Lex Arcana. Обзор быстрого старта от Алисы Раченко

Как часто вы думаете о Древнем Риме? Я вот думаю почти каждый день в последнее время. И всё потому, что перечитываю Быстрый старт Lex Arcana и пишу на него обзор.

А что насчет вас? Придумывали ли вы когда-нибудь сценарий событий, в котором Рим так никогда и не распался? Представляли ли вы себе современный мир, в котором все поклоняются Юпитеру и его товарищам? А может вы мечтали о том, чтобы лично защитить какого-нибудь императора от смерти?

Если вы ответили “да” хотя бы на один из этих вопросов, то я думаю, вам будет интересно узнать об этой игре побольше…

 Прежде чем мы начнём

Не забывайте, что это обзор на «Быстрый старт», а значит —- это краткая версия правил игры. Внутри должны быть все необходимые правила для создания персонажа, объяснения основных механик и значения характеристик. Водить по «Быстрому старту» можно, но я на основе своего опыта я рискну заявить, что основная аудитория — игроки. Кого-то нужно быстренько ввести в курс дела. Вы выдаёте им «Быстрый старт» на руки и говорите, что в деталях вы все вместе разберетесь уже в процессе игры.

«Быстрый старт» часто используют в ролевых клубах и на платформах вроде Kickstarter, чтобы дать спонсорам понять, за что они заплатили.

В крайнем случае по прочтению «Быстрого старта» у вас должна быть возможность составить первое впечатление об игре и узнать о ней самые важные вещи.

 

О чем это?

Эта игра находится на стыке альтернативной истории и фэнтези. Здесь Римская Империя вместо того, чтобы распасться, открыла дар предвидения и успешно дожила аж до пятого века нашей эры. Правда, там наш V век это их XIII век, ведь они ведут отсчет времени с момента основания Рима.

Главные герои игры — стражи из мистической когорты ауксилия. Звучит красиво и непонятно. Но суть такова —- в мире полно магии, опасных культов и отчаянных людей, а значит кто-то должен с этим всем разбираться и защищать Империю от мистических преступлений. Кстати, в Империи 20 провинций и 4 префектуры, так что готовьтесь знатно попутешествовать, если захотите влиться в роль стражей.

Что же касается божественного покровительства — оно в игре присутствует и зависит от вашей роли в когорте. Всего ролей 5: авгур (прорицатель), боец, дипломат, разведчик и ученый. Ученым покровительствует Минерва, бойцам — Марс, дипломатам — Меркурий, разведчикам — Диана, а авгурам — Аполлон.

 

Основы правил

Качества персонажа делятся на две категории: достоинства и умения. У всех качеств есть числовые значения. Чем больше число — тем сильнее качество.

Достоинства отвечают за врожденные способности. Всего есть три типа достоинств: достоинства души, достоинства тела и достоинства разума. К телу относится скорость, ловкость, сила, выносливость и любые другие физические показатели.  К разуму относятся обаяние, уверенность в себе, смекалка, память и прочие умственные способности. А к душе в свою очередь относятся здравомыслие, смелость, внимательность и чувствительность к магии.

Умения же отвечают за способности выученные и натренированные. Всего их 6: общество, бой, знание, природа, тело и магия.

Также у каждого персонажа будет несколько специализаций, напрямую привязанных к одному из умений. Они прописаны заранее. Например, у природы есть специализации верховая езда и ориентирование.

А за выживание персонажа, как и всегда, отвечают здоровье и снаряжение. Здоровье здесь исчисляется в баллах. 

В бросках используются кости к4, к5, к8, к10, к12 и к20. Если брошено больше одной кости, то результат проверки равен сумме всех брошенных костей. Чем выше, тем лучше, естественно. Обычно порог сложности определяет Ведущий, хотя у некоторых действий она предопределена.

Как и во многих играх с подобной механикой, здесь есть несколько проверок на атаку. Отдельно бросок на попадание, отдельно бросок на урон.

Отдельно хочется отметить механику жребиев. Можно сказать, что через неё авторы попытались отразить влияние богов на происходящее. Раз в определенное время персонажи могут погадать и получить «предзнаменование». Каждый жребий включает в себя небольшое событие и обычно для того, чтобы запустить его, нужно выполнить какое-нибудь условие. Например, пройти проверку конкретного качества или стать жертвой вражеской атаки. Боги могут  как привносить в игру небольшие чудеса, так и посылать проклятия.

Ещё один очень важный параметр в этой игре — Почитание. Он отражает духовную силу персонажа и то, насколько ему благоволят боги. Почитание можно тратить на то, чтобы выполнять божественные ритуалы. С помощью ритуала можно получить ответ на какой-нибудь конкретный вопрос о месте, человеке или предмете.  Но, сначала, конечно, вы должны сделать проверку Магии. Разные виды магии тратят разное количество баллов почитания.

Информацию о почитании можно найти только на дополнительном справочном бланке, но не в самой книге.

 

Что-то тут не так…

Тут любопытный читатель может почувствовать что-то неладное. Какое-то описание механик здесь размытое. Автор, наверное, поленилась. Но нет. Я опустила буквально пару деталей. Описание конкретных магических ритуалов, например, или правила по дальнему бою. Но дело в том, что этот «Быстрый старт» действительно опускает очень много важных вещей. Вам говорят, что значения качеств это цифры и предлагают прегены, созданные для готового приключения из второй половины книги, НО НИКТО НИГДЕ НЕ ГОВОРИТ, КАК И КАКИЕ ЦИФРЫ НАДО РАСПРЕДЕЛЯТЬ, если ты хочешь создать своего персонажа. Более того, здесь не поясняется, как конкретно работает ПОРОГ СЛОЖНОСТИ. Можно догадаться что порог это цифра, которую надо выбросить на кубиках для минимального успеха. Но на это намекает только таблица, которая предлагает определить степень успеха с помощью вычитания числа порога из результата броска. Чем больше разница — тем лучше для игрока.

Этот «Быстрый старт» не из тех, что дает читателю сокращенную, но в общем-то полноценную версию игры. Он скорее похож на бесплатный пробник какого-нибудь съестного продукта в магазине. Вот вам примерное описание правил, вот вам приключение с прегенами и заранее заданными сложностями. Пробуйте игру и, если вам понравится — покупайте полную версию. Что на мой взгляд абсолютно возмутительно. Особенно, учитывая, сколько стоит стартовый набор в коробке.

Как бы ни было хорошо готовое приключение, оно никогда не сможет сгладить разочарование от того, что после покупки целой коробки с кубиками и картами ты всё ещё не можешь создать своего персонажа. 

В связи с этим я не буду рассматривать «Быстрый старт», как полноценную игру. Здесь не будет плюсов и минусов.  Вместо этого я расскажу, о завязке готового приключения «По воле богов» и объясню, что ещё входит в «Стартовый набор».

А по поводу качества Lex Arcana мы с вами сделаем выводы когда-нибудь потом.

 

«По воле богов»

По округе ходят слухи о банде разбойников, которые избегают поимки благодаря какой-то мистической защите. Естественно, бравым стражам надо найти их и выяснить, что к чему. Желательно при этом не погибнуть от рук галльских богов.

 

Что ещё есть в коробке?

  • 8 игральных костей. 2d6, 1d20, 1d4, 2d10, 1d8, 1d12.
  • 5 готовых персонажей на любой вкус с разными способностями, характерами и происхождением. У каждого из них отдельный бланк с листом персонажа, который можно выдать игроку.
  • Колода карт с разными жребиями
  • 2 листа с важными таблицами и напоминанием об основных правилах
  • Карта Галлии и отдельная карта с двумя важными для сюжета приключения местами

 

Вывод

Это было крайне грустное чтение, потому что я очень ждала возможности поближе познакомиться с игрой и мне безумно нравится её основная идея. Но в здравом уме я не могу никому рекомендовать ни покупку «Стартового набора», ни покупку «Быстрого старта». Это нельзя оценить даже как отдельное приключение, потому что:

1)Даже готовые приключения зачастую дают возможность вписать в историю самостоятельно придуманного персонажа

2)Это не продается как «готовое приключение».

Попробуйте основную игру, может там будет лучше. Потому, что в этом «Быстром старте» явно недостаточно информации, чтобы составить первое впечатление.

Я потратила несколько часов своей жизни на перечитывание этой книги, чтобы убедиться, что там действительно нет всей нужной для создания персонажа информации. И что такая важная механика, как “Почитание” реально вынесена на отдельный бланк. Но если вы почитали эту же книгу, купили тот же набор и всё это нашли — пожалуйста пишите, я прислушаюсь и принесу извинения.