Мы продолжаем публиковать статьи об истории ролевых игр за авторством Павла Берлина, так же известного как Snarls-at-Fleas. Разумеется с разрешения самого автора. Если вам нравится контент Снарлза, то подписывайтесь на его Телеграм-канал!
Начало XIX века было для Пруссии весьма тяжелым. В 1806 году страна потерпела сокрушительное поражение в войне с Францией, Фридрих Вильгельм III вынужден был вместе с семьей бежать на восток страны, а армия Наполеона вступила в Берлин. В числе прочих потерь Пруссии было и герцогство Брауншвейгское, где совсем недавно Хеллвиг издал свой Das Kriegsspiel. Учебное заведение, в котором он работал было преобразовано в военную академию, где следующие несколько лет Хеллвиг преподавал математику и, вероятно, помалкивал о своих варгеймах. У Фридриха Вильгельма III было два сына. После смерти отца старший будет править под именем Фридриха Вильгельма IV, а младший унаследует престол после брата и станет Вильгельмом I. Таблицы случайной генерации имен, похоже еще не изобрели.
Пруссия не смирилась с поражением и потихоньку готовилась к освободительной войне. Обоих принцев естественно воспитывали в военном стиле и когда им предложили посмотреть на новую игру, изобретенную жителем Силезии, они с радостью ухватились за эту возможность. Изобретателем игры был Георг Леопольд фон Рейшвиц из Бреслау (современный Вроцлав). Фон Рейшвиц мечтал о карьере военного, но травма левой руки лишила его этой возможности. Благодаря связям семьи ему посчастливилось общаться с молодым принцем Фридрихом Фердинандом Ангальт-Плесским, который владел игрой, которую могли себе позволить немногие молодые люди тех времен — кригсшпилем Хеллвига. Позднее, уже во время учебы Рейшвиц и его друзья воссоздали игру, используя деревянные кубики вместо фигур. Таким образом, Рейшвиц вероятно стал первым человеком в истории, который спиратил варгейм.
Закончив учебу он какое-то время служил советником местного правительства в Бреслау, но лишился поста после вторжения Наполеона. Во время вынужденного безделья он обучил игре своего тринадцатилетнего сына и продолжал ее совершенствовать. Судя по публикациям того времени, знакомый нам срач про реалистичность игр уже набирал обороты и привлек внимание фон Рейшвица. Естественно, он решил сделать новую игру — как кригсшпиль, только реалистичнее (тм).
В первую очередь он отказался от клеток и значительно укрупнил масштаб, памятуя об изречении Фридриха Великого, что «на каждых двух лигах местности возможны две сотни построений». Первая версии его игры разыгрывалась в песочнице — ну то есть буквально в ящике с влажным песком, из которого строились трехмерные элементы ландшафта. Именно эту игру и увидели в 1811 году два принца, были ей очарованы и рассказали о ней отцу. Однако, узнав об интересе самого короля, фон Рейшвиц не решился демонстрировать ему «ящик с песком», но пообещал вернуться с игрой достойной королевского внимания.
В 1812 году он представил вниманию двора свое творение.
Это была полноценная игра со всеми необходимыми аксессуарами. Местность складывалась из керамических плиток достаточно больших размеров (около 500 кв. футов в выбранном масштабе), чтобы вмещать несколько юнитов. Сами войска были представлены деревянными фишками. В комплект также входили линейки для измерения расстояния при передвижении и правила. Фон Рейшвиц преподнес игру в дар королю и успел издать ее подробное описание, прежде чем в 1812 году военные действия возобновились и он получил пост в крупном городе Мариенвердер в Западной Пруссии. Известно, что и в отсутствии фон Рейшвица королевская семья много играла в его игру.
Как мы знаем, 1812 год стал началом падения Наполеона и в 1813 Пруссия вступила в антинаполеоновскую коалицию. К 1815 страна была полностью освобождена от французской оккупации. В ходе войны и после нее фон Рейшвиц пытался усовершенствовать свою игру, но постепенно пришел к выводу, что «там надо все переделывать с начала» и охладел к этой идее. Его сын, Георг Гейнрих Рудольф Иоганн фон Рейшвиц, участвовал в войне и был награжден Железным крестом за участие в бою в 1813 году. После войны он взялся за доработку игры отца и в 1824 выпустил игру, которая ляжет в основу множества военных игр, которые будут использовать в Германии и по всему миру в ближайшие сто лет. Сложно сказать, какие идеи принадлежали отцу, а какие сыну, поэтому поговорим обо всех сразу.
В новой игре вместо влажного песка или керамических плиток использовались настоящие топографические карты в масштабе 1:8000 или 400 шагов на 1 дюйм. Ход в игре уже не был абстрактным промежутком времени, а позволял совершать действия, которые можно совершить за 2 минуты реального времени. Плашки, изображавшие войска также были выполнены в масштабе. И вот тут мы переходим к очень важным новшествам. Сейчас они кажутся очевидными, но в то время были настоящим прорывом. Во-первых, плашки юнитов могли заменяться более мелкими, чтобы отображать потери, понесенные вследствие получения «очков» урона. Вторым новшеством были игральные кости, которые использовались для определения исхода боевых столкновений. Это был первый случай, когда в варгейм добавился фактор случайности. Сейчас идея кажется очевидной и нам сложно понять, насколько революционной она была в 1820-х. В этом цикле статей мы не раз еще столкнемся с подобными идеями. Кости были огромными потому что на каждой грани размещалось очень много информации — до использования таблиц дойдут еще не скоро. Но самым главным новшеством был судья — третья сторона, игрок, который не управлял войсками, а придумывал интересный сценарий для других игроков (которых могло быть больше двух), обеспечивал туман войны и разрешал ситуации, которые могли быть не предусмотрены правилами. Звучит знакомо? Например, чтобы переместить войска, игрок не просто двигал фишки, а брал бумагу, писал приказ для подчиненного и передавал судье. Судья решал, когда подчиненный получит приказ и как он будет его интерпретировать.
Рейшвиц много играл в свою игру с ближайшими друзьями и постепенно слухи о ней начали распространяться. Вскоре в ней поучаствовал принц Вильгельм (уже командовавший к тому времени 2-ой гвардейской дивизией и 3-им армейским корпусом) и порекомендовал ее отцу. Рейшвиц устроил демонстрационную игру в Берлинском замке. Королю понравилась новая версия игры и он задумался о возможности ее применения для обучения офицеров. Начальник прусского генштаба генерал Карл Фердинанд фон Мюффлинг был настроен скептически, но постепенно присоединился к энтузиастам кригсшпиля. С этого началось триумфальное шествие игры по Пруссии и союзным государствам. Фон Рейшвиц даже наладил производство и новая версия помещалась коробку 25 х 15 см, которую продавали за 30 талеров — немалая сумма, но все же значительно более доступная, чем то, во что обошлась версия фон Рейшвица старшего.
К сожалению, судьба семейства фон Рейшвиц сложилась не слишком хорошо. Фон Рейшвица младшего подвел слишком длинный язык и привычка позволять себе некоторые вольности, которых позволять не стоило. Например, во время своего пребывания в России он «не смог удержаться от искушения» предложить в качестве сценария для игры проигранное российской стороной сражение при Лютцене да еще и в присутствии участвовавшего в нем графа Дибича. Этот случай называют одной из причин того, что кригсшпиль в России не прижился.
В конечном итоге в 1826 году фон Рейшвиц младший был произведен в капитаны, но вместо должности в Берлине был отправлен служить в Торгау — особое место, куда приходили умирать карьеры прусских офицеров. Он все понял верно, и 1 сентября 1827 года застрелился в родном Бреслау. Отец умер в следующем году. В 1828 году Берлинское общество кригсшпиля спешно выпустило новую версию правил, в которой уже не упоминались ни отец, ни сын. Отменять неугодных авторов умели и до изобретения твиттера.
Тем не менее, этот шаг действительно спас игру и кригсшпиль (и его новые версии) продолжили распространяться по миру. Новые авторы адаптировали игру к новым военным доктринам, меняли подход и вводили новые механики. С небольшим опозданием кригсшпиль добрался и до Соединенных Штатов Америки. Автор местной версии по фамилии Тоттен издал ее под названием «Стратегос». Запомните это название, мы еще вернемся к нему в будущем.
Продолжение следует в следующей статье:
История ролевых игр IV: миниатюры и pulp-fiction