СразуИграй, или не Мификом единым

«Создай сеттинг на коленке за 3 минуты», «генератор всего и быстро», — жанр древний, почтенный и востребованный. Подход «возьми 100500 табличек и рандомно накидайся» в нём не нов, хоть некоторые обходятся и без него, а вот частности у каждого разработчика получаются свои.

#RNR_обзор_InstantGame_промо

Там, где Мифик, Microscope или 9Qs (система для быстрой генерации сеттинга) подходят к вопросу основательно и поэтапно, InstantGame (далее IG) поступает совершенно иначе: вбрасывает реалии мира, изначально практически не связанные между собой, но с хорошим потенциалом, и предлагает нам самим установить между ними связи. Такой коктейль из случайных компонентов: взболтать, но не смешивать.

Что это такое?

InstantGame от Animalball Partners (они же Mike & Kyle Jones) (ссылка на pdf) — бесплатный, свободно распространяемый генератор сеттинга и игровой предыстории. «Где вы находитесь», «как вы сюда попали», «что происходит», вот это всё. Плюс ролевая система, претендующая на универсальность и не претендующая на серьёзность.

Как это работает

ДМ накидывает по табличкам сеттинг и сюжет. Игроки создают персонажей. Поехали.

Делаем один бросок d100 на Сеттинг, один на Тон (Tones), два на Штуки (Things). Записываем, что накидали, одним предложением в формате «Тон» — «Сеттинг» — «Штука 1» — «Штука 2». Здрасьте, это ваш игровой мир.

Пальп-дистопия с тайными обществами и пиратами? Отлично!

Если хочется подробностей, можно кинуть на Описания (Descriptors) для ваших Штук. Оккультные тайные общества и гигантские пираты. Как, лучше стало?

Если не хватило, добрасываем в коктейль ещё вишенок, доливаем кока-колы и ямайского рома.

Например, можно докинуть d100 на Локации (Places), Население (People) и Технологии (Tech). Получилось Убежище (safehouse), 80 000 народу, а из технологий — роботы/автоматоны. Не хватило? Электронные роботы. Потрясающее убежище. Глупое, но верное население. Если и тогда не хватило, то у вас есть таблицы, что вам ещё надо. «Кидайте, пока не почувствуете, что хватит», — негласный девиз этой игры.

Под капотом

«Внутре у ей неонка».

Во время игры есть два основных броска: 3d6 (плюс модификаторы) — на действия и вопросы да/нет, и d100 — на детали мира из табличек. Во время генерации — d100, и хватит с нас. Дьявол прячется в модификаторах, как обычно. В процентнике не прячется, с процентником всё прекрасно. А вот модификаторы… о-о, нас ждёт большое модификаторное болото. Но об этом чуть позже.

Trey Ratcliff / flickr.com (CC BY-NC-SA 2.0)

Trey Ratcliff / flickr.com (CC BY-NC-SA 2.0)

Что круто

Таблицы. Таблички. Табличечки. В 100 пунктов таблицы можно вместить мно-ого всего. Правда, Animalball Partners слегка волынят и некоторые таблички срезают до 50 или 20 значений. Зато некоторые другие расширяют до 200, поскольку в игре есть таблицы Штуки и Другие Штуки.

Разброс жанров, описаний, характеристик и прочих фишечек просто огромный.

У того, что получается, есть одно несомненное преимущество: вы никогда не придумали бы этого сами с нуля. Ораклы такие ораклы.

IG позволяет почти мгновенно создать сеттинг на один раз, как в Фиаско.

Но при этом не создаёт законченного сюжета. Если понравилось, можно играть в этот сеттинг и дальше, и многие так и делают, судя по примерам в конце книги.

Поехали дальше

Создаём текущую ситуацию! Она же затравка для сюжета.

Для этого у нас есть табличка Противников (Opposition), табличка Действий (Actions; IG приподнимает цилиндр, приветствуя Мифик) и две таблички Штук (Things и Other Things), к каждой из которых накидываем по Действию. Если не хватило, добавить Описания (Descriptors).

Допустим, у нас получилось так:

Силы Природы (пострадавшие от войны), Убежать+Дуэль и Переговоры с Политической Группой.

Не хватило? Ладно. Тогда…

Убежать с вновь восстановленной дуэли и провести переговоры со сверхъестественной политической группой. А? Собираем всё в кучу. Пираты на гигантских роботах. Дуэли на гигантских роботах. Электроника, тумблеры, провода, лампочки, здоровенные печатные платы… Посреди выжженного войной пейзажа. Когда Мать Природа решила нам отомстить. И тут является тайное общество. Сверхъестественное. И хочет… 13 — Очистить. 11 — Кровь. 4 — Древний. Сюжет закручивается…

Кстати, если нам нужны NPC, для них есть таблички Люди (People) и Характеры (Personalities). А для реалий мира существует связка Описание + Другие Штуки. Того и другого — накидываем quantum satis и увязываем со всем остальным и между собой; повторять, пока не почувствуем, что хватит.

Лишнее всегда можно выкинуть, хотя тут есть по-настоящему хардкорный режим, в котором надо использовать всё накиданное в том порядке, в каком оно выпало (нам дадут схему накидки, называется Instant Challenge).

Emilie Barbier / flickr.com (CC-BY-NC-SA 2.0)

Emilie Barbier / flickr.com (CC-BY-NC-SA 2.0)

Да, но зачем?

Изначальная задача IG—- игра без подготовки. Все собрались поиграть, а ни приключения, ни сеттинга нет. Все с надеждой смотрят на ведущего, тот достаёт книжку и дайсы и говорит «сейчас всё будет». Через полчаса можно играть. И это будут довольно весёлые полчаса. И потом тоже.

Чтобы компоненты коктейля вызывали желание накатить этого самого и добавить ещё, важна совместимость табличек с разными жанрами. Она в книжке есть. Уровень абстракции чуть меньше, чем в Мифике, но всё ещё достаточно высокий, чтоб получалось лихо, чуть безумно, неожиданно и круто.

Отдельно приятно то, что таблицы из InstantGame отлично сочетаются с Мификом, позволяя дополнять его и расширять. Захотелось разнообразия — переключились на таблицу действий из IG. Понадобилось сгенерить на лету локацию, NPC или Другую Штуковину — в Мифике их нет, а в IG пожалуйста.

Создание сеттинга и предыстории укладывается в 15 страниц.

На этом книжка начинает заметно буксовать. В первые 15 страниц уложились основные драйв и прелесть IG. Но оно того стоило, поверьте.

Создаём персонажа

Чтобы было кем играть, у нас есть раздел создания персонажа.

Качества (Traits) персонажа чрезвычайно похожи на навыки в Фейте. Или даже в FUDGE, предшественнице Фейта.

Для начала, они образуют, что бы вы думали, пирамидку. Назначаем мы персонажу 1 Исключительный трейт (может давать +5 или +6 к броску), 3 Замечательных (+3 или +4 к броску) и 5 Базовых (+1 или +2 к броску). И 1 недостаток (Flaw). Под трейтами система понимает навыки (Skills), характеристики (Attributes), способности (Powers: Полёт, Телепатия, суперспособности) и имущество (Possessions, крутые предметы). Ни в одну группу не входят контакты, репутация и т.д, но их тоже можно вписать в трейты, почему нет.

Недостатки (Flaws), кстати, не дают минусов к броскам или карма-пойнтов (будет далее, аналог фейт-пойнтов) за их отыгрыш. Трейты выбираются произвольно, а не накидыаются рандомно. Для навыков есть большой их список, для всех остальных категорий остаётся полагаться на свою фантазию.

Мы закончили создавать персонажа, мы на странице 23, а всего их 98. Что же там дальше?

Действуем

Тут нас ждёт, казалось бы, довольно стандартная последовательность «заявка-разрешение». Игрок делает заявку, ведущий назначает модификаторы, игрок и ведущий спорят из-за модификаторов и того, «отлично подходит» трэйт или «почти подходит»…

Так. Стоп. Это одна из немногих игр на моей памяти, в правилах которой прямо так и написано: будут случаи, когда решение ведущего вам не понравится, давайте, поспорьте. При этом описание того, как наши крутые трэйты соотносятся с нашими офигенскими шансами на успех, настолько невнятное, что я предвижу мно-ого споров на этой почве.

Табличка результатов даёт 9 градаций успеха. Я не шучу. Ну, с 3d6 на броске, плюс трэйты, и с +8/-8 на модификаторах, почему бы нет.

Правило по инициативе — «правил нет», «положитесь на здравый смысл», «что, совсем никак? ну тогда… не знаю, сделайте встречный бросок».

Правило по встречным действиям — IG начинает путаться в показаниях и предлагать некие расплывчатые идеи. Печаль.

Как мы наносим урон? О-о, нас снова ждёт мегатаблица. Три таблички — для оружия, для защиты и для эффектов дамага. Это с учётом того, что правила для встречных действий весьма расплывчаты. Выныриваем из этого клубка саргассов и в конце пути видим… стандартный фейтовский стресс-трек. И похожие на фейтовые же нарративные правила по излечению ран.

Дальше в IG есть Situational Rolls, аналог мификовому «вопросу к карте Судьбы» для тех случаев, когда мы хотим узнать, заперта ли дверь, светит ли солнце и в какую сторону убегает гоблин. Механизм там в разы попроще, без хаос-фактора. Тот же 3d6 с модификаторами плюс табличка в одну колонку.

И ещё упомянуты карма-пойнты — то есть, совершенно беззастенчивое заимствование идеи фейт-пойнтов, функции почти аналогичны, только поюз кармы до броска даёт +5/-5, а порядок их начисления во время игры не оговаривается в правилах почти никак.

29 страниц, и на этом, собссно, игра изложена вся.

И что, всё?

Дверь есть имя прилагательное, ибо к месту приложена.

Неет. Не всё. Как вы могли подумать. Дальше идут приложения. 68 страниц одних приложений. И первое из них — толковый словарь. Серьёзно, все штуки, которые были в табличках Сеттинга, Тона, Штуковин, Других Штуковин, Технологий, Действий, Локаций, — все они тут объясняются. Кратенько, на 1-2 абзаца, с юмором. До 87 страницы включительно. Это странно, но прекрасно. Например, нам объяснят, что такое Нытик, Варлорд, Свадьба, Склад, Колесо и Вода.

Оставшаяся часть книжки — примеры. Сгенерённые по этой системе сеттинги, сюжеты и персонажи. Читать их довольно увлекательно. И очень напоминает Ванталу, если честно. Такое чувство, что авторам непостижимым образом удалось его оцифровать.

Вот теперь всё

Подведём итоги. Главное в IG — отличный генератор ванталосеттингов и краткий, но в обоих смыслах толковый словарик сеттинговых реалий.

То и другое отлично пригодится, если вы хотите во что-то поиграть «с колёс», и вам нужно быстро придумать интересный мир и сюжет. Как надстройка для других систем — очень хорошо.

Собственная система-кадавр с торчащими из неё кусками Фейта — выкинуть и забыть, как страшный сон. Или играть по ней, если вас интересует процесс и не интересует «баланс», чем бы он ни был, а поддерживаемые системой споры игроков и ведущего не пугают. Должно получиться быстро, весело и брутально (ой!). Игра без мастера движком никак не поддерживается, хотя, конечно, никто не запретит накидать сеттинг или стартовую ситуацию коллективно, передавая ход по очереди.

Замена ли это Мифику? Только в том случае, если вам нужно что-то попроще, побыстрее и побезбашеннее.

Универсальная штука? О да.

Можно ли в это играть? Как в самостоятельную игру — пожалуй, нет, движок слишком сырой. Недозаимствования из Фейта не спасают.

Но как генератор сеттингов и предыстории IG прекрасно работает.

Что почитать

Обзор на The Free RPG Blog (англ.)

Обзор на The Artifact RPG (англ.)

Другие бесплатные игры и генераторы на сайте авторов