РРИкон и тематические игротеки

Известно: чтобы в вашем городе было больше ролевых игр нужно… устраивать больше ролевых игр, точнее  — конвентов, игротек и всяких других мероприятий, куда люди приходили бы, приводили друзей и получали неудержимую радость. Екатеринбург в этом плане — ужасно любопытное место, потому что РРИкон (о стимпанке) там прошел недавно в десятый раз, а скоро пройдет в одиннадцатый (в этот раз о море)

О преимуществах тематических игротек, разнообразии конвентов и специфике Екатерибуржских мероприятий с новой командой организаторов РРИкона поговорил Андрей Воскресенский

Кейл: Для начала, вообразим, что этот материал сейчас открыл человек, который о РРИконах вообще ни сном ни духом — расскажите, в паре слов буквально, что за конвент, как давно, чем замечателен и такое.

Ася: Наш конвент — самый замечательный конвент, на мой взгляд. И в пользу этого говорит то, что уже проведено 10 штук, а интерес людей к нему до сих пор не угас.

Чему он просвещен? Конечно, замечательному хобби — разговорным ролевым играм. Для кого проводится? Для всех: для тех, кто знает, что это за игры, и тех, кто хочет познакомиться с ними или познакомить друзей. Не важно, сколько тебе лет, на кого ты учишься или кем ты работаешь, главное — это ты и твоя фантазия. По-моему, это прекрасно. Что можно получить, посетив фестиваль? Возможность примерить новую роль, сделать много невероятных вещей, создать прекрасную историю и желание прийти еще раз. А еще фестиваль бесплатный, конечно же.

И у нас отличная команда организаторов. Няшность Оля и Фета — наша фишка.

Фет: РРИкон — это не то чтобы «конвент». Это уютная ламповая тусовочка… на сотню человек. Плюс-минус двадцать игр, настолочки, всё это на определённую тему. Мы предоставляем помещение, тему и чай — ну, то есть всё для того, чтобы люди сами себе сделали праздник. И делают!

Вавася: Вообще РРИкон изначально был идеей известных в узких местных кругах людей, типа Андрея _аm Макарова, Сергея Razy Китаева и нескольких других, но немаловажных. Постепенно состав организаторов менялся, и текущий — это уже, наверно, третий капитально отличный набор оргов. Так что и конвент старается развиваться и не стоять на месте, подхватывать свежие идеи у новых людей.

Оль: Впрочем, совсем не важно, каким конвент видим мы или каким он был в самом начале. Важно то, что любой человек (независимо от того, знаком он с РРИ или нет) может прийти к нам — и ему будут рады. Верно и то, что у нас лампово, и то, что мы развиваемся, но суть проста: мы любим хорошо проводить время за любимым хобби и предоставлять такую возможность любому желающему.

Кейл: При том, я так понимаю, на обозримом Урале альтернатив ему нет совсем? Тоже вопрос для ознакомления с ситуацией — мало ли, кто о чем не знает, а оно есть?

Фет: Чтобы не быть голословным: я о таких не знаю.

Вавася: Ну, есть мероприятия размером поменьше — «Дэнженкон», «Ночь темна» и новый «ВуншПунш».

Ася: Новости про другие подобные мероприятия обычно не проходят мимо. К нам всегда приходят люди, которые готовы рассказать про что-то новенькое, обычно от лица участника, но бывает и от лица организатора.

Мне нравится, что на нашем фестивале народ не просто играет, происходит настоящий обмен новостями и опытом.

Оль: Неплохо было бы обозреть Урал и сказать наверняка. На мой взгляд, на данный момент в регионе ситуация с конвентами обстоит так: мы всячески стараемся дополнять друг друга, без непосредственной конкуренции.

Кейл: Хорошо. Тогда давайте о последнем прошедшем, вот «На всех парах».

Ася: Я старая женщина, которая принимает участие в организации с 2013, и на моей памяти по исполнению прошедший «На всех парах» был на достаточно хорошем уровне, если сравнивать с ранее проведенными. Конечно, от каких-то хороших идей пришлось отказаться, до каких-то еще не доросли руки, но, надеюсь, со временем всё будет налажено.

Фет: Я, честно скажу, жутко волновался. Это первый фестиваль, на котором я был организатором, равноправным со всеми остальным (нет, раньше я не был рабом, просто Бродяга и Никита были главными, а все остальные… не главными), и в связи с этим груз ответственности был сильнее. Хотя, по факту, делал лично я не то чтобы сильно больше, чем обычно.

Если говорить о подготовке к фестивалю в целом, то он же был юбилейным, десятым, и хотелось сделать его если не лучшим, то хотя бы особенным. Я надеюсь, что изменения не остались незамеченными: начиная с АХЧ (god save Асю и Оля!) и заканчивая новыми спонсорами и подходом к розыгрышам.

И, честно говоря, я безумно рад тому, как всё вышло. И тому, что не было отзывов плохих, и тому, что было много отчётов на конкурс. «Хеллфрост» — штука, конечно, неплохая, но писали-то очевидно не ради призов. Если подытожить, то мне кажется, что фестиваль удался.

Вавася: с точки зрения организации хочу отметить что в этот раз мы начали подготовку сильно раньше и поэтому успели сильно больше чем обычно — это очень радует. Надеюсь, мы сохраним подобный подход и далее.

Оль: «На всех парах» для меня, как и для Фета, был особенным в том, что касается организации, равноправия, вот этого вот всего. Хотя кого я обманываю, он был для меня особенным во всех отношениях). Не было ни капли волнения или сомнения в том, что мы не справимся, зато ощущение удовлетворения от чего-то, сделанного неплохо, показало, насколько для меня это было важным. Довольные игроки, довольные мастера, довольные новички — залог хорошего настроения организаторов. По моему скромному мнению, юбилейным РРИконом мы для самих себя задали весьма высокую планку — и дальше будет, надеюсь, только лучше.

Кейл: А, раз заговорили о новой команде, какие-то принципиальные отличия от первых РРИконов можно выделить уже? Ну, что-то, что именно вы придумали делать — а раньше не было?

Ася: Вряд ли можно придумать что-то принципиально новое, если идея всегда одна: ты приходишь на фестиваль, выбираешь игру или ведешь её, находишь единомышленников и отлично проводишь  время за чаем и печеньками, и если есть желание — ты потом пишешь отчёт или делаешь рисунок, где показываешь все то, что произошло в играх, в которых было принято участие.

Глобально мы не меняемся… ну… сколько я уже помню РРИконов, а это штук 6-7. Мы по сути должны быть тем звеном, которое познакомит между собой опытных ролевиков и будущих, даст большой толчок к развитию хобби в городе. Но это так, хрустальная мечта.

Фет: Много мелочей. Кому-то это может показаться смешным, но, например, корзины для мусора возле каждого стола и бесплатные бахилы на входе. Раздатки с краткими анонсами всех игр дня. Интерактивная доска, на которой постоянно пишется, что где проходит. Впечатление от фестиваля складывается из таких вот малозаметных штук, мы привнесли их уже много и, вероятно, привнесём ещё.

Вавася: Последние пару раз люди начали активно приходить в костюмах — тоже приятно, и мы стараемся поощрять их.

Оль: Самых первых РРИконов я не застала, поэтому соглашусь с Фетом и Вавасей. Много разного, начиная от АХЧ, заканчивая банальным ламинированием карты помещения — чертовски удобно! Прекрасные Ася и Вавася хитры на выдумки: распечатки с путями к ближайшим едальням, хэнд-мейд стенд с самой настоящей урной для голосования и прочие радости. Фет и его уникальный подход к работе с коммьюнити — отдельный повод для гордости. Очень важное изменение произошло перед 10 фестивалем. Теперь мы объявляем тему РРИкона сильно заранее — это дает время и мастерам и нам.

Возможно ветеранам-организаторам это может показаться незначительным, но я вижу качественные изменения в подготовке фестиваля.

Кейл: А планируете что-то конкретное? Ну, фидбека от участников было обалденно много, так что какие-то планы, желания? Даже уровня фантазий? «А круто было бы!..»

Фет: Ну, фидбэка было не настооолько много. Скажем так, у нас есть стратегические планы и локальные, скажем, тактические задачи. Или, что будет точнее, микро- и макро- уровень. И для того, чтобы перейти к макро-, сначала надо разобраться с небольшим, но ничуть не менее важным.

Оль: Мы уверенно идем вперед, но если рассказать вам вот так — всё и сразу — то будет уже совсем не интересно ^_^

Вавася: Я например хочу закрепить на будущее систему: мы подводим итог анкетирования после фестиваля, тема-победитель — становится темой следующего фестиваля, а тема набравшая минимум голосов — вылетает на хз сколько времени (на год минимум). И вот освободившиеся 2 места в списке сразу занимаются новыми — предложенными участниками в тех же анкетах или придуманными самими организаторами.

Фет: Я бы сказал, что тематичность — это основная фишка РРИкона, его визитная карточка. Секси-маскот Ррика, изображённая в стилистике темы фестиваля — это окончательная и бесповоротная победа. Тематичность даёт нам всё: возможность мотивировать людей приходить в антуражных нарядах (приходят! да ещё как! идите смотрите в наших фотоальбомах), а также возможность поиска новых спонсоров. Чтобы не ходить далеко: темой этого фестиваля был стимпанк, и удалось договориться с офигенными ребятами из мастерской «Умклайдет», которые как раз стимпанковые штуки и делают.

А ещё тему выбираем не мы. Наша цель — это эээ… консолидация настольно-ролевого сообщества, и такие, казалось бы, мелочи — это, как я считаю, шаг в этом направлении.

Кейл: А есть варианты тем, вот прямо сейчас уже?

Фет *ухмыляется*: Так тема уже определена. Она была известна уже вечером воскресенья, сразу после фестиваля. А если ты о новых темах, то да, у нас есть некий пул, довольно широкий, на несколько РРИконов его ещё точно хватит.

Ася: Придумывать новые темы иногда очень сложно. Нам приходилось предлагать даже, прости господи, «лихие 90-е» — хотя, между прочим, это тренд. Пока у нас есть небольшой запас идей. Кстати, часть из них нам предлагают сами участники, а уж выбор следующей темы вообще полностью зависит от них, от нас — только список предложенных вариантов, ведь мы стараемся составить так, чтобы не получилось проводить подряд похожие фестивали.

Кейл: Лихие девяностые? А будет первая «Эра», «Трим» и трехсполовинник в старом переводе? Ладно, шучу. Если серьёзно, то основная проблема тематичек, кажется мне, в большей сложности проведения. Ну, не все  игры подходят, иногда игры кажутся притянутыми за уши… Так ли это?

Фет: А что значит «притянутыми за уши»? Мы даём людям тему, они трактуют её как хотят. И если эта тема используется в анонсе, и, следовательно, в игре, мы пропускаем её. Если нет, то нет. И вот смотри. Те же «Лихие 90е», которые люди забраковали, — это очень широкая тема. То есть большинство людей почему-то сразу думает о малиновых пиджаках, но на самом деле это ведь и Сиэттлская сцена, и рейвы, и классические боевики со Шварценеггером, и, наконец, зарождение ролевого движения в России (круто я сравнил, да?)! Или можно было бы сделать игру про будущее, в котором играют в ролевую игру про девяностые. Да что угодно. А вот темы, которые ты, хоть и в шутку, предложил — узкие. Они ограничивают мастера в выборе сеттинга или системы, и вот это не круто. Фишка в том, что тема не должна быть слишком узкой или слишком широкой. И тогда вероятность появления игр, «притянутых за уши», становится значительно ниже.

Вавася: несколько лет назад москвичи основательно готовились провести полигонную игру про «Уральское ролевое движение 90-х годов«. С ролями а-ля «сварщик Смирнов, которого позвали в лес на шашлыки и сказали зачем-то захватить лыжу и занавеску». Чем кончилась затея, к сожалению, не знаю.

Ася: Что ж, хорошо, что есть ещё одна из небольших особенностей РРИкона: отлично, если проведённые игры соответствуют заданной теме, но мы никогда не отказываемся от игр «вне». Каждый мастер или игрок волен решать, во что играть. И если он выбрал нечто другое, никто не собирается мешать.

Оль:  Как я уже сказала выше, теперь тема фестиваля объявляется за несколько месяцев. Хороший мастер (а все наши мастера самые лучшие и профессиональные) за такое время способен привести любую идею в соответствие теме РРИкона, даже если для этого потребуется превратить мягкое в тёплое. Но если вдруг мастер в самый последний момент узнал о проведении конвента, у нас есть блок неформата, как верно подметила Ася.

Кейл: Вот, скажем, в Питере планировали сделать тамошнего Мюнхгаузена, Карла Фридриха Венеамина фон, тематичным и более частым конвентом, Ролеконы-мини тоже можно тематизировать. У вас, однако, вагоны опыта в этом плане — дайте советов же. По три с носа, скажем?

Фет: Первое. Работайте с людьми и для людей. Вовлекайте их в процесс, создавайте мероприятие вместе! Это и сплотит комьюнити, и даст людям важное ощущение вовлечённости в процесс, и поможет вам. А у вас как у организаторов дел и так много.

Второе. Будьте тематичны! И жёстки. Раз установив тему, не пытайтесь изменить её рамки. Безжалостно рубите всё, что из неё выбивается, если только от этого не зависит ваша жизнь. Лучше быть меньше, но тематичнее, чем внезапно обнаружить своё мероприятие невнятным болотом.

Третье. Будьте последовательны. Если вы организаторы небольшого мероприятия, то очевидно, что реализовать все идеи вы не сможете. Так вот, даже не пытайтесь делать всё. Выберите две-три инициативы, которые кажутся вам наиболее важными, и доведите их до конца. Тогда, во-первых, у вас будут готовые решения для следующего мероприятия, во-вторых, вы сможете перейти к решению других задач, и, в-третьих, это поднимет вам мораль: маленькие победы дают веру в то, что большая тоже возможна.

Вавася: Ну вот тут сложно дать много советов. У нас как-то так само сложилось активное комьюнити, которое водит достаточно много авторских сеттингов и систем, и поэтому придумать идею на конкретную тему для них не очень сложно (ну, я надеюсь!). Вот так нам с ними повезло.

Ася: Совет по проведению тематического фестиваля? Да тут как и со всем, чем вы собираетесь заняться: планируйте (много), обсуждайте (продуктивно), делайте (просто идите и делайте).

Оль:

  1. Составьте план действий. Как фанат табличек я могу вам сказать совершенно точно: это работает. Если хаотичный набор страшных слов в духе «оформление», «игры», «антураж», «костюмы», «афиши» привести к четкой структуре, а затем выполнять последовательно каждый из пунктов, то все получится значительно лучше.
  2. Выбирайте темы, которые интересны вам самим.
    2.1. Выбирайте темы, которые интересны каждому из организаторов.
  3. Не бойтесь рассказывать людям очевидные на ваш взгляд вещи. Ставя рамки, не ограничивайте свою аудиторию, а открывайте для нее возможности. Возьмите за пример Фета, который месяц рассказывал подписчикам нашего паблика про стимпанк, — и вдохновил этим многих.

Кейл: Хорошо. Другая фишка РРИкона — разделение во времени игротеки и теоретической части, Ролекториума. Приключилось это из-за недостатка места в Глобусе, ок — но наложило ли это отпечаток на весь фест и какой именно отпечаток?

Ася: Во-первых, проводить презентации/лекции/круглые столы одновременно с играми жестоко по отношению к участникам. Было так, что некоторые из них буквально желали разорваться на две части, чтобы одна играла без перерыва, а вторая — смогла узнать и обсудить те вопросы по ролевым играм, которые давно хотелось решить. Была попытка отделить лекции на вечер пятницы перед самим фестивалем, но мало кто был способен после учебы или работы вникать в темы обсуждений, да и возвращаться домой практически ночью тоже мало приятного. Ролекториум для тех, кто занимается ролевыми играми, дал возможность и время полностью посвятить себя дискуссиям и теории.

Во-вторых, мы получили еще одно замечательное мероприятие по настольным ролевым играм. А чем их больше, тем лучше для нашего хобби.

Фет: Начать надо сначала. Никто РРИкон и «Ролекториум» никогда не разделял, потому что эти мероприятия никогда не были единым целым. Существовал теоретический блок в рамках самого РРИкона и существовало мероприятие «Ролекториум», посвящённое теории НРИ, которое затеял Валера Шварц. И перед позапрошлым (да?) фестивалем всем показалось хорошей идеей весь теорблок фестиваля перенести на «Ролекториум», а само это мероприятие проводить ровно за неделю до РРИкона. И получился этакий «Ролекториум под эгидой РРИкона»: вроде как всем выгодно и удобно.

Думаю, по моему тону уже ясно, что мне это не по душе? Когда поднимался этот вопрос, я был единственным, кто был против, несмотря на мою любовь к Валере Шварцу . Прежде, чем объяснить, в чём проблема, скажу, почему я не пытаюсь устроить революцию и почему ещё как минимум пару фестивалей всё будет именно так. Во-первых, мне просто никто не даст устроить революцию, в нашей команде всё просто: бунтовщику дают в дычу, и он успокаивается…

А во-вторых, у нас нет места. При нынешнем расписании (которое будет дорабатываться, но концептуально не изменится) и, что самое главное, на нынешней площадке, провести десяток лекций во время самого фестиваля просто не получится. У нас оставлено место для важнейших анонсов: таких, как «Вуншпунш», «Город Парового Солнца», «Алая Буря» (пользуясь случаем, передаю пламенный привет Дербиусу!), но больше — никак.

Но подобное — теория отдельно от практики — противоречит начальной цели фестиваля, то есть популяризации хобби. Шанс того, что рандомный неофит забредёт на лекцию во время фестиваля, значительно выше, чем шанс того, что тот же самый человек специально поедет куда-то в свой выходной ради того, чтобы послушать условную лекцию о роли СЫЩИКА в истории.

Да, я ни разу не был на «Ролекториуме»! И мне ни капельки не стыдно: я к фестивалю готовлюсь. Короче, чтобы не быть голословным: как только мы сможем переехать на площадку побольше, я буду всеми руками голосовать за то, чтобы проводить «Ролекториум» во время самого РРИкона, и буду всячески просить об этом Валеру, ведь он такой умный и классный :З

Вавася: Ну, вот у нас с Фетом различные точки зрения на вопрос с выделением теор.блока. На мой взгляд «рандомный неофит» как раз таки крайне мало заинтересован в теории а-ля «как создать свое подземелье с блэкджеком и драконами», а вот презентации «во что можно будет поиграть в ближайшее время» — ему будут вполне себе полезны.

 

Кейл: В общем, в сухом остатке, у вас происходит какое-то совершенно феноменальное количество мероприятий, притом не первый год уже. Есть ли что-то, чего не хватает ролевой жизни города?

Вавася: Ну, из моих личных пожеланий — отделение Лиги приключенцев DnD в Екатеринбурге. Но вот, к сожалению, пока нет активистов, которые бы этим занялись.

Ася: Больше мастеров и игроков! Их никогда не бывает много.

Фет: Не хватает новой крови. Именно поэтому, как мне кажется, невозможно переоценить роль РРИкона как мероприятия популяризаторского. Такого, которое эту свежую кровь сможет привнести.

Оль: Даже если каждый из нас (из вас) вдруг окажется удовлетворен ролевой жизнью города, не стоит останавливаться на достигнутом. Соглашусь с лейтмотивом любого ответа в рамках текущего разговора: о ролевых играх нужно рассказывать, показывать их, привлекать новых людей.

Кейл: Итак, значит, тост: чтоб было больше хороших ролевиков и меньше плохих. Если же серьёзно, игротеки, регулярные игротеки — это хорошо и полезно, а разнообразить их темами, как видим, отличное решение. Спасибо и до новых игр, видимо?

Ася: Тебе спасибо! Будем ждать тебя и читателей интервью у нас на следующих фестивалях.

Фет: Во-первых, спасибо тебе и Roleplaying News Russian за возможность немного рассказать о себе миру. И, во-вторых, до встречи на одиннадцатом, морском РРИконе!

Оль: Спасибо за беседу. Ждем всех на РРИконе!

Вавася: Luck +1!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *