«Пусть сразу начинают задумываться о своих поступках» — Интервью с Денисом Лобазовым

Сегодня у Дракончика в гостях Денис Лобазов, и мы побеседуем о его проекте «Коммуникативные игры», в котором главную роль играют развивающие настольные ролевые игры для подростков. Пару дней назад этот проект попал в конкурс национальной премии гражданских инициатив, что определённом послужило поводом для интервью.

Danny_small

— Привет, Денис. В последнее время твой проект коммуникативных игр всё чаще становится источником новостей и обсуждений. Расскажи, пожалуйста, подробнее нашим читателям о том, чем ты занимаешься в образовательном центре?

— Здравствуйте! Пожалуй, стоит начать с того, что я работаю педагогом-психологом в центре дополнительного образования №2 (далее ЦДО №2 — прим. ред) города Красноярска. Грубо говоря, я веду НРИ-встречи для школьников, причём необычные, а специально организованные (с особыми целями, задачами, сюжетами). Однако то, о чём мы говорим, начиналось совсем не там. На самом деле, сейчас перед нами результаты работы, которую я веду с 2008-го года. Начиналось всё с диплома, а теперь это уже много большее.

— То есть можно сказать, что ты всю жизнь занимаешься психологией НРИ?

— И педагогикой, где НРИ — инструмент работы. Абсолютно точно так. Это моя работа, научная работа, и моё хобби. Всё сразу.

— И никогда не было такого, чтобы тебе это надоело в той или иной степени?

— Как ни странно, это единственное в моей жизни, к чему сохраняется интерес так долго (весной 2016-го будет уже 12 лет как). Много разных хобби пробовал, всякого Вархаммера у меня целый шкаф накрашен. Но, увы, всё так и стоит, пылится. А вот книжный шкаф используется активно. Конечно, бывали моменты негативные, даже депрессивные. Но только мне что-то надоест — я это стараюсь кардинально поменять (систему, жанр, даже игроков). Возможно, именно из-за такой вариативности в данном виде деятельности я до сих пор этим и занимаюсь.

— О, такой совет стоит взять на заметку тем, кто порой застопоривается в своих кампаниях. Выше ты упоминал работу со школьниками, давай о ней поговорим немного подробнее. Расскажи о том, как ты вообще стал проводить такие занятия у детей? Предпосылкой стала дипломная работа?

— Именно так, хотя тогда я больше работал с обычными ролевыми играми живого действия (которые «полигонки»). Даже провёл две штуки собственных вполне себе удачных (09-10 года)! Но именно этот опыт и подсказал мне, что работать с такой толпой не очень эффективно. И, когда поступил в аспирантуру, я понял, что сила в микрогруппах. НРИ идеальны в этом смысле, только может заинтересовать больше людей своим «настольным» элементом.

— А как стал работать именно с детьми?

— Вообще, ещё в школе в местном детском саду и у первоклашек вел дополнительные занятия после обеда просто по просьбе учителей. Но потом, в универе, больше стал работать, как ни странно, с пожилым людьми. Но в итоге всему виной стал Красноярский кадетский корпус и Мариинская гимназия у нас в городе. Мне нужен был срочно заработок, а там нужен был педагог, чтобы вести клуб настольных игр. К тому времени с обычными настолками я был уверенно знаком, так что взяли меня без вопросов. А как узнали, что я ещё и психолог, так вообще стали меня брать на разные образовательные проекты. Примерно та же история произошла в универе, где я работал старшим преподавателем на кафедре педагогики и психологии профессиональной деятельности. Там вел НРИ у студентов как пример коммуникативных связей. Но вскоре меня взяли в федеральную грантовую программу «Инклюзивный кластер», где я вел НРИ в Железногорске у детей с ограниченными возможностями здоровья. К тому времени, когда я завершил все проекты и программы, меня взяли в ЦДО №2, в котором проводятся занятия для детей. Так вот и работаю с ними до сих пор, успев поводить людей от 6 до 75 лет.

— Ого, не всякий может поделиться таким опытом. А расскажи теперь об особенностях проведения игр у детей. Вот выше ты говорил, что они «специально организованные». Так чем игры для подростков отличаются от типичных домашних встреч за любимой D&D? Есть ли какие-то важные нюансы, которые нужно учитывать?

— Нюансы действительно есть, и этому посвящена целая глава моей диссертации. Но если говорить кратко, то это не должны быть просто игры раз в неделю. Они должны цепляться друг за друга, но не обязательно сюжетом. Вот, допустим, подросток посещает игры в течение учебного года. Весь год мы делим условно на три учебных модуля. Каждый модуль отличается своей сложностью игровых сюжетов и правил. Т.е. в первом модуле водим что-то простое и чуть ли не коридорное. В конце закидываем в песочницу по Shadowrun (система и игровой мир в мире альтернативного будущего, эдакая смесь фэнтези и киберпанка — прим. ред.), где за определённое время надо понять куда идти и что делать. Причем не забудем про сложность именно сюжетно-атмосферную. В начале играем за героев, бьём монстров, спасаем принцессу — всё просто. В конце делаем сложный моральный выбор, боремся с собственными желаниями. Практика показывает, что при этом надо смешивать группы, людей, возраста. Коммуникативного опыта должно быть много.

— У нас [в сообществе] не все игроки и ведущие справляются с тяжёлыми правилами Shadowrun, а как же дети? Неужто они и heavy-rules системы играют?

— Абсолютно без проблем. Я не хочу сказать, что они берут и с наскока во всё играют как «про». Но шаг за шагом они воспринимают тяжёлые образчики хобби легче и легче. В итоге они могут и не знать всех тонкостей Шедоурана, но считать кубики, способности, и боевые модификаторы точно могут. Мешать может только языковой барьер. Зачастую переводить для них приходится много.

— А какие жанры предпочитают подростки? Что им нравится больше, а что меньше?

— В прошлом году — однозначно фэнтези. В этом же году было мощное вливание новых игроков в силу успешной летней школы ЦДО №2. И теперь они уже второй месяц усиленно просят мистические сюжеты. Оно и хорошо. «СЫЩИК» (GUMSHOE — система правил для проведения игр в детективном жанре — прим. ред) по началу во всех смыслах подходит.

— Зачастую от игроков не дождёшься обратной связи. А что скажешь по этому поводу в отношении ребят?

— Тонкий вопрос. Добиться чего-то сразу почти невозможно. Спросить потом через ВКонтакте — это проще и реальнее, но они ограничатся парой предложений. Лишь единицы рисуют, пишут и вообще способны сделать что-то более-менее похожее на отчёт. В этом смысле они ещё не научились как надо передавать словесную информацию (мы их этому учим). Так что смотреть надо на их реакцию, и на то, как и что они обсуждают после игры. Если обсуждают хоть что-то — уже хорошо! Ещё это надо стимулировать собственным примером (отчётами). Хуже всего, если ребята молчат. Значит нет с ними связи. Ну и обязательно надо поддерживать их творчество. Любое. Пусть стараются как могут.

— А сами они проводят игры? Быстро учатся?

— Я сам удивился, но после нескольких игровых встреч у меня о своих собственных играх задумалось порядка 5 ребят. Это очень занятно, и они в действительности начинают водить! Чего стоит только пара их отчётов на конкурс в группе по GURPS.

(Речь идёт о конкурсе в группе Вконтакте GURPS, в котором предлагается принять участие как опытным, так и начинающим ведущим. Ознакомиться с отчётами с участием ребят можно здесь, здесь и здесь.)

— А можешь вспомнить какой-нибудь забавный случай или историю из опыта игр с детьми? Который бы прям врезался в память?

— Не так давно забавный случай был. Есть у меня одна девочка 15-ти лет, которая отличается не очень связной речью. Она, в целом, изначально была не социализирована и боялась слово сказать. Теперь порой её перебить нельзя: поток сознания выдаёт забавные описания без заиканий. Вот так недавно [и произошло]. Игра по «Эзотеррористам» (игра в жанре мистического детектива в современном мире, использующая правила вышеупомянутого СЫЩИКа — прим. ред.). Она описывает своего персонажа примерно так. «Это женщина… ну, как женщина, знаете таких… лет сорока, одиноких, сильных, независимых. Таких КОШАТНИЦ (она делает смачное ударение на этом слове). Так вот, я такая КОШАТНИЦА. Причём с таким красным цветом волос, что рыжие бы позавидовали. Даже анимешники бы этому позавидовали. Посмотрите на эти красные волосы. Да с них просто капает кризис среднего возраста!» И начинает хохотать. Мы там от такого настроения все за столом полегли от смеха.

— Мне кажется, что это просто прекрасно. А если кому-то из наших читателей вдруг выпадет возможность поводить игры с подростками, то какие бы ты советы дал? На что обратить внимание в первую очередь?

— Я бы посоветовал НЕ мудрить с сюжетами. Подростки ещё учатся изъясняться и передавать информацию. Но и слишком линейные игры делать не стоит. Пусть сразу начинают задумываться о своих поступках. И если это приведет к гибели персонажей — пусть. Пусть учатся. Точно НЕ надо давать никаких ВНУТРЕННИХ противоречий. Особенно внутри партии. Более того, следует говорить, мол, вы все друзья, последние близкие люди в мире и друг без друга наверняка пропадёте. Возможно, это грубоватый способ толкнуть их работать вместе, но он работает. Главное, дать установку, почаще говорить «представьте себе» и спрашивать, действительно ли они это делают, всё ли учли. И при этом говорить, что время на раздумья вот-вот закончится! Остальное подростки сделают сами.

— Замечательно. А теперь мы немного сменим тему и поговорим о твоих личных предпочтениях. Я знаю, что ты водил очень много всего. Какие твои любимые игры? И почему?

— Ох, сколько же игр я попереводил и поперечитал. Кучи их. С 2011-го делаю и совершенствую свою собственную систему, и, чтобы создать что-то стоящее, прочитал гигабайты книг. С самого 2004-го веду D&D. Причём всегда ориентируюсь на свежее, современное и поддерживаемое. И всё равно в сердце моём большущий кусок места отведен под 4-ю редакцию. Она просто прекрасна. Наравне с ней в моих предпочтениях стоят Legend of the Five Rings (Roll’n’Keep) и World of Darkness (Storyteller). Эти четыре игры я могу вести просто постоянно и без перерыва. Четыре с учётом моей собственной, конечно. Она у меня душевная. На второе место я бы поставил Shadowrun, StarWars от FFG, «СЫЩИК» (в целом) и Savage Worlds (опять же в целом).

— Собственная система? В последнее время всё больше авторов публикуют и издают свои игры, в том числе и в печатном виде. Расскажи читателям немного о своих проектах. О чём они? Когда ждать презентации на Ролеконе?

— Поскольку много времени уходит на подготовку учебных и игровых программ в ЦДО, не получается делать их каждый день, плюс с красивым оформлением документов у меня беда. Я стараюсь подходить к разработке игр с душой, некоторые уже прошли испытания игроками разной степени придирчивости. «Фэнтези квест» — игра с лёгкими правилами про фэнтезийных «героичных героев». Она изначально создавалась для летней школы, для детей от десяти лет, которые про настольные игры почти ничего не слышали. Поэтому она получилась лёгкая и динамичная, и при этом интересная даже для взрослых. Она лёгкая во всём: в жанре, в правилах, в смысле. Игра максимально авантюрная и основана на пуле кубов (от англ. dicepool — один из примеров броска, когда игрок бросает несколько игральных костей и счтает успехи. Используется в том же Shadowrun или 7-th Sea — прим. ред.). Другое дело «Интегри»: сложна во всём от начала и до конца, и именно про неё я упомянул изначально. В ней куча деталей, куча комбинаций персонажей, и в ней невероятно мозголомный мистический мир потустороннего, где нужно выживать и превозмогать. Есть у меня ещё задумка игры без постоянного ведущего, где все персонажи отыгрываются разными дайсами, а также игра, где персонаж складывается по принципу драфта карт, но о них пока что нечего говорить. Надеюсь, что хотя бы веселый «Фентези Квест» дойдёт до публики в виде полноценной (и довольно небольшой) книги. И как только у нас (рабочей группы Team Integri) будет солидный прототип любой из этих игр, мы тут же отправимся на любые конвенты. Хочется верить, что это произойдет скорее рано, чем поздно. Издание книг на русском — это замечательно. Каждая хороша по-своему. Но мне хочется, чтобы мои работы были более качественными. Потому что делать меньше того не стоит.

— Оба проекта звучат весьма заманчиво, поскольку и для лёгких игр, и для тяжёлых у нас в стране точно есть своя аудитория. Спасибо за интервью, и, напоследок, Денис, что бы ты пожелал нашим читателям?

— Уважаемые читатели, мы живем в удивительное время, когда информация доступна, и каждый способен просто изливать свои фантазии в Интернет. Цените свое время, развивайте воображение с толком. Играйте в НРИ: в разные и у разных ведущих. Ведь НРИ — это лучший тренинг вашей коммуникативности и воображения. Спасибо вам, что читали. И спасибо Александру, что спрашивал!

Фотографии из личного архива Дениса

Игровой блог с отчётами: Приют Странника

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *