“Некоторый запас фишек удачи” – Интервью с Юрием Новиковым

На прошедших выходных (если говорить конкретно – 10.03.2018) в славном городе Кемерово прошла “ролевая туса”,а по сути – мини-конференция, под названием “BRATANIE”. Надо сказать, что в Кемерово в последние годы на регулярной основе проходит фестиваль ролевых и настольных игр “ROLЕШТОРМ”, который долгое время не попадал в фокус нашего внимания. А меж тем, про него пишут в региональных газетах и даже показывают по региональному телевидению!
Спешим исправить эту ситуацию, и предлагаем вашему вниманию интервью с Юрием Новиковым, организатором конференции и фестиваля.

Дос: Привет, давайте для начала немного о себе!

Юрий: Привет 🙂
Во всех интервью это самая сложная часть для меня. Я только недавно начал понемногу понимать кто, собственно, я в разрезе кемеровских НРИ и конкретно фестиваля ролевых и настольных игр “ROLЕШТОРМ”.
Неофициальные мои прозвища – “владыка”, “руководитель” и “директор” – ими меня снабжали некоторые СМИ. Еще одно, более популярное в среде нашей команды “OGRE-GROUP” – “тиран и деспот”. Но уже 2 месяца как я представляюсь “идеологом проекта”. Потому что спектр задач у меня (как и у остальных ребят) довольно большой и часто затрагивает разные секторы – но вот основная идея, виденье и представление формата изначально действительно принадлежат мне.

Дос: Что вас сподвигло на Ролешторм?

Юрий: На ввязывание в эту колоссальную трату времени, сил, нервов и денег меня сподвигло несколько причин:

1) Сектантская. Мне нравится увлекать людей тем, что у меня хорошо получается делать самому. А делать хорошо я умею, честно говоря, не так много. НРИ же – это одна из тех ветвей, в которых (как мне самому кажется) я кое-что смыслю и чем мне приятно заниматься. Кругом же, на мой взгляд, было много людей, которые каждый день не знают, чем заняться, но которые полны внутренних химер и переживаний – и которые не знают, какой я хороший :З

2) Тактическая. Как команда оргов, мы отлично понимаем: любое хобби рано или поздно выродится, если его не поддерживать. У нас регион все чаще называют пенсионерским: от нас многие уезжают, а остающиеся взрослеют, находят рутинные объемные работы, заводят семьи и… нет, не списываются со счетов. Но чаще всего играть активную ведущую роль они уже не могут. Плюс ко всему, надо признать, что ролевое сообщество в основной массе отвергает дисциплину и ответственность. И поэтому мы имеем отток старых без притока в коммьюнити новых людей. Людей, которые желают не “вываливать на игроков свое сокровище” или “просто играть и не думать”, гораздо больше, чем тех, кто действительно ведет работу с новичками.

3) Саморазвитие. Парочка “Ролештормов” отлично прочищает мозги и помогает лучше структурировать свою работу. Проектное мышление сейчас в моде и лучший способ отточить свои навыки в проектном деле – это сделать проект по тому, что ты умеешь и любишь, понимая подноготную процесса.

4) Экономическая. О споре “Водить за деньги – западло?” сложено много баллад, стихов и песен. В сражениях погибли сотни воинов, а воронки от взорвавшихся перегретых частей тела действительно ужасают.
Я нахожусь в этом непрекращающемся диспуте на стороне монетизаторов, ибо глубоко убежден в том что а) коммунизм ушел окончательно, все больше вещей капитализируется и это норма сегодняшнего дня б) НРИ – это такая же услуга и форма творчества (кто-то даже с придыханием поправит “искусства”), которая может быть продана и куплена. Она отнимает много времени, и нет ничего зазорного в том, чтобы продавать портреты или симфонии. Тут, правда, встает вопрос о том, как продавать и за сколько – но это тема другой беседы.
Собственно, в перспективе я рассматриваю возможность создать собственный клуб для ролевых игр – однако, имея за плечами небольшой опыт как удачных, так и не удачных “малых бизнесов”, я отлично понимаю – без анализа рынка, расчета “мощностей” и хорошего планирование, о вхождении в это болото можно даже не думать.
Ролешторм в экономическом аспекте – это прощупывание аудитории и создание первичного спроса. Так как сейчас продвижение услуги без первичного спроса – это дело даже не малых или средних, а крупных и очень крупных вложений.

 

Дос: Как прогрессирует, на ваш взгляд, фестиваль?

Юрий: Фестиваль сделал 3 крупных скачка на первых 3 итерациях, а после этого окончательно осознал “ЧТО ОН ТАКОЕ” и начал двигаться в определенном заданном направлении. Мы начинали с 40 человек на первом “Ролешторме” и дошли до 120-130 к шестому.

Мы начинали в помещении бара с обязательным депозитом на 10,000 рублей будучи вполне готовыми к тому, что никто не придет и мы хотя бы хорошо бухнем. Оказалось иначе.

Потом была библиотека – она досталась нам непросто. Вопрос площадки вообще всегда для нас является одним из самых главных и кровавых боев, после которого остальное уже кажется победоносным шествием, где просто нужно минимизировать потери. В случае с библиотекой пришлось преодолевать недоверие, опасения “как бы чего не вышло” и много чего было… но в итоге все закончилось хорошо, более того, мы смогли найти общий язык и подружиться. Одна проблема – эта площадка вмещала в себя не более 70 человек. Дальше уже приходилось очень ТУГО. Мы начали искать дальше.

Имея при себе некоторый запас фишек удачи, настойчивость, умение молить и уговаривать, а также опыт организации, мы смогли выбить/выпросить и чуть ли не захватить и утащить помещение одного из ДК. Разумеется, не на постоянной основе, а на несколько часов – но это уже была победа. Ибо у хорошего фестиваля НРИ очень много требований по площадке и все они критические – хорошая игра не может проходить в зале 10 на 10 метров, куда набито по 5 ГМов, каждый из которых “дудит в свою дуду”. Это похороны атмосферы, саспенса, это панихида хорошей истории.
Подходящее помещение должно обладать нормальной площадью, а главное иметь несколько комнат (в идеале по 1 на 1 ГМа) и хотя бы подобие звукоизоляции. Кроме того, площадка должна быть в центре города, т.к.у нас народ решительно отказывается ездить куда-то дальше центрального района на что-то непонятное. Среди коммерческих площадок можно найти подходящие варианты, но они обычно стоят столько, что наше главное стремление “сделать так, чтобы билет на фестиваль мог позволить себе практически любой желающий” становится недостижимым. Про даты, сроки и подбор подходящих периодов даже говорить не приходится. И все-таки мы победили.

С каждым разом получать нужную площадку становится все труднее, каждый раз мы думаем, что текущий раз может стать последним и начинаем просчитывать запасные варианты, но пока что все обходится. Впрочем, нам скорее везет.

 

Дос: Насколько кардинально различаются, скажем, шестой и третий Ролешторм?


Юрий: После третьего “Ролешторма” появились люди, которые начали спрашивать нас “Ну, вот я поиграл у вас разочек. А дальше что? Для продвинутых у вас что-нибудь есть?”. Появилась новая прослойка симпатизирующих НРИ людей как хобби, которых к этому хобби привлекли именно мы – провели целиком и полностью. Их действительно немного, но сам факт, что задумка удалась, нас вдохновляет безмерно.
Это дало движение новым проектам, таким как, например, ролевая вечеринка “Братание” и паре других задумок. Мы начали стремиться к новым площадкам, о чем я уже упоминал ранее, нам стало не стыдно понемногу начинать звать мастеров из других городов, показывая, что мы, может быть и “маленькие”, но и нам есть что показать и о чем поговорить. 🙂 После 4 “Ролешторма” мы настолько осмелели, что попросили о спонсорстве даже “Студию 101” и с этого момента в нас в призах есть не только хорошие книги от местного книжного крупного магазина “Платон” или комиксы от кемеровского магазина этой субкультуры “Geek Out”, но и вполне специализированные призы, которые будет рад получить любой игрок или ГМ.

А еще на 6 “Ролешторме” случилось чудо.
На наших фестивалях есть такая нехитрая процедура как краш-тест. Краш-тест – это репетиция игры, когда мастер показывает свою задумку орг. составу. А орги, соответственно, выявляют сильные и слабые стороны каждой игры, после чего решают, допустить игру на фестиваль или отсеять ее.

 

Когда мы только ввели краш-тесты, это действительно всколыхнуло многих из тех мастеров, которые согласились помогать нам ранее. В чем нас только не обвиняли – и в самомнении со звездами, и в снобизме, и в желании “убить мечту, превратив ее в ремесло” – это самое мягкое, что мы слышали о себе и своих решениях. Но, к нашему счастью, мы отлично понимали, что зачем делаем, и не изменили этому правилу. На тот момент мы повидали достаточно игр, которые не являлись НРИ, плохой подготовки и просто игр, которые не подходили под наш вынужденный трёхчасовой формат. При этом было также очевидно то, что новички и казуалы часто ошибок не прощают – одной запоротой игры обычно хватает, чтобы человек потерял интерес к игре навсегда и больше никогда не согласился попробовать снова. Кроме того, нашей главной целью было подсказать мастеру, усилить его, а не вылить на него ведро помоев, как бы кто-то тогда ни думал.

 

Так вот, собственно о чуде: двое мастеров, которые изначально являлись самыми яркими противниками краш-тестов, на шестом “Ролешторме” публично и вслух смогли озвучить свои мысли о том, что краш-тесты были удачным и правильным решением, которое приносит ГМу пользу. Не буду рассказывать о наших слезах счастья и эпической музыке внутри голов организаторов, скажу одно – это был ПРОРЫВ.

На последней итерации мы попытались ввести много новых мелких улучшений, но главным из них была полноценная фотозона со стаффом и опытным фотографом, где каждый желающий мог почувствовать себя миниатюрой и “героем Ролешторма”. К чести фотографа, не могу не упомянуть, что и материалы были получены меньше, чем за неделю, что также очень важно. О прочих мелких нововведениях я вообще могу говорить часами, но это лирика.

 

Следующий, седьмой по счету “Ролешторм” планируется в июле этого года. Судя по всему, точка кипения будет достигнута неоднократно, на алтарь Времени будет принесено много часов сна, но седьмому воплощению ивента быть. Ура! 🙂

 

Дос: Что вас сподвигло на такую вещь, как “Братание”? И что это вообще такое?

 

Юрий: Ролешторм – это фестиваль, который много чем хорош. Но и у него есть слабое место – его формат максимально рационален и просчитан до мелочей. Мы получаем ДК на 7 часов и за это время нам нужно провести минимум 2 лангедока, 2 волны ваншотов, создать секцию настолок, успеть провести розыгрыш от наших спонсоров и всех накормить. Тот, кто хотя бы приблизительно представляет все эти процессы (не говоря о комплектации оборудования и печатных материалов, логистике и расстановки мебели на 120 человек) поймет, что из 7 часов мы выжимаем все вплоть до каждых 5 минут.

Поэтому, закономерно мы имеем следующее – люди успевают знакомиться друг с другом, с мастером и игрой, успевают поиграть и набраться впечатлений. Но вот что делать дальше и с кем поделиться впечатлениями – они не знают.

Братание – это небольшая ролевая туса, где во главу целей мы ставим как раз общение. Главным образом – поколения “прежних ролевиков” с теми, кто пришел в хобби недавно. Преемственность поколений здесь очень важна, ибо даже 3 орг-групп ролештормов не хватит, чтобы тащить на себе все движение. Уповать на это было бы так же наивно, как верить что я один без команды смогу сделать фестиваль в одиночку.


На Братании люди имеют возможность выбирать чем хотят заняться – они могут заводить новые контакты, встретить старых друзей, послушать лекторов, немного выпить или просто морально отдохнуть в компании людей с общими интересами.

Дос: Какое Братание было лучше – это или прошлое?


Юрий: Судя по отзывам – однозначно второе. Первая ролетуса была откровенно неудачной – хотя ее нельзя назвать провальной, мы все же допустили несколько ошибок, которые являются критическими с точки зрения менеджмента.
Мы не зазвездились после череды удачных фестивалей, но имели наглость слегка расслабиться – причем на территории площадки и людей, с которыми мы раньше не работали. Партнеры очень сильно подвели нас по нескольким пунктам, а мы в какой-то момент просто доверились, поленившись все проверить и просчитать риски. Результатом была ДИКАЯ духота на самом мероприятии и очень слабое позиционирование секций внутри площадки. Разумеется, народ отреагировал на это довольно недвусмысленно и мы поняли, что нужно решительно проснуться.
Конечно, для себя у нас было оправдание – не мы должны были отремонтировать те же кондиционеры, но результат от этого не менялся.

Сильно уязвленные, мы пообещали друг другу, что подобного позора больше не будет и подошли ко второй ролевой встрече так же, как подходили к “Ролешторму”. И результат действительно был.

Мы сменили площадку, поставщиков еды, переработали контент и по-другому взглянули на лекции. Пока что мы не получили ни одного отрицательного отзыва в обратную связь – очерки были только положительными, либо описанные плюсы там преобладали подавляющим большинством. И по тому, что мы видели, людям действительно понравилось происходящее.

Есть только один момент – на первое Братание к нам пришло более 50 гостей. А на второе – несмотря на наши клятвенные заявления и пруфы об исправлении – только 25. Народ раздолбайства не прощает, и нам еще нужно будет поработать, чтобы вернуть этому ивенту размеры и посещаемость. Впрочем, как нам кажется, с таким уровнем и положительными отзывами это уже будет гораздо проще.

 

Дос: Как у вас в Кемерово с НРИ?


Юрий: Проблема в том, что непонятно, с чем сравнивать 🙂
Поэтому отвечу в таком же стиле: без нас было плохо. С нами стало лучше.

 

Дос: Какие НРИ в Кемерово пользуются популярностью?

Юрий: Особым пиететом у нас пользуются “АВТОРСКИЕ МИРЫ”. Что, в общем-то, не так уж плохо… если только они не идут в комплекте с “АВТОРСКИМИ СИСТЕМКАМИ”. Но на эту тему я покапаю ядом где-нибудь еще. Впрочем, тут тоже наметился прогресс – хотя “Ролешторм”, конечно, далеко не единственная тому причина, даже самые закоренелые мастера в Кемерово понемногу понимают, что общепризнанные и доступные системы от “Savage Worlds” до “FATE” – это то, что как минимум, достойно их величественного взора творца или просто ознакомления.

Если говорить о сеттингах, то безоговорочно в числе своем преобладают игры по фэнтези сеттингам а-ля Forgotten Realms, которое на практике часто оказывается весьма вольным изложением собственных идей с оглядкой на сеттинг и D&D. Также в атаку идет Мир Тьмы (который на проверку может оказаться как “тем самым МТ”, так и самым страшным кошмаром даже для самых изощренных извращенцев и грешных игроков) и на третьем победном месте тройку замыкает “Эра Водолея”.
Но, повторюсь, адептов собственных миров довольно много – примерно столько же, сколько МТшников, ФРеалмистов и Водолейщиков вместе взятых. В среде собственных сеттингов преобладает либо фентези, либо космическая тема.

 

 

Дос: Судя по всему, вас можно назвать основными движителями НРИ в Кемерово. Так ли это?

 

Юрий: Без ложной гордости отвечу однозначное “да”. Почему без ложной? Да потому что едва ли этим можно хвастаться. Потому что мы именно “первые и единственные”.

Во многих моментах это, разумеется, отлично закаляет и дает челлендж в традиционно патриотическом “ЕСЛИ НЕ МЫ, ТО КТО?”, но это сопряжено с кучей проблем. У нас не было у кого учиться, с кого брать пример и с кем соревноваться. Перенятие опыта иногородних коллег часто осложнялось огромной разницей в экономических и социальных аспектах городов, а некоторые “именитые мастера и знаменитые организаторы” в действительности довольно сильно преувеличивали свои достижения и заслуги.

Кроме того, я отлично понимаю: 2-4 мероприятия в год – это явно не то топливо, которое может резко разжечь огонь интереса в жителях города. Этого хватает только, чтобы зажечь искру и, понемногу (если не начнется сильный ветер) поддерживая огонек, превратить его в небольшой костер. Такое требует большого терпения и времени.

Пытаться делать больше ивентов – значит свести себя в могилу. Пытаться делать меньше и лучше – не позволяют экономические условия. Делать кучу мелких – не хватает людей и приедается интерес посетителей.

Частично в это положение НРИ движение повергает себя само – к нему тяготеет много людей, которые гонятся за мечтой, внутренним миром для жизни. Эти люди как раз пытаются уйти от сложных цифр, экономики, дел и бизнес-процессов. А организация любого ивента как раз требует всего вышеперечисленного, не говоря уже о работе в команде. Но прежнее ролевое комьюнити я за это, разумеется, не виню.
На самом деле написанное выше – вранье. Виню, конечно. Но совсем немного и я, в целом, почти с этим смирился.

 

Дос: Как вы оцениваете текущую ситуацию на рынке ИНРИНРЯ? Какая игра на русском наиболее желанна?

 

Юрий: Рынок настольно-ролевых игр в РФ крайне слаб. Однако, вопреки тому, что часто говорят – не столько из-за страсти народа к халяве, сколько из-за низкой покупательной способности людей. Особенно, если мы говорим о рынке, где куча потребителей – это люди средне или малообеспеченные.

 

Бытует мнение, что “Мир Тьмы” невозможно издать в России и получить с этого хорошую прибыль. Но это не потому, что “УЖАСНЫЙ ВОД.СУ ВСЕ УКРАЛ”, а потому, что цена одной книжки по МТ по периодически прикидкам будет стоить больше 2000 рублей. Причем не чуть больше, а, вполне возможно, больше в разы этой потолочной суммы. Учитывая то, что для хорошего кругозора по этой игре стоит хотя бы изучить книги кланов помимо корбука, можно будет с уверенностью сказать, что кому-то придется выбирать между стопкой книжек и автомобилем. Выбор для многих, разумеется, будет понятным и очевидным.

 

Кроме того, поклонников настольно-ролевых игр в России довольно немного. А они, в свою очередь, также делятся по своим предпочтениям. Условного говоря, далеко не все живущие в городе Н абстрактные 100 ролевиков грезят именно Миром Тьмы. 60% он, скорее всего и даром не особо будет нужен. А это, конечно, ставит вопрос о тиражах, удорожании стоимости отдельного экземпляра, и мы вновь возвращаемся к тому, с чего начали.

По флагманам – несмотря на то, что я довольно положительно отношусь к пиратству в НРИ (в тех случаях, когда нет аналогов и в ближайшее время не предвидится как с МТ в 90-х, а также в случае, когда это пиратство не приносит прибыли), я очень уважаю и ценю труд “Студии 101”, стараясь при каждом удобном случае как-нибудь проспонсировать их деятельность путем обмена плодов ее деятельности на заработанные шекели. Довольно часто я слышу критику в адрес этой организации, в том числе и такую, с которой я периодически согласен. Но тем не менее, как потребитель я более чем удовлетворен соотношением качества и стоимости их продукта. Они сейчас для меня флагманы в мире “легальных” НРИ.

FATE – это откровенно не моя система. Но вместе с этим я ловлю себя на мысли, что в последнее время все чаще читаю заметки Тамары Персиковой и осознаю, что нашел ОЧЕНЬ мудрого человека, читать которого мне хочется все чаще. Пожалуй, именно ее я бы назвал наиболее интересной мне личностью во всей сфере НРИ поставив на второе место (с небольшим отрывом) “Студию” как собирательный аватар из мыслей и взглядов ее работников. Также жду появления “Книги Пепла” как по личным, так вполне и объективным причинам.

 

Пандора – алчный ужас. SaF Gang Design – великолепный рулез. Об остальных “лицензированных” участниках ничего не скажу, а о теневых у Вас рассказывать мне пока рановато. Но 2 трехбуквенных ресурса по Миру Тьмы в моем сердце навсегда. 😉

 

А хотелось бы увидеть на русском, прежде всего, Pugmire, про милых собачек, и Rippers, для “Дневников Авантюриста”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *