Во-первых, хорошо, если у игры есть развитой сеттинг. Даже если игроки впервые узнают о нем в десятке фраз от инициатора игры, куда легче вжиться в уже написанный кем-то мир, чем придумывать, что стоит за шагом пешки с е2 на е4.
Абстрактные или полуабстрактные игры, где игрокам самим приходится наполнять ходы содержанием, подойдут, если участники группы хотят продумывать и создавать реалии мира. Совсем исключить этот компонент нельзя, с ним исчезнет ролевая составляющая, и игра превратится в онлайновый вариант настолки. Это, безусловно, тоже интересно, но это уже не наш случай.
Во-вторых, важна возможность отождествлять себя с персонажем – поэтому те игры, где имеется конкретное воплощение игрока, будь то минотавр в World of Warcraft или пилот вайпера в BSG, подходят больше, чем стратегические игры наподобие Warhammer: Invasion или Spacehulk. В стратегиях необходимость отписывать происходящее за всех подконтрольных тебе персонажей может сильно утомлять, что скажется на качестве постов и, возможно, даже не даст завершить игру. Такой “стратегический” отыгрыш тесно смыкается с тем, что обычно входит в задачу мастера – “отыгрывать мир”, пусть не весь, но значительный его фрагмент, и это большая нагрузка. Играть можно и так, но надо быть готовым к тому, что в игру нужно будет вкладываться сильнее, чем в традиционный отыгрыш единичного персонажа.
Либо в такую игру тоже можно играть как в ролевую, но тогда лучше сосредоточиться на одном персонаже как на главном, подробно описывая его действия и события в его жизни, а происходящее на стратегическом уровне оставить как фон для этих событий и игромеханические заявки.
В-третьих, игре очень помогает социальный аспект. Если персонажи игроков могут действовать в команде, общаться друг с другом и помогать друг другу – это дает возможность привносить в игру тот пласт отыгрыша, который находится за границами непосредственно механики – социалку.
Battlestar Galactica
“Action stations, action stations, set Condition One throughout the ship...”
~ Felix Gaeta
Battlestar Galactica – игра по вселенной сериала “Звёздный крейсер Галактика”. Небольшой космический флот людей, беглецов из уничтоженного в ядерной войне мира, пытается достичь своей древней прародины, планеты Кобол, по пути сражаясь с цивилизацией разумных роботов.
Классика жанра и одна из лидирующих игр по количеству настольно-ролевых партий по ней в сети. На взгляд авторов, идеальна для ролебординга – наличествуют и активные действия, и принятие сложных этических решений, и харизматичные персонажи. Есть большое англоязычное сообщество и несколько игр на русском языке. В сети лежит множество материалов, позволяющих сделать подготовку и проведение игры максимально простыми.
Желательно мало-мальское знакомство игроков с игровой вселенной, но практика показывает, что люди отлично играют и не видя сериала. Хотя зачастую, поиграв, они решают всё же посмотреть, как же все происходило в оригинале.
Помимо базовой версии игры, существует официальное дополнение “Пегас”, заметно усложняющее игромеханику, позволяющее играть за сайлонских лидеров и выбрасывать друг друга в шлюз, после чего приходится продолжать игру новым персонажем. Игроками создано множество неофициальных дополнений, из которых можно создать игру на любой вкус.
Страница игры на boardgamegeek.com
Игровое сообщество в ЖЖ (англ.)
Книга правил основной игры (англ., PDF)
Книга правил дополнения “Пегас” (англ., PDF)
BSG: Phoenix rising (пример игры на русском языке)
Chaos in the Old World, или Хаос в Старом Свете
“The Warhammer world is rich with history and legend, aeons of bloodshed and conflict have shaped both its surface and its denizens into a world of relentless battle. It is the battleground between the forces of Order and Destruction, where vast armies clash in mighty battles with the fate of the world hanging in the balance”
~
Adam Troke
Эта игра проходит в сеттинге Warhammer fantasy – фэнтезийном мире, где Империя людей сражается против множества врагов, каждый из которых опасен в своем роде. Один из наиболее опасных – Хаос. Древняя сила, появившаяся в мире задолго до Империи. Сила, желающая завладеть всем миром.
Но Хаос не безлик. Четыре Темных Бога составляют четыре лика Хаоса – ярость и кровожадность Кхорна, распад и меланхолия Нургла, хитрость и коварство Тзинча, запретные наслаждения и дурман Слаанеша.
Каждый из них хотел бы быть первым среди равных.
Возможно, теперь один из них добьется своего, завладев Старым Светом, покорив жалких людишек, опрокинув в грязь конкурентов.
Кто это – решат игроки.
Если BSG – игра о командном взаимодействии, то CitOW – игра для одиночек. Это несколько усложняет социальную часть игры, так как уменьшается взаимодействие между персонажами. Однако, вместе с тем, игру куда более свободна в литературном плане. По сути каждый ход игрока – мини-история, добавляющая новую деталь в мрачную и красивую историю о том, как мир грешного, неблагополучного и обреченного человечества постепенно поглощается теми сущностями, что породил сам, до самого последнего момента не прекращая борьбу, не сдаваясь, – и даже имея шанс победить.
По сравнению с BSG, популярность Хаоса на том же boardgamegeek.com заметно ниже, там всего две завершенных игры. Однако, на наш взгляд, эта игра вполне подходит для ролебординга, особенно если игроки и мастер любят писать мини-фанфики на заданную тему.
Знакомство с сеттингом, как ни удивительно, почти не обязательно – краткого описания вполне достаточно для понимания сути происходящего, а правила сами помогут игроку вжиться в избранную им роль.
Страница игры на boardgamegeek.com
Книга правил основной игры (англ., PDF)
Chaos in the old World: Pawns of Gods (пример игры на русском языке)
Arkham Horror
“I recall that the people went about with pale and worried faces, and whispered warnings and prophecies which no one dared consciously repeat or acknowledge to himself that he had heard. A sense of monstrous guilt was upon the land, and out of the abysses between the stars swept chill currents that made men shiver in dark and lonely places.”
~ H.P. Lovecraft, “Nyarlathotep”
Arkham Horror – игра о страхе. О том, чего вы боялись в детстве, лежа под одеялом. О том, что снится вам в кошмарах, липкие щупальца которого вы все еще чувствуете на своем лице, проснувшись в ужасе. О том, что всегда было, есть и будет совсем рядом, всего лишь за тонкой пленкой реальности, которую люди считают незыблемой.
Эта игра – о людях. О людях, которые заглянули за эту пленку, о тех, кто смотрел в глаза этим кошмарам, о тех немногих, кто точно знает – эти кошмары реальны.
Но главное – эта игра о нашем мире, о городе, в котором находятся эти люди, и в который намеревается проникнуть ужас, тысячелетиями спавший на границе мироздания.
Они не выбирали эту судьбу, они были бы счастливы бежать… но бежать нельзя. Можно лишь встать на пути кошмара, решившего уничтожить твой мир, или быть пожранным вместе с ним.
“Ужас Аркхэма” ближе к “традиционному” ролебордингу, если за таковой принимать BSG, – в нем вы описываете приключения своего героя, который пытается остановить чудовищ и монстров Древнего Бога. Герои находятся в одной команде, и взаимодействия происходят чаще – хотя, к сожалению, обычно для оптимальной игры игрокам приходится разделяться, дабы охватить всю территорию города, а отсутствие в оригинальном сеттинге мобильных телефонов (1926 г) не дает общаться друг с другом на расстоянии. Сеттинг богат деталями, и отыгрыш может быть весьма интересным, – особенно учитывая разнообразие персонажей и часто использующуюся возможность описать собственного уникального персонажа на основе уже имеющейся механики.
Знание сеттинга игроками приветствуется, но не обязательно – нужно лишь уметь понять и принять ту атмосферу страха, что так часто встречается в книгах Лавкрафта. При этом настрой должен быть хоть и безнадегой, но не бессилием – игроки могут победить, хотя в определенных случаях это и очень непросто.
Игра достаточно популярна на boardgamegeek, как ролебординг, вдобавок существует как великое множество дополнений, так и целые лиги, создающие различные домашние правила для создания целого сериала (т.е. цепи модулей-партий).
Страница игры на boardgamegeek.com
Arkham Horror Wiki
Книга правил основной игры (англ., PDF)
Перечисленными тремя играми далеко не исчерпывается многообразие мира ролебординга, и в будущем мы непременно расскажем о других. Адаптация настольной игры под ролевую – само по себе увлекательное занятие, и оно доступно всем желающим. Если вам давно хотелось поиграть во вторжение зомби, приключения рыцарей Круглого Стола или экспедицию в затерянный мир, а в шкафу у вас пылится коробка с подходящей настольной игрой – ничто не мешает попытаться переложить её в ролебординговую.