Набор мастерских хитов “на все случаи жизни”.
Меня кто-то когда-то спрашивал, не могу ли я выложить целиком всю свою подборку мастерских хинтов. Поначалу я отказался: подборка действительно очень личная – не в плане «в ней тайны», а в смысле «кривая и косая».
Однако, с учетом недавней позитивной реакции на «полезный сундучок» подумал: а почему бы, собственно, и нет? Так что велкам, как говорится!
Тем не менее, прежде всего, не могу не обвешать все это облаком дисклеймеров 🙂
Облако дисклеймеров
1. Не все советы годятся для всех. Вероятнее всего, приличная часть тут приведенного вам не подойдет. Более того, даже может оскорбить чувство прекрасного. Я выбирал то, что показалось любопытным мне (и, кстати, я тут сам далеко не со всем согласен). Поэтому – заранее отказываюсь спорить на тему применимости того или иного совета. Если он вам не кажется ценным – значит, так оно и есть. Для вас.
2. К сожалению, ссылок на первоисточник в списке нет. Кое-что я помню, откуда брал, но большую часть – нет. Прошу пардона за отсутствие ссылки у всех тех, кто узнает в подборке свою рекомендацию.
3. Формулировки очень краткие, так что многие советы могут быть мистическими и непонятными. Не стесняйтесь, спрашивайте, раскрою: большинство тезисов вообще заслуживает отдельной статьи. И если вспомню, дам ссылку на первоисточник.
Ну все, поехали!
Общие / смежные вопросы
Сдерживающие ловушки – отличная вещь для управления спотлайтом. Если кому-то его достается мало, он остается на свободе и может спасти остальных, попавших в плен. Или наоборот, тот, кто тянет на себя одеяло мастерского внимания, может попасть в западню. Также можно показать партии злодея, пока она в плену
Анализировать каждую сессию – что мне самому понравилось / нет, насколько помогла подготовка и т.д.
Описательные тэги. Две-три особенности для персонажа или локации, чтобы напомнить.
Держи перед собой листы чистой бумаги. В клетку, и чтобы на них можно легко начать писать/рисовать. И ручку / карандаш.
Описывай меньше. Проматывай целые эпизоды. Не пытайся создать ощущение живого мира путем многословного описания и топтания на месте – это не работает. Партия спросит, если ей будет интересно.
Изменяй скорость и подробность повествования по ходу игры. Они не обязательно должны быть одинаковыми – рутина зум-аут, интересные эпизоды – зум-ин.
Делай эпизоды жирными. Не надо полумер – чем ярче и жирнее эпизод, тем он всем больше понравится.
Думай, зачем. Метагеймово оценивай последствия каждого твоего эпизода и решения. Внутриигровые и «реалистичные» решения редко интересны.
Используй кат – в некоторых случаях крайне полезно «промотать» эпизод и ознакомить партию именно с его результатом. Полезно это делать, когда а)эпизод не несет в себе ничего интересного сам по себе, и б)исход его заранее предрешен.
Как уйти от переключения «боевой режим / описательный режим»:
– Не использовать тактическую карту и миниатюры
– Описывать происходящее по-максимуму, наполнять механику смыслом
– Боевку наполнять драматизмом, описывать кратко, ограничивать время принятия решения.
Полезно перед игрой состыковать с игроками, что у нас: жесткий мир и гибкие персонажи, или наоборот, и где располагается «зона для притирки». Это позволит избежать фрустрации и недопонимания.
Если хочется провести игру, в которую никто не хочет играть, ограничься ван-шотом.
Борьба с белыми советами
– Уменьши количество опций
– Уменьши объем выдаваемой информации
– Снизь тяжесть негативного исхода
– Акцентируй условия жанра игры
– Уменьши предсказуемость событий
– Уточни, что кое-что является частью сеттинга и на это повлиять нельзя
– Представляй происходящее эмоционально, с точки зрения перса, а не игрока
Как создать моменты напряжения
– Эти моменты редкие и узко-сфокусированные на одной детали
– Обычные правила неприменимы – вырви партию из комфортной ситуации, отрежь от преимуществ
– Ограничь время – любым образом, как вне, так и в игре
– Должна быть вероятность достигнуть успеха
– Игроки должны знать последствия до действий
Помощь в фокусировке: ставим таймер на каждые 30-45 минут, и когда он прозвонит, смотрим на список игроков и того, что они хотят от игры.
Сделать журнал рейнджера – с описанием местности, картами, спеллами, рецептами и т.д.
Сделать игрокам раздаточный буклет с основной механикой, сведениями о сеттинге и т.д.
Можно писать тексты:
– Между сессиями рассылать игрокам короткие истории о происходящем, не обязательно от первого лица
– Флавор-текст для начала сессии
– Несколько фактов из прошлого для начала сессии
Карты зачастую проще скачать в инете и наложить на сетку
Как вести быстрее
– Резать процесс, как монтажер – проматывать неинтересное, завершать боевку и т.д.
– Хитростью заставлять игроков пропускать моменты тупняка
– Описания местности и НПС – краткие, если нужно – игроки спросят.
– Инициатива – на видном месте, чтобы каждый знал, когда его ход и планировал
– Игнорировать многие статусные состояния (замедление и т.д.) и упрощать периодический урон
– Ускорять решения игроков в бою («думай от персонажа», «ты всегда можешь использовать at-will power», «ты откладываешь действие?», монстр оскорбит персонажа)
– Не использовать энкаунтеры, которые не продвигают сюжет
– Иногда использовать усредненные значения урона
Этические и моральные вопросы
– Представлять их штрихом, не засовывать в них с головой. Если игрок захочет, он сам разовьет
– Пусть персонаж сам решает, что хорошо и что плохо. Не озвучивай сразу свою точку зрения
– Делай вопрос неоднозначным
Чтобы хорошо водить, полезно читать тематические книги, смотреть фильмы, слушать подходящую музыку. Неплохо бы и поводиться у кого-то другого.
Этика мастера:
– РС имеют право ошибаться – мастер может их обманывать. Но не игроков!
– Никогда нельзя противоречить уже установленным правилам
– Не убивай РС без нормальной причины
– Всегда сначала успех, потом неудача
– Никогда не изменяй РС необратимо
– Давай то, что РС хотят
– Заставляй РС страдать – они на самом деле этого хотят
– Поощряй отыгрыш
– Карай неправильное поведение
– Ты ответственен за все, что происходит на игре
Как взять максимум от скилловой системы
– Игроки могут только делать заявки и задавать вопросы. «Использую скилл» – не интересно.
– Проси сделать бросок, только если РС может его провалить и провал чего-то стоит.
– Обычно одного броска достаточно. Можно бросать несколько раз, но только если есть «тикающие часы», и игроки о них знают.
– Не жди, когда игроки будут задавать вопросы – сразу рассказывай, что они видят, иначе теряется время.
– Полезен список пассивных значений чеков на знание и восприятие.
Немного о том, как обрабатывать заявки
– Игрок озвучивает Цель и Подход. Цель – то, чего он хочет добиться, Подход – как он этого добивается. Зачастую неплохо бы уточнить, ибо от ответов на эти вопросы и растет РПГ.
– Бросок кубов нужен только в том случае, если от провала что-то изменится и его вероятность далека от нуля.
– Что получилось – зависит от Цели, а какими будут последствия – от Подхода. Если есть возможность сразу же намекнуть на Последствия, сделай это – пусть игроки видят, что действия РС влияют на мир.
– Описание результата – это повторение Подхода + «и…» + намек на последствия. «Забираясь на стену при помощи крюков, ты достигаешь ее вершины, оставляя заметные выбоины в стенах».
Выразительность
Избегай тишины любыми способами. Должно что-то звучать и происходить. Тишина убивает игру.
Мастер выступает в трех ипостасях: как Судья, как Актер и как Рассказчик. У каждой из ипостасей свой голос – у Судьи тихий и ровный, у Актера – голос НПС, у Рассказчика – громкий и четкий. Рассказчик – это как камера. Он должен фокусироваться на том, что «должно попасть в кадр».
Последовательность быстрого описания
– Фрейм – в одном предложении что это такое.
– Что происходит. Кто что делает. Фокусируемся на важном.
– Как это выглядит / звучит / пахнет.
– Подчеркни, что важно.
– Детали можно добавлять дальше в ходе сцены – не все сразу.
Как сделать сцены запоминающимися?
– Монтаж! Проматываем неинтересные и ненужные события
– Вставляем маленькие истории в уста НПС, это делает мир живым
– Даем сочные, красочные описания
– Вставляем драматические моменты – «внезапно происходит Х»
Как имитировать голоса?
– Представить актера (человека), которому подражать
– Часто плохой акцент лучше, чем никакого
– Попробуй изменить свой голос – быстрее-медленнее, выше-ниже
– Попробуй изменить форму рта, прижать язык к небу и т.д.
Научиться лучше говорить
– Говорить медленно, делать больше пауз
– Избавиться от слов-паразитов
– Научиться говорить диафрагмой
Научиться быть более выразительным
– Использовать контакт глаз
– Стоять, больше использовать жесты
– Лучиться энтузиазмом и заражать им игроков
Принцип «+1 прилагательное» в описании – вставляй прилагательное там, где есть существительное
Как описывать:
– Не используй слишком много слов
– Сфокусируйся на главном
– Первый раз опиши тролля, потом говори просто «тролль»
– Используй ключевые слова, которые сразу сработают – например, запах
Игроки и РС
– Важно вовлечь игроков в игру с самого начала. Поэтому полезно сделать Pitch – короткое рекламное предложение, с которым выйти на игроков, дабы они сразу же загорелись. Можно отполировать этот Pitch, чтобы он сразу выстрелил.
Как напугать игроков?
– Дай игрокам то, что они хотят, а потом отними
– Награждай действия игроков логичными, но негативными последствиями
– Пусть свет в конце туннеля посветит, а потом исчезнет
– Убей РС «за кадром» и принеси его остатки (или сделай его андедом)
– Загоняй НПС в ситуации, к которым они не готовы (воина на политическое собрание, например)
Перед смертью РС в явном виде спросить игрока, хочет ли он того. Альтернатива смерти персонажа – тяжелое расстройство/недостаток/потеря фита, которые тем сильнее, чем мощнее был удар. Можно или согласовывать с игроком, или даже сделать специальную таблицу.
Партия радуется, когда у нее автоматом получаются простые вещи. Особенно у высокоуровневой – не пихай ей на каждом шагу сложности.
Спрашивать, хотят ли игроки что-то отыгрывать, если есть подозрения, что это может быть скучно и неинтересно.
Как держать игроков «в персонаже»
– Не позволяй использовать игровые термины
– Используй красочные внутриигровые описания
– Давай им Props (раздаточный материал)
– Не позволяй им просто кидать кубы, без описания
Слушай и фиксируй то, что на самом деле хочет персонаж. И мотивируй его этим.
Как и за что ты выдаешь Очки Опыта, влияет на то, чем игроки занимаются в твоей игре.
Часто игроки делают глупости оттого, что неправильно что-то поняли. Уточни очевидное – обрисуй ситуацию, как ты ее видишь, и задай вопрос о заявке еще раз.
Замена системы алямента:
– 4 вещи, в которые персонаж верит
– 3 базовых моральных принципа, по которым он живет
– 2 ситуации, в которых он может предать эти принципы
– 1 великая цель твоего персонажа
Дать игрокам карточку, на которой написано что-то в стиле «мастер, поговори со мной». Когда игрок ее активирует, значит, он хочет остановить игру и сказать что-то важное.
10 способов удивить игроков
– Печеньки-конфетки
– Props and toys
– Лут без добывания его
– Дай им союзника
– Дай им выгодную сделку
– Дай им нового полезного члена семьи
– Дай им полезного наемничка
– Пусть злодей сделает ошибку в пользу РС
– Подари им кубики
– Пусть их планы сработают как ожидается!
Давать опыт и другие плюшки за написанный лог кампейна и другие полезные дела.
Использовать предметы и правила, дающие бонус за хороший ролеплей и сочные описания
Дать игрокам по очку ХР, который они могут дать кому-то другому за знатное деяние.
Делегировать
– Инициатива
– Хиты монстров
– Открой защиты монстров
– Знание правил, и скажи, что веришь
– Создание истории
– Делегируй самому отвлеченному от игры
Интересная техника: письма из дома. Пусть партия напишет письма, которые расширят мир игры. Главное, четко сказать, чего ждешь и не насиловать игроков, которые не хотят.
Нарратив игроков
– Давать нарратив на короткое время – «расскажи, как отреагировал враг на твою атаку»
– Лучше всего: в бою после нанесения урона, описать последствия после хорошего броска или действия, описать форму найденного сокровища, придумать способ получения информации после успешного броска
– Полезна шапка ДМа, которая передается тому, кто сейчас водит.
– Далеко не всегда это годится
Игрокам можно давать карточку, которой они могут положительно закончить [скучную] сцену в свою пользу
Используй origin stories – они дают возможность встроить крючок с самого начала и связывают РС с миром игры с самого начала
Каждому персонажу нужно «время под лампой» и своя сюжетная линия.
[Конец первого куска]
Кто-то досюда дочитал? Фантастика! Отлично, спасибо вам за это!
В следующий раз планирую выложить оставшиеся, с позволения сказать, «главы»: Механика, Сюжетостроение, Миростроение, НПС-Монстры-Злодеи и Боевка.
Буду рад конструктивной обратной связи. Может, имеет смысл этот список как-то поудобнее переоформить? Или раскрыть пару-тройку советов отдельной статьей? А может быть, вся эта писанина вообще заслуживает тухлых помидорок?
Жду вашего мнения, короче говоря!