История ролевых игр V: маленькие войны

Мы продолжаем публиковать статьи об истории ролевых игр за авторством Павла Берлина, так же известного как Snarls-at-Fleas. Разумеется с разрешения самого автора. Если вам нравится контент Снарлза, то подписывайтесь на его Телеграм-канал!


 

Итак, у нас есть игрушечные солдатики для коллекционеров и авторы разнообразных несерьезных «фантазий», которые набирают популярность, печатаясь в дешевых журналах. Какое отношение все это имеет к играм? Весьма даже прямое — именно некоторые из авторов таких «фантазий» и стали теми, кто превратил коллекционирование солдатиков в игру.

Одним из таких литераторов стал Роберт Льюис Стивенсон (автор «Острова сокровищ»). Мы знаем об этом из записей его приемного сына Ллойда Освальда, но в остальном о правилах и о том, как развивалась игра известно не так уж и много. Впрочем, мы знаем, что при написании своих правил Стивенсон использовал различные книги по военной истории, и похоже имел определенное знакомство с существовавшим тогда кригсшпилями (это слово к тому времени использовалось в разных языках, примерно как сейчас используют слово «варгейм»). Правила его игры были записаны очень путанно на разных листах бумаги, тетрадях и блокнотах, так что восстановить их довольно сложно. Со слов Ллойда Освальда мы знаем, что карту они рисовали мелом на полу чердака в доме в Давосе, где жил Стивенсон. На двоих у них было около шестисот солдатиков, каждый из которых обозначал в игре 100 солдат (масштаб 100:1, как это стали называть в дальнейшем). В качестве артиллерии использовался игрушечный пистолет, стрелявший пробками. Игра Стивенсона так и осталась частным развлечением для двух ее авторов, не в последнюю очередь из-за довольно презрительного отношения общества к взрослым мужчинам, играющим в солдатики (Ллойд Освальд приводит пример того, как их случайно застал за игрой и обсмеял какой-то британец).

Впрочем, позднее это не смутило Герберта Уэллса (да, того самого), который в 1913 году начал публиковать в журнале Windsor Magazine свою новую книгу «Маленькие войны». Книга (которую легко можно найти в свободном доступе в самых разных форматах) рассказывает о том, как Герберт Уэллс и Джером К. Джером (да, тоже тот самый) однажды сидели в библиотеке и, воспользовавшись отсутствием жен, начали развлекаться, стреляя из игрушечной пушки по забытым детьми солдатикам. Затем они начали прятать солдатиков за книгами, придумали правила движения и вот так родилась игра, в которую Уэллс и его друзья, судя по всему, играли часто и много. Книга очень интересно читается (все таки это Уэллс) и очень хорошо показывает, как эволюционировали правила, какие соображения заставляли авторов использовать тот или иной подход и что у них в конечном итоге получилось. Книги Уэллса пользовались популярностью и об игре узнали многие. Впрочем, реакция была весьма интересной. Пацифист Уэллс выражал в своей книге надежду, что распространение подобных игр, позволит людям наиграться в войну и меньше воевать в реальности. Как мы знаем, он не угадал, и мир ожидали две мировые войны. Кроме того, многие читатели встретили книгу в штыки, обвиняя автора в потакании низменным инстинктам молодежи (Да-да, «Обыграются в свои маленькие войны и пойдут убивать»). Ну а потом началась Первая мировая и несколько поколений надолго наигрались в войну в реальности. Так что игра, как говорится, не взлетела.

Тем не менее, существует мнение, что правила «Маленьких войн» оказали огромное влияние на правила варгеймов, которые появились уже после Второй мировой войны. Есть даже те, кто напрямую выводит «генеалогию» Chainmail (а значит и D&D) из уэлссовских Little Wars. И в связи с этим стоит упомянуть, что в своей книге Уэллс очень дурно отзывается о кригсшпилях и в частности об идее рефери. Он пишет (ссылаясь на мнение знакомых военных), что кригсшпиль нисколько не близок к реальности, а наличие в правилах роли рефери осложняет организацию игр (не всегда легко просто найти партнеров для такой сложной игры, а уж дополнительного игрока, который будет следить за исполнением правил — тем более).

Весьма возможно, что именно с этого и началось разделение развлекательных «любительских» варгеймов и «серьезных» штабных. Первые полагались на жесткие правила, за исполнением которых игроки следили по очереди (в ход противника). Вторые все больше переходили в «свободный» режим, где ответственность за решения об исходе того или иного действия возлагалась на опытного офицера. Идея настоящего рефери вернется в развлекательные варгеймы еще нескоро.

В период двух мировых войн, развлекательные варгеймы развивались не слишком бурно, а вот штабные, по понятным причинам, пережили настоящий расцвет. Кроме того, в 1943 году американский эмигрант из Австрии, психолог Джейкоб Л. Морено впервые перевел на английский одну из своих работ о «психодраме», в которой использовался термин Rollenspiel — «ролевая игра».

В следующей части мы поговорим о том, как ядерное оружие ввело роленшпиль в кригсшпиль и что из этого вышло.

Продолжение следует в следующей статье:
История ролевых игр VI: штабные варгеймы и роленшпиль