Дорогие друзья! В субботу в Локации автор (и мы) презентует романизацию игры нашего же автора. У нас попросили рецензию – и вот она! Приходите! Хорошая книга вышла, правда.
«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе, т.е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком»
А.П.Чехов
Сказать по правде, мы никогда не делали обзоры на худлит, да и сам я не помню уже, когда последний раз писал что-то подобное, но тут – особый случай. Сперва ДаркСтар написал на движке PbtA игру, проработал её в рамках проекта making it right, а потом, сводил нам. Не нам одним, но мне и Алине, автору книги. Сами Болота готовы, лежат у нас на сайте, в группе игры в ВК, а скоро появятся на Студии 101. А проведённый модуль вылился, в итоге, в книгу, о которой я и буду писать.
Для начала, это история “по мотивам”, а не плейрепорт с облагороженным пересказом игры. И в истории, и в игре были колдун (в книге – Леокаст), ведьма, которую в книге зовут Свенья и хлыщеватый сынок мэра Эжен. И болота, конечно, были. Это вселенная игры и герои игры, но не события.
И ещё заметим:. PbtA, на движке которого сделаны Болота, позволяет вообще довольно свободно обходиться с этой штукой – “вселенная игры”. Болота в “Бес, смерть и я” несколько более фентезийные, чем альтернативно-исторические – но ровно до тех пор, пока от слов “альтернативная история” ждешь только технологических отличий, или отличий в, собственно, событиях. Потому что сказать по правде – хоть Мартин, хоть Сапковский, хоть Камша – вполне себе альтернативная история, просто чуть более альтернативная.
Но довольно об игре, обзор на Темные Болота мы ещё напишем. Давайте о романе. Главный герой, как водится, никаких приключений на свою голову не ищет, у него просто девушка есть хорошая. Девушке хочется красивую свадьбу, красивую жизнь и красивое всё, Леокаст (главный герой-то) – городской аптекарь, человек не бедный, но далеко не богатый, а кроме того, о чем никому особенно не распространяется, оккультист-самоучка. В смысле маг – а магия, это дело тонкое, местами подсудное, а в небольшом городке возле проклятых Темных Болот могут и просто сжечь, без лишних сантиментов. К Леокасту, таким образом, подходит сын мэра, намекает, что знает, что он, Леокаст де, колдун, и отдал бы он девушку, а то худо будет.
Леокаст возмущается себе под нос и ничтоже сумняшеся призывает на сына мэра чуму, мор и холеру. Ну, призывает духа помогущественнее, который потихоньку сведет конкурента в могилу. А попутно, напитавшись от живых и воплотившись, дух останется должен Леокасту, каковой долг отдаст по-простому, золотом. Всё просто.
Духа замечают. Складывают два и два. Леокаст бежит в Заболоченный лес, чуть не погибает, встречает одну из промышляющих там ведьм и пару промышляющих там же мародеров. Болота ведь не просто так Тёмные и проклятые – там есть чем поживиться и есть кому поживиться тобой.
Дальше пересказывать сюжет – неприлично, тем более дело же и не в сюжете вовсе. Любую хорошую историю следует мерить уроками, которые выносит для себя герой и тем, насколько легко герою сопереживать, чтоб получить урок вместе с ним. Второе, конечно, зависит от читателя – кто-то ни в какую не станет ассоциировать себя с колдуном сомнительных моральных принципов, или кем-то, кто способен спать более, чем с одним человеком, или напротив с тем, кто терзается своими действиями… Но во всяком случае Рейнгард пишет очень бодро, свежо и очень погруженно в персонажа. Иммерсивненько, если вы понимаете, о чём я. Это здорово затягивает. У автора есть язык, легкий, но не легковесный, автор им пользуется хорошо. Любители Достоевского, или Сюзанны Кларк, миллионов эпитетов или пространных рассуждений останутся, конечно, разочарованы – но только они. Книга быстро прочитывается, но идея там высказана вполне чётко.
Мы, таким образом, подходим к вопросу, а о чём же книга, собственно?
Начнем с того, о чём она не.Это не роман о любви, хотя вопрос отношений у Леокаста – ключевой. Это не героическое фентези о героическом превозмогании, где всё против героя, но в конце ему достается девушка. Леокаст – персонаж изначально довольно спорных моральных качеств, да и с девушкой всё сложно, но да, всё против него. Каноничным темным фентези в духе Кука, или Амберкромби, книга тоже не является – хотя да, хороших персонажей тут нет. По градусу мрачности, насыщенности оттенков серого я бы сравнивал Рейнгард с Сапковским, а ещё, очень сильно, с Лукьяненко.
Это, как ни удивительно, книга о бесе, смерти и человеке. О трех лицах страха, в каждое из которых следует взглянуть, чтоб обрести бессмертие.
Бесом в данном случае я бы считал могущество. О том, как власть меняет человека написаны целые библиотеки, так что тут речь немного о другом.
У всего есть цена. У магии есть законы, они сложнее и проще того, о чём писал Гудкайнд, но вся беда в том, что для законов магии нет уголовного кодекса в твердом переплете. А законы, меж тем, столь же незыблемы – просто находить их каждый человек может только сам, на ощупь, методом проб и ошибок. Изменяясь в процессе, умнея, или умирая.
Тут-то и приходит черёд Смерти. В книге нет, я говорил, хороших и плохих, хотя полно дураков. Эжен, тот самый сын мэра – дурак, отчего и умирает. Леокаст в начале истории – тот ещё дурак, и вокруг него умирают… почти все. Свенья, лесная ведьма – не дура, и она не умирает. То-есть умирает, де-юро, но это не имеет для неё никакого значения – потому что смерти, в сущности, нет.
И вот это понимание, что смерти нет, и ставит перед человеком его самого, его Я. Потому что одно дело – понимание на уровне “Смерти нет, ещё до рассвета мы будем пировать в Вальхалле!”, а совсем другое – что смерти нет, есть только жизнь и весь вопрос в том, как её жить. Для чего. Для кого.
Возможно, это философская притча, но от философских притч в форме непосредственно философских притч у меня лично начинается изжога и всякие неприятные телесные реакции. Это история о выборах и плате за них. О законах магии. И о том, что нет разницы, между человеком и эльфом, есть разница лишь между живым и тем, кто больше не жив.