Обзор игр Game Chef 2014 от Roleplaying News Russian

 
Вступительное слово
Game Chef — это ежегодный конкурс для гейм-дизайнеров аналоговых игр. То есть, таких игр, в которые играют компанией за столом (или, например, в лесу: кабинетки и полевые игры тоже считаются). Конкурс мультиязычный, проходит с 2002 года. Его основная цель — создать готовый прототип игры из выданных организаторами ключевых слов-ингредиентов — каждый год разных — за весьма ограниченный срок.
Участники получают тему и ключевые слова, из которых и варят свой «супчик», «зелье в котле» или»кашу», что уж у кого получится. Участие в конкурсе личное или командное. Приветствуется изобретательность, фантазия и неординарные решения.

 

После того, как вы отослали своё творение на конкурс, вы ещё пишете отзывы на 4 другие работы, так что содержимое котла перемешивается ещё на раз, прежде чем судьи отведают варево и вынесут вердикт. Тема этого года: КНИГИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ, ингредиенты — поглощать, дикий, блеск, серп. Обыгрывай как хочешь. Регламент, правила и прочие подробности можно прочитать на сайте конкурса. Немного статистики — всего по миру было прислано 264 похлёбок. Англоязычных — 108, на бразильском и французском — по 40, корейцы прислали 38 игр. На русском языке — 9 работ.

 

Коллектив RNR в этом году в конкурсе не участвовал, но мы решили, что такую кашу грех не попробовать, и, по-честному поделив работы, написали на них обзоры.



Celt Tales, Письменский Сергей Владимирович
Пробовали: Keyl Sunders, R2R, Wizzard_Rick

 

Что это
Настольная карточная игра на 2–6 игроков возраста от 7 лет. Собираем комбинации карточек, мешаем противнику, накапливаем победные очки.

 

Хорошо
  • Игра в поиски утерянной книги правил, мимими.
  • Все правила уместились на одном листке, он же поле игры, и на карточках.
  • Правила понятные и недвусмысленные, скомпонованы удачно, сразу понятно, как играть.

 

Плохо
  • В стопке «Путь и поиски» самые крутые карточки в конце, а в начале всякие неинтересные базовые компоненты. Пока листаешь игровые материалы — поначалу уныло воспринимается.
  • Классные артефакты из стопки «Находки» никак не участвуют в основном игровом процессе. Они выбираются из стопки находок рандомным образом в самом конце игры, подстроить под них свою стратегию никак нельзя, и они довольно мощные, так что очень возможен исход, когда игроку сильно и несправедливо не повезло. Поскольку игра соревновательная и не чистый рандом, а какие-то там намёки на стратегию, такой поворот убьёт весь интересчто-то обдумывать, и в неё откажутся играть те, кто ценит возможность постратегичить.
  • Вроде бы заявлен какой-то сюжет, а не только сбор ресурсов определённого типа, и этот сюжет даже чуть поддерживается ролями Искателей и карточками городов, но всё это быстро сводится таки к сбору ресурса. Никаких легенд по ходу игры не появляется, никакой кельтики не обнаружено, кроме рандомных узорчиков там и тут. Тема поисков книги где-то продолбалась. Ну, карточки названы условно-фантазийно, но «солнечный бумеранг» это для кельтов перебор с экзотикой всё же:).

 

Странно
  • Все ключевые слова использованы в игре, но остаётся отчётливое чувство, что половина из них использована «чтобы было», на «отвяжись». «Блеск молний» и «Дикий зверь» не связаны с идеей и сюжетом игры, вместо них могло быть что угодно. Про серп понравилось чуть больше (тоже никак не связано с концепцией, зато серпа два разных, и эффект у них немного разный), про поглощение — ещё больше (на него увязан внутриигровой механизм, влияющий на стратегию игры, так что это не элемент, вставленный от балды, что и радует).

 

Итого
Игра пытается усидеть на двух стульях между евроигрой (когда не важно, про что, а важно, кто просёк механику и набрал больше очков) и фантазийным антуражем, но, на мой взгляд, проигрывает по обеим статьям: фэнтези утерялось по ходу, а механику поборол могучий рандом-фактор.


Gatekeepers, Александр «NoNsense» Кульков

Пробовал: Guns_n_Droids,  R2R, Wizzard_Rick

 

Что это
Художественно изложенная концепция подхода к построению игры. Создание сущностей, совместное рассказывание историй, управление нарративными правами. Вопросы без ответов. Вы не найдёте здесь готовой игры, но это не значит, что вы не найдёте ничего вообще.

 

Хорошо
  • Атмосфера
  • Относительно простые правила
  • Однозначное следование теме конкурса
  • И ключевые слова здесь:)

 

Плохо
  • Несмотря на интересные примеры, суть правил игры остаётся непонятной. Ясно, как приходят в игру существа, места и предметы, но неясно, как играть ими впоследствии. Неясно, как ограничены Дикие правила. Да, в общем, много чего неясно.
Итого
В исходном виде неиграбельно. «Некий образ» — на мой взгляд, мало для конкурса. Это, безусловно, не игра, но конкурс и нашу жизнь эта штука здорово украсила:) Рекомендуем прочитать, текст небольшой. В общем и целом игрой это назвать невозможно. Человек, ищущий в этой пьесе игру, может увидеть дзен.


Neverland, Сергей «AmoralCat» Оляков

Пробовал: Виталий «Дос» Федосеев, Wizzard_Rick

 

Что это
Позиционируется как «настольная ролевая игра, включающая в себя элементы сторителлинга и детектива, однако не ограничивается только этими жанрами», однако де-факто является концептом модуля/кампании, не привязанным к определённому сеттингу. Игрокам предстоит пройти через череду чужих снов и решить какую-то конкретную проблему

 

Хорошо
  • Книги и впрямь нет, есть лишь общие указания и концепция того, как это всё должно происходить.
  • Интересная, в целом, идея. Есть любопытные подходы (советы по типовой структуре приключения внутри сна, методы поиска «владельца» сна)

 

Плохо
  • Проект не воспринимается как отдельная игра, более того, в описании так и сказано, что автор предлагает лишь некий шаблон, который ложится на любое существующее приключение. Соответственно, нет и какой-либо игровой системы, а правила ограничены принципом сюжетного построения.
  • Ключевые слова очень слабо обыграны.

 

Странно
Странно, что проект подаётся на конкурс как самостоятельная игра, хотя в самом тексте указано, что «каждый игровой мастер придумает свои правила победы, проигрыша и ведения игры».

 

Итого
Не является, на мой взгляд, самодостаточным продуктом, но вполне может быть использовано в уже идущих играх. Идея путешествующих по снам приключенцев не нова, но автор предлагает несколько подсказок. На наш взгляд, допилить эту идею под *W — и может получиться интересно.


Moriturum, Александр «vagrant» Семыкин

Пробовал: Виталий «Дос» Федосеев, Wizzard_Rick

 

Что это
Ролевая игра, посвящённая «бытию» мультиконфессиональных Мрачных Жнецов, занимающихся завершением жизненного пути простых людей. Как говорит сам автор, это игра о неизбежности смерти и корпоративном соревновании её эмиссаров.

 

Хорошо
  • Довольно интересный концепт сам по себе, бо есть возможность играть, основываясь как на образах из различных культур/религий, так и на образах, распространённых современным масс-культом.
  • Сравнительно простая для освоения система, построенная на d6.
  • Вся информация, необходимая игроку для игры, есть на листе персонажа.
  • Есть советы для Ведущего — стили вождения этой игры, бестиарий.
  • Цитаты из книг Пратчетта делают всё лучше. Как пираты.

 

Плохо
  • Книга всё-таки существует у каждого из игроков, хотя и «никакой единой Книги жизни и смерти не существует», хотя это, конечно, определённая казуистика.
  • Обязательное наличие соревновательного элемента, чёткое определение момента концовки модуля/сессии.

 

Итого
Объемная, крепкая работа. Хорошая подача. Просит некоторой обработки драчевым напильником, но интересно. Дракончик бы сыграл =)


Сияние Гора, Шадрин Игорь, Белявцев Егор

Пробовал: Keyl Sunders, Wizzard_Rick

 

Что это
Настольная карточная игра про двух божеств — Сета и Гора — с динамически изменяющимися правилами.

 

Хорошо
  • Компактное и удобное поле. С вращающимся серпом луны, меняющим расстановку. Да, ты бог и ты можешь вращать месяц, это круто.
  • Карты постоянно влияют на обоих игроков. «Свитки» меняют стандартные правила игры до неузнаваемости.
  • Короткие, но ёмкие описания.

 

Плохо
  • Сложно рассчитать время игры — при изменяющихся правилах партия может непроизвольно затянуться.
  • По ключевым словам — луна в кассу, остальное не так очевидно.
  • Недостаточно антуража в описании карт.

 

Итого
Сложно сказать, не поиграв (а я бы поиграл), но игра простая, гибкая и легкая в освоении. Возможно, стоит подравнять баланс — но игра определенно стоит того, чтоб играть и доводить до ума. Дооформить и вполне можно играть на конвентах и не только.


Дикая природа, Гордеев Михаил

Пробовала: R2R

 

Что это
Настольная карточная игра для 3–6 игроков от 6 лет. Меняемся карточками, составляем пищевые цепочки из охотника и обитателей дикой природы, набираем очки.

 

Хорошо
  • Несложная игра, за которой приятно будет провести семейный вечер.
  • Понравилось использование ключевых слов — как форма карточки, как тип карточки и («поглощение») как внутриигровая концепция, не названная прямо, но отчётливо присутствующая.
  • Дизайн карточек и идея с разной их формой. Если сделать ещё и картинки все разные, будет вообще здорово.
  • Книги нет! Есть коробка, на которой напечатаны правила.

 

Плохо
  • Игра предлагает «перемешать все карточки и разделить их поровну между игроками». В ней 60 карточек, и она рассчитана в том числе на 3 игроков. 20 карточек — это Очень Много, и сложность игры зависит от того, 10 у тебя карточек или 20.

 

Странно
  • Поскольку карточек каждой формы 10, метод «делёжки поровну» будет влиять на сложность игры, и я без плейтеста не скажу, каким образом; тем не менее, предвижу из-за этого споры, особенно если вы играете с детьми.

 

Итого
Игра не вызывает желания немедленно её покупать, а для print’n’play задолбаешься вырезать карточки. В машине с детьми в неё не поиграешь, 60 карточек это убиЦЦа.
В клубе играть — слишком детская, при наличии альтернатив вряд ли кто-то решит рубиться именно в неё (или это должен быть клуб, куда приходят играть с детьми). Если у игры будет компактная коробка и небольшая цена, можно купить домой для разнообразия. Плюс в том, что она несложная и годится для всех поколений.
О! «Игра для дачи»! Точно.


NdN, Мария «Тари» Нозик, Леонид «Роланд» Суевалов, Артур «Арт» Акберов

Пробовал: Keyl Sunders

 

Что это
DramaSystem? Почти традиционная ролевая игра, где конфликты разрешаются на уровне противостояния желаний, возможностей и тропов жанра, а не ударов мечом по бубну.

 

Хорошо
  • Игра, целенаправленно делающая истории — это в любом случае хороший путь
  • Злодейско-геройская синергия — это ценно и по делу, описание смотрится уместными и в плоскости «как делать истории в жанре» и «как добиться баланса самой игры»
  • Зарисовка под приключение как способ обыграть ключи. Может смотреться как ход «на отвали» (у нас есть игра, зачем в неё вставлять непонятные чужеродные абстракции) — и, по-моему, это хорошо.

 

Плохо
  • Ну, начнем с того, что книга все же есть. Правила писаны и их немало (да чего уж там, это самая тяжеловесная игра конкурса, кажется). Я бы плюнул, но в самом начале меня убеждают, что всё в этой книге пдф — не про правила, после чего… начинаются правила создания сцен
  • «Конфликт не более чем двух сторон». Тут я откровенно придираюсь — но зачем акцентировать внимание на ограниченности игры, если это все-равно только конкурсная бета?
  • Возможно, это и есть «традиционная ролевая игра», но правила никак не касаются ничего, что происходит внутри героев. Только их путь к цели. Вот это — да, это серьезное ограничение возможностей моделирования игры.
  • Ну и, собственно, как правила помогают соблюсти динамику истории в целом? Пять актов, но никакой возможности влиять, в рамках правил, на течение истории. Злобарь должен иногда выигрывать, чтоб было интереснее — вот и все советы.

 

Итого
Почитать… хотя бы выходящие «Воспоминания о Будущем». Забить на дурацкие ограничения кашевара. Потом сыграть. Потом написать по сыгранному синопсис рассказа, в гневе порвать и допиливать игру. Но на выходе получится хорошо, авторы явно знают, о чём пишут.


РУСЪ, Мастерская группа «ГАД»: Геннадий «Хиппи» Марутов, Андрей «BlackSoviet» Ефремов

Пробовал: Guns_n_Droids, Wizzard_Rick

 

Что это
Настольная игра без ролевых компонент на троих человек, о том, как светлые, тёмные и чОткие силы (игроков, разумеется) пытаются завоевать себе Страну Нашего Детства, Поглощённую Нашим Настоящим aka мемами разнообразными.

 

Хорошо
  • Стиль нечеловечески хорош. И рисунки, и жидорептилоиды, и мемы различных регионов, игра прямо-таки дышит этим стилем, от значков ресурсов и до иллюстраций
  • Неплохое, тематичное введение и примеры.
  • Механика — простая и логичная.

 

Плохо
  • Простота механики иногда ощущается минусом — два с лишним десятка регионов и карты часто используют почти одни и те же приёмы для «бонусов», из-за чего игра может быстро наскучить.
  • Лимит в три игрока может быть неудобен.
  • Временами иллюстрациям недостаёт четкости и разрешения
  • И да, а где собственно «книги не существует»? Ключевые слова есть, да.

 

Странно
Игра, в которой мы играем за Условно Светлые Силы Против Жидорептилоидов и обратно? Не, ничего странного:)

 

Итого
Хочу сыграть! И я хочу! И даже, пожалуй, распечатаю и сыграю.


В овечьей шкуре, Ингвар «Witpun» Лосев

Пробовала: R2R

 

Что это
Небольшая, на две странички, ролевая игра про начинающих оборотней, у которых есть все шансы либо стать законченными оборотнями, либо бороться со своей звериной сущностью и победить, оставшись человеком.

 

Хорошо
  • Использованы все ключевые слова, и использованы с толком — как параметры персонажа. Не выглядит притянутым за уши, всё гармонично.
  • Идея с постепенной трансформацией в оборотня — красивая. Есть немалый потенциал для допиливания под другие сеттинги, в которых есть похожие мотивы.
  • Понравилась концепция «у каждого NPC и у других игровых сущностей есть ключевой параметр, выражаемый дайсом, и у PC тоже такой есть, но у них есть ещё и другие».
  • Интересная находка — внутренняя борьба и бросок одного своего параметра против другого. Механика поддерживает идею игры, это круто.

 

Плохо
  • Правила очень неровные. Для каких-то важных вещей — «правил нет, придумайте что-нибудь сами», для других внезапно автор придумывает сложное, неочевидное правило и не приводит примеров.
  • Орфография. Я понимаю, всего неделя на всё про всё, но опечатки наподобие «Живтной» и «поглащения» должны ловить программы проверки орфографии.
  • Вёрстка. Где-то в параграфе 3 должно быть больше абзацных отбивок, сейчас там разные правила слиплись в одну кучу.

 

Странно
  • В списке игр эта работа называется «В овечьей шкуре», с рапидшары мы внезапно качаем файл «Под полной луной 2»
  • Правила про кратность броска и сложности, вызывающую критический успех или провал. Очень странная штука, правда. Вряд ли удобная.
  • Параметр, описывающий игровую сущность, назван просто «параметр», и ему противопоставлены «дополнительные» или «оборотнические» параметры.

 

Итого
Было бы интересно попробовать сыграть, хотя механика критов вызывает сомнения.
И я хочу увидеть развитие этой игры: если считать эту версию бетой, то будет круто, если автор доведёт её до релиза.