Давайте поговорим о политике в ваших играх и о построении политического сюжета в целом. Должна предупредить, что политические сюжеты – одни из самых сложных в построении, но, по-моему мнению, и одни из самых интересных.
Прежде чем продолжить читать эту статью, советую ознакомиться со статьей о создании НПС, потому что я буду часто на неё ссылаться.
По традиции я выдвину несколько тезисов, а потом постараюсь предложить небольшую инструкцию, как можно написать политический сюжет.
Итак, вы хотите сделать сюжет, который крутится вокруг политики. Или ваша история о другом, а политика происходит где-то на фоне. В любом случае, так или иначе она может влиять на персонажей ваших игроков, будут ли они втянуты в нее с головой или просто переживать на себе последствия определенных политических событий. Если речь идет о первом случае, тогда на разработку политики вам потребуется очень много времени и усилий. Во втором случае политика может быть изложена более схематично и тезисно, но она при любом раскладе должна иметь смысл.
- Для качественной политики нужны качественные и проработанные НПС. Если ваши фигуры власти занимают свое положение «просто так» или их мотивацию можно описать как “во имя зла/добра/жадности/власти”, то реалистичная и глубокая политика у вас не получится априори. Фигура, тем не менее, не обязана быть исключительно одним НПС. Фигурой может быть один человек, группа или целый город. Логика, описанная дальше, должна работать на всех уровнях. Фигура становится политической только тогда, когда у нее есть:
- Ресурсы (То, чем она владеет) Это могут быть: Финансы, Статус, Территория, Влияние на определенную область, Физическая сила или manpower и так далее. Ресурсы должны быть описаны четко, ясно и прозрачно. Не абстрактный серьезный бизнес, а конкретный серьезный бизнес – например, нефтедобывающее производство.
Каждый ресурс имеет свою цену. Статус может быть как правителя или как серого кардинала. Территория может приносить много денег, а может быть стратегически важной. Это всё надо учитывать и выписывать. Чтобы следующий абзац имел смысл. - Объективный Интерес (То, что она очевидно хочет). Интерес может быть как сугубо личным («хочу статус кво и чтобы меня не трогали»), так и связанным с ресурсами других политических игроков («Я хочу его деньги/статус/территорию/влияние»). В интересе очень важно иметь ответ на вопрос «Почему он это хочет?» Для этого и важно очень качественно проработать ресурсы. Интерес тоже не должен быть абстрактным. У каждого, даже самого мерзкого и бесчеловечного политического поступка, который может совершить ваш НПС, кроме субъективного интереса должен быть еще и объективный. Привет, Уолдер Фрей. Если бы все фигуры власти руководствовались только эмоциями, то они бы долго не продержались. В политике вообще очень мало настоящих эмоций.
- Субъективный интерес. (То, что она не очевидно хочет). Речь идет о желании отомстить за старую обиду, личной неприязни или наоборот родственных связях и готовности помогать даже в том случае, когда это тебе невыгодно. Такое тоже должно быть. Это и вносит в политику тот самый легкий элемент хаоса. Когда НПС совершают импульсивные и неожиданные действия, которые, казалось бы, им невыгодны и не имеют смысла. Тут мы снова возвращаемся к проработанности ваших НПС и связей между ними. Игрокам намного проще разобраться в объективных интересах, чем в субъективных, но тем не менее шанс углубиться в личности НПС и докопаться до сути вещей должен быть. Иначе они опустятся в белое пятно, а действия антагонистов или союзников могут стать просто рандомными. Прописывайте связи между вашими НПС, которые не имеют отношения к их ресурсам. Дружба, ненависть, родственные узы – это все может и будет иметь значение в политике. Как правило, однако, субъективные интересы ниже по приоритету, чем объективные.
Субъективные и объективные интересы могут друг другу противоречить, и это может быть очень интересно. Например, Фигура имеет своего врага, но предпочитает быть его союзником ради своего блага, или Фигура ни за что не пойдет на уступки своему врагу, даже если это ей во вред. Или Фигура пытается усидеть на двух стульях сразу.
Важно помнить, что если у Фигуры есть ресурс, который нужен другим Фигурам, она станет политической независимо от того, хочет она этого или нет. Из политики нельзя уйти просто назвав себя «аполитичным».
2. Политические фигуры объединяются в группы, которые формируют стороны политических конфликтов. Так и рождаются альянсы. Если первый пункт у вас сделан хорошо, то этот уже не составит никакого труда. Те, у кого схожие объективные интересы и нет проблем с субъективными, становятся союзниками. Их соперники становятся противниками. Политический конфликт может закрутиться как вокруг ресурса, объективного интереса, так и даже вокруг субъективного интереса – на вражде двух братьев, которые ни за что не идут на уступки и примирение, можно сделать очень интересный политический сюжет. Лагерей или групп, формирующих политический конфликт, может быть множество. Но лучше не перебарщивайте. Двух-трёх крупнейших фракций и несколько мелких подфракций может быть достаточно.
Слабые Фигуры склонны объединяться против сильных или к ним прибиваться. И это будет для них часто приоритетнее, чем их внутренние дрязги. Поэтому политика и находится в каком-никаком балансе.
У Джорджа (Ф1) есть компания грузоперевозок (Р1) и сеть заправок (Р2).
Игрок или группа игроков на начало игры работают на Джорджа.
У Билла (Ф2) есть сеть ресторанов (Р1), кусок земли на 10 га (Р2) а еще он важная политическая фигура (Р3).
У Майкла (Ф3) есть только территория на окраине города, которую он получил в наследство. (Р1)
Джордж хочет территорию Майкла чтобы сделать там свой очередной склад. Майкл разумеется не хочет ее продавать, потому что планирует построить там свою заправку, плюс земля дорога ему как память. Заодно Майкл бы был не прочь наложить руки на сеть заправок Джорджа, но у него нет сил и влияния.
Майкл обращается к Биллу за помощью и обещает помочь ему удержать его политическое влияние.
Биллу не нужна жалкая земля Майкла, зато на компанию грузоперевозок он давно положил глаз. Билл и Майкл стали союзниками.
Билл (Ф1) – очень мощная политическая фигура. У него есть и деньги и влияние и люди. Он всё еще очень хочет то, что ему не принадлежит.
Джордж (Ф1) и Майкл (Ф3) объединяют силы, чтобы противостоять Биллу. Майкл понимает, что Билл пока не хочет его ресурс, но скорее всего скоро захочет. Игрок так же опасается, что со временем Билл захочет заполучить и его место.
Джордж, Майкл и Игрок составляют политический альянс против Билла.
3. Очень важная вещь: политика динамична. Тут действует моя любимая Акция – Реакция. Альянсы разваливаются, ресурсы теряются, союзники становятся противниками. Ключ к правдоподобному миру – его динамичность. Рисуйте таймлайн, на котором вы будете отмечать важнейшие события и то, как они влияют на ту или иную сторону конфликта. Совет лично от меня: старайтесь затягивать туда игроков, когда игра политическая в целом. Им вовсе не обязательно быть ведущей фигурой или тем, кто срубит голову Принцу. Главное чтобы они чувствовали, что их персонажи имеют значение, даже если их используют как пешек.
4. Идеология не должна определять политику. Идеологические течения или религиозные догмы – такой же политический инструмент, как и другие. Ими часто прикрывают настоящие объективные интересы. Иногда религия может быть и интересом субъективным (в случае, например, разницы взглядов), и такие случаи были и в истории, но это не отменяет правила. Идеология влияет на политику в большей или меньшей степени, но редко является ее определяющим фактором. Например в VtM, где вампиры – лживые по своей натуре. Используйте идеологию как дополнительный фактор для составления альянсов, но не стоит забывать, что ситуации, где конфликты происходят у приверженцев, казалось бы, одной идеологии – очень интересны.
Как же затянуть туда игроков?
Персонажи игроков могут быть затянуты в политику разными способами. Они могут иметь свои ресурсы, которые кому-то нужны, и будут искать союзников для их защиты. Или они будут частью альянса или даже просто поссорятся с кем-то крупным. Вариантов масса, но они все должны отталкиваться от концептов персонажей и быть интересны игрокам.
- Итак, небольшая инструкция.
- Придумываем темы и жанр истории
- Придумываем инструменты – НПС
- Придумываем НПС, которые будут политическими Фигурами, их Ресурсы и Интересы
- Включаем или не включаем персонажей игроков в Фигуры
- Рисуем схему альянсов
- Запускаем ее в движение
- Наслаждаемся игрой
Расширяйте кругозор, смотрите больше фильмов и читайте больше книг. Они вам дадут очень и очень много. Не опирайтесь исключительно на сеттинг.
В заключение скажу: составление хороших и интересных политических сюжетов – не простое дело. Если это ваша первая игра и вы хотите сделать что-то более понятное – советую начать с детектива. О нем я расскажу в следующей статье.