Интервью с Тамарой Персиковой

Мы потихоньку завершаем вывешивать материалы, оставшиеся с прошлого года. Это интервью с Тамарой Персиковой наши патроны получили, по справедливости сказать, ещё в прошлом году, а теперь мы выкладываем его и для вас. Тамара говорила и о DW и о суперуспешном Fate и о будущих планах — здоровенное вышло интервью.

Dark star: Доброго дня, Тамара!

Тамара: Привет!

Dark star: У тебя был довольно насыщенный год. Можешь рассказать как он у тебя прошел?

Тамара: Я бы сказала, что самым насыщенным был конец года. С того момента, когда я стала готовиться к краудфаундингу по Fate. Я давно его задумала и давно к нему готовилась, но в формате исследования. Я смотрела на чужие проекты, не только по ролевым, но вообще по играм: какие получились, какие не получились, почему собрали недостаточно, или наоборот, почему именно этот проект так сильно взлетел и так далее. То есть, вся вторая половина года была полностью посвящена Fate. Я закрыла все свои обычные рабочие проекты, даже уволилась с проекта, на котором я работала на полную ставку, без шуток. У меня был определенный финансовый запас, и я понимала, что сейчас мне нужно полностью посвятить время Fate, т.к. одновременно заниматься и тем, и другим получалось не очень. Т.е. либо я делаю и то, и другое средненько, либо я делаю что-то одно, но действительно хорошо.

Dark star: Фактически вторая половина года это была твоя основная работа. Мощно)

Тамара: Да, это была единственная моя работа. Вот что делает ИНРИНРЯ с нормальными людьми — они становятся безработными.

Dark star: Они переходят на другие работы, которые больше им интересны. Хорошо. Но давай начнем, наверно, с событий осени. Ты издала DW (Мир Подземелий) и, кажется, были вопросы по теме DRYH (Don’t Rest Your Head). Что насчет него слышно?

Тамара: Кто следил за этим проектом, знает, что, когда уже вот-вот было все готово, я даже выложила тизер видео — у меня были готовы все тексты и картинки, и через неделю должен был запускаться проект. Кстати, с DRYH есть один нюанс, он заключается в том, что это настолько атмосферная игра, что хочется книгу напичкать атмосферными, жутковатыми или даже криповатыми иллюстрациями. Но оригинал DRYH выпускался давно, тогда у Evil Hat денег особо не было, и поэтому картинки там были так себе. Выпускать такую хорошую игру с таким плохим артом сейчас просто недопустимо. Я долго искала подходящего художника и вроде даже нашла, все было прекрасно, но потом за неделю до старта он исчез. Перестал отвечать на сообщения. Я пыталась выйти на контакт в течение года, но безрезультатно. В итоге я решила подождать. И последние пару лет, параллельно с DW и Fate, я пыталась искать альтернативу. Но это тяжело, т.к. художники нужного мне уровня слишком дороги. Пока достойную замену найти не удалось, но я делаю картинки сама — я дизайнер, немного была иллюстратором, и пытаюсь сделать арт того же плана, что Evil Hat сделали для Don’t Lose Your Mind.

Dark star: И когда есть надежда, что DRYH появится? Я понимаю, что ближайшее будущее сильно загружено Fate. Но в пределах пары лет есть шансы?

Тамара: Если не будет никаких страшных коллапсов, то я планирую запустить краудфаундинг по DRYH в конце февраля или начале марта. Но я пока не делала никаких анонсов. Как только я буду на 100% уверена, я сразу сделаю анонс.

Dark star: Окей. Звучит обнадеживающе. С DRYH разобрались. Тогда что скажешь насчет DW?

Тамара: По DW я тоже планирую очередной краудфаундинг. Ориентировочные сроки как у Fate — июль-август. Возможно даже сентябрь. Почему я так долго тяну с переизданием DW? Потому, что хочется его издать вместе с дополнениями Class Warfare и Perilous Wilds. Class Warfare уже переведено, а Perilous Wilds в процессе перевода.

Dark star: Йееее!!! Class Warfare это та толстенная книжка с тонной классов?

Тамара: Она самая. DW 400 страниц у нас получилась, а Class Warfare больше 500. Я пока не знаю стоит ли ее делать в бумаге. Потому что, если делать такую здоровую книгу, то нужен хардкавер. И не каждому поклоннику DW нужен талмуд на 500 страниц с разными классами. Поэтому в цифре он выйдет точно, а насчет бумаги будет ясно из краудфаундинга.

Dark star: Хорошо. А что с Дикими Пустошами (Perilous Wilds)?

Тамара: Будут ли они в бумаге?

Dark star: Да! Потому что Пустоши — это книжка, которая позволяет генерить песочницы для путешествий и приключений на лету. И там очень-очень много полезных таблиц: регионы, места, поселения, наемники и т.д. С точки зрения использования на практике мне сейчас приходится использовать распечатки. И если бы был хардкавер, то с ним намного удобнее было бы работать. Просто положил закладки на основные таблички, и быстро бы сгенерил то, что нужно.

Тамара: Мне кажется, для этого не обязательно делать хардкавер. Можно поставить в пдфке кучу перекрестных ссылок. Или вообще сделать отдельные пластиковые листы на кольцах.

Dark star: Там этих таблиц довольно много. Порядка 10 страниц. И они связаны друг с другом. Например, на таблице встреч тебе выпал монстр, и ты затем идешь на таблицу монстров и генеришь его.

Тамара: Было бы здорово все это перевести в цифру — сделать интерактивные таблицы или вообще приложение.

Dark star: Да, конечно. Но у этого подхода тоже есть минус: когда генеришь все это через таблицы, то это более “тепло-лампово”. Ты бросаешь дайсы, на тебя смотрят игроки… Раз-два-три и на вас выбежал вот такой монстр!

Тамара: Не обязательно же или-или. Можно оба варианта реализовать. Просто многие переходят на игру по сети. Поэтому, мне кажется, и цифровая версия тоже будет востребованной.

Dark star: Очень-очень ждем этот проект) Еще, скажи, пожалуйста, Пустоши включают в себя кучу мелких книжек: альманах местностей (описание нескольких регионов для приключений: рыбацкий городок, тропические джунгли и т.д.), фрибутиры на фронтире (своеобразное AD&D сделанное на основе DW, хардкорное и с интересными ходами), монстрятник (весьма необычные монстры) и фолиант спутников (список интересных наемников). И вопрос, ты будешь издавать это все вместе?

Тамара: Зависит от того, на что мне дадут разрешение. Пока мне дали разрешение на сами Дикие пустоши и монстрятник. Надо будет уточнить у авторов про все остальное. Но мне бы хотелось издать все. Потому что DW — это, конечно, не такой джаггернаут дополнительных мейнстримных материалов, как Fate, но тем не менее игра уже успела обрасти большой фанбазой. Кроме того, и DW, и Fate, для меня — локомотивы Indigo в плане продаж.

Dark star: К ним можно выпустить много дополнений, которые купят.

Тамара: Именно!

Dark star: Звучит здорово. К слову, в прошлом году ты рассказывала, что в планах после Fate будет выпуск Grim World.

Тамара: Это же была одна из сверхцелей Fate. И она полностью будет. Правда придется делать к нему новые иллюстрации, потому что, к сожалению, на них заломили неподъемную цену (больше, чем финальная сумма бумстартера Fate). Жаль, там очень атмосферные иллюстрации, но я надеюсь, наши будут не хуже. Кроме того, фейтовая часть книги не особо удалась. Поэтому, т.к. лицензия книги позволяет делать адаптированный перевод, то идея в том, чтобы либо нанять за деньги специалистов, либо, если откликнутся энтузиасты, которые переделают фейтовую часть, чтобы дотянуть ее до уровня ДВшной. Не хочется выпускать наполовину сгнивший продукт.

Dark star: Это очень здорово слышать! Что ты видишь эту проблему и намерена с ней бороться. А какие планы по переизданию базовой книги DW?

Тамара: Она тоже будет. Мне регулярно (пару раз в месяц) пишут, а есть ли еще DW, и можно ли ее купить. Тираж разошелся на прошлом ролеконе еще. А весной интерес подогреют дополнения. Поэтому я точно буду перевыпускать исправленную базовую книгу по DW.

Dark star: Хорошо! С этой частью закончили и подойдем тогда к Fate. Это самый масштабный проект, сделанный Indigo за все время, верно?

Тамара: Да, все так.

Dark star: Ты уже рассказала, что подошла к вопросу весьма основательно, подготовилась и вынесла все это на Бумстартер. Как твои впечатления? Какое соотношение того, что ты ожидала, и что было на самом деле?

Тамара: На самом деле все получилось лучше, чем я думала. Когда я планировала этот проект, я сделала много таблиц с расчетами минимума и максимума сборов, и вариантами, что будет, если случится это или то. На основе всех этих данных и моих личных ощущений я построила таймлайн проекта, и выражался он через сверхцели. Моя финальная сверхцель была на 410.000 рублей. Я думала, что такая сумма, возможно, будет собрана, если я все сделаю идеально и при этом еще сойдутся звезды. Реалистично я думала, что соберу около двухсот или двухсот пятидесяти тысяч. А в итоге внезапно получилось почти восемьсот тысяч. И в середине кампании оказалось, что все мои сверхцели взяты.

Dark star: И что ты делала?

Тамара: Я тогда добавила дополнительную цель Do: Fate of the Flying Temple. Давно хотела издать игру для детей. Но больше ничего особо нельзя было сделать. Т.к. и так уже много сверхцелей было достигнуто: 5 миров, тулкит, кубики и карты — т.е. задач на ближайший год хватало с запасом. И если бы я ввела еще десяток сверхцелей, то непонятно, чтобы я с ними потом делала.

Dark star: То же, что Джон Вик с 7м морем.

Тамара: У него есть инфраструктура и куча писателей, а у нас все с этим сложнее.

Dark star: Конечно.

Тамара: Поэтому я решила предложить людям что-то одно, но вкусное, и хорошо довести компанию до конца, поддерживая интерес. Я знала, что в конце компании всегда идет пик. Поэтому главное не нервничать и не дергаться.

Dark star: Окей. Ты сейчас это все сделала, привезла на ролекон хардкавер Fate. Все, кто хотел приобщиться, приобщились. Что будет дальше?

Тамара: Часть кубов еще доедет. Как и 3 коробки карт. Одна посылка задержалась, к сожалению. Как они придут — нужно будет их разослать. Инструментарий нужно отредактировать и сверстать. Я надеюсь успеть его разослать его до новогоднего безумия на почте России.

Dark star: Потом миры?

Тамара: Да, миры. Первым должен был быть Venture City, т.к. за него проголосовали спонсоры. Но первым выпустим мы не его, т.к. внезапно из воздуха материализовался человек, который просто так перевел в свободное время Deep Dark Blue. Поэтому глупо сидеть на готовом тексте и ждать следующего года, чтобы его опубликовать. Если получится, я бы хотела в декабре его сверстать и выложить, как новогодний сюрприз.

Dark star: Спойлеры!

Тамара: Это не очень большой секрет) Я надеюсь все это успеть, но не гарантирую, все таки Новый год, праздники, хочется немного отдохнуть.

Dark star: Да, конечно. Семейный праздник.

Тамара: Поэтому постараюсь сначала Deep Dark Blue в этом году, затем Venture City, Secrets of Cats и Боги и Монстры.

Dark star: Еще очень ждем Nest.

Тамара: Сама его очень жду.)

Dark star: На этом вся эта эпопея с Fate будет завершена?

Тамара: Нет. Это только выполнение обязательств, связанных с краудфаундингом. И нужно будет их выполнить до конца следующего года, некрасиво будет дальше тянуть. А дальше для Fate есть еще куча других миров. Есть дополнительные тулкиты: про шпионов, про хоррор, про космос и т.д. Т.е. работы непочатый край!

Dark star: Как ты видишь дальнейшее развитие этого направления?

Тамара: Это не столько планы, сколько мои идеи. Но я давно уже смотрю в сторону Pathfinder и понимаю, что одного продукта мало, мало сделать хорошую игру или даже несколько игр и дополнений. Все это важно, но этого мало. Нужно делать инфраструктуру под это дело. И нужно делать комьюнити. Нужна лига мастеров Fate. Сергей Тен предложил назвать ее Masters of Fate.

Dark star: (смеется) Логично!

Тамара: Да, название напрашивается. Нужно делать лигу мастеров, делать официальные тематические мероприятия, полноценную движуху, а не просто выпустить игру и ждать, что люди сделают движуху за тебя. Вот это в идеале мне бы хотелось сделать.

Dark star: Масштабный и хороший план! Причем вполне реализуемый, на примере тех же лиг по D&D и Pathfinder’у.

Тамара: Да. Но у нас по Fate никто такого не делал. Т.е., чтобы людей заинтересовать игрой, стоит делать хорошую инфраструктуру.

Dark star: Согласен. А чтобы ты еще хотела издать? Может есть какие-то планы или мечты?

Тамара: Смотри. У меня есть проекты для развития — это сложные большие проекты вроде DW или Fate. А есть проекты, которые для души. Например My life with master. Это готический хоррор, где вы играете за слуг злодеев, вроде слуги Игоря доктора Франкенштейна. Вот это я хочу сделать. Также хочу сделать Little fears. Хоррор, дети против монстров. Первое издание  этой книги более мрачное, а второе более пальповое. Думаю перевести второе как “Страшилки”. В общем, я люблю более сфокусированные нишевые игры: хорроры, мистику и детективы.

Dark star: Окей. Давай тогда подойдем ближе к итогу. Как ты можешь оценить развитие твоей студии и тебя? Чем для тебя является Indigo на текущий момент?

Тамара: Мне бы хотелось стремиться к тому, чтобы это стало моей основной работой. Т.е. чтобы этого хватало на нормальную жизнь. Поэтому в ближайший год я планирую выйти на этот уровень. Заниматься только Indigo. Понятно, что сам краудфаундинг по Fate — это одномоментный проект, но не регулярный доход. В теории, если выпустить много миров и они будут продаваться, то это будет некий пассивный доход. Это программа-минимум. Программа-максимум — нанять еще двух человек, дать работу двум людям на постоянной основе, может быть не фуллтайм, но хотя бы парт-тайм. Т.к. есть предел, до которого ты можешь делать все сам или большую часть сам. И в моем случае этот предел в общем достигнут.

Dark star: А угнетают ли тебя такие трудоемкие проекты, которые, как ты, говоришь “для развития”? Это все же сложная работа.

Тамара: Так в этом же и весь кайф! Есть простое правило: если ты не развиваешься, ты деградируешь. Пропадают навыки, задор, мотивация. Не успеешь оглянуться, как ты лежишь в луже собственных слез на половичке в ванной — не хотелось бы оказаться в такой ситуации. Хочется расти и развиваться, а для этого нужно ставить себе челленджи. Для меня этот краудфаундинг был одной из самых стрессовых вещей, которые я делала. Да, это очень тяжело и напрягает, но одновременно это приносит и кайф. И я могу сказать, что первый краудфандинг прошел неплохо.

Dark star: Мне кажется, это вообще был грандиозный успех. ИНРИНРЯ встала с колен!

Тамара: Громкие слова. Я не люблю себя хвалить. Но да, получилось хорошо. И во многом получилось хорошо, потому что были новые челленджи. Это был кайф — анализировать другие проекты, разбираться во всей этой кухне. Не нужно бежать от стресса. Это твой шанс сделать что-то крутое.

Dark star: Хорошие слова.) И большое спасибо за интервью, Тамара!

Тамара: Тебе спасибо! Приятно было пообщаться.