«Марс — новый воздух»: будущее без будущего

Автор: Abash


В ноябре 2014 года люди доброй воли из коллектива филантропов-авторов словесных ролевых игр «Лавикандия» выпустили очередной сеттинг для игры в психологические детективы «Марс — новый воздух». На 83 «ландшафтно» ориентированных страницах излагалось видение авторов того, какими будут в 2080-м марсианскии колонии. Сеттинг произвел некоторое волнение в интернете, после чего как авторы так и публика «притихли» на несколько месяцев. В апреле 2015 года авторский коллектив опубликовал расширение для сеттинга под названием «Земля — старый свет». Выждав ещё полгода, я осмелюсь кратко отрецензировать упомянутые выше произведения.


В «новом воздухе» Марс переходит из состояния «красный шарик» в состояние «коричневый шарик».

Сеттинг «Марса» — это терраформируемый Марс ближайшего будущего, колонизируемый десятью миллионами индусов, китайцев, европейцев и американцев. Технологический прорыв в двигателестроении и энергетике, позволивший создать в 2030-х т.н. «М»-двигатель для космических перелетов, обеспечивает экономическую эффективность колонизации — ведь рейс 50-тонного грузового корабля по маршруту Земля космодром Сан-Марко — Марс, Ред сити, космодром Гюйгенс занимает всего несколько месяцев.


Концепт-арт передвижных станций для генерирования атмосферы.
Хотите ли Вы поработать там хотя бы следователем?

Марсианин в мире игры может быть модифицирован генетически, или улучшен электронными протезами, на манер всё ещё популярных ныне Шэдоурана и Киберпанка 2020. Он может трудиться на одной из многочисленных ферм, разбросанных по территории красной планеты, служить на станции по изменению климата, либо искать пропитания в столице марсианской колонии Ред Сити. Он может быть потомком пионеров — ученых-первопроходцев прибывших на Марс несколько поколений назад — и по американской традиции обладать некоторыми неочевидными преимуществами перед т.н. колонистами — гражданами, заселяющими Марс в настоящее время. Колониальные чиновники ООН довольно суровы в отборе кадров, получающих вид на жительство — колонист должен иметь диплом о высшем образовании и пройти медосмотр, с целью проверки способности будущего колониста выжить в марсианских условиях.


Психологический детектив в мире интернета вещей, Больших данных, общедоступных суперкомпьютеров и других страшных названий всерьёз играть довольно трудно.

Игрокам предлагается создать персонажей-следователей, работающих на марсианскую технократическую тиранию и по совместительству колониальных чиновников ООН т.н. Администрацию, в задачу которых входит расследовать преступления опираясь на некий странный свод законов («Техника безопасности» или ТБ), заданных оной Администрацией и подчиняясь некоторому странному кодексу поведения следователя, изложенному в той же ТБ. Всего следователей администрации на Марсе — около 400 человек, на 10 миллионов потенциальных правонарушителей.


Марсианских якудз у авторов для читателей не заготовлено.

Разумеется, Марс поделен между корпорациями земными и местными, а также всевозможными экзотическими преступными группировками. Как указывают авторы, агенты Администрации покровительствуют ОПГ, поскольку преступники сами поддерживают порядок на подконтрольных территориях, а корпорации и преступные организации в свою очередь охотно выплачивают премии тем следователям Администрации, которые в ходе выполнения служебных обязанностей оказывают им услуги. Очевидно, что помимо условно-компетентных следователей Администрации ситуацию на Марсе контролирует т.н. Фирма, т.е. глубоко законспирированная организация имеющая своих осведомителей во всех социальных слоях марсианского общества и, возможно, даже в самой Администрации. Как это и полагается в колониях уважающих себя империй либо содружеств независимых государств.


«Никто не сомневается, что «Синий скафандр» был наёмником и, скорее всего, наемником Фирмы».

Любопытно, с точки зрения чтения «Марса…» как психологической прозы, что среди представленных в книгах 8 преступных сообществ два — принадлежат выходцам из Индии (по крайней мере это следует из описаний), три — посконно марсианские, а оставшиеся три — это контрабандисты, земные преступные синдикаты и собственно Фирма. А из 8 корпораций — одна индийская (финансы и кредит), одна — китайская (полезные ископаемые и тяжелое машиностроение),  четыре — американские (связь, электроника, химия, пищевые продукты), одна — австралийская (терраформирование), и последняя собственно марсианская — скафандры и транспорт. Соответственно, авторы видят наше недалекое будущее как вполне себе настоящее, с доминирующими (по крайней мере на Марсе) американскими корпорациями, причем избавленными от всякой конкуренции со стороны тех же германских или французских концернов. А довольно травоядные в реальной жизни индусы в 2080-м году превращаются в помесь сицилийцев и швейцарцев по своим потенциям как в области организации криминального бизнеса, так и в других областях.


При наличии м-двигателя авторы предлагают строить космические лифты.

Далекая Земля в описаниях сеттинга находится «на переферии внимания». Из 10 страниц «Старого света» мы можем узнать, что США выполнила свои планы по адсорбции Мексики и Канады, Европейский союз теперь называется федерацией, а Китай после экономических и политических кризисов более не коммунистический. Африка после ада 19-20х веков реколонизирована с гуманистическими целями бывшими метрополиями и там «всё налаживается», к примеру единственный на планете орбитальный лифт воздвигнут в Кении. Страны арабского мира авторами сеттинга пацифизированы и лишены нынешнего влияния путем частичной отмены той экономики которую мы знаем, т.е. во-многом основанной на использовании двигателя внутреннего сгорания. А горячей точкой планеты по каким-то причинам является Мьянма она же Бирманский союз в котором голубые каски армии ООН сражаются с какими-то местными экстремистами. Мало того никаких других военных конфликтов, в которых бы персонаж мог бы приобрести черту «ветеран», не предусмотрено.

Для игры вашей компании хватит одного кубика.

Система «Марса — нового воздуха» во всех отношениях превосходит тяжеловесные варианты «словески с дайсами», представленные в «Лавикандии — Небо и долг» и «Порохе и хлебе». Все проблемы, возникающие перед детективами решаются «броском d6-го на больше», модифицируемым с учетом умений персонажа, его снаряжения, происхождения и сложности решаемой задачи. Боевую систему авторы традиционно вводят в текст как бы извиняясь и вынужденно. Схватка двух человек разрешается тем же единственным модифицируемым броском d6 по модифицируемой сложности. Понятное дело, что встреча с «чистильщиком Фирмы с двумя пистолетами» гарантированно фатальна для протагониста. Ибо всяк сверчок должен занимать свой шесток, артикулом ему предусмотренным.


Концепт-арт буксировки астероида к космическому горно-обогатительному комбинату. Но этого авторы нам пока не сочинили.

В книгах содержатся упоминания о колониях землян на Луне, Венере и Поясе астероидов, а также о некоторой анархии в пользовании космическим пространством, обусловленной общей доступностью и относительной дешевизной космических кораблей с м-двигателем. И, если авторский коллектив не совсем забросил сеттинг, то выход брошюрок с описанием этих интересных и экзотических мест станет разумным развитием игры.

— А все же «Марс — новый воздух» лучше, чем «Terminus Est».
— Чем лучше?
— … Чем «Terminus Est».

Резюмируя, можно сказать, что «Марс — новый воздух» — это ещё одна попытка создания сеттинга с «научной фантастикой ближнего прицела» в качестве основного антуража. Предыдущей опубликованной версией такого типа сеттинга был «Terminus Est» Кирилла «Dorian_Winter» Румянцева, который автором был «заброшен» в пользу более «космооперной» игры, которая в последнем изводе получила название «Грань Вселенной: Фронтир». Почему «не взлетел» ТТ более-менее понятно: крайне узкие рамки для создания персонажа (пилоты военно-космического флота) и неясное позиционирование игры в координатах «кому играть — во что играть». В «Марсе…» куда яснее во что нам предлагается играть — всё тот же психологический детектив, хотя «узость» выбора кем играть никуда не делась.


— Have a nice day.

Но при этом, удивительнейшей с моей точки зрения особенностью «Марса — новый воздух» является тот факт, что в этом реалистичном сеттинге о будущем космической колонизации, написанном при этом на русском языке, отсутствует Россия и ряд других «интересных» современных нам государств. Пост-советское пространство исключено из рассмотрения в рамках «Земли — старого света», среди представленных в основной книге персонажей ведущего нет персонажей со славянскими именами и фамилиями, не существуют окрашенные в родные матрёшечно-лапотные цвета корпорации, банки, общественные движения, этнические ОПГ и т.д. и т.п. И если немного додумать эту мысль, то получится, что в данной игре авторами будущего для предполагаемых русскоговорящих игроков не предусмотрено. И это действительно свежо и ново.

Будем надеяться, что «Марс — новый воздух» станет более популярным чем его предшественники. И что те сеттинги, что придут за ним не будет повторять его ошибок, используя те «сильные моменты» которые авторы сумели в рамках данного сеттинга реализовать.