Совсем недавно вышла новая книга от Onyx Path — «Lore of the Clans». Эту книгу многие очень долго ждали, потому что она стала первым материалом V20 по каждому отдельному клану.
Обзор занял у нас достаточно много времени, так как чтобы рассмотреть все аспекты этой книги качественно, нам пришлось перечитать почти все кланбуки Revised и сравнить их с Lore of the Clans.
Мы пишем подробно, разбираем детали и хотим помочь вам решить, стоит ли эту книгу покупать. Приятного прочтения.
Что из себя представляет эта книга?
Lore of the Clans — достаточно большая и толстая книга, в которой описаны 13 кланов с их историей, современностью, новыми достоинствами, недостатками и комбо-дисциплинами. Каждая глава написана «от лица» одного из кланов. Кроме этого в книге имеются отдельные описания антитрибу и NPC, которых вы можете использовать в своих играх. Что касается дизайна и артов — они достаточно неплохи, однако не хватает чуть больше графических работ: слишком уж много в книге просто обработанных фотографий людей в костюмах. Стиль, тем не менее, выдержан практически во всех. Авторы книги в описании отмечают, что не всё, что описано в книге, подойдет для ваших игр, и вы можете смело всё менять. Упор делается на то, что книга написана скорее для игроков, чем для рассказчиков.
Собственно о кланах
Ассамиты
Глава про Ассамитов оставляет очень противоречивое впечатление. С одной стороны, у авторов получилось разобрать весь бардак и поставить всё на свои места. Фракции, касты, клановые проклятья. Сколько стоит нанять Ассамита? Как происходит связь? После прочтения всё становится ясно и понятно. С другой стороны, структура клана и клановая политика, о которой рассказывает глава, как и раньше не принесет никакой пользы, если не играть по Ближнему Востоку, да и выглядит она в сравнении с другими кланами больно эпично и конкретно. Что делать персонажу-Ассамиту в типичной хронике? Да нечего.
В целом глава сквозит типичным для современности осторожным отношением к Ближнему Востоку и к тому, что там происходит. Ассамиты не представлены как монстры, у них просто культура такая.
Последователи Сета
Сегмент про Сеттитов очень выиграл от сокращения. Всё что нужно на месте, меньше конкретики и лишних деталей. Отрезок про историю и легенды клана рассказывает о доктрине, идеологии и многочисленных связанных с кланом культах (в том числе еретических). Фокус в основном идет не на то, как Клан что-то делает, а зачем и почему. Главное, он доносит самое важное: это разнообразный, многоликий клан, и где в этом всём правда и на чьей она стороне — строго на ваше усмотрение. В этой главе достаточно интересной информации, чтобы создавать хроники.
Ласомбра
Глава про Ласомбра, к сожалению, переусердствует с субъективностью. Понять, что читать здесь надо между строк, не так просто, как в случае с кланубуком Revised. В основном глава иллюстрирует клановую гордость и его взгляд на мировую историю. Клановая культура, связь с морем, традиции Становления по большей части отправились под нож. Единственным явным намеком, что не все Ласомбра — одинаковые опереточные злодеи, является раздел про фракции. У Клана, у которого всё всегда идет по плану, аж 9 внутренних течений — одно страннее другого. Про Путь Ночи (и его бесконечные варианты) ни слова. И это, скорее, плюс.
В целом, одна из худших, по нашему мнению, глав.
Тцимици
Про эту главу, как ни печально, сказать особо нечего. Всё, что вы здесь найдете, уже было в кланбуке Revised. Практически ничего нового. Более того, не попавшее туда — это как раз то, что интересует игрока, когда он создает персонажа. От всего, что было написано про современную клановую культуру и молодых представителей, остались сущие крупицы. Все фракции — тоже повторение старого материала. Предлагаемые концепты в основном завязаны на применениях Дисциплин тем или иным образом или на членстве в пресловутых фракциях. Всё, на что наводит глава — это на всё тех же монстров-антагонистов на Путях Просвещения. Худшая глава во всей книге, ленивое и неизобретательное переписывание первой половины кланбука, ничего более.
Вентру
А вот глава про Вентру просто отличная. Тут есть и экскурс в историю, и подробное, но лаконичное описание клановой культуры и структуры. Я думаю, после прочтения этой главы у многих пропадет проблема с пафосными и абсолютно одинаковыми персонажами Вентру. Серьезно, она содержит в себе массу идей, ситуаций и примеров. С другой стороны, на фоне глав про остальные кланы, где подразумевается, что читатель будет делать выводы сам, здесь все гораздо более прямо. История — нелогичная ложь, старейшины — архаичные и не всегда рациональные, френзи на масонских собраниях — случаются. Единственный, пожалуй, напрягающий момент — навязчивое сравнение со студенческим братством (fraternity), которое появляется тут и там.
Гангрел
Глава про Гангрел содержит всё то же самое, что кланбук, только в меньшем количестве. Основные детали из клановой культуры и философии на месте. Основной акцент делается на том, насколько отличаются Гангрел от остальных кланов — и это хорошо.Очень много внимания уделено конфликту с Равнос. Но в принципе — ничего особенно нового. В целом в главе есть все, что нужно.Сразу понятно, какую роль в Мире Тьмы занимают Гангрел, чем живут и от чего страдают. Несмотря на то, что комбо-дисциплинам, животным формам и прочему уделена чуть ли не половина главы, Mixed Blessings из кланбука в неё почему-то не вошли.
Малкавиан
Глава про Малкавиан не плохая сама по себе, но она смотрится достаточно блекло на фоне кланбука. Все основные детали на месте, но главе недостаёт какой-то завершённости. Основной упор, в отличие от многих других глав, идет не на историю, а на особенности и клановый недостаток. С одной стороны, тут много информации о том, как найти границу между неиграбельным безумием и безумием, не влияющим на игру. С другой, многие абзацы настойчиво толкают к достаточно избитым, неоригинальным образам. И точно так же, как и многие другие, материал стоит читать между строк. В целом это хорошая глава. Но чего-то ей не хватает.
Джованни
Глава про Джованни тоже неплоха, но только потому, что сделана по очень хорошему кланбуку. При этом многие интересные и полезные вещи, которые были в Revised кланбуке, в Lore дорогу не нашли. К сожалению, ни слова объяснения про призраков, спектров и прочих существ из-за границ sudario, малые семьи Джованни не удостоены даже парой слов (идет просто перечисление фамилий), многие традиции либо вырезаны под корень, либо их просто сделали менее конкретными. Фактически, за исключением нескольких деталей (например, предложения делать гулей Джованни чем-то вроде ревенантов), глава про Джованни не сильно отличается от их описания в основной книге правил с небольшим добавлением воды. Тут крайне мало «остроты» и интересностей. Те, кто посчитал Revised кланбук диетическим, увидят тут полнейшее отсутствие калорий. Так что для хорошей и глубокой некромантской хроники по Джованни вам всё равно нужен будет кланбук. Но если вы просто вводите Джованни как антагонистов или членов домена — возможно, этой главы будет достаточно.
Равнос
Глава про Равнос производит отличное впечатление. Она берёт все, что было в кланбуках, и выкладывает это перед читателем ясно и по порядку. Образ вороватого цыгана окончательно в прошлом — Равнос представлены как разносторонний, разнообразный и культурно богатый клан, не зацикленный на чём-то одном. В главе также содержится много полезного про применение Chimerstry, фирменной Дисциплины Равнос. Специалистам по индийской культуре написанное здесь, может быть, покажется странным или смешным, но как игровой материал глава про Равнос очень качественная. Помимо прочего в главе представлены аж три варианта Пути Парадокса, так что как бы вы ни интерпретировали этот клан — найдется нужный инструмент. По нашему мнению, глава про Равнос — одна из лучших в книге. Больше ответов на вопросы, меньше ненужного, непонятного и лишнего. Клан действительно выходит выдающимся, при этом как он взаимодействует с более привычными кланами и структурами, все равно понятно. Если вы всегда относились к Равнос как к недоразумению — возможно, здесь найдется что-то, что сможет вас переубедить.
Тореадор
Глава про смертельно элегантный клан Тореадор написана, на наш вкус, излишне элегантно. Очень много внимания направлено на их социальные взаимодействия и на то, какими акулами Элизиума они являются. Что касается схожести с кланбуком — и Гильдии там описаны, и Бал, однако, к сожалению, ничего нового об этом интересном клане там нет. Много сладости и слова «darling» в каждом предложении не раскрывает всей многогранности клана. Ведь среди Тореадор есть и воины, и бизнесмены, и артисты, и критики, и позеры — это было в кланбуке, но, увы, не в Lore. Много вкусностей и деталей вырезано — в основном вся глава состоит из воды. Да, понятно, что они совсем небезобидны, если с ними поссориться, и цена репутации описывается неплохо, но это, пожалуй, все.
Носферату
«Клан без недостатка» удостоился одной из самых неплохих глав в Lore (возможно, потому, что ничего не было прямо «испорчено»), однако сложно сказать, получилось ли это благодаря старанию авторов или тому, что кланбук Носферату был в принципе очень хорошим. История опять же занимает большую часть главы и осталась в целом неизменной. Что касается современности, чуть больше внимания уделено Шрекнету и фракциям внутри клана, тем не менее обо многих очень интересных вещах, которые были в кланбуке, тут ни слова: клановые встречи Носферату не удостоены внимания, как и то, сколько стоит информация и секреты. В книге предлагается использовать похожий на Anarch information exchange Background, но интереснее, конечно же, бы было узнать о цене Услуг. Также не говорится и о клановой культуре Носферату, которой в кланбуке было посвящено очень много внимания. И если у Тореадоров самое часто встречающееся слово — «darling», то тут упор делается на слова «ugly» и «monstrous».
Бруха
Стереотипненько, но неплохо. Авторы Lore, судя по всему, вдохновлялись кланбуком 1-ой редакции куда сильнее, чем кланбуком Revised, и поэтому вся глава насквозь пропитана мыслью «Бруха = анарх». Клановая культура, собрания и традиции, к счастью, на месте, так же как главные ценности и отличия. Чуть больше, чем в старых кланбуках, рассказывается о современных Бруха и как на них повлиял Интернет, движения вроде Occupy, связь Бруха со смертным миром. Главная проблема всей главы — предлагаемое разнообразие слегка тонет в постоянно повторяемой теме анти-эстеблишмента. Ненависть к Вентру упоминается каждые две строчки, да и странно, что для клана, где сколько членов — столько и мнений, предлагается однообразный и привычный взгляд на историю и общество. Про Бруха, которые не буянят и не протестуют, сказано немного. С другой стороны, тема Бруха-стоиков получила продолжение. Для них даже написан новый Путь Просвещения, очень и очень интересный.
Тремер
Одна из самых неудачных, на наш взгляд, глав в этой книге. Очень много интересных деталей из Revised кланбука было упущено, всё бюрократическое разнообразие тайных сообществ, должностей, титулов и секретов оказалось сведено к минимуму. Никаких новых течений тоже добавлено не было. Главной отрицательной стороной этой главы является то, что она слегка противоречит духу клана, описанного в кланбуке: конкуренция, борьба за место и ножи в спину превратились в «дружный клан», который всегда придет на помощь. Отчасти такое впечатление складывается от того, что глава написана «от лица клана» и типичная клановая самовлюбленность тут доведена до абсурда. Куда больше информации о духе клана Тремер вы найдете в Revised кланбуке и Rites of the Blood. Тем не менее у этой главы есть и одна ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ часть — описание капеллы. Из нее сразу можно понять, какие они бывают, как они охраняются, что в них может быть, представить их себе лучше и тем самым очень сильно обогатить свои игры. Не все капеллы — стереотипные особняки, и это интересно.
Каитифф
Одна из лучших, если не лучшая глава в этой книге. Видно, что авторы, не ограниченные материалом, написанным до этого, действительно подключили творчество и придумали много интересных деталей. При чтении в голову сразу приходит миллион концептов, идей для истории и сюжетных поворотов. Здесь вы найдете тот самый personal horror и убедитесь, что Каитиффы далеко не беспомощны и не бесполезны. Узнаете, как они относятся к разным сектам, и погрузитесь в настоящий классический Мир Тьмы. Цитата: »Для большинства Сородичей Каитиффы — не столько люди, сколько события вроде несчастных случаев, у которых нет имен, только результаты. Слово «Каитифф» стало глаголом. Ненавидимым, ненавидимым глаголом».
Про Антитрибу
Секция про Антитрибу содержит по короткому фрагменту от лица каждого антитрибу-клана длиной в пару страниц максимум. Несмотря на то, что объем, конечно, не впечатляет, многие из этих фрагментов очень и очень хороши. Сложив их с тем, что написано в главах про основные кланы, можно составить неплохое впечатление о похожестях и различиях (стоит ли говорить, что они часто прямо друг другу противоречат). Каждый фрагмент концентрируется главным образом на практической роли, положении в обществе и базовом отличии от основного клана. Некоторые фрагменты (например, про Ласомбра и Тцимици Антитрибу) вносят много ясности. Конечно, то, что про антитрибу вышло так мало текста, плохо. Для некоторых кланов (например, Вентру) это компенсируется огромными кусками информации, данными в основной главе. Но это все равно едва ли то, чего многие ожидали. Мало.
Достоинства, недостатки и комбо-дисциплины
Ассортимент новых игромеханических вещей, представленных в книге, довольно велик. И это и хорошо, и плохо одновременно. С одной стороны, количество интересностей подаёт массу идей и вообще радует. С другой, понятно, почему столько всего, что должно было быть в этой книге, отправилось под нож. Для каждого клана написано по несколько характерных Merits и Flaws, высокоуровневых Дисциплин и минимум по странице комбо-Дисциплин. Часть перепечатано из кланбуков, часть совершенно новые. Много, но достаточно спорно.
Качество и здравый смысл от главы к главе сильно варьируются . Интересные характерные Merits для Джованни, Гангрел и Тремер резко контрастируют с откровенно спорными Merits для Ласомбра. Шикарные комбо у Бруха и Малкавиан соседствуют с «телепатическими ударами» у тех же Ласомбра и стрельбой когтями(!) у Гангрел. Самое обидное то, сколько места всё это занимает — у многих кланов детали комбо-дисциплин расписаны на нескольких страницах. При этом имеется масса недоразумений. У Вентру все комбо-дисциплины зарезервированы для Антитрибу (или просто требуют Auspex), Empower Minion, вариант которого есть у нескольких кланов, написан с грубой ошибкой (не указана длительность действия). В целом там много хороших и интересных идей, но есть и источники головной боли.
Концепты
Увидев, как выглядят концепты в Lore of The Clans, понимаешь, за счет чего нашлось столько места для истории и комбо-дисциплин. Каждый концепт занимает абзац(!) от силы и в общих чертах описывает образ. Сказать, что этого недостаточно — ничего не сказать.
Там, конечно, есть хорошие идеи (есть и очень хорошие), просто глядя на некоторые примеры (особенно то, что досталось Тцимици), остается лишь развести руками. Большая часть концептов крутится вокруг членства в определенной фракции или одного аспекта клановой культуры.
В итоге у некоторых кланов получается коллекция совершенно разных образов, а у некоторых — варианты одного и того же. К сожалению, по сравнению с кланбуками это огромный шаг назад.
Персонажи
В этой главе расписаны NPC, которых рассказчики могут использовать в своих играх. И стоит ли говорить, что получилось у авторов не очень удачно. Статов, включая Натуру и Маску, нет, поколения едва ли поднимаются выше 10-ого. Характеры персонажей описаны крайне схематично, зато биографии расписаны до мельчайших деталей. Персонажи могучие, успешные, и не очень понятно, как с ними буду соседствовать персонажи игроков. Рассказчики тоже вряд ли смогут взять этих НПС как есть, они будут требовать большой доработки и переработки. Однако, возможно, тем, кто испытывает трудности с созданием НПС, эта глава может оказаться полезной для основы и начала работы над игрой.
Чем эта книга хороша
Всё в одном месте. Иногда чтобы быстро найти какую-то информацию о клане, нужно перерывать тонны материала и искать в разных книгах — тут же основные вещи собраны вместе, и их достаточно легко найти. Если вы в своей игре делаете акцент на изучении клановой истории и сравнении взглядов разных кланов на неё — тогда эта книга вам пригодится. Если вы пресытились классическими Дисциплинами, достоинствами и недостатками — в этой книге вы найдёте новые. В целом «Lore of the Clans» — хороший инструмент для рассказчика, в ней есть много деталей и идей, которые могут пригодиться при создании хроники.
Худо-бедно сглажены некоторые противоречия, имевшиеся в кланбуках, и приведённая информация соответствует текущему «канону».
В чем эта книга не поможет
К большому сожалению, книга совершенно не заменяет прочтения кланбуков. Очень много внимания уделено истории кланов, но помощи в том, как это играть, тут не найти.
Несмотря на многочисленные инструменты, книга не особо поможет при создании персонажа.
Стереотипов о кланах здесь даже больше, чем в их базовом описании в корбуке. Речь от первого лица лишает главы минимальной объективности. Искатели новых интересных деталей о кланах, их современности и повседневной жизни не найдут тут практически ничего нового. По сути это выжимка из кланбуков с упором на историю кланов.
Более того, в отличие от кланбуков, по «Lore of the Clans» уже не получится строить хронику про один клан. Вернее, получится — кто вам мешает, — но только этой книги не всегда будет достаточно, чтобы получить должное представление. Как указано выше, вместо взгляда на мир с точки зрения клана и взгляда на клан со стороны мы имеем исключительно взгляд сквозь лупу стереотипов.
Вердикт
Читать эту книгу надо через призму здравого смысла, понимая, что она написана «от лица» кланов, и пропускать через фильтр информацию, которая в ней преподносится как правдивая. Для новичков эта книга не подойдет совсем — она их скорее запутает и создаст достаточно нечеткое и даже стереотипное представление о кланах, а подробно расписанная клановая история вряд ли поможет создать хорошего персонажа. Более опытные игроки и рассказчики, однако, могут найти эту книгу полезной, во-первых, как хорошую компилляцию информации в одном месте, во-вторых, как источник некоторых системных новинок. Главы про кланы больше подойдут для создания НПС этих кланов или антагонистов, чем для создания игровых персонажей.
От «Lore of the Clans» мы ожидали несколько другого. Хотелось увидеть нечто похожее на то, что сделали в корбуке В20: приведения всего в порядок или того, что было в Rites of the Blood — четкое упорядочивание старого плюс интересное новое. Авторы, очевидно, боялись сделать что-то действительно новое, уйти от «канона» и огорчить фанатов, и им это аукнулось: книга получилась достаточно несмелой и беззубой. Постаравшись угодить всем, авторы угодили только поклонникам лора и комбодисциплин, совершенно позабыв про то, что делает кланы «живыми» — маленькие детали, традиции и клановая культура.
Onyx Path явно лучше удается придумывать новое, чем работать со старым, и было бы, наверное, куда лучше, если бы они попытались написать книгу с нуля и поменять абсолютно всё.
Впрочем, прочтите её и составьте собственное мнение.
Авторы: Дарья Черткова. Никита Байдюк — группа WoD: Elysium
Спасибо за огромную помощь и советы: Виталий Федосеев, Паша
Редактор: Ксения Рыжикова