Автор: Gekant
Ссылка на оригинал статьи
Время от времени каждому хорошему мастеру может понадобиться хороший маньяк. Не тот, конечно, который ждет нас в нашей собственной подворотне в нашем собственном городе в реальной жизни, а тот маньяк, за которым в вашей игре могут славно поохотиться приключенцы, поймать его в итоге на крючок, освободить дрожащий от страха город, спасти мир и так далее.
Первый шаг. Серийный или “запойный”?
Примем как аксиому то, что убийства совершаются маньяком добровольно, он испытывает потребность(или необходимость) убивать и совершил/совершит не менее двух убийств.
На этом же шаге следует отнести убийцу к одной из двух категорий: «серийный убийца» или «запойный убийца». Если после убийств(а) наш маньяк отдыхает (длительность может быть разной, и день и два и неделя и больше) – это серийный убийца. Если наш маньяк будет совершать одно убийство за другим без эмоционального спада, то есть будет убивать, несмотря ни на что, пока его не остановят – это запойный убийца. Его часто не относят к маньякам, но тонкости терминологии в данном случае мало значимы. Важно другое – испытывает ли маньяк между убийствами периоды эмоционального спада.
Второй шаг. Организованный или импульсивный?
Организованный тщательно готовит преступления.
Импульсивный действует под воздействием внешних обстоятельств.
Первый на мой взгляд интересен, как объект расследования, второй более интересен для отыгрыша. Хотя, это лишь мое мнение.
Таким образом у нас получается одна из четырёх связок:
— Серийный-организованный.
— Серийный-импульсивный.
— Запойный-организованный.
— Запойный-импульсивный.
Серийный-организованный.
Наиболее популярный маньяк в кино и литературе. Он методично совершает одно убийство за другим, очень тщательно готовя преступления. Примеров масса. Имитатор, Зодиак, Пила, любой маньяк из серии о Ганнибале Лекторе как то Долархайд, Баффало Билл, сам Ганнибал и многие другие.
Серийный-импульсивный.
Чаще всего такого рода маньяки обыгрываются с раздвоением личности. Классика жанра — Норман Бейтс из «Психо». Также популярен приём неожиданности — живёт себе человек, думает, что он обычный человек, но периодически в нём просыпается второе “я”, он выходит на охоту, убивает, а ближе к концу фильма главный герой/героиня узнают, что убивали на самом деле именно они.
Запойный-организованный.
Очень сложная комбинация. С одной стороны, маньяк убивает непрерывно с минимумом подготовки преступления, но с другой он очень предусмотрителен, собран, не оставляет следов. Наиболее яркий образ подобного рода серийного убийцы — это сыгранный Рутгером Хауэром дорожный маньяк в триллере «Попутчик». Убийства совершаются непрерывно, одно за другим, они — сам образ жизни Джона Райдера, при этом организованность убийцы — на высшем уровне. «Что бы вы ни сделали, он всё равно впереди вас. Как бы вы ни поступили, он ещё больше в выигрыше».
Запойный-импульсивный.
Хаотичный псих. Убивает всех без разбора, практически не заботится о подготовке преступления. Классика жанра — Техасская резня бензопилой. Подобные маньяки могут орудовать в диких пустынных местностях. В большом городе его довольно быстро обезвредят. Примеры подобных психических отклонений в большом городе – когда человек с оружием заходит в набитое людьми помещение (кампус, торговый центр и т.д.) и начинает убивать всех, кто попадается ему на глаза.
Определив одну из четырёх связок, прописываем в ней уникальность маньяка. Например, «убийца совершит 7 убийств по одному на каждый смертный грех, маньяк будет запойный-организованный, то есть убийства будут хорошо продуманы, организованы, а совершит он их одно за другим, без какого-то эмоционального спада» (х/ф «Семь»).
Третий шаг. Мотивы.
Определим побудительные мотивы для нашего маньяка. Именно они будут определять его преступное поведение. Для простоты лучше брать пять основных побудительных мотивов.
1. Деньги и материальные ценности.
Убийца заинтересован в получении материальных выгод, однако достижение подобных благ для него сопряжено с серийными убийствами.
При данном побудительном мотиве наиболее значимым становится род занятий маньяка. Врач, отправляющий своих пациентов на тот свет. Женщина, всё время ищущая себе нового мужа.
Коллекционер «кровавых картин». Даже для таких «материальных выгод» как «платье из кожи» (Баффало Билл), когда род занятий не является основополагающим, требуется умение шить, что может быть неочевидной зацепкой при расследовании преступления.
2. Эстетическое удовольствие.
Маньяк-гедонист наслаждается самим процессом убийства.
Этот мотив будет влиять прежде всего на внешнюю, “эстетическую” сторону убийства. Каким образом убивает, как долго, чем.
Кровожадность от одного убийства к другому может возрастать. Но, как правило, всегда есть способ убийства, который маньяк считает более предпочтительным. Переход к другому способу убийства, если он необходим для сюжета, нужно делать очень осторожно и только в случае действительно серьёзной необходимости. Поскольку, меняя способ, легко нарушить внутреннюю логику поведения маньяка. Что ещё более важно, определённый способ убийства – это важнейшая часть «стиля» маньяка, от которой маньяк-гедонист может отказаться только под давлением обстоятельств.
3. Голоса свыше, приказывающие идти и убивать.
Главное, с чем нужно определиться, это что именно приказывают голоса, и как они себя ведут. Большая ошибка — придумать лишь кто приказывает, и на этом успокоиться.
Когда возникают голоса? Беседует ли он или послушно выполняет всё, что ему говорят? Что говорят голоса? Насколько послушен маньяк? Насколько свободно он трактует то, что говорят ему голоса? Эти вопросы фактически задают алгоритм поведения нашего маньяка. При этом вопрос “кто приказывает?” не всегда принципиален. Убийца может как знать того, кто ему приказывает, так и просто подчиняться неким силам, не понимая, кто или что с ним разговаривает. Довольно интересен ход, когда маньяк обнаруживает, что голос исходил не от того, от кого он думал. Например, он считал, что с ним говорит Бог, а что-то натолкнуло на то, что это Дьявол. Особенно хорошо, если этим “что-то” будут игроки.
4. Желание сделать мир лучше.
Для достижения своей цели маньяк-миссионер убивает «неполноценных», на его взгляд, людей. В этом случае необходимо чётко определить, кого именно маньяк считает неполноценным.
«Неполноценные» в голове маньяка могут полностью соответствовать реальности. Если маньяк свято уверен, что проститутки — «неполноценны», он будет убивать проституток.
«Неполноценные» в голове маньяка могут и не соответствовать реальности — частично или полностью. В этом случае за «ущербность» человека маньяк принимает определенное свойство личности (душевное качество, особенность психики, черту характера, темперамент и т.д.). В реальности «неполноценных» он ищет по известным лишь ему «признакам неполноценности». Например, «неполноценными» маньяк считает развратных людей, а «признаками неполноценности» для него становятся короткая юбка, красные чулки и длинные каблуки. Женщины, одетые соответствующим образом, становятся его жертвами. «Признаки неполноценности» могут меняться. Увидев трансвестита, маньяк может испытать шок от увиденного и добавить «переодевание» в «признаки неполноценности».Полный простор для фантазии.
5. Ощущение собственной силы и власти над жертвой
Данный побудительный мотив влияет прежде всего на подготовку к убийству. Маньяк создаёт себе некоторые условия для убийства, в которых он в полной мере может продемонстрировать жертве свою власть над ней. В отличие от «гедониста», для маньяка с данным побудительным мотивом убийство лишь логичный итог, а наиболее важным является ощущение полного контроля над жертвой и того, что жертва находится в его абсолютной власти. Утвердиться в этой власти маньяку помогают запугивание, пытки, нанесение увечий и т.д. Маньяк может даже убивать только потому, что боится быть раскрытым, пойманным за те «действия», которые он совершает над жертвой до убийства.
Подобный маньяк может иметь собственное «тайное место», куда доставляет жертву для совершения убийства, либо убийства совершаются в местах, где есть возможность некоторое длительное время наслаждаться своим ощущением власти над жертвой.
Именно этот побудительный мотив отвечает за длительность убийства (при других мотивах убийства могут быть очень быстрыми).
Нашему убийце можно приписать и сразу несколько побудительных мотивов. Но чем больше мотивов у маньяка, тем сложнее будет его образ. Проще всего приплюсовывать один побудительный мотив в очерёдности, в которой они здесь представлены. То есть: получающий какую-то материальную выгоду гедонист, который слышит голоса, говорящие ему о его миссионерстве, с определённой «системой наказания», в которой демонстрируется собственная власть и мощь.
В итоге у вас на руках будет совокупность идей и представлений, в которой не важна абсолютная логичность, так как мышление маньяка зачастую характеризуется отсутствием логики в мировоззренческих представлениях. Нарушения логики проявляются прежде всего в том, что в голове маньяка стираются границы между вымыслом и реальностью. Маньяк наделяет реальность своими вымыслами. Например, места большого скопления людей он может считать местами магической энергии и именно в таких местах совершать убийства. Или считать своей миссией истребление эльфов, маскирующихся под людей, наделяя эльфов в своих выдумках зелеными глазами, светлыми волосами и худобой. Соответственно, маньяк будет охотиться на людей, подпадающих под эти признаки. Маньяк может считать, что убийство даёт ему власть над душой человека и “коллекционировать” жертв, которые станут его слугами после смерти.
Четвертый шаг. Причины психических отклонений.
1. Наследственность.
Не стоит делать наследственность основной причиной психических отклонений. Исключение — наследственность, связанная с мистикой или магией. Однако, стоит учитывать, что в “мистических” и фентези-сюжетах, где в основном и встречаются проклятия, обычно есть четкое разделение на черное и белое. В то время как маньяк – это «чёрная личность», прикрывающаяся «белой личностью». В мистическом сюжете внутри одного человека может быть две личности. Отыгрывая же маньяка, мы отыгрываем одну личность, которая маскируется от всех другой личностью.
Пример:
От секса женщины с демоном рождается мальчик. В зрелом возрасте в нём начинает просыпаться зверь. Он начинает убивать и через убийства обретать силу для того, чтобы завершить обращение в демона. Есть информация, что проклятие можно снять. Приключенцы снимают проклятие заклинанием по разделению личностей. В результате из человека появляется демон, демон побеждается и человек освобождается. Если в приключении изначально противопоставлялись две личности — то в итоге все живут долго и счастливо. Если же личность была одна, то у приключенцев есть шанс обнаружить, что “освобождённый” теперь вовсе лишён личности. И лучше было использовать другое, хоть и более сложное заклинание по снятию проклятия, чтобы демона превратить в доброго крестьянина, который развернётся и пойдёт пахать землю.
2. Психологические и моральные травмы.
В этом случае необходимо придумать, кто(что) именно нанес нашему маньяку серьёзную психологическую травму, вызвавшую психические отклонения.
По схеме: кто сделал – что сделал – побудительный мотив для убийства.
Отец — ежедневные побои – голоса, миссионер.
Мать – издевалась, заставляя учиться – гедонист, голоса, миссионер, власть.
Раджа – заставлял шпионить за гаремом – все пять мотивов
«Что сделал» нужно расписать и можно использовать в качестве подсказок приключенцам.
3. Социальные и бытовые условия.
Здесь наш маньяк непосредственно соприкасается с сеттингом, в который мы его помещаем. Резкое изменение социального строя, многочисленные бытовые проблемы, кардинальное изменение моральных ценностей – всё это и многое другое может быть мощным стрессовым фактором, вызвавшим психические отклонения. Стрессом может быть как резкое изменение социально бытовых условий, так и наоборот, их неизменность.
Пример:
В деревне хоббитов нашёлся один, которому надоела размеренная жизнь, но причины смотаться «туда и обратно» он не нашёл, и эту энергию применил к окружающим, в результате чего появился маньяк, терроризирующий всю округу вплоть до «Гарцующего пони». Фродо предстоит узнать, кто на самом деле его дядюшка и где Сэм.
Можно взять одну причину психических отклонений, можно взять разом и все три. Но чем больше их будет, тем сложнее образ нашего убийцы. Проще всего приплюсовывать одну причину психических отклонений к другой, в очерёдности, в которой они здесь представлены.
Шаг пятый. Маска.
Как говорила девочка Венсди, “это костюм маньяка-убийцы. С виду они ничем не отличаются от нормальных людей.”
Нашего убийцу необходимо замаскировать и встроить в мир. Фактически, на этом этапе мы расписываем маньяка как обычного человека, без признаков безумия.
Шаг шестой. Поведение.
Выбираем преступное и постпреступное поведение, прежде всего основываясь на том «организованный» или «импульсивный» наш маньяк. Поведение должно как минимум не противоречить побудительным мотивам преступника, а лучше — соответствовать им.
За организованность отвечают пункты в поведении в левой колонке таблицы, за импульсивность — в правой. Чем больше пунктов из левой колонки будет в преступном и постпреступном поведении, тем более «организованным» будет маньяк.
Также нужно учитывать, что «серийный» маньяк, в отличие от «запойного», больше склонен организованному поведению благодаря тому, что между преступлениями испытывает период «затишья» во время которого может подготовить новое преступление.
Организованный маньяк | Импульсивный маньяк |
---|---|
Преступное поведение | |
Преступление планирует заранее — приблизительное время, место, способ совершения, подход к месту и отход, а также запасной путь отхода на «экстренный» случай. | Преступление спонтанно. Тревожно-беспокойное состояние во время убийства. |
Жертву выбирает целенаправленно. Заранее имеет определённый образ жертвы (возможно, не один). Иногда выбирает даже конкретного человека. Жертва персонализирована. Разговаривает с жертвой. Разговор контролируемый. Часто — для устрашения. | Нападает внезапно — импульсивно (блиц-атака) и/или «слепо» (блинд-атака). Жертва неизвестна. Нет даже определённого образа жертвы — ей может стать любой человек. Жертва деперсонализирована, воспринимается как объект. Разговор с жертвой минимальный или отсутствует вообще. |
Сцена преступления — контролируемая. Жертва часто связана. Агрессивные перемещения — поиск и преследование (сталкинг) подходящей жертвы. Орудие убийства готовит заранее. Готовит специальную одежду, которая затем уничтожается. | Сцена преступления — хаотичная. Жертва свободна, не связана. Орудие убийства часто заранее не готово, используются подручные средства. Убивает недалеко от места жительства и/или работы. |
Постпреступное поведение: | |
Заботится об уничтожении улик и сокрытии трупа. С этой целью часто перемещает труп. Может даже увезти труп далеко от места убийства. Может оставить труп в что-либо демонстрирующей позе. Старается устранить(ся от) свидетелей. | Не старается избавиться от улик, скрыть труп, устранить(ся от) свидетелей. |
Следит за информацией о преступлениях для собственной безопасности. Не живёт воспоминаниями о преступлении, нацелен на новое преступление. При необходимости вступает в контакты с полицией/милицией. Может даже сотрудничать. Может затевать игры с полицией/милицией. | Не следит за информацией о преступлениях для собственной безопасности, но может отслеживать такую информацию, потому что живёт воспоминаниями о совершённом преступлении. Старается повторно испытать приятные ощущения. Для этого возвращается на место убийства. Может прийти на могилу жертвы. Может даже написать «сочувственное» письмо. |
Седьмой шаг. Сексуальность.
Определим сексуальные предпочтения нашего маньяка. Совсем не обязательно делать из маньяка извращенца. Можно вообще пропустить этот пункт, если сексуальный контекст не вписывается в сеттинг, стиль игры и т.п.
Если сексуальность присутствует, то секс во время преступления для маньяка может быть:
— Единственной возможностью испытывать сексуальное удовольствие.
— Одним из проявлений силы и власти.
— Возможностью получить то, что вне преступления он получить не может.
— Возбуждением от преступления, которое перерастает в сексуальное возбуждение. Последнее тут же удовлетворяется.
— Частью ритуала убийства.
Можно наградить маньяка одним или сразу несколькими сексуальными «особенностями».
Наш маньяк готов.
Дальше расписываем как минимум два убийства. В описание включаем:
— То, что партия может обнаружить с первого осмотра. Описание места преступления.
— То, что партия может выяснить при детальном осмотре (с помощью внимательности/при помощи экспертизы).
— Как те или иные следы преступления характеризуют нашего маньяка.
В задачи партии входит по картине преступления выявить личность маньяка, вне зависимости от того, являются они представителями власти, частными детективами или расследуют по собственной инициативе. Для этого на месте преступления можно и даже нужно оставлять косвенные улики. Совокупность косвенных улик должна давать возможность вычислить маньяка. Все прямые улики и некоторые косвенные для запутывания следов следует маскировать под ложные пути.