Гули и Рыгули. Обзор от Алисы Раченко

Обычно нежить находится на вторых ролях. Она прислуживают некромантам, охраняет гробницы от особенно смелых приключенцев и поставляет ингредиенты для алхимии прямиком из своих разлагающихся тел. Но Crimson Tim, автор игры “Гули и Рыгули” решил положить конец этой несправедливости и создал мир, где гули захватили королевство и успешно построили общество. Как им это удалось? Все ли гули такие же красивые, как те, что на обложке?

Давайте выяснять. 

 

О чем это?

“Гули и Рыгули” это игра про оживших мертвецов. 50 лет назад Королевство выкосил мор неизвестного происхождения и после недолгого затишья из могил начали подниматься главные герои игры. Отвратительные на вид гули с жалкими обрывками памяти вместо личности. 

Общими усилиями они создали по всему Королевству цепь разрозненных общин. И даже учредили работорговлю. В рабство обычно попадают живые люди и очень молодые гули. И если у гулей есть шанс на лучшую судьбу, то людей ждёт только смерть и последующее превращение в гуля. Которого, как вы догадались, ждут ещё десятилетия рабства.

Но и это ещё не все. Земли бывшего Королевства поражены Скверной. Черной, мерзкой жижей, которая отравляет природу вокруг, искажает законы физики и превращает живых существ в Рыгулей. Конечно, существуют редкие везунчики, которые могут сопротивляться Скверне и даже использовать её себе на пользу, но большинство ждёт участь бездумных распространителей заразы. 

Создатель игры явно предпочёл жить в проклятом мире. И приглашает нас сделать то же самое!

 

Для понимания игры важно помнить, что герои “Гулей и Рыгулей” это не бессердечные монстры и не ходячие поводы для шуток. Это истерзанные проклятием личности. У них есть свои принципы и страхи. Они, как и обычные люди, рискуют впасть в безумие, если столкнутся с большим количеством стрессовых ситуаций. Они, как и обычные люди, любят вкусно покушать. И пускай автор не предлагает сделать трагедию на основе его проекта, он также не создает почвы для комедии. Тон игры находится где-то посередине. Человечность персонажа определяете только вы сами. 

 

Правила

Важная и крайне необычная часть игры. 

В основе бросков “Гулей и Рыгулей” лежат монеты и шестигранные кубики. И если с кубиками всё понятно, историю с монетами придется пояснить подробнее. 

Эта игра использует сокращения по типу 1С1, 1С2 и так далее. Так выглядят формулы броска монеты. Первое число — это количество монет, а второе – количество выпавших сторон для успеха, может обозначаться просто как 1C. Сторона для успеха может быть выбрана, как игроками, так и Ведущим. 

В игре есть две основных характеристики. Тело и Разум. Между ними нужно распределить 7 очков на этапе создания персонажа. Но ни одна из характеристик не может быть меньше 2 или больше 5.

Также в игре есть 11 навыков. Среди них есть, например, Кулинария и Тайные знания. 

Между навыками можно распределить 6 очков. Но у одного персонажа не может быть больше 5 навыков и ни один из навыков не может иметь значения больше 4 или меньше 1. 

Большинство проверок проводится согласно таблице. 

Также в игре есть любопытная механика разрешения социальных конфликтов. Она называется “Дискурс” и отвечает за успех или неудачу всего социального. Начиная от торга и заканчивая запугиванием. Чтобы успешно переубедить собеседника, во время проверки дискурса нужно набрать количество очков дискурса (ОД), равное или больше значению его разума. Если же ОН набрал отрицательное значение разума вашего персонажа, то это он вас переубедил.

Общее значение ОД – в начале спора равно 0 и меняется, пока кого-нибудь не переубедят. Сначала нужно определить сторону силы. Для этого мы сравниваем значение привлекательности + разума. У кого больше – тот и сторона силы. Далее надо прокинуть 2С 

  • Для стороны силы успех – это хотя бы одна монета, выпавшая его стороной 
  • Для противоположной стороны для успеха нужно 2 монеты, выпавшие его стороной. 

Победивший прибавляет ОД в размере его навыка дискурса или отнимает, если проверка производится против него. Повторяем до тех пор, пока не определится победитель.

Это была краткая сводка по механике, но, конечно, в игре есть и другие интересные штуки. Например, система веса и снаряжения. Но за этим вам придется уже заглянуть в саму игру.

 

Плюсы и минусы

+ Необычная механика

Пускай это не первый раз, когда я вижу использование монет в НРИ, это первый раз, когда я вижу систему, на монеты полностью полагающуюся. Как минимум, её было бы интересно протестировать и попытаться понять, что автора подтолкнуло на такое геймдизайнерское решение. Чем броски монеты принципиально отличаются от кубиков и так далее.

+ Сочные иллюстрации

Их в книге немного, но достаточно. И каждая из них чрезвычайно харизматична. Гули и рыгули сочатся очаровательным уродством и всячески вызывают жалость у читателя. Тут на руку явно сыграло то, что автор правил также был и иллюстратором. Текст, идея и картинка идеально сочетаются между собой. 

+ Четкий фокус и лаконичность.

В игре нет ничего лишнего, а первые десять страниц книги четко доносят до читателя то, о чём будет игра. Вот гули, вот рыгули, вот мрачный мир вокруг них. Вот правила. Дальше вы сами. Несмотря на то, что в игре нет раздела с принципами Ведущего или раздела с описанием тем, по прочтению книги становится предельно понятно “во что тут играть”.

Тяжело разобраться в правилах.

Возможно, дело в использовании нетривиальной механики с монетами, но мне понадобилось неоднократно перечитать книгу, чтобы понять, как оно работает.  И я могу только представить, как сильно  будет запутан новичок. Вкупе с отсутствием каких-то напутствий для Ведущего, тяжесть понимания правил переводит игру в раздел “недружелюбных для новичков”.

Опечатки. Намеренные и не очень. 

Вот пара примеров. Если в первом случае еще можно предположить, что Автор таким образом хотел нас погрузить в образ мысли не очень образованного гуля, то во втором случае никакого художественного замысла не прослеживается. 

 

Вывод

Несмотря на то, что автор прекрасно задает тон повествования, я считаю, что тон вашей кампании по “Гулям и Рыгулям” будет напрямую зависеть от настроения партии. Тут можно сделать и трагедию о потере человечности, и черную комедию про смешных уродцев-кулинаров, и лихое приключение про группу бравых гулей, которые хотят привести свою расу к процветанию с помощью какого-нибудь магического артефакта. 

Я бы не сказала, что игра тяготеет к одному из этих вариантов. Она просто делает так, чтобы было мрачно и местами смешно.

Кому её можно посоветовать?

  • Любителям нежити.
  • Любителям мрачного фэнтэзи
  • Начинающим и не очень геймдизайнерам(чтобы посмотрели на диковинные правила и почерпнули интересное)
  • Опытным Ведущим, которым не нужны советы и наставления от книги.
  • Ведущим, которые предпочитают импровизацию подготовке.