It’s super-effective: Обзор Pokemon Table-Top United

Я соберу их всех!

Эш Кетчум, аниме Pokemon

 

Широко известное Правило 34 гласит «Если это существует, то про это есть порно». Менее известное изречение гласит «Если ваша любимая медиа-франшиза популярна, то по ней наверняка создана настольная ролевая игра». Так что, я даже не удивился, когда узнал о существовании Pokemon Table-Top United.

О пестиках и тычинках

В далёком 1996 году Nintendo выпустила первую игру для «Геймбоя» — Pokemon Red/Blue, посвящённую ловле странных существ, их «раскачке», боям с их участием и спасению диких покемонов от злой преступной группировки «Ракета». Покемонов тогда было всего 150, игра, как и все игры на GameBoy была пиксельной и чёрно-белой… Но это не помешало покемонам приобрести бешеную популярность. За игрой последовала следующая, появились манга, а за ней и аниме, миллионы людей по всему миру удивляются и восхищаются Карманными Монстрами до сих пор!

r4zevZc

На данный момент на консолях Nintendo продолжают выходить новые части Pokemon, добавляя всё новых покемонстриков в Pokedex

На данный момент вышло больше десятка игр на различных платформах, существует несколько ККИ, несколько аниме-сериалов, самих покемонов на момент написания статьи насчитывается 721, а коварная Nintendo продолжает радовать фанатов очередными обновлениями вселенной.

Если у вас не было детства, и вы не видели ни аниме-сериала, ни полнометражек, которыми нас периодически баловали и балуют Первый канал и ТНТ, то вот вам краткий ликбез по сеттингу.

Покемон – странное существо, представляющее собой как, например, забавное животное с некоторыми странными «стихийными» особенностями (огненный хвост, генерирующая электричество шерсть ит.п.), так и ожившие камни, воплощённые сны и много другое. Строго говоря, «нормальных» животных в этом мире практически нет, кроме некоторых рыб и насекомых. Даже многие растения в этом мире являются покемонами. Все покемоны в той или иной степени разумны и предрасположены к использованию сверхъестественных способностей. Каждый покемон относится к одному (или двум) из 18 «стихийных» Типов, причём среди них встречаются как классические элементы вроде Огня, Воды, Земли или Воздуха, так и мистические вроде Тёмного, Призрачного или Психического, и даже более странные вроде Насекомого или Бойцового Типов. Тип покемона напрямую влияет на его способности, а также слабые и сильные стороны.

Многие покемоны с возрастом (т.е., накопив достаточно опыта) способны трансформироваться в другую, более зрелую форму. Этот процесс метаморфоза называется Эволюцией, многие покемоны способны эволюционировать в несколько различных форм, в зависимости от пола и некоторых других факторов.

Почти все покемоны могут эволюционировать в 1-2 формы, причем последовательно, но Иви — рекордсмен по количеству ветвей эволюции

Тренер Покемонов – человек, который выследил, поймал, избил и заставил служить себе дикого покемона. Да, звучит немного странно для детского аниме, но фактически так и происходит. С помощью специальных технических устройств, называемых покеболами, тренер ломает волю покемона, подчиняя его себе и заставляя сражаться до полусмерти на потеху публике. Эм, в смысле, строит взаимоотношения со своими покемонами на дружеской основе, специально выводит и выращивает более сильных, лучше приспособленных к боям покемонов (хотя, буду честным, в игре действительно описан класс классического циркового дрессировщика, который, в буквальном смысле комбинируя кнут и пряник, добивается потрясающих результатов).

 

«Покемон НРИ» — как это было и как это сейчас

Собственно говоря, сначала появилась игра Pokemon Table-Top Adventures, основанная на механике d20, довольна удобная в освоении, но не слишком сбалансированная и несколько запутанная. Позднее из неё выросла и отпочковалась Pokemon Table-Top United (далее — PTU), про которую и идёт речь в этой статье, потому что она лучше. =)

Собственно, здесь мы имеем дело не просто с инди-игрой, а с фанатским проектом, который, впрочем, проработан не хуже многих инди-проектов.

Screenshot_1

Итак, что же представляет собой PTU?

За основу игровой системы взята малоизвестная в наших палестинах Tri-Stat RPG, являющейся игромеханической основой Big Eyes, Small Mouth – ролевой игре в стиле аниме, причём любого аниме — там и девочки-волшебницы, и ОБЧР, и городские маги, и многое другое. Была даже книга Big Ears, Small Mouse, посвящённая играм про персонажей из короткометражных мультфильмов в стиле «Тома и .Джерри» или «Весёлые Мелодии». Так что, можно сказать, что авторы игры ответственно подошли к процессу подбора игромеханической составляющей, и выбрали систему, как нельзя лучше подходящую для их целей.

Сама система довольно проста – у персонажа есть три атрибута (Тело, Разум и Дух), влияющие на некоторые вторичные атрибуты, а также выступающие в качестве бонуса при проверках умений. Также есть шесть Боевых Атрибутов (более подробно об этом я расскажу позже), и весьма широкий список умений – от Общего Образования до Готовки. Показатель Умения обозначает количество шестигранных кубов, которые используются при соответствующих проверках (при проверке «голого» Атрибута используют три шестигранника).

Следующий интересный момент, присущий Tri-Stat RPG, это система Черт и Граней (Features&Edges). На каждом чётном уровне персонаж получает одну Грань, на каждом нечётном – одну Грань или одну Черту. Грани отражают натренированность персонажа в какой-то конкретной сфере, и чаще всего привязаны к определённому Умению (в конце концов, простое повышение показателя Умения тоже считается Гранью). Примеры Граней – увеличение грузоподъёмности (умение Атлетика), возможность бесшумно перемещаться всегда (умение Скрытность), возможность создавать противопокемоновые репелленты (умение Медицинское Образование) и т.д.

Черты же являются более сложными игромеханически, могут перманентно изменять Боевые Атрибуты персонажа, часто требуют приобрести до того несколько Граней, и могут «прокачиваться» в дальнейшем. Кроме того, Боевые Черты, в отличие от Боевых Граней, оказывают эффект не только на персонажа, но и на его покемонов. Примеры Черт – возможность получить дополнительное действие в раунд, возможность временно увеличивать показатель здоровья ваших покемонов, и многое другое.

Строго говоря, представленные в игре классы тоже являются Чертами, дающими доступ к группе уникальных, доступных только для этого класса Черт. Но, тем не менее, разнообразие классов приятно поражает. Все они основаны на концептах из игр, манги и аниме, и потому довольно узнаваемы. Кого здесь только нет – и профессиональный тренер, и повар, и заводчик покемонов, и мастер рукопашного боя, и учёный, и фотограф, и медиум или ясновидящий (да, сверхъестественные способности доступны здесь не только покемонам). Всего, учитывая дополнительные книги, в игре представлено 67 классов. Один персонаж может взять всего 4, впрочем, и этого обычно достаточно.

f829bed61f75627eea111dfde089fe2c.750x1000x1

Эш Кетчум. Пожалуй, самый известный тренер покемонов

Gotta Catch’ em All!

Перейдём же к собственно покемонам. Им посвящена львиная доля книги, что неудивительно (плюс, отдельная книга Pokedex – фактически, стандартный «монстрятник»). Авторы старались как могли, и у них получилось почти как в видеоигре, только лучше.

У каждого покемона есть шесть Боевых Атрибутов – Здоровье (НР), Атака (Attack), Защита (Defense), Особая Атака (Special Attack), Особая Защита (Special Defense) и Скорость (Speed). Здоровье отвечает собственно за состояние здоровья покемона (при глубоком уходе в отрицательные хиты он имеет все шансы умереть), Атака добавляется к наносимому урону, Защита вычитается из урона полученного, а скорость влияет на инициативу в бою. Данные атрибуты полностью копируют оные из видеоигры (благодаря этому все новые покемоны, не попавшие в Pokedex, легко конвертятся). Боевые Атрибуты увеличиваются с каждым новым уровнем, и есть возможность в определённых пределах манипулировать их показателями, так что два покемона одного вида и уровня не будут близнецами.

pokedex-booting-15992-1280x800

Pokedex — электронная энциклопедия с информацией о всех известных видах покемонов — есть у каждого уважающего себя тренера.

Разумеется, у каждого покемона есть список Боевых Действий (Moves), одинаковый для каждого представителя этого вида – это те самые электрические разряды, ядовитые плевки, огненное дыхание или вихрь бритвенно-острых листьев. Благодаря тому, что кроме списка Действий, получаемых с ростом уровня, у покемона также есть список Действий, которым его можно обучить вне зависимости от его опыта, возможны довольно интересные комбинации вроде громовых разрядов у совершенно обычного терьера или огненного дыхания у летающего камня.

У каждого покемона есть также список особых способностей (Abilities), обычно либо срабатывающих при определённых состояниях, либо используемых некоторое число раз в день. При нормальных условиях покемон может естественным образом (т.е., с ростом уровня) получить всего три способности, однако есть и другие способы их получить. В качестве примеров способностей могу привести такие, как увеличение показателя Атаки каждый раз, когда тебя ранят, усиление действия всех ядовитых атак, ну или просто иммунитет – скажем, к яду или параличу.

Так же, как и у людей, у покемонов есть Умения, показатели которых обычно стандартны для всех представителей их вида, хотя их тоже можно прокачивать.

Более того, с ростом уровня покемоны копят не только опыт, но и так называемые Очки Обучения (Tutor Points), которые их тренера могут использовать для обучения своих питомцам некоторым особенным Боевым Действиям, а также приобретать на них ПокеГрани (по сути – то же самое, что и Грани у персонажей-людей, но присущие только покемонам). Отмечу, что Очки Обучения не доступны диким покемонам, это преимущество, которое даётся им их тренерами.

Достаточно детально описано разведение покемонов, которое, по сути, представляет собой отдельный пласт игры. Класс Заводчик (Hatcher) позволяет выводить покемонов с нужными свойствами, а также построить свою маленькую финансовую империю, построенную на торговле яйцами и детёнышами.

Детально (хотя и немного путано) описан процесс поимки покемонов, и даже рыбная ловля. Есть также правила по восстановлению вымерших покемонов на основе образца ДНК, найденного в окаменелых останках.

power_pair_tag_battle_by_arkeis_pokemon-d79qtrj

Битвы покемонов — на редкость зрелищное действо

Let The Battle Begin!

Боевая система одновременно и проста, и весьма детализирована.

В целом, бой проходит примерно так:

  • определяется порядок инициативы в бою. Тренеры заявляют порядок действий от низшей к высшей, а действуют в обратном порядке (как в сторителлинге почти). Покемоны всегда действуют от высшей к низшей;
  • тренеры выпускают покемонов и отдают им команды;
  • атакующий покемон перемещается и использует Боевое Действие (если достаёт). Для проверки попадания осуществляется бросок d20. Сложность каждого Боевого Действия указана в его описании, плюс на неё влияет Увёртливость покемона (зависит от соответствующей Защиты или Скорости, что выше). При попадании, делается бросок на урон (либо используется фиксированное число). К результату броска добавляется показатель Атаки нападающего и из получившегося числа вычитается показатель Защиты обороняющегося. Результат, с поправкой на уязвимости/устойчивости и является вошедшим уроном

Стоит всегда помнить про устойчивости/уязвимости, ибо у каждого из 18 типов они свои, и таблица с их перечислением способна вызвать головную боль. Впрочем, именно на умении подобрать максимально эффективную команду покемонов и грамотном планировании тактических решений и строятся победы в соревнованиях тренеров.

Pokemon+irl_2ebf6b_4096936

Покемоны могут быть и весьма серьезным жанром. Попробуйте представить мир с массовым использованием покемонов в мировой геополитике, войнах, криминале, терроризме, контрабанде…

Непутёвые заметки

В разделе книги, предназначенном для мастеров, детально описаны правила по созданию сложных энкаунтеров, даны рекомендации по разработке собственного варианта Лиги Покемонов, адаптации покемонов в экосистеме, советы по отыгрышу покемонов и многое другое.

Также в главе для мастеров дано множество сеттингоидей и полезных советов как по разработке собственного сеттинга, так и по внедрению элементов PTU в уже существующую игру.

Нет, разумеется, всегда можно взять за основу сеттинг из аниме и видеоигр (и, если углубиться в его истории подробно, то можно найти массу интересного материала), но разве не интересней взять что-то новое?

Да и просто добавление некоторой реалистичности уже может превратить жанр игры в нечто более гримдарковое. Вот отличная цитата, например:

«Это доброе детское аниме, поэтому почти всё мясо, которое вы едите — это мясо покемонов. Не-покемонами здесь являются некоторые рыбы, насекомые, ракообразные и кое-что ещё.

Это доброе детское аниме, потому, если ваш покемон по типу питания — хищник, то вполне нормально кормить его поверженными дикими покемонами.

Это доброе детское аниме, поэтому здесь вполне реально умереть, так как многие дикие покемоны вполне чётко осознают, что именно ВЫ — корень их бед, и будут  пытаться вас сжечь, заморозить, отравить или сожрать.

Это доброе детское аниме, а все цены рассчитаны на работающих взрослых — так что, не удивляйтесь тому, что у вас всё время не хватает денег на что-нибудь, а медицинская страховка внезапно заканчивается. Насколько я помню, закончили мы на том, что персонаж Траусти получил ожог поверхности тела примерно в 80% и лежит в госпитале. Остальные тоже лечатся и восстанавливают силы.»

c9c66b_5199236

Дополнительные материалы

Кроме основной книги правил и монстрятника-покедекса, для PTU  выпущено ещё несколько книг.

Первая из них, The Blessed and The Damned посвящена Легендарным покемонам, охоте на них и их роли в истории мира. Здесь рассказывается о роли религии в мире покемонов, о самих Легендарных покемонах как о воплощениях богов или концепций, даны новые классы и правила взаимодействия Тренеров с Легендами.

Другая, Do Porygon Dream Of Mareep? рассказывает о том, как ввести элементы научной фантастики в игру про покемонов, а также как превратить её, например, в киберпанк, космооперу или пост-апокалипсис. Здесь есть правила по созданию покемонов-роботов, по виртуальной реальности и кибер-имплантам. Ещё тут есть забавные правила по адаптации покемонов, вроде гигантских космических китов, бабочек, телепортирующихся сквозь время или ос, размножающихся по принципу Чужих из одноимённого фильма.

Третья книга, Game of Trohs, рассказывает о том, как вести фэнтези-кампанию про покемонов. Здесь есть сеттингоидеи по «классическому» западному фэнтези, по арабскому и восточному (японо-китайскому фэнтези), а также по вестерну и стимпанку. Также здесь даны правила и рекомендации по магии и магическим классам, и подробно расписаны вещи, отсутствующие в фэнтези-сеттинге (те же покеболы, например), и способы их замены.

В общем и целом, Pokemon Table-Top United оставляет крайне положительное впечатление. Да, возможно, она чересчур сложна для современных любителей попередавать нарративные права, но настоящего фаната это не остановит – а рассчитана эта игра, прежде всего, на фанатов.

  • Urist McDorf

    Чуть-чуть играл. Переусложнённое нечто, хорошее исключительно тем, что «ну это же покемоны!». Так — переусложнено, но большая часть комплексности уходит в пустоту. Попытки общаться с авторами на предмет ошибок в системе привели к достаточно грубым отказам и подходу «у нас и так всё хорошо, играют же».
    Лучше возьмите FATE Core для этих же целей, право слово.