«НРИ должны перестать быть уделом «избранных»» — интервью с Легасом

Друзья, сегодня у нас в гостях Илья Гандкин, известный как Легас, ведущий шоу о настольных ролевых играх «Поводильник». Мы поговорили об увлечении этими самыми играми, о будущих планах на «Поводильник» и задали вопросы от вас, уважаемые читатели.

Про личное

— Привет, Легас! Расскажи немного о себе: давно ли ты увлекаешься настольными ролевыми играми? Чем занимаешься кроме этого?

— Привет.

Первый раз со всем этим добром меня познакомил старший товарищ. В 2001-ом году он привёз мне Мир Великого Дракона (одна из первых отечественных настольных ролевых игр — здесь и далее примечание редакции) и пригоршню самоклеенных кубиков. Я решительно не «всёк» в правила, но тут же начал водить. =)

Кроме игр — работа, отношения с любимой девушкой, игры живого действия, в PS4 вот подшпиливаю, всякая музыка тоже вот. Ну и есть ещё один секрет, конечно. Но вообще, иногда, я снимаю видеоблог про НРИ. =)

— О, Мир Великого Дракона? Ты же в курсе, что буквально совсем недавно его переиздали?

— В плане фэнтези я дичайший ретроград. И пока лучше пресловутой D&D 3.5 ничего не видел. Хотя вот на днях начал посматривать на Dungeon World (мы о ней писали совсем недавно). Если не все книги на Ролеконе раскупили — приобрету, почитаю

— Но к МВД уже не вернёшься?

— Неееее.

— Хе. Ладно, коль уже мы затронули с тобой тему, то скажи, что за игры тебе нравятся больше всего и почему? И расскажи о любимых стилях и жанрах.

— В сообществе нормально корчить из себя эксперта по системам, но удержусь. =)

Как игроку мне больше всего дорога система Уникум (авторская система правил, ссылка на описание на RPG WIKI) от моего друга из Красноярска Вячеслава «Воланда» Вышегородского. Там с точки зрения математики всё как я не люблю. Сложно-сложно-сложно. Но игры были потрясающие. Знаете, не водилочки-роллочки, а игры, меняющие потом тебя как мастера.

Как ведущему — D&D для героического фэнтези. Для всего остального есть Савага («Savage Worlds: Дневник авантюриста», настольная ролевая игра с универсальными правилами в авантюрном стиле). Её перевод сложно переоценить. И возможность водить практически что угодно, без 14-тистраничного листа персонажа — это прекрасно.

Ну и чуть не забыл упомянуть «Красную землю» (отечественная игра о мистической Гражданской войне в России), потрясающую как тысяча рассветов!

— А жанры и стили? Ты сам чаще водишь фэнтези или что-то другое?

— Очень разное. Но в основном всякое жанровое и про современность. Триллеры-детективы-хорроры. Сейчас вот потихоньку пишу свой сеттинг и вожу по нему три партии. И там [есть] всё. От залихватского экшен-боевика в духе «Безумного Макса», «Района №9» и «Робота по имени Чаппи» до боевой дипломатии из кабины огромного человекоподобного робота в стиле «Кода Гиасс».

В игре не должно быть комфортно. Хорошая история должна бить с размаху. Наповал.

— Звучит отлично! Если это под Savage Worlds, то такой сеттинг точно бы нашёл своего игрока. А где ещё ищешь вдохновение для игр? Какие-то книги, фильмы, игры и сериалы?

— На самом деле, здорово было бы издать. Это правда.

Вдохновение — очень нестабильная штука. Лучше на неё не полагаться.

Образы беру отовсюду. Те самые игры-книги-сериалы. И из снов, конечно же. Но NPC, как правило, с живых людей. Друзей, прохожих. Мне очень важна актёрская часть мастерского ремесла. И даже если перед героями огромный каннибал Джитинжи, угощающий гостей печенью своего врага, важно понимать его. Станиславский, все дела. =) Это, наверное, служба в театре свою роль сыграла.

Про шоу

— Нашим читателям ты известен по шоу на YouTube под названием «Поводильник». Расскажи о нём подробнее: откуда пришла такая идея? Что на это сподвигло? Кто входит в вашу команду?

— Мне нравится ютуб. В смысле, это крутейшая площадка. И мне нравятся игры. Всё просто. =)

Хотелось сделать шоу о настольных ролевых играх с отличной картинкой и лёгкой подачей. Типа: «Денжены — это нормально, ребят. Вы не станете аутсайдером только из-за того, что посидите за столом, играя за эльфа-воина».

У меня был опыт и камера. Казалось бы, что ещё нужно? =)

Ох, как я тогда ошибался!

С момента съёмок того первого видео мы проделали огромный путь. Рост качества звука или там длительности выпусков видят все. Но там тысячи мелочей, которые, наверное, никто никогда и не заметит. Ведь нет комментов в духе: «Отлично поставили свет, ребята. Крутой цветокор! Какой здоровский монтаж!». А это колоссальная часть работы. И это я ещё про сценарий не начал говорить.

В команде стабильно только я и мой друг Ник.

Сейчас вот обрастаем новым оператором. С нашими рабочими графиками очень сложно стабильно собираться. В съёмках 13-го участвовало семь человек. Последние «прохладные истории» снимали с тремя операторами. Экспериментируем.

— Есть ли какие-то зарубежные аналоги, на которые ты ориентировался, когда начинал? А отечественные? Вообще, кого ты сам смотришь на ютубе из ролевого?

— Нет. Формат придумывался на кухне. Просто поставили камеру. Ник задавал вопросы, а я на них отвечал.

Зарубежных коллег я посмотрел сильно позже. «Поводильник» — это не проект с прицелом в целевую аудиторию. Мой канал — штука, которую мне просто по кайфу делать. В поисках расположения масс легко забыть, зачем ты всё это начал.

[А смотрю из зарубежных] Node. Это же ребята из CorridorDigital. А они просто невероятные.

— А расскажи, на чей опыт ты опираешься, когда даёшь советы игрокам и ведущим? И как вы выбираете темы для новых выпусков?

— Странно советовать людям вещи до которых дошёл не сам. =)

Все эти штуки — мой личный опыт. Какие-то вещи комьюнити в комментариях называет элементарными. Но вот я до сих пор не стремаюсь в свою тетрадь на странице каждой из кампаний крепить стикер с текстом: «завязка, развитие, кульминация, развязка».

Ну и сайт ваш читаю, конечно.

Про темы смешно. У нас есть длиннющий список. Но каждый раз, выбирая новую тему, придумываю что-то другое. О наболевшем, в общем, рассказываю. =)

— Кстати, в тему смешных случаев. Были ли какие-нибудь забавные и интересные случаи со съёмок? Не планируете ли выпуск «по фану», в котором бы собрали моменты, не вошедшие в другие выпуски?

— Да каждый выпуск. Но это всё по большей части локальные мемчики. Первый выпуск, например, мы снимали в ванной. =)

Ну а про нарезку из дублей тут два соображения. Первое — чтобы делать это круто, надо быть Джеки Чаном.

Второе — я не храню старые материалы. Снимаем мы в очень большом разрешении и, что уж тут говорить, дублей много. Сейчас вот друг подарил под это дело винт на терабайт. Может и сподобимся когда-нибудь.

— Расскажи по секрету нашим читателям, чего ждать в будущих выпусках? Не планируете ли новый формат или даже новый проект, связанный с настольными ролевыми играми?

— Нового будет много. И уже очень скоро.

Мы, наконец, научились снимать меня в статике. Теперь попробуем нечто иное.

Плюс сейчас уже [загружено] на канале, но ждёт своего часа довольно много материала, разной степени экспериментальности. А дальше… Ох. Вот подумываем из просторного коридора переехать в спальню. Вынести оттуда диван, оборудовать студию. Всё это, конечно, для съёмок чего-то большего чем просто «Поводильник». Но это реально сложный процесс. И где брать аппаратуру тоже не понятно. Все эти игрушки, даже в аренду, стоят серьёзных денег.

— Несколько дней назад в Москве прошёл фестиваль настольных ролевых игр «Ролекон», и многие ожидали тебя там увидеть. Расскажи, почему ваша команда не приехала? И планируете ли вы в будущем посетить какой-нибудь фестиваль?

— Чтобы меня пырнули ножом за выпуск «прохладных историй» про женщин? =)

А если серьёзно — меня приглашали на конвент имени барона Карла Мюнхгаузена. Но мы как-то не договорились зачем конкретно. Так и не срослось.

Отбирать у вас хлеб и вести новостную деятельность мне не интересно.

Во время самого Ролекона я провёл две встречи и записал часть нового выпуска. Время, в общем, зря не тратил. =)

Идеи экспериментального конвентного формата конечно есть. Осталось их нормально оформить и ждать предложений. =)

— А что вообще думаешь по поводу фестивалей, конвентов и игровых дней, где несколько ведущих одновременно проводят свои игры? И что скажешь о развитии настольных ролевых игр в России?

— Я был на некотором количестве игротек. Мастера там были очень плохо подготовлены. Но занятие это для хобби, в целом, очень полезное. Особенно когда освещается шире, чем исключительно для нашего комьюнити.

Переводы (а ведь ещё совсем недавно промт был моим вернейшим спутником), издания бумажных книг, отечественные системы, конвенты, новостной портал — мы быстро растём. В личку мне постоянно пишут люди, желающие приобщиться к хобби.

Настольные ролевые игры должны перестать быть уделом «избранных». В них легко играют и дети, и прапорщики из армии. Социализация. Социализация или смерть! =)

Вопросы от читателей

— Итак, пришло время вопросов от читателей. Часть из них мы собрали под эгидой «дай совет», как ты это делаешь в «Поводильнике». И вот первый из них: как не переключаться с одной кампании на другую? Особенно в случаях, когда познакомился с новой системой?

— Буду отвечать коротко. Чтобы потом про это можно было выпуск снять, если вдруг захочется. =)

Для того, чтобы переключится, беру паузу. Подготовка — наше всё. Начинаю встречаться с игроками и просто разговаривать на тему. Накачиваю атмосферой и их, и себя.

С новой системой — главное не рвать с места в карьер. Не обламываюсь провести вне игры боёвку. Для теста.

И ваншоты. Они решают, конечно. И в плане проб систем, и в плане переключения с одного кампейна на другой.

— Ещё из разряда «дай совет»: как работать с социальным договором? Как вежливо указать игроку на дверь, если с ним больше не хочется иметь дела?

— Не знаю, для кого это может стать проблемой. Вежливые формы отказа — эта практика, которая должна быть у всех. В таком уж мире мы живём.

А вообще, практически все камни, на которые можно напороться, отслеживаются на стадии подготовки.

«Парень, вождение тебя не доставляет мне удовольствия» — вполне нормальная причина для отказа. Если вы не водите за деньги, конечно. =)

— Вот ещё интересный вопрос: как по-твоему изменилась мода настольных ролевых игр? Что стало больше нравится игрокам?

— Тут я не силён.

Так как на Ролеконах не бываю, вижу только то, что издано. Игры стали лучше. Ну, объективно говоря. Но вот выбирая между 3.5-ми Героями и 5-ми, я выберу 3.5. Просто потому что с ними у меня связано множество отличных воспоминаний. Нарративные игры набирают обороты и вряд ли своё упустят.

Интересно будет, когда все лёгкие жанры закончатся. Смогут ли НРИ родить что-то, а не эксплуатировать образы извне? Вот что интересно. С другой стороны, подобный кризис в кино и видеоиграх просто породил переиздания и линейки с пугающими цифрами в заголовках.

— Интересная мысль. А вот вопрос немного о личном опыте: какая у тебя была самая неудачная игра, и какие уроки ты из неё почерпнул?

— Как-то я накидывался по Dark Heresy (настольная ролевая игра с «тяжёлыми правилами» об аколитах Инквизиции в мире мрачного будущего). У них там огромные такие листы персонажей были, страниц эдак в четырнадцать. В общем, вместо игры мы просто до поздней ночи создавали персонажей. Устали и легли спать. Больше не играли. В смысле, в Dark Heresy вообще не играли.

Какой вывод я сделал? В эту 14-тистраничную шляпу — больше никогда. =)

— Ещё немного: какие релизы (игры, игровые миры и дополнения) 2015-го года, на твой взгляд, можно назвать успешными, а какие — провальными?

— Я очень жду «Кремниевых богов» от Студии 101 (это не релиз, на Ролеконе 2015 года игра была только анонсирована ). Если можно будет задонатить — надо будет донатить.

Из провального… Право слово, если что-то дошло до печати — это уже очень круто. Провальные — это те, что остались в головах и на жёстких дисках. Недодуманные, недописанные кадавры. =)

— А из зарубежных релизов? Следишь за чем-нибудь?

— Неа. =(

Я и так довольно много всего ещё не попробовал на деле. До пятёрки ещё нормально не добрался, до Promethean: The Created, не упоролся по фэйту. На это бы время найти. =) Но книги я покупаю.

— Вот ещё один. Как ты относишься к формату онлайн-игр? Через Skype, Roll20, Hangouts и т.д.?

— Как к сексу по телефону. Заниматься этим не стыдно. =)

Но, при прочих равных, я всегда предпочту живую партию. Отношение людей совершенно иное, когда назначаешь им игру в скайпе. Степень ответственности меньше, что ли.

— А сам играл/водил?

(Здесь Легас делится ссылкой на развёрнутый отчёт по игре в Roll20)

— Спасибо за интервью, Легас! И, напоследок, что бы ты пожелал нашим читателям?

— Традиционно. Играйте в те игры, которые заслуживаете. Пока! =)

Фотографии предоставлены из личного архива

Канал на YouTube

Группа Вконтакте

  • Evgeny Ledovskikh

    Прям на душе так тепло стало, что кто-то еще играет и уважает ДнД 3.5