Привет, партнёр!
Мы тут в редакции заметили, что в барабане наших обзоров книг сеттинга «Мёртвых Земель» не хватает патрона с надписью «Тузы и шестёрки» на нём. Спешим исправить этот недостаток – книга-то достойная, пристального рассмотрения заслуживающая как минимум.
По сёдлам?
Что такое «Мёртвые Земли»?
Для начала – немного самокопирования из обзоров предыдущих книг. Другими словами, для тех амиго, которые ещё не успели промчаться по прериями альтернативного Дикого Запада, мы кратенько расскажем, что это вообще такое. К сути обзора мы перейдём чуть подальше, так что если вы, что называется, в теме, просто листайте до следующего заголовка.
Deadlands как изданная ролевая игра появился на свет в 1996 году в виде книги правил, написанной Шейном Лейси Хэнсли. В той первой редакции использовалась своя собственная необычная механика, использующая покерные фишки и колоду карт, а также наборы игровых костей (типа «3d8») в качестве значений характеристик (именно из этой механики в дальнейшем выросла Savage Worlds / «Дневник авантюриста», автором которой также является Шейн). Однако наиболее интересным был сам сеттинг.
«Мёртвые земли» рассказывали историю Америки альтернативного 19-го века, в которой Гражданская война завершилась разделом территории на две страны – Союза и Конфедерации Соединённых Штатов. Но не это главное. Мистический Запад «Мёртвых земель», помимо традиционных «ковбоев и индейцев» населён целой кучей разнообразных зловещих потусторонних существ – начиная от банальных живых мертвецов (апач-зомби, а, амиго?) и заканчивая воплотившимися существами из мифов и легенд. Все это появилось неспроста, а в результате масштабного магического катаклизма, вместе с которым в мире появилась (или возродилась, хе-хе) магия. Жители Америки активно осваивают колдовство и чудотворство, а безумные учёные ежедневно испытывают адские агрегаты, поглощающие энергию самородного Камня Призраков. Причём делают они это, как полагается, быстро, весело и брутально.
С тех пор много воды утекло. Deadlands набрали популярность, успели разжиться множеством книг, выйти под GURPS и d20 и в конечном итоге переродиться в 2006 году под брэндом Deadlands: Reloaded для Savage Worlds. Правила вышли на качественно новый уровень удобства, а сеттинг подвергся некоторой (как говорят знатоки, незначительной) корректировке.
Именно этот вариант (а точнее, его улучшенное издание) и был переведён на русский «Студией 101», а теперь постепенно переводятся и многочисленные дополнения и приключения.
И пара ссылок:
Хорошо забытое старое
На обложке «Тузов и Шестёрок» – девушка с колодой карт и ковбой (как водится, с пистолетом) – да только видно, что оба героя слишком вольготно, если позволите, обращаются с законами физики. Внутри – 193 страницы, плотно набитые текстом.
«Тузы и шестёрки» – книга необычная. Дело в том, что она, как это принято говорить, исключительно российский продукт. Почти весь текст в ней, за небольшими исключениями, – не переводной, а авторский. Иллюстрации тоже оригинальные, принадлежат электронному перу отечественного художника Игоря Есаулова.
Однако сказать, что это полностью отечественная разработка, будет некоторым преувеличением. «Тузы» – это переработка, компиляция, римейк, если хотите. Большая часть материалов книги уже издавалась ранее, но для предыдущей редакции «Мёртвых Земель», а значит – была основана на другой механике и ориентировалась на немного другие реалии сеттинга. Ребята из «Студии 101» сделали титаническую работу, переосмыслив и причесав все эти морально устаревшие концепции, а также добавив кое-что от себя.
Что же в итоге у них получилось?
Мистика, мистика и ещё раз мистика
Основной темой «Тузов» стала магия в самой, пожалуй, «знаковой» форме сеттинга – магия карт и револьверов. Если жрецы-чудотворцы, вудуисты и шаманы сплошь и рядом встречаются в других сеттингах, то маги-картёжники и мистические стрелки – явление куда более «аутентичное». Причём если первые уже присутствуют в базовой книге правил (в несколько другой форме, но тем не менее), то вторые проявились только здесь.
Давайте по порядку.
Перво-наперво, книга представляет новый мистический дар – Наследие Хойла, который полностью заменяет собой колдовство из основной книги – отныне картёжники могут пользоваться куда более детальными правилами. Они куда ярче и интереснее передают суть поединка картёжника с демоном-маниту, из которого, собственно, первый добывает всё необходимую ему магическую силу. И это не считая целой кучи «дополнительных опций» – начиная с вороха специализированных черт и множеством новых заклинаний и заканчивая особыми карточными фокусами (нечто вроде мини-заклятий). Любителям покопаться в правилах и выбрать то, что больше всего по душе, ждёт раздолье. Если же даже всё это обилие опций вас не удовлетворит, то в книге есть раздел, посвящённый конструированию собственных заклинаний.
Второй большой кусок книги посвящён совершенно новому мистическому дару – так называемому Пути револьвера. Освоивший его стрелок может научиться стрелять молниями из своего кольта и освоить целую кучу других не менее впечатляющих трюков. Правила по применению этого дара оригинальные, и таят, как это принято в сеттинге, немало опасностей – но оно того стоит. Весь набор прибамбасов также в наличии – специализированные оружейные заклинания, черты и изъяны, всё как полагается, честь по чести.
Не цифрой единой…
Помимо правил, в первой части книги содержится немало «бэкового» материала. Другими словами, рассказа о том, откуда вообще взялись и чем живут все эти картёжники и волшебные стрелки.
Интересующиеся историей сеттинга узнают о легендарном Хойле, его злоключениях и истории издания той самой книги. Не обделены вниманием и мистические стрелки.
А что насчёт маршала?
Думается, у читателя могло сложиться мнение, что «Тузы и шестёрки» – это книга в первую очередь для игроков, содержащая целую кучу правил. Однако это лишь наполовину так. Вторая часть дополнения (отделённая от первой предупреждающим знаком – эй, парень, ты твёрдо уверен, что тебе сюда надо?) посвящена исключительно маршалу игры (так тут принято называть ведущего).
И первая «маршальская» секция описывает так называемые реликвии – уникальные предметы, каждый со своей историей и тёмными тайнами. Каждая из этих, с позволения сказать, вещиц может послужить хорошей темой для целого приключения.
Далее гуськом следуют разделы, дополняющие правила для игроков. Вы же не думали, что игры с демонами всегда заканчиваются хорошо? Так вот, тут собраны все сюрпризы для игроков, с которыми они могут познакомиться после того, как у них выпадет осечка.
Кроме того, есть приличный раздел про демонов-
Маниту, причём не простых, а именных – каждый из них сам по себе прелюбопытнейшая личность. Если вы ищете подходящего злодея для своей кампании, не проходите мимо. Завершает главу подборка особых правил, касающихся демонов – особенно понравились разделы про сделку с дьяволом 🙂
Ну и в завершении книги – большая глава, в которой рассказывается в подробностях об организациях мира «Мёртвых Земель» и их главных представителях (статблоки? да, наличествуют). Некоторые из этих фракций в той или иной степени были описаны в основной книге (например, техасские рейнджеры) и в «Тузах» их бэкграунд расширяется и углубляется. Другие же (Общество госпожи Удачи, например) – появляются только здесь. Материала много, и он весьма интересен сам по себе, даже с теоретической точки зрения, не говоря уж о том, сколько игр на его основе можно построить.
И особенно приятно, не можем не упомянуть, что она страницах книги появились герои (и злодеи), придуманные читателями нашего ресурса в ходе конкурса «Хватит и одного барабана на всех», который мы проводили со «Студией 101». Вот они все, красавцы, готвые персонажи для ваших приключений.
Вердикт
«Тузы и шестёрки» – это одна из лучших книг-дополнений по миру «Мёртвых земель» (да и вообще – хороший пример того, как должна выглядеть подобного рода книга вне зависимости от системы и сеттинга). Отлично иллюстрированная, плотно упакованная, прямо-таки под завязку набитая разным материалом, она содержит в себе всё то, что нужно для обогащения игры. Игроки получили ворох новых опций, маршалы – идеи для приключений, а сам игровой мир оброс новыми подробностями.
В целом, если вам нравится вселенная Deadlands и вы планируете играть по ней ещё – не задумываясь, берите «Тузы и шестёрки», она вас не разочарует.
P.S. Ну и напоследок упомянем, что сейчас полным ходом на площадке CrowdRepublic идёт сбор средств на второе русское издание базовой книги «Мёртвых Земель» с целой кучей дополнительных целей. На момент написания статьи ещё не поздно вскочить на поезд – до завершения кампании осталось несколько дней, торопитесь!