Вчера Студия101 запустила предзаказ “Городских Легенд”, русского перевода игры Urban Shadows. Игра кроме шуток знаковая – такое подозрение возникает уже если посмотреть список номинантов Энни этого года. Но (как это и должно быть с играми про любого рода мистический андеграунд, если подумать) Легенды просто недооценить. Борис Федюкин провел по ним отличную серию игр и наверное, он сейчас – один из лучших знатоков Легенд у нас. Итак, что за книга, почему она так хороша и чем инакова?
URBAN SHADOWS
Andrew Medeiros,
Mark Diaz Truman
Angel: Well, I guess I kinda worked it out. If there’s no great glorious end to all this, if nothing we do matters… , then all that matters is what we do. ‘Cause that’s all there is. What we do. Now. Today.
Об игре
Urban Shadows — игра-долгострой. Первые наработки появились около 2012 года, и игра прошла довольно тернистый путь от своего кикстартера в 2014 году до финального релиза в сентябре 2015 года. Количество изменений, плейтестов и даже целого вороха фанатских дополнений (адаптирующих Urban Shadows под ту или иную игровую линейку World of Darkness) по-настоящему вызывала восхищение — над игрой работали, а из геймдизайнерской лаборатории Медейроса и Трумана несло потом и кровью.
На постсоветских просторах игра с 2013 года не сходила с радаров небезызвестного Павла Берлина, подарившего русскоязычному читателю дедушку Urban Shadows — «Постапокалипсис» (Apocalypse World). Часть сообщества разделяло энтузиазм Павла по поводу грядущего выхода игры, в кулуарах сломали несколько копий по поводу иллюстраций, а мы с ребятами даже стримили милую игровую кампанию по Urban Shadows еще до официального релиза, пользуясь черновым переводом буклетов и англоязычными материалами.
Игру действительно ждали.
Благодаря стараниям Studio 101 у всех нас появилась возможность ознакомиться и поиграть в «Городские легенды», как теперь называется Urban Shadows на русском языке. Предзаказ уже открыт.
Во что нам предлагают играть?
Два пласта «политического городского фэнтези»
На поверхности «Городские легенды» — это добротная смесь тропов городского фэнтези, и если вы знаете, кто такие Гарри Дрезден, Баффи, Джон Константин и братья Винчестеры, то у вас вряд ли могут возникнуть какие-либо проблемы с пониманием реалий игрового мира. Кипящий, не знающий сна мегаполис, в котором живут и умирают не только простые смертные, но и вампиры, и оборотни, и чародеи, и демоны и… думаю, вы уловили мысль. Всем перечисленным группам сверхъестественных и не очень существ есть что делить и за что друг с другом драться. И вот наши персонажи, принадлежащие разным мирам, сталкиваются друг с другом лбами, преследуя не только личные цели, но и цели сообществ, стоящих за их спинами.
Политика? А то!
Но для Эндрю и Марка, являющихся потомками мигрантов, политическая грызня необычных существ во многом является лишь метафорой для той постоянной борьбы, которая, по мнению авторов, происходит внутри американских городов ежедневно. Увлеченные идеями интерсекциональности, феминизма третьей волны и пестрым веером различных gender, race и queer studies, авторы игры на протяжении всей книги подчеркивают важную роль меньшинств в жизни современного большого города. Ведущего и игроков активно побуждают изменить перспективу, попробовать сыграть персонажа иной этничности, гендера или сексуальной ориентации, благодаря чему можно перешагнуть за рамки привычного и лучше понять и почувствовать Другого.
И если первая тема у авторов получилась достаточно хорошо благодаря отдельным ходам, отражающим взаимодействие персонажа и различных сообществ (в оригинале авторы используют подчеркнуто политическое faction, а в русской версии они мягко названы мирами), то другой пласт политической составляющей присутствует лишь в довольно обширных типажах внешности и гендерной идентичности, которую вы можете выбрать в буклете персонажа, а также в замыслах и принципах ведущего. Однако право поднимать или не поднимать эти темы за своими игровым столом будет лежать исключительно на вас, но если вы хотите поиграть в «ту самую» игру, в те истории, которые хотели бы при помощи нее рассказывать Эндрю и Марк, то я активно рекомендую вам следовать их задумке.
На перекрестке миров
Само название игры яркий стоп-сигналом оповещает вас о том, что «Городские легенды» — игра про город и городских обитателей. Во время игры он станет ареной для конфликтов четырех миров, хотя номинально и разделенных между собой, однако по факту тесно переплетенных клубков взаимных обид, амбиций и желаний. Каждый буклет персонажа привязан к определенному миру, которых в «Городских легендах» 4 штуки: Смертные, Ночь, Сила и Хаос.
Мир «наших ребят», или смертных, представлен тремя архетипами: знающего, охотника и ветерана. Каждый из них тем или иным образом познал, что за декорациями повседневности скрывается настоящий мир, полный чудовищ и причудливых созданий. И если знающий только-только приоткрыл завесу тайны, и мы видим лишь начало его пути, то охотник и ветеран — это как Блейд и Абрахам Уистлер, или как братья Винчестеры и Бобби. Неразлучная пара, повидавшая много всякого дерьма.
Ночь — основная, но далеко не единственно возможная группировка, противостоящая смертным. Каждый из буклетов так и видит человека или своим ужином, или источником всяческих забав. В «Городских легендах» за ночь отдуваются вампир, волк и призрак. Спайк, Алсид и Битлджус. Лестат, Оз и главный герой из фильма «Привидение», где играла Вупи Голдберг. Мир ночи представлен в поп-культуре лучше всего, поэтому вы вряд ли потеряетесь при игре за ночные архетипы.
Если противостояние света и тьмы вас не особо привлекает, то оставшиеся два мира — Силы и Хаоса — будут весьма кстати. К миру Силы принадлежат люди, получившие (благодаря дару свыше или кропотливому обучению) способность подчинять себе пространство и время. «Силовыми» архетипами являются чародей и прорицатель. С великой силой приходит великая ответственность, и конечно же ваших персонажей, даже несмотря на их кажущуюся неприступность, та или иная сторона вовлечет в свои конфликты. Или вы можете начать свою игру, попытаться все сделать как надо, и благими намерениями погрузить весь город в хаос.
Кстати, о Хаосе.
В городском клубке людских страстей и амбиций (которые у Ночи и Силы просто гипертрофированы) всегда будут независимые фигуры, любящие вмешиваться в происходящее по причинам, понятным только им. К фракции Хаоса относят меченого и фею. Каждый из них обладает уникальными способностями, основанными на лояльности внешней силе: фее магические способности дарует монарх, а меченый в любой момент может обрести демоническую форму, превращающую его в машину для убийства, но только если он хорошо служил своему Тёмному Господину.
Незримые ритмы города
Если вы уже знакомы с играми, вдохновленными «Постапокалипсисом», то при первом приближении «Городские легенды» не станут для вас откровением. Джентльменский набор в виде двух шестигранников, буклетов, ходов, меток и частичных успехов в вашем полном распоряжении. Давайте остановимся на тех аспектах, которые, с моей точки зрения, делают игру столь привлекательной: ходах расследования (faction moves), механике долгов и инаковости (corruption).
В последнее время, особенно если дело касается вдохновленных «Постапокалипсисом» игр, чтобы понять, какое поведение игра поощряет за игровым столом, я сразу смотрю на механику развития персонажа. В Apocalypse World видно, что ваш персонаж получает развитие во многом за счет взаимодействия с другими персонажами игроков, а в игре «На раёне» вы получаете опыт за то, что своей криминальной деятельностью привлекаете внимание полиции и обрастаете кучей обязательств перед другими людьми — прочитал, за что получать опыт, и вперед, к звездам! Какие действия поощряют «Городские легенды»? В первую очередь игра довольно твердо следует своей концепции — ваш персонаж далеко не одиночка, и он всегда часть постоянно меняющегося поля боя между городскими сообществами (не)людей. Да, вы, безусловно, можете быть оборотнем и жить в глуши городского парка, но у вашего порога рано или поздно появится незнакомка с дробовиком, и благодарите бога, если она из мира Ночи. Если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами, поэтому вы должны будете выходить на городские улицы и сталкиваться с существами из других Миров.
Если вы себя обнаружили на пограничье Миров, в вашем распоряжении имеются ходы расследования: отправиться на поиски, опознать незнакомца и осмотреться. Отправляясь на поиски, игрок может ввести какого-либо нового NPC из любого Мира при удачном броске, или добавить уже введенному в сеттинг персонажу новую игровую функцию или придать ему глубину. При провале ты даже можешь найти то, что хочешь, но столкнешься с каким-то новым витком проблем. Как большой поклонник механики Circles из игр от BWHQ или способности Network из Night’s Black Agents, работающих по схожей схеме, я был безумно рад этому ходу, дающему игроку довольно мощный инструмент для сотворчества. Ходы опознать незнакомца и осмотреться предоставляют игрокам возможность узнать что-то новое и интересное об уже введенных ведущим NPC или локации, и в первую очередь информация будет касаться их роли на актуальной политической сцене. Если ты получил приглашение на вечерний прием у Князя Преисподней, советуем как можно подробнее разузнать у своих знакомых, как лучше себя вести и что можно подписывать, а что нет.
Также нельзя забывать о том, что Миры, несмотря на частые конфликты, все-таки не ведут священную войну всех-против-всех, потому что годы совместной жизни переплетают персонажей большим количеством взаимных обязательств, или долгов. Механика долгов может быть вам знакома по игре «На раёне», но в «Городских легендах» ваши возможности по общению со своими должниками и кредиторами значительно расширена, и к тому же формализована.
В «Городских легендах» рост вашего персонажа как раз зависит от того, насколько сильно он лезет в городские дела — для развития вам потребуется как можно больше взаимодействовать с представителями разных городских сообществ, оказывая им услуги и обрастая долгами. Если ваш персонаж за время игровых встреч воспользовался контактами из всех четырех Миров, то он получает развитие, и поэтому одной из важных задач ведущего Urban Shadows является создание как можно более забористого сверхестественного социального ландшафта.
Теперь пора рассказать о механике, которая делает «Городские легенды» по-настоящему уникальной. Однако, прежде чем мы перейдем к ней, давайте обратимся к прошлому.
На заре своей ролевой карьеры я был большим любителем игры Vampire: The Masquerade (VtM), и именно с нее началось мое знакомство с жанром urban fantasy. Игра обладает уникальным и богатым сеттингом, любимым миллионами, а также довольно четко означенными темами, в которые предлагается играть. Одной из центральных тем Vampire: The Masquerade является выбор, еженощно возникающий перед вампиром — принять своего внутреннего Зверя, побуждающего вампира совершать ужасающие поступки, или сопротивляться ему, пытаясь сохранить остатки человечности. Человечность в VtM была выражена в виде числовой характеристики — от 10 (практически святой) до 1 (потерявшее человеческий облик чудовище), — и движение вниз или вверх во многом определялось ведущим, да еще и при достижении самого дна персонажа игрока ждал game over, и он выбывал из игры. Человечность являлась отличным кнутом, с помощью которого ведущий мог контролировать поведение персонажей игроков, и каждое ее понижение могло приводить к многочасовым спорам о трактовке того или иного поступка, совершенного вампиром — скатываться вниз никому не хотелось, ведь в конце темного туннеля брезжил свет, и он был солнечный.
В «Городских легендах», сильно вдохновленных Миром Тьмы, плоскую механику Человечности преобразовали в отдельный вектор развития персонажа, названный здесь инаковостью. Вы можете не париться по поводу местных разборок, а лишь предаваться собственным порокам, все дальше отдаляясь от общества и превращаясь в монстра. Быть плохим стало интересно, как поется в известной песне группы «Кровосток». У каждого буклета прописано свое табу — ход инаковости, который отражает меру отчуждения персонажа от человеческих страстей и проблем. Когда инаковость перевалит определенный порог, персонаж игрока получает дополнительный ход, дающий ему интересное преимущество над остальными «честными ребятами». Вампир, постоянно питающийся жертвами против их воли, откроет способность магии крови или добавит в список дозволенных продуктов питания сверхъестественных существ. Охотник, во время своих вылазок воспринимающий потери среди смертных как «сопутствующий ущерб», окончательно отречется от своих соратников и товарищей и будет выдвигаться на охоту в одиночку, преисполненный ненависти ко всему противоестественному. Печенек у темной стороны Силы достаточно много, и именно игрок держит под контролем скорость падения своего героя.
Тени сгущаются
Если меня спрашивают по поводу того, как начать знакомство с Powered by the Apocalypse играми, я постоянно отсылаю всех к первоисточнику — Apocalypse World. Я очень рад, что с выходом «Городских легенд» на русском языке я могу разнообразить свой арсенал советов. Такого подробного блока ведущего, богатого на примеры из игр и подробно расписывающего каждую мелочь, я не видел довольно давно. Если вы ведущий и хотите попробовать себя в играх на механике «Постапокалипсиса», но ваше сердце не греют радиоактивные пустоши, то я настоятельно рекомендую начать свое знакомство именно с Urban Shadows.
В этом обзоре я решил не останавливаться подробно на механиках и техниках, применяемых ведущим игры — они традиционны для игр на движке «Постапокалипсиса». Ведущему необходимо пользоваться принципами и ходами для реализации замыслов игры. На первой встрече мы набираем как можно больше игровых элементов от игроков, чтобы потом упаковать их во фронты и обрушить на персонажей как можно больше проблем.
О русском издании
Книга получилась просто шикарной. Я рад прекрасным иллюстрациям, стилю и верстке. Игра может стать одной из жемчужин вашей коллекции, и ею довольно легко завлекать и новичков, и ветеранов.
Но есть и грустная сторона. Urban Shadows — сложная книга для перевода, с кучей сленга и довольно разветвленной механикой. Принимая во внимание желание издателя сохранить литературность перевода, я не могу не отметить, что наше хобби во многом не книжное (парадоксально!), а разговорное, и многие решения, принятые издателем в отношении тех или иных терминов, кажутся спорными. Например, термин «инаковость» может быть красивым и редким словом, передающим авторский замысел куда точнее банального падения, однако вряд ли кто-либо из нас активно применяет его в жизни, и вряд ли будет использовать за игровым столом. Из-за вереницы схожих решений текст кажется перегруженным, и некоторые ходы приходится перечитывать по нескольку раз, чтобы понять их смысл — они просто не ложатся на язык. Также довольно спорным выглядит отказ от использования уже устоявшихся, как мне казалось, традиций по переводу специфических для игр на основе «Постапокалипсиса» терминов: Мастер Церемоний превратился в Распорядителя, а расходуемые шансы стали называться козырями без особых на то причин.
Но! Принятые издателями решения по переводу не должны вас отпугнуть. Studio 101 принесла в наш русскоязычный мир одного из лучших наследников Apocalypse World. Я могу лишь догадываться, в какие безумные истории попадут ваши чародеи, вампиры и охотники, и желаю вам хороших игр! Если заглянете к нам в Ванкувер, вот вам три «вредных совета»: злите колдунов, задумывайтесь о мести (с вами обязательно свяжутся), и любите монгольский метал.
Alex Valiushko
ctrl+F “будет будет”
Дмитрий А
Мне нужны подробности о монгольском роке!
Crolfad
Ego Fall, The Nine Treasures
Аравт
Hurd