. Фаг должен был съесть столицу Альянса и отключиться. Этого не произошло, человечество вымерло, конец.
Шутка. Человечество, конечно, не вымерло, многие к тому моменту уже жили вне планеты, многие даже в иных звёздных системах (прыжковые двигатели уже были изобретены), а часть обитателей Земли шустренько перегнали себя в цифру и удрали по вайфаю на Луну.
Собственно, на этом предыстория заканчивается и, откровенно говоря, я не знаю, как охарактеризовать предлагаемую трактовку произошедшего. Люди, способные жить до 250 лет, снабжённые безграничными ресурсами и имеющие перед собой бесконечное пространство для развития… устроили войну? Нет, я так спрошу: устроили войну, в которой воевали люди? У себя дома? Какой голод, какие третьи страны, какая борьба за ресурсы, вы можете из чего попало делать всё что угодно, все лишние рты сами улетят на альфа-бадальфу, у вас в конце концов уже существует (я опишу) иная экономическая система… ЗАЧЕМ? Зачем вам устраивать такую же войнушку, как в 20 веке (да даже в 21 так больше не воюют, а у вас уже 22-й и прошло больше полувека постсингулярности?..) Почему при именно таких вводных данных всё произошло именно так – я не нашел в книге внятного ответа и, честно говоря, моему впечатлению от в остальном годной игры был нанесен смертельный удар. Нужно было уничтожить Землю, ок. Законы жанра, в конце концов.
Примечание Guns_n_Droidsесть мнение, что подобный исход был вполне очевиден. Можно налепить сколько угодно безграничных ресурсов и молекулярных сборок, но за два месяца мозг человека не будет в состоянии воспринять, что всё перешло на другой уровень песочницы. Особенно если мозг пожилой, заскорузлый и политический. 
Примечание два: да даже за полвека не будет в состоянии. 
Но, имеем то, что имеем, Земля уничтожена, человечество свалило в космос, сингулярность закончилась, начался киберпанк. Я серьёзно: картина мира после гибели Земли – это характерный киберпанк на космических станциях, – и вот он как раз волне неплох. Смотрите: по большей части удрать успела Федерация (Альянс технофаг съел, всё же, первым), теперь у нас есть номинальное мировое правительство под названием Коалиция. Есть корпорации – буквально корпорации, сформированные из крупных компаний, нехило поднявшихся на эвакуации Земли. Корпорации делят рынок (одним оружие, вторым космические перевозки) и грызутся между собой при помощи специально обученных подковёрных наёмников (да, именно за них вам и предлагается играть). Некоторые люди стремятся к Обожествлению (Apotheosis), в смысле – полному отказу от привычной оболочки в виде куска мяса, есть пуристы, которые выступают строго против этого дела, есть всякие мелкотравчатые повстанцы, отказывающиеся жить внутри прогнившего общества (и всё равно живущие: а куда ты с космической станции денешься) – всё, что вы ждёте увидеть в киберпанковой игре. Большой брат следит, все мы часть системы, импланты, виртуальная реальность, хайтек, лоулайф. Собственно, эта часть сеттинга (весь сеттинг, в котором предстоит приключаться) описана достаточно интересно и богато. Про каждую из крупных станций, обитаемых планет и колоний написано по паре страниц, с атмосферными вставками (записи переговоров в сети в основном), есть картинки, да и сама книга производит потрясающее впечатление. Социум не блещет оригинальностью, но во всяком случае, он проработан. Если не думать о том, как три месяца сингулярности и потеря единственной в полной мере обитаемой планеты должны были изменить человечество – всё выглядит очень неплохо. Ну, вот примерно как здешняя репутационная финансовая система. Всем уже, кажется, очевидно, что товарно-денежные отношения отжили своё: в мире, где любая вещь может быть собрана из атомов, говорить о вещественных ценностях уже как-то не с руки. Поэтому Нова тоже берет на вооружение оплату через репутацию. Делает она это довольно прямолинейно, мне показалось – проще чем, например, Eclipse Phase. У персонажа есть параметр Репутации, репутация тратится на услуги и зарабатывается сбором лайков – то есть, в виде благодарности за услуги. За десять копеек дают червонец, в смысле, скопив точечек репутации, ты получаешь уровень гражданина, и чем он у тебя выше – тем лучшие ништяки становятся тебе доступны. Планктон может вообще нифига не делать и только зависать в виртуальности – полностью удовлетворительный объём ананасов и рябчиков ему положен по дефолту (Default, так и называется). Схема простая, но она работает – и радует, что она есть.
Рассказать про корпорации необходимо, но я, право, не знаю, что такого особенного тут можно сказать. Корпорации называются Домами, у каждого есть своя сфера деятельности (ну, коммуникации, оружие, энергетика), происхождение (на Земле они были русско-индийским конгломератом или итало-немецким), база (кто-то сидит на Луне, кто-то на Альфе Лебедя), отношение к Обожествлению тоже варьируется. В принципе, при столь явном разделении по всему, делить этим ребятам почти нечего, но поскольку люди после гибели Земли и мимолетной сингулярности не изменились, что-то они все же делят. Именно в этом им помогают ваши герои. Нова не вынуждает быть непременно шэдоураннером, конечно, но толсто на это намекает. Точнее, никто не мешает тебе быть вольным стрелком с собственными целями – но ты волей-неволей всё равно будешь пересекаться с Домами, потому что они, как водится, повсюду. По понятным причинам, дальнейших сравнений с Eclipse Phase я избежать не могу – но EP выигрывает и тут. Там попросту больше написано о разных аспектах жизни в дивном новом мире, помимо того, что подразумевает “панк” в слове “киберпанк”. Отчасти, кстати, это обусловлено именно вырезками из чатов, там и сям разбросанными в виде вставок. Они нагнетают, о да: в далёком тёмном будущем всё очень-очень плохо – другое дело, что толкового описания альтернатив я так и не нашёл.
Я надеюсь, что общая картина того, что тут можно делать и где это “тут” находится, я обрисовал. Теперь буквально пара слов о том, как это делать. Поскольку это, пусть немного изменённый, но FATE – игра строится на аспектах, у персонажа их пять, а из Нитей перешла логика выделения: цель (ambition), постулат (belief), связи (connection), недостаток (disadvantage) и специализация (expertise). На самом деле, подобное разделение аспектов по группам – одно из самых, на мой взгляд, удачных решений в Strands of Fate, потому что оно кинематографично и звучно (пять аспектов по первым пяти буквам алфавита – мелочь, а понтово). Помимо этого, у персонажа есть Навыки, понятные и практичные, упакованные в пакеты (сколько точек предлагается тратить: скажем, семь навыков на уровень 3, восемь на 2 и три на 1) и форма существования. Это буквально, состояние твоего тельца: ты всё ещё человек, ты полностью цифровое создание или ты цельнометаллический киборг, в которого загрузили личность. От стартового состояния зависят всякие вспомогательные параметры – рефреш (refresh же), количество доступных трюков, размеры стресс-трека (шкалы здоровья, если попросту) и тому подобное.Основное отличие от базовой линейки FATE-игр – в методичном, немного старомодном подходе к задачам, сложностям и таблицам. Их много: для почти каждого типа задач расписаны шкала сложностей, нормы применения навыков, сотношения размеров, мощностей и прочее. Всё почти как в старые добрые времена. Опять же, это не GURPS, циферок и математик тут всё равно несравнимо меньше, но шаг в сторону rules-heavy систем все же обозначен. Получилось что-то посерединке, подходящее, например, для перевода группы от одной парадигмы к другой.
В любом случае, книга выглядит и читается легко – увеличившееся количество писаных правил не привело к засилью таблиц, практически всё излагается простым текстом. Сама же книга (пдф, конечно) – это нечто выдающееся само по себе. МакКоннел называет эту штук “augmented pdf” и да, она и вправду продвинутая. Мелочь, казалось бы – к документу приделана сквозная интерактивная система навигации. Это в смысле, в книжке прямо в тексте сбоку, на каждой странице, висит список глав, а справа – стрелки листания страницы. Ну и ещё навигация по подразделам каждой главы есть у этой главы в её начале. Ссылки работают как ссылки: нажал на строку – попал в нужное место документа. Документ при этом не становится неподъёмным – я читал его с планшета, тормозов не заметил, но рыскать по книге туда-сюда стало несравнимо удобнее. Кроме того, единая рамка здорово связывает страницы между собой – ты читаешь и ощущаешь, что всё это – одна книга, один мир и одна игра. Да, та же Нуменера по сумме шрифтов, арту и прочим элементам оформления выигрывает, но спросите меня, как должны выглядеть книги в наше время – я ткну в Нову.
Подведу итог, а то может показаться, что игра вышла негодной. Нова – очень солидный, кое в чём новаторский и уж точно качественно сделанный продукт. В ней можно найти хорошо работающую механику, достаточный для игры мир, и всё это попросту приятно и легко искать. Насколько она hard science fiction? Ну, определённо больше, чем science-fantasy Нуменеры, причём не только потому, что там люди живут в как бы средневековье, а тут – в как бы будущем. И социум, и антураж, и проблематика здесь, безусловно, сайфайные… просто не настолько суровые, как можно было бы ждать. Я имею в виду, что писать трансгуманизм после, например, Стросса или Стивенсона так, как до них – нельзя. Впрочем, можно просто сразу принять, что перед нами – не книжка с сингулярностью и трансчеловечеством, а книжка с корпорациями и имплантами. В этом случае конфликта ожиданий нет, всё становится ровно, понятно и вполне играбельно.
Я говорил в прошлый раз, что у меня или игры из крутоты, или игры-крутота? Ну вот, Nova Praxis, крепкий середнячок, не шедевр, но в общем не разочаровывает.
Puppet Master: We have been subordinate to our limitations until now. The time has come to cast aside these bonds and to elevate our consciousness to a higher plane. It is time to become a part of all things.
Ghost in the Shell