Следующий Мир Судьбы (WoA, мы продолжаем) — Sails full of stars, Паруса Полны Звёзд, если по-русски. И предупрежу сразу: я могу тут быть немного пристрастен, потому что ну, космические парусники же! Стимпанк, алхимия, звёздные пираты, за орбитой Юпитера водятся драконы! Романтики дальних странствий столько, что глаза слезятся. Я не смог пройти мимо и оказалось, что не напрасно. Айда со мной!
Sails full of stars
Don Bisdorf
Итак: перед нами стимпанковый, альтернативно-исторический сеттинг про космос и парусные корабли. По законам жанра, здесь вначале делается допущение, которое с нашей точки зрения — магия, но дальше мир ведёт себя, как рациональный и научно объяснимый.
Допущение в «Парусах» следующее: в 1074 году китайскому учёному (ну, вы помните китайских учёных того периода, которые всегда по совместительству чиновники) драконом был явлен секрет реошёлка. С чего начать рассказывать, с драконов, реошёлка, или Китая? Реошёлк — это материал, который улавливает реонное излучение (от греческого rheos, то есть я хотел сказать ῥέος, поток) Тот же корень, что и в реостате – школьные уроки физики помните ещё? Странно, что в китайском ноу-хау используют греческие корни, но пусть. Реонное излучение пронзает всю вселенную, но проходит сквозь примерно что угодно бесследно, но вот кроме реошелка. Итак, космический ветер обнаружен, немедленно рождается мысль сделать для него парус. Одного космического ветра недостаточно, чтоб поднять корабль с Земли, но на этот случай во вселенной игры существует Лунит, редкоземельный (в основном – редковнеземельный) минерал с антигравитационными свойствами. Дорога в космос открыта (и никакого, заметим, ядерного оружия в качестве бонуса), делиться секретом китайцы не спешат и вообще поначалу заводить яблони на Марсе не планируют. Но история идёт своим чередом, нападают монголы — без реошелка, но с аграрными претензиями и первая космическая нация ничтоже сумняшеся удирает от вторжения прямо сразу в космос. Поехали!
Вернёмся, на минуту, на землю и я немного расскажу, кто делал сеттинг и почему это хорошо. Дон Бисдорф (Don Bisdorf), вообще говоря, больше писатель слов, чем геймдизайнер. Честно признаюсь, как он пишет я прочесть ещё не успел, но пишет как раз стимпанковые приключенческие романы, любит, знает и умеет в эту тему. Теперь: сеттинг же – особое дело, тут важно, как ты выдумываешь, а потом нужно подкрепить выдумку небольшим блоком правил. Писатель и профессиональный гейм-дизайнер – два разных навыка. Здесь к свежему и интересному сеттингу приложено довольно много (для Fate-WoA) правил, причём уместных, хорошо вписанных в мир правил. Я их в конце разберу немного, но суть в том, что непосредственно разработкой игровой части заведовал лично Роберт Донахью (Robert Donaghue, второй человек в Evil Hat, кто лучше него разбирается в фейте я даже представить не могу). Вот и выходит: сеттингом занимался один профессионал, увязывал его с механикой другой, благость и миротечение налицо.
Вообще, в отличие от Timeworks, погружение здесь достигается не внутренними с мясом вырванными фрагментами сеттинга, а более мягко и привычно, через рассказы. Это повторю, здорово, когда истории в книгу пишет кто-то, кто знает ремесло – куда атмосфернее выходит. Места немного (54 страницы вместе с обложкой), но изложено всё удивительно полно. Тут есть история мира (Наполеон не захватил Россию, потому что корабли у него по проклятой русской зиме не завелись!), данные о текущих суперсилах (что мне особенно нравится, Англии в списке нет, мир делят между собой китайская, французская и оттоманская империи), полно легенд о делах давно минувших дней (бесследно пропавшие колонии на Венере, чьи-то руины на Марсе), зёрна для игры (Игра драконов – что за драконы без Игры, чаяния негров-шахтёров в поясе астероидов), данные о существующих земных колониях (стимпанковые водолазы, погружающиеся в Юпитер, или, само собой, пираты.)
Описаны и перемены в науке, конечно. У нас парусники по космосу летают – чего стесняться? Я имею в виду, что столь ранние переделки в истории человечества неизбежно должны повлиять на его мироощущение и на всё понимание принципов мироздания, не так ли? Здесь работает алхимия, как её не понимать, про неё не слишком много сказано (одна страничка, новый навык) и в общем, она здорово должна напоминать химию/биологию, как её представляет средний не химик типа меня. Но это элемент, задающий атмосферу миру, что (учитывая размеры книги) куда более ценно. Здесь существует, например, флогистон, как более позднее алхимическое изобретение вот.
Всё это подводит нас к блоку специфично-сеттинговых правил, которых довольно немало и которые, напомню, писал Донахью. Правила пересказывать я не буду, а то, выйдет, всю книгу перескажу, но тут есть как новые навыки (упомянутая вот алхимия, или, воздухо… космо… море.. По чему ходят космические парусники? Словом, Sail). Здесь довольно обширная глава о жизни и работе космосудохода. Правила о космических боях и оцифровке вашего судна, как персонажа («Всё – персонаж», помните?), потому что это ужасно важный элемент мира и у него здесь есть своя специфика.
И ещё в конце вас ждёт приключение. Писал его тоже Бисдорф ну и я говорил, про хороший способ погружения в мир? Это он. Вообще, резюмируя скажу так: это, бесспорно, мир для фэнов того, про что мир – ну, как и всегда же, где вы видели сеттинг, написанный не для фанатов? Так вот, Паруса деланы очень дотошно, а для своего размера – просто фантастически дотошно и ещё свежо. Да, я люблю кораблики с парусами. И они полны звёзд.