Through the Breach 2nd Edition: Что нового

Должен признаться, что я скептически отнёсся к вести о выходе второй редакции «ролевого Малифо». Слишком мало времени (3 года) прошло с момента выхода первой версии, слишком подозрительным выглядело обещание сохранить совместимость со всеми ранее выпущенными материалами. Возникло ощущение, что Вирды просто собираются, пардон, «срубить бабла» и выпустить заново старый материал, слив две книжки (игрока и мастера) в одну. Уже после релиза пролистав по-диагонали новый рульбук, я лишь уверился в этом подозрении: на первый взгляд, ничего радикально нового на страницах не появилось.

Теперь, когда я уже стал счастливым обладателем физической копии книги и провёл по ней несколько сессий, я могу рассказать, как на самом деле обстоит дело.

С чего всё началось

Прежде всего, должен напомнить уважаемым читателям, что в своё время на rpg-news уже публиковался обстоятельный, с делением на бэкграунд и механику, обзор первой редакции Through the Breach. Если вы ещё не знакомы с мистическим миром Малифо, то читать дальше без ознакомления с тем, первым, обзором будет скучно, так что вот вам ссылки: первая часть и вторая.

Тем не менее напишу в двух словах, о чём пойдёт речь. TTB – это настольно-ролевая инкарнация стремительно набирающего популярность скирмиш-варгейма Malifaux от американской компании Wyrd Games. Равно как и игра-прародитель, НРИ-вариант состоит сплошь из необычных и потому привлекающих внимание решений: колода карт вместо кубиков, «переключаемые» классы, развитие персонажа через исполнение личных пророчеств и так далее. Добавим сюда яркий, запоминающийся арт и сочный бэкграунд альтернативного прошлого, и станет понятно, почему в последнее время желающих приобщиться к этой игре всё больше.

Информация о выходе второй редакции начала появляться в начале 2017 года. Производитель организовал глобальную кампанию в поддержку запуска: ведущим всего мира было предложено провести эпизодное приключение Stich in Time (весьма, кстати, интересное) и сообщить результаты игры через формы обратной связи. Результаты кампании были учтены и повлияют на будущие релизы Вирдов – как у них и принято.

Однако была у этой кампании ещё одна, не столь очевидная цель. SiT была ещё и массированным плейтестом новой механики. Вместе с эпизодами приключения распространялась первичная сокращённая версия правил, и как станет видно позже, некоторые элементы в финальной версии уже отличались от тех, что были на плейтесте.

И ещё один важный момент. Вот-вот должен состояться релиз варгейма The Other Side, действие которого происходит в том же сеттинге, но с другой стороны Бреши, то есть на Земле. Очевидно, что на определённом этапе игры по TTB также «переместятся» на Землю (собственно говоря, это уже произошло – см. приключение Fire in the Sky), так что перед разработчиками стояла задача обеспечить совместимость лора второй редакции ТТВ с несколько дополненными реалиями игрового мира.

И вот что у них получилось.

Бэкграунд

С точки зрения ролевика (а особенно – мастера) с бэкграундом у сеттинга изначально всё было не очень хорошо. Сейчас объясню, почему.

С самого старта Malifaux-варгейма ещё первой редакции в каждой книжке правил публиковались отличные рассказы, связанные в единую историю мира. Эта история изобилует таинственными событиями, неясными намёками и скелетами в шкафах – что во многом и создаёт фирменную атмосферу сеттинга. Беда в том, что в сжатом виде, «от альфы до омеги», эта история нигде не публиковалась. И даже существующие вики в лучшем случае содержат лишь кусочную информацию. Более-менее полно разобраться, что же происходит в мире и какие фракции и личности что замышляют и кто с кем за что воюет, мог лишь тот, кто прочитает всю эту историю. И то не факт.

И если для варгеймера такая ситуация является не страшной (таинственность бэкграунда играть не мешает, а если интересно – вон, бери читай), то для ролевика она катастрофическая. Я помню свою растерянность при попытке приобщиться к ТТB первой редакции. Материал что из книги игрока, что из книги ведущего содержит больше вопросов, чем ответов. А я ж мастер, мне ж сюжет надо придумать, а для этого неплохо бы разобраться кто такие Тираны, что такое Событие (именно так, с заглавной буквы), в каких отношениях Зораида с Лилит и так далее, и тому подобное. Пришлось блуждать в этом тумане, и на это ушло немало времени. Да, я получил немало фана, читая книжки и общаясь с людьми уже «в теме», но есть, как говорится, нюанс.

Ближе ко второй редакции Вирды, похоже, окончательно поняли, что подход к ролевой литературе и к варгеймерской всё-таки должен быть разным (эту эволюцию хорошо было видно по мере выхода книг-дополнений), и реализовали в новом рульбуке это своё понимание.

Бэкграунд переписан полностью. С нуля. То есть изменилось не содержание событий, нет, только форма подачи материала. И теперь у нас есть всё то, чего так не хватало ранее – полный, детальный пересказ всей истории Малифо от самых древних времён до современности, без попыток нагнать туману. Разжёвано всё, от истории происхождения Тиранов до событий прошлого ролевого эвента, и в это гармонично вписан и лор земной стороны. Если что-то и рассказано недостаточно подробно, то лишь из-за того, что объём раздела не бесконечен и надо было уже где-то остановиться. Кстати, для справки, это 66 листов и около 15% объёма книги.

В общем, я с удовольствием обстоятельно прочитал весь этот раздел и узнал много нового. Я так думаю, что эта часть книги будет интересна и далёким от НРИ игрокам в Малифо-варгейм. Теперь можно смело сказать, что у сеттинга появился нормально написанный канон.

Один только момент: новая книга не содержит разделения на разделы игрока и ведущего, и читающие рульбук игроки могут нахватать «запретных знаний». Так что, коллеги-ведущие, советую сначала как следует изучить книгу самим и решать, что именно из неё нужно давать почитать своей игровой группе. Ну или сразу договориться о том, что нужно будет делить знания игрока и персонажа.

Механика

Как это ни удивительно, механика подверглась очень серьёзным, я бы даже сказал, капитальным изменениям. Но осталась и в самом деле совместимой со всеми вышедшими ранее приключениями и дополнениями. И при этом, как я уже упоминал, сходу эти изменения не видны.

Как такое возможно? Фокус прост.

Авторы не трогали базовую механику, но прошерстили книгу и поменяли почти всё остальное. Серьёзно. Нет в рульбуке такой главы, которая не потерпела бы изменений. Да что там главы – половина талантов теперь работает по-другому. Когда начинаешь вдумчиво читать (или создавать персонажа), то постоянно сталкиваешься с эффектом «а раньше это было не так».

Для тех, кто более-менее в теме, краткий список наиболее заметных изменений:

 

  • классы полностью переработаны, а также приведены в формат, появившийся в дополнениях – у всех теперь есть талант уровня 0, например;
  • переработаны таланты;
  • убрано несколько нерабочих навыков, у остальных уточнено применение;
  • триггеры навыков (спецэффекты от определённых мастей) из дополнения Into the Steam теперь часть базовых правил – что логично, ибо это очень знатная фишка, до которой авторы просто слишком поздно додумались;
  • полностью переработан раздел снаряжения, заменены спецправила, добавлены правила по модернизации и крафтингу;
  • переработан подход к применению камней душ;
  • полностью переделаны все магические теории;
  • теперь можно «обманывать судьбу» (заменять вытянутую карту картой с руки), если у тебя нет хотя бы одного пункта в навыке – очень важное дополнение, кардинально меняющее геймплей;
  • добавлено множество действий в бою, которые раньше приходилось изобретать самому;
  • упрощены и переработаны правила потери сознания и таблица критических эффектов;
  • расширен и переработан бестиарий;
  • добавлено вводное мини-приключение.

 

Три года первой редакции не прошли даром. На практике все эти изменения привели к тому, что игра стала куда более удобной, логичной и быстрой. А многие элементы теперь ещё и воспринимаются совсем не так – в первую очередь это коснулось заклинателей, которыми играть стало сложнее, но интереснее. Плюс игра теперь ещё сильнее, чем раньше, стимулирует игроков к широкому набору навыков и частой смене классов, что тоже добавляет свою роль в необычность системы.

В общем, авторам можно выразить глубокий респект. Они в самом деле проделали очень большую работу, учли опыт игр и мнение коммьюнити и выполнили обещанное – действительно, вторая редакция и действительно, совместимая со всеми прочими материалами. В отличие от многих других систем, где появление новой версии правил зачастую является явлением спорным – часть общественности остаётся «в прошлом», то тут всё чётко. Новая редакция TTB – это развитие, и она объективно во всём лучше старой.

А ложка дёгтя?

По традиции, после расписывания многочисленных достоинств продукта, я перехожу к негативу. Но вот тут-то с этим туго. Очень сложно сказать что-то гадкое про эту замечательную книгу. Тем более что я фанат Малифо и потому необъективен. Но я честно постараюсь.

Первое. В книге отсутствует раздел для ведущего – есть только несколько чисто механистических рекомендаций, которые связаны с применением правил (ранги NPC, например). Видимо, попросту не влез. Меж тем вся эта кутерьма с пророчествами требует очень особенного подхода и может отпугнуть неопытного мастера. Так что Fatemasters Almanac первой редакции, где эта тема широко раскрыта, всё ещё более чем актуален.

Второе. Эта редакция – прямое продолжение первой, так что и все проблемы сохраняются, хотя и может быть, в несколько меньшем объёме. Можете прочитать их в конце предыдущего обзора, ссылка вверху страницы. Если вкратце – это некоторая неравномерность детализации и странноватость ряда решений, а также необходимость постоянно тянуть кучу карт. Но, кстати, с этим быстро свыкаешься. Если бы я сейчас, после более чем года игры, писал обзор первой части, то я бы и не упоминал это как недостатки.

И третье. Книга дорогая, даже в своём pdf-воплощении. И тяжёлая, если говорить о физической копии. Таскать этот мега-кирпич на сессии попросту неудобно.

Резюме

Вторая редакция Through the Breach – это, по сути, полное переосмысление системы. Авторы учли трёхлетний опыт игр и работы над дополнениями, и реализовали его в виде новой единой книги базовых правил. Игра стала более удобной, логичной и интересной, при этом все её фирменные необычные «фишки» засияли с новой силой. А полностью переписанный раздел бэкграунда наконец-то позволит разобраться, что к чему в этой загадочной вселенной.

В общем, если вы ветеран ТТВ – тогда эта книга для вас несомненно «маст-хэв», играть по старой редакции отныне попросту бессмысленно. Ну а если вы только присматриваетесь к Бреши между мирами, то будьте уверены – отныне начать путешествие сквозь неё стало куда проще, чем раньше.

P.S. Да, ссылки на игру, собственно.

Вот страничка книги на drivethru: ссылка

Вот вообще все публикации по TTB: ссылка

А вот – официальный сайт производителя

Интересных вам игр!

 

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *