Клоун умер — обзор на vs. Stranger Stuff и Send In the Clowns

Это в некотором роде двойной обзор, рассказывающий и о базовой системе vs. Stranger Stuff, и о дополнении к ней, Send In the Clowns, посвящённом таким антагонистам из ужастиков, как клоуны.


Если вам по нраву старые фильмы, где главные герои — дети или подростки, сталкивающиеся с чем-то странным и необъяснимым (на нашем сайте есть материал о подобной игре, действие которой происходит в неоготическом мире Хроник Тьмы), то вам должно понравиться изделие Fat Goblin Games! Простая и лёгкая в освоении игра vs. Stranger Stuff сфокусирована на пугающих историях в стиле 80-х — и если вам показалось, что название игры отсылает к сериалу “Очень Странные Дела”, то так оно и есть — авторы вдохновлялись в том числе и этим творением Netflix. В числе прочих источников вдохновения авторы называют такие фильмы, как “Инопланетянин” (E.T.), “Битлджус” (Beetlejuice), “Воспламеняющая взглядом” (Firestarter), “Оно” (обе экранизации), и многие другие. Создатели прямо рекомендуют для полного погружения в атмосферу перед игровой сессией устроить себе киномарафон.

 

Итак, что же нам предлагает “Толстый Гоблин”?

Создание персонажа весьма просто — надо выбрать возраст персонажа (от 11 до 17 лет, никто не мешает играть и взрослого, но атмосфера будет немного не та; лучше всего, когда взрослый персонаж один в партии детей/подростков), определиться с именем и прозвищем персонажа (авторы напоминают, что в те годы школьники чаще называли друг друга по фамилии, а прозвище должно соответствовать эпохе, т.е., никаких ников вроде tumblrgirl42), записать Выносливость персонажа (местный аналог пунктов здоровья, абсолютно у всех стартовых персонажей этот параметр равен 10), а также выбрать своё сильное и слабое качества. Качеств нам предоставлено всего два — это Мозги и Мускулы, и показатель сильного качества равен 6, а слабого — 4, надо лишь определить, какое из них какое. Мускулы отображают все физические аспекты вашего персонажа — скорость, силу, ловкость и пр. Мозги, соответственно, отвечают за такие штуки как здравый смысл, интеллектуальное развитие, реакцию и т.п.

 

Дальше стоит выбрать Черты (Stuff) вашего персонажа — одну плохую и одну хорошую. Это могут быть и физические особенности (например, Слабое Здоровье), метафизические (Удача), или вообще связанные с вашей семьёй (Клёвый Старший Брат или Слишком Назойливые Родители) — так или иначе, Черты влияют как на чисто отыгрышевую, так и на игромеханическую сторону игры, поэтому выбирайте с умом.

Сама игровая механика простая, как современные ААА-проекты. Вместо кубиков мы берём колоду карт на 54 листа. Мастер определяет сложность (от 4 до Короля), а игрок тянет число карт, равное показателю его Качества (4 или 6, соответственно), после чего сравнивает старшую карту в руке с заявленной сложностью, и, если она равна или превышает таковую, то действие успешно. Не знаю, как там у них в американщине, а у нас тут дети начинают  играть в карты и разбираться в старшинстве и в мастях лет с трёх, так что система действительно проста и легка в освоении.

 

Подобным же образом организована и боевая система. Раунд длится около пяти секунд, очерёдность хода — по часовой стрелке относительно рассадки игроков, а персонажи мастера всегда ходят последними (если только это не какие-то сверхбыстрые чудовища). Успешность атак персонажей друг против друга также определяется сравнением старшей карты из пула, равного показателю Мускулов. Для дистанционных атак используется показатель Мозги и таблица сложностей, выстроенная из расчёта расстояния до цели.
Оружие поделено на два типа — простое (бейсбольная бита, складной нож, рогатка и пр.) и продвинутое (настоящее боевое огнестрельное и холодное оружие, тяжёлые инструменты и т.д.). Простое оружие наносит 1 единицу урона, продвинутое — 2 единицы. Если показатель Выносливости снижается до 5, персонаж получает штрафы на все действия, если он становится равным нулю — персонаж теряет сознание. Предполагается, что, если вы не играете с ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ЖЕСТОКОСТИ ваши персонажи не умирают, а приходят в себя в больнице. Также, если вы придумаете какой-либо способ восстановить персонажу хотя бы 1 Выносливости, он снова придёт в себя и будет относительно дееспособен (хотя после активных действий ему уже точно понадобится квалифицированная медицинская помощь).
Про ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ЖЕСТОКОСТИ: авторы напоминают, что такие фильмы как “Пятница, 13” и “Кошмар на улице Вязов” тоже вполне подходят под атмосферу игры, и если ваши игроки готовы играть в слэшер, где кто-то кроваво и страшно умирает в каждой сцене, то почему бы и нет?

 

В разделе для мастера описаны НИПы и монстры, примерно обрисованы подходящие внутриигровые локации (вроде секретного института или школы персонажей), а также примеры сюжетных завязок (вторжение инопланетян, похитители детей, тайный сатанистский культ, собаки-мутанты и маньяк-убийца), и, собственно, всё!
Берите карты, пиццу, колу (или пиво) и играйте в своё удовольствие! Если у вас сбоит фантазия, то на Drivethurpg можно найти достаточно готовых приключений (а также официальную карточную колоду).

Кроме основной книги, уже выпущены книги vs. Ghosts, которая фокусируется на историях про призраков, vs. Moon Men, повествующая о пришельцах из космоса, а также Send In The Clowns, которую я рассмотрю более подробно.

 

Клоуны считаются чем-то пугающим довольно давно, и не стоит винить Короля Ужасов и новую экранизацию его книги в разжигании этого страха. Как и многие пугающие вещи, клоуны и мимы проникают из реальности в книги, кино, а также настольные ролевые игры. Конкретно из фильмом, для вдохновения, авторы рекомендую такие фильмы, как “Дом клоунов” (Clownhouse), “Веселяндия” (Funland) или “Клоуны-Убийцы из далёкого космоса” (Killer Klowns from Outer Space) — повествующие, как вы могли бы догадаться, о жестоких и злых клоунах. Не все эти фильмы — фильмы ужасов, но, как вы понимаете, предлагаемая игра более жестока и пугающа, чем базовая vs. Stranger Stuff.

 

Книга подробно рассказывает о типах клоунов, которых можно встретить (на самом деле надеюсь, что нет) на городских улицах и в стенах цирков, а также даёт примерно дюжину сюжетных завязок — от одержимых демонами клоунов-аниматроников и инопланетных клоунов-вампиров до безумного пластического хирурга, делающего своих пациентов клоунами, и банды грабителей, выдающих себя за странствующих клоунов.

Также в книге приложены три приключения — одно рассказывает о странном странствующем цирке, превращающем зрителей в сумасшедших клоунов.  Второе — о клоуне из фургончика с мороженым, похищающем детей. И третье — про призрачного клоуна, терроризирующего маленький город.
Авторы отдельно отмечают, что не относятся к настоящим клоунам предвзято, очень уважают эту профессию, а речь в их игре идёт исключительно о “злых клоунах” из кино.

 


В общем, если вы искали действительно простую систему для атмосферных небольших игровых кампаний или ван-шотов в стиле 80-х, то vs. Stranger Stuff вам отлично подойдёт — а если на волне хайпа по новой экранизации “Оно” вы хотите напугать ваших игроков, то очень рекомендую вам Send In the Clowns!