В тихом омуте: обзор дополнения «Города-призраки»

«Мёртвые земли» — один из моих любимых игровых миров. Никогда не считал себя поклонником вестерна, однако это уникальное сочетание колорита Дикого Запада, мистики, безумной науки и специфического юмора как зацепило, так и не отпускает уже несколько лет. Сколько уже водил, сколько ещё буду 🙂

К чему это я? К тому, что сегодня у нас в рубрике «обзоры» выступает недавно вышедшая на русском языке книга-дополнение к Deadlands «Города-призраки».

Для тех, кто из Мексики

По традиции начнём с краткого экскурса в сеттинг.

Deadlands как изданная ролевая игра появился на свет в 1996 году в виде книги правил, написанной Шейном Лейси Хэнсли. В той редакции использовалась своя собственная необычная механика, использующая покерные фишки и колоду карт, а также наборы игровых костей (типа «3d8») в качестве значений характеристик (именно из этой механики в дальнейшем выросла Savage Worlds / «Дневник авантюриста»). Однако наиболее интересным был сам сеттинг.

«Мёртвые земли» рассказывали историю Америки альтернативного 19-го века, в которой Гражданская война завершилась разделом территории на две страны – Союза и Конфедерации Соединённых Штатов. Но не это главное. Мистический Запад «Мёртвых земель», помимо традиционных «ковбоев и индейцев» населён целой кучей разнообразных зловещих потусторонних существ – начиная от банальных живых мертвецов (апач-зомби, а, амиго?) и заканчивая воплотившимися существами из мифов и легенд. Жители Америки активно осваивают колдовство и чудотворство, а безумные учёные ежедневно испытывают адские агрегаты, поглощающие энергию самородного Камня Призраков. Причём делают они это, как полагается, быстро, весело и брутально 🙂

С тех пор много воды утекло. Deadlands набрали популярность, успели разжиться множеством книг, выйти под GURPS и d20 и в конечном итоге переродиться в 2006 году под брэндом Deadlands: Reloaded под Savage Worlds. Правила вышли на качественно новый уровень удобства, а сеттинг подвергся некоторой (как говорят знатоки, незначительной) корректировке.

Именно этот вариант (а точнее, его улучшенное издание) и был переведён на русский «Студией 101», а теперь постепенно переводятся и многочисленные дополнения и приключения.

И несколько ссылок:

Свежий выпуск! Свежий выпуск!

147 страниц. Традиционный «дэдлендский» дизайн с традиционными же иллюстрациями, изображающими реалии Мрачного Запада. Что же внутри?

Начинается книга также, как и другие в серии – со специального выпуска «Эпитафии Тумстона», «жёлтой газеты» сегттинга, в которой печатают скандальные репортажи о разных странностях и ужасах, встречающихся на просторах Америки. Многие считают репортёров газеты выдумщиками, а фотографов – фальсификаторами, но мы-то знаем правду, а, партнёр?

Страницы, отданные под «Эпитафию» (а занимают они почти пятую часть книги) атмосферно написаны и аутентично оформлены в духе всамделишной газеты тех лет. Специальный выпуск рассказывает о семи совершенно разных городах в разных уголках Дикого Запада, которых объединяет только одно – каждый из них чем-то да необычен. Любознательный читатель познакомится с калифорнийским Хребтом Дьявола, поднимающимся над землёй на добрую тысячу футов; холодной Жозефиной, как будто сошедшей со страниц готического романа о вампирах; затерянной в Великом Лабиринте пиратской базе Рульмере и других, не менее любопытных местечках.

Эти страницы можно (и нужно!) отдавать читать игрокам перед тем, как их персонажи направятся в поселение. Это должно, как мне кажется, здорово помочь вживанию и подогреть  любопытство участников игры.

Территория Маршала

И только после «Эпитафии» мы встречаем вступление, из которого становится понятно, что же такое «Города-призраки» и с чем их едят. Кстати, весь остальной текст предназначен только для Маршала (так тут кличут ведущего игры), так что игроков вежливо попросят удалиться.

Итак, «Города-призраки» — этакий атлас, в деталях повествующий о семи удивительных, странных и зловещих городках, разбросанных тут и там по обширной территории Дикого Запада. Конкретное расположение этих «населённых пунктов» не указывается, и сделано это намеренно – так Маршалу удобнее будет встроить их в свою кампанию.

Описан каждый город очень добротно и подробно. История, основные достопримечательности, ключевые обитатели. Карта города – непременно. Для всех упомянутых в тексте персонажей и чудовищ есть стат-блоки – либо оригинальные, либо даны ссылки на «Книгу Маршала» (в духе «возьми характеристики стрелка-ветерана, но добавь навыки такие-то и черты сякие-то»).

Но главное – это зловещие тайны и леденящие кровь секреты. В маршальской секции раскрывается подноготная всех таинственных событий, упомянутых в «Эпитафии», и смею вас заверить, зачастую всё оказывается со-овсем не таким, как казалось на первый взгляд. Благо потусторонние кошмары в сеттинге тесно переплетены с махинациями могущественных железнодорожных баронов и глав государств. Не говоря уж о простых и понятных человеческих эмоциях, которые могут завести одному чёрту известно куда.

Рассказал бы подробнее, да не хочу портить сюрпризы игрокам и их персонажам)

В общем-то, к завершению прочтения описания каждого из городов, у ведущего в голове уже должно сложиться понимание того, чем его группе можно будет тут заняться – авторы постарались сделать взрывоопасный коктейль, из которого сами собой просятся на волю несколько сюжетных линий. Однако для тех, кому этого мало, есть и готовые мини-приключения, которые позволят героям влезть в ситуацию и в полной мере насладиться расследованием тайн и отстрелом нечисти.

Неизведанная земля

Но самое ценное в книге, на мой взгляд – это конструктор поселений Дикого Запада, занимающий собой целую отдельную главу и один окупающий собой всю стоимость книги.

В конструкторе приведены подробные правила и обширные таблицы, которые позволят маршалу за 10-15 минут при помощи колоды карт сделать интересный город. Причём таблицы составлены так, что это будет не шаблонный «средний город, подозрительные жители, живёт охотой на бизонов», а самое настоящее поселение Мрачного Запада со своими колоритными личностями и зловещими тайнами.

Придётся, конечно, приложить толику фантазии, но, как известно, в кресло ведущего лишённые оной люди обычно не садятся. Тем не менее, каждый вариант в таблице снабжён несколькими примерами – на тот случай, если именно в этот раз воображение даст сбой.

И «вишенкой на торте» — рассортированный по методам образования список названий городов, из которого можно выбрать подходящее. Для меня — бесценно, ибо каждый раз мучаюсь.

Вердикт

Ну а теперь постараюсь отложить в сторону восторженно-радостный тон фаната сеттинга и более-менее объективно подвести итог — насколько книга хороша и кому её можно рекомендовать.

Ну, про то, что если вы не играете в Deadlands, то она вам не нужна, говорить не буду, само собой понятно. Сеттинго-независимого материала в ней нет.

Второе – игроку она тоже не нужна (разве что можно подарить её вашему ведущему). Выдержки из «Эпитафии Тумстона», единственный «игроцкий» кусок, всё равно в отрыве от приключений в одном из описанных городов практически бесполезен.

В результате книгу можно порекомендовать только опытному Маршалу, который уже не в первый раз ведёт группу отважных героев по прериям Дикого Запада (начинающему хватит того материала, который есть в базовой книге и в приключениях). И для такого человека «Города-призраки» окажутся, как мне кажется, практически бесценными. Особенно, если он собирается водить «песочную» кампанию.

Описанные города с минимальными доработками вставляются вообще куда угодно. И даже если вы не будете использовать их «как написано», они станут, как минимум, отличным источникам вдохновения и сюжетных поворотов. А конструктор поселений вообще бесценен – можно быстро набросать колоритный городок, который на пару-тройку сессий займёт партию, когда под рукой нет подходящего приключения.

Ну что ж, на этом всё. Заряжаем кольт – и вперёд, в закат!