Дорогие друзья! Пока дракончик занят подготовкой РНРкона, для вас интересную гостевую статью приготовил Серафим Высотин. Существует миллион способов разнообразить геймплей и привнести в игру что-то новое, которые никогда не грех освежить в памяти. Вот ряд трюков – какие из них пробовали вы?
Анонсы настольных ролевых игр завлекают «тактическими боями», «упором на социальное взаимодействие», «открытым для исследования миром». Нередко за интригующими обещаниями скрывается однообразный игровой процесс. Тактические бои проходят по схеме: атака – применение способностей, защита – действия повторяются до уничтожения противника. Упор на социальное взаимодействие оборачивается закидыванием оппонентов проверками «харизмы» и «манипуляции», или сводится к попыткам впечатлить мастера пафосной речью. Открытые для исследования миры тонут в неиспользуемых подробностях.
Давайте постараемся разнообразить игровой процесс, используя следующие приемы:
Преимущества и недостатки
Добавьте противникам и союзникам сильные, слабые стороны, мотивируя игроков узнать и использовать их в собственных интересах.
Пример: Мистера Джемисона оберегает от угроз, шантажа, навязчивых предложений свора охранников, адвокатов, карманных журналистов, лоббистов, наемников. Зато он охотно помогает тем, кто законно захватывает чужой бизнес и вытесняет конкурентов с рынка. А еще Джон Джемисон обожает тайно делать ставки на смертельные бои и скачки.
Интерактивное окружение
Развалины имперского форта, бастующие железнодорожники и проливной дождь, будут всего лишь красивым фоном, если вы не позволите персонажам использовать их, для получения новых возможностей и создания проблем. Окружение может создавать условия меняющие противостояние.
Например: канализация мегаполиса темная, узкая, запутанная. Попытка ликвидировать в канализации мутировавших пси-крыс может превратиться в сущий кошмар: крысы будут внезапно атаковать и беспрепятственно убегать, пользуясь узкими темными лазами до тех пор, пока герои не придумают, как использовать особенности окружения в своих целях.
Тактики
Придумайте силам цели. Отталкиваясь от преимуществ, недостатков, окружения кратко опишите разбитый на 3-4 этапа план достижения цели. Дайте персонажам узнать о действиях противников, попытаться навязать собственную тактику, сломать чужие планы. Сделайте противостояние битвой умов, идей, игровых знаний, а не характеристик, оружия и кубов.
Пример: «Проклятая топь». Цель: поглотить, исказить пришельцев. План: 1) заманить вглубь 2) сбить с пути, натравить друг на друга, ослабить, замедлить 3) измениться, поменять местами безопасное и опасное 4) наслать едкий туман, рой паразитов и землетрясение. Поглотить и исказить пришельцев если они не найдут укрытие или не успеют убежать.
Кнут и пряник
Выделите бонусы, которые игроки получат, используя преимущества и недостатки, окружение, тактику. Наметьте проблемы, с которыми придется столкнуться, действуя «наобум» и «напролом».
Без веской мотивации игроки не будут утруждать себя сбором, анализом и использованием информации, даже если это сделает игру увлекательней.
Например: городок Айоми захватили террористы-анархисты. Персонажам Игроков поручают разработать и провести операцию по освобождению поселения.
Если агенты разведают обстановку в городе то узнают, что террористы контролируют мэрию, полицию, больницу, въезд и выезд из города. На каждой точке десяток заложников, которые будут убиты при первых признаках штурма. Кроме того по городу разбросаны взрывчатые ловушки.
К счастью в поселение живут лояльные граждане способные помочь оперативникам, а среди главарей террористов нет единства и согласия.
Открытый штурм приведет к невинным жертвам, осуждение в СМИ, увольнению. Чтобы этого избежать оперативники могут договориться с террористами, скрытно устранить их при помощи усыпляющих газов, ухудшить связь между террористами с помощью радиоглушилок, использовать местных жителей и окружение. В случае бескровной победы над террористами, агентов ждут награды, повышения, почет, премии.
Разнообразие задач
Чередуйте разноплановые задачи. Берите пример с видеоигр, в которых напряженная перестрелка сменяется решением головоломки и исследование местности с элементами паркура. Продумайте 4-5 геймлпейных задач и грамотно чередуйте их.
Пример: Чтобы пройти подземелье «Умертвий», героем придется разгадать загадку правильного открытия двери тремя ключами. Справиться с восставшими мертвецами, игнорирующими магический ущерб и призраками не восприимчивыми к физическому урону. Затем, приключенцев ждет исследование запутанных тупиковых тоннелей с ловушками, в которых содержаться многочисленные подсказки, указывающие на тайный проход к гробницам. После открытия, проход будет рушиться, заставляя героев быстро преодолевать препятствия. У гробницы персонажей встретит демон, терзающий души древних некромантов.
Повышайте ставки
С развитием умений игрока и персонажей давайте более сложные, опасные задачи, наглядно демонстрирующие прогресс партии.
«Фишки»
Разнообразьте игру кратковременными нововведениями. Пригласите знакомого игрока отыграть антагониста, что бы заставить партию столкнуться с новым стилем действий. Жестко ограничьте реальное время на принятие решений, передав динамичность развитие конфликта. Перемотайте несколько игровых месяцев вперед и вместе с игроками подумайте о том, как изменились персонажи за это время.
Вводить приемы, нужно постепенно, аккуратно и дозированно. Позвольте игрокам привыкнуть к использованию слабых и сильных сторон оппонентов, окружения, тактик.