Вашему вниманию: гостевая статья от Александра Семыкина
В минувшие выходные в Екатеринбурге прошла вторая экспериментальная ролевая игротека «Вуншпунш». Кроме очевидного стремления развлечь игроков и ведущих, цель этого мероприятия — показать, насколько разными и необычными бывают настольные ролевые игры. Поэтому для каждого «Вуншпунша» мы выбираем некое ограничение-условие, которому должны следовать игры: это может быть конкретный жанр, стиль, элемент механики или поворот сюжета.
В этот раз мы посягнули на святая-святых любого ролевика — кубики, кости, дайсы, кубы — ведущим пришлось обходиться без этого привычного атрибута. Ограничение только поначалу кажется суровым и невыполнимым. За долгую историю нашего хобби было выпущено немало игр, которые не используют кубики вовсе. Мы собрали 7 таких игр и написали на них серию мини-обзоров.
Dread RPG
Свой экскурс в мир diceless-систем мы начнём с игры Dread RPG. Как следует из названия, это ролевая игра в жанре ужасов. Причём к жанру она подходит серьёзно, а игровой процесс выстроен таким образом, что часть героев неминуемо погибнет в ходе игры. По этой причине Dread не подходит для длинных кампаний, но игра на одну сессию подарит вам массу острых ощущений.
Главной особенностью Dread стал необычный механизм разрешения конфликтов: вместо кубиков или карточек игра использует башню Jenga. Когда персонаж игрока сталкивается с испытанием, он вытягивает один или несколько блоков. Поначалу это просто, но с каждым следующим испытанием напряжение нарастает.
Развязка оказывается жестокой: персонаж игрока, обрушившего башню, выбывает из игры — погибает, сходит с ума, становится одержимым и т.д. В книге правил отведён целый раздел под описание возможных последствий провала.
Среди игроков в НРИ отношение к Dread неоднозначное. Кто-то не считает её ролевой игрой вовсе, потому что успех или неудача героя игры зависит не от его способностей, а от умения игрока вытаскивать деревянные блоки из башни. Другие же, напротив, считают что Dread делает именно то, что должна делать механика в ролевых играх — помогает выстраивать атмосферу игры.
Дело в том, что Dread создаёт особый ритм повествования, который прекрасно подходит для сюжетов в жанре хоррор: постепенно нарастающее напряжение, а за ним — неминуемая развязка, которая сопровождается неким ужасным событием. Затем всё повторяется снова.
Королевство Ничто
Это мрачная и печальная ролевая игра о людях, которые стали жертвой Ничто — сущности, которая пожирает воспоминания и превращает человека в одного из Потерянных. У него больше нет ни дома, ни близких, ни даже имени. Всё, что осталось — это надежда на то, что он сумеет собрать осколки своего прошлого и вновь обрести себя.
Ничто – это не монстр и не проявление чьей-то злой воли, это сила, порождённая человеческим равнодушием и апатией. Её жертвами становятся люди, которых общество стремится не замечать и о ком хочет забыть. Ничто находит их и стирает из нашего мира.
Всё верно: в этой игре нам предстоит играть за изгоев, наркоманов, нищих и бродяг. Тех, кто опустился на самое дно мира и перестал быть его частью. Теперь их дом — Королевство. Здесь есть своя магия, артефакты и свои демоны — страхи людей и обычные бытовые невзгоды обретают собственное жуткое воплощение. Именно они встанут на пути тех, кто попытается вырваться отсюда.
«Королевство Ничто» необычно сразу по нескольким причинам. Во-первых, нечасто встретишь игру, которая предлагает тебе взять на себя роль мистического бомжа в нуарном мире городских подворотен. Во-вторых, «Королевство» использует примечательную механику, которая только подчёркивает мрачную тематику игры. К примеру, в качестве параметров персонажей выступают Надежда, Ясность, Живучесть и Тяготы, а вместо кубиков используется мелочь: монеты по 1, 2 и 5 рублей. Перед броском рекомендуется потрясти их в какой-нибудь подходящей консервной банке.
Стоит заметить, что к механике предъявляется немало претензий, и она только на первый взгляд кажется простой. Однако с чем «Королевство» справляется отлично, так это с созданием тягостной и печальной атмосферы мира Потерянных. Если любите истории в духе комикса Midnight Nation или геймановского «Задверья», не пропустите эту игру.
Do: Pilgrims of the Flying Temple
Мы начали с довольно мрачных игр: сначала ужасы Dread затем — безысходность подворотен Королевства Ничто. Пора бы рассказать о чём-то добром и светлом, и Do: Pilgrims of the Flying Temple подойдёт для этого как нельзя лучше. Это лёгкая игра-сказка, рассчитанная прежде всего на детей и подростков.
Do больше напоминает сторигейм в стиле «Фиаско», а не традиционную ролевую игру. В ней нет ведущего, а участники совместно придумывают фантастическую историю. Начало у всех историй одинаковое: посреди бескрайнего неба есть Летающий Храм, куда со всего мира приходят письма с просьбами о помощи. Герои игры — юные монахи (пилигримы) этого храма. Получив очередное письмо, они отправляются на помощь, а по пути попадают в самые разные неприятности.
При создании игры автор вдохновлялся такими историями, как «Маленький принц» и «Аватар: последний маг воздуха». В 2010 году Do получила премии Indie RPG Awards сразу в трёх номинациях: лучшая независимая игра, инновация и качество издания. А в нашу подборку она попала благодаря необычной механике, в которой игроки вместо броска кубиков вслепую тянут из мешка камешки чёрного и белого цветов.
Undying
Об Undying я даже не слышал, пока на «Вуншпунш» не заявили игре игру «Чумная империя». Между тем, она определённо заслуживает места в нашей diceless-подборке. Судите сами: игра представляет собой попытку переосмыслить тему и идеи Vampires: the masquerade и перенести игровой процесс на механику Apocalypse Engine.
Как вы уже поняли, это игра о вампирах. Причём не о слащавых обольстительных созданиях тени, а настоящих вампирах в духе «Мира тьмы» — кровожадных чудовищах, хищниках ночи, в которых с каждой новой жертвой остаётся всё меньше человеческого. Они плетут интриги, сражаются за власть и охотничьи угодья и просто пытаются выжить в этом мрачном мире, скрытом от глаз смертных.
Что касается механики, это чистый Apocalypse Engine, с той разницей, что здесь не требуется бросок кубиков. В основе системы — менеджмент ресурса, в роли которого выступает кровь. Её приходится тратить для совершения любых «вампирских» ходов, но чем чаще ты это делаешь, тем сильнее твой голод и тем ближе момент превращения в хищника.
Игра собрала успешный кикстартер в прошлом году и недавно поступила в продажу на drivethrurpg. Однако на сайте автора доступен бесплатный текст правил и буклеты персонажей.
Murderous ghosts
Ещё один хак Apocalypse Engine, на этот раз — за авторством создателя системы, Винсента Бейкера. Хак получился настолько необычным, что механику едва можно узнать: здесь нет кубиков, нет параметров персонажа, буклеты не похожи на буклеты, да и предназначена игра только для двух участников. Занятное сочетание, верно?
Как ясно из названия, Murderous ghosts — это игра о мстительных духах, жаждущих человеческой крови. История начинается с того, что покой призраков нарушил искатель острых ощущений, решивший исследовать старое заброшенное здание. Теперь он заперт в бесконечных гулких коридорах, наполненных страхом, болью и смертью. Задача игрока — выбраться из этого проклятого места, задача ведущего — не дать ему этого сделать. Всё просто.
Буклеты в этой игре больше напоминают небольшую книжку. У каждого участника она своя, а вместо ходов в ней описаны возможные исходы действий героя и возможные выборы Мастера церемоний. Во многом буклеты напомнили мне классические книги-игры с их указаниями «Если вы делаете это, то перейдите на страницу 36, если нет, то 28». Только здесь описания исходов оставляют простор для интерпретации, да и выбор делается не просто так, а на основе результата проверки. В качестве механизма разрешения конфликтов используется колода карт без джокеров, а варианты исходов представляют собой триаду PbtA, только цифры считаются иначе.
Murderous ghosts мало похожа на классическую ролевую игру, скорее на сторигейм в жанре хоррор. Однако если вы собрались вдвоём, и у вас есть часок свободного времени, эта игра — отличный способ его провести.
Chuubo’s Marvelous Wish Granting Engine
Chuubo’s Marvelous Wish Granting Engine — ролевая игра про волшебство, чудеса и апокалипсис. Сочетание странное, но именно так звучит завязка игры: местная богиня солнца убита, и от сущего остался один-единственный Город (здесь он так и называется — Town).
Несмотря на мрачное начало, Chuubo — светлая, добрая и оптимистичная игра, сюжеты которой напоминают аниме Миядзаки и странные истории вроде Adventure’s Time. Впрочем, даже так игра поддерживает сразу восемь различных жанров: от пасторали до готики. К каждому жанру прилагается руководство и описание особенностей механики.
Система игры не использует ни кубиков, ни других генераторов случайных чисел. Сделано это для достижения конкретной цели — удобства игры в чатах и на форумах. Chuubo создавалась с прицелом именно на такой формат игры, и это наложило отпечаток на механику и игровой процесс в целом.
Ещё одна особенность в том, что роль ведущего выражена далеко не так сильно, как в традиционных НРИ. Игроки не просто описывают действия своих персонажей, но и сами наполняют жизнь героев приключениями, придумывая для них квесты и задания. Работа ведущего сводится к тому, чтобы отыгрывать персонажей второго плана и заполнять пробелы в описании игрового мира.
Golden Skies Stories
Ещё одна игра-сказка в нашей подборке — Golden Skies Stories. Игра вышла в Японии и уже позже, завоевав популярность на родине, была выпущена на английском языке. Если нам повезёт, когда-нибудь мы увидим её и на русском.
Golden skies предлагает игрокам взять на себя роли Хенге — магических животных, которые помогают жителям идиллической японской деревушки.
Приключения Хенге не похожи на те, к которым мы привыкли в других ролевых играх. Герои не сражаются с монстрами, не творят разрушительных заклинаний, не плетут интриг и не раскрывают заговоров. В этой игре вообще нет насилия, истории «Золотых небес» о другом. Вернуть воду в колодец, помирить по глупости поссорившихся друзей или найти сбежавшего котёнка — вот подвиги маленьких героев игры.
Несмотря на столь необычный игровой процесс, Golden skies Stories — классическая НРИ с ведущим и традиционным распределением повествовательных ролей. Здесь есть листы героев и числовые параметры персонажей. Кубиков, правда, нет — как и других генераторов случайных чисел. Конфликты разрешаются либо прямым сравнением атрибутов с заданной сложностью, либо тратой ресурсов, в роли которых выступают Чувства и Желания.
P.S. Если во время чтения вы подумали про пони, дружбу и магию, это неслучайно. В качестве экстра-целей минувшего кикстартера упоминалась официальная конверсия игры под мир Эквестрии. Так что её выпуск — лишь вопрос времени.
Серик Макжанов
Dread RPG нету на русском?