Вклад мастера в игру: очевидный и не очень. Гостевая статья от Игоря Титова

 
Сегодня в рубрике “Полезные советы” – гостевая статья от нашего читателя Игоря Титова, рассказывающая о многочисленных тратах (и не только финансовых), которых требует дело ведущего. Автор сам признаётся, что на написание текста его вдохновила вот эта (ссылка //www.gnomestew.com/general/costs-of-being-the-gamemaster/ публикация с сайта Gnome Stew – считайте это чем-то вроде “перевода +”  

В мире так устроено, что любое дело требует вложений. Дело игроводства – не исключение. Сегодня мы поговорим о том, какие ресурсы мастер вкладывает в проводимую игру, и как бы сделать этот вклад максимально необременительным без утраты качества.
Итак, первый и самый очевидный вклад:
1. Творчество и креатив. Если ведущий не вложит свою творческую энергию в подготовку и проведение игры, вероятность того, что игра получится сколь-нибудь достойной, устремляется к нулю. И я не вижу, что тут можно добавить, как и не буду изобретать способы сэкономить на креативе. Так что с этим пунктом заканчиваем, и переходим ко всем остальным – несколько менее очевидным.
2. Время. То время, которое уходит на «придумывание» игры, мы учитывать не будем, просто отнесем его к пункту 1. Но потом наступает этап подготовки материально-технической базы: для игры вам могут понадобиться карты (глобальные и тактические), миниатюрки или иные обозначения монстров и протагонистов, листы персонажей (а ведь иногда хочется не “генерический” чарник, а стильно и в тему оформленный). Отдельно стоит упомянуть изучение системы или её расширений / хаков, знакомство с описанием игроцких персонажей и их механикой (хочется всё-таки самому понимать, чего там столь убойного выделывает РС-варлок). На всё это требуется время вне игровой сессии, которое, вы, может быть, хотели бы посвятить катанию на лыжах или подготовке к защите диссертации.
Как спасаться?
– Определиться с приоритетами. Вам точно необходимо найти на просторах Сети портреты всех планируемых противников? Нужна ли подробная карта города, который партия, возможно, просто проскачет насквозь? Надо ли изучить весь том правил для первой игры, или стоит обойтись ознакомительной брошюрой, или хотя бы не читать подробное описание всех государств на континенте, если игра стартует в маленькой деревеньке в самом центре одной конкретной империи?
– Делегировать. Почетная обязанность первого прибывшего игрока – порыться в Интернете на предмет карты маленького приморского города и портрета юной брюнетки с цветком в волосах. Спойлер не велик, а у мастера одной рутиной меньше. А список абилок варлока просить сразу с указанием страниц в рулбуке, чтобы не тратить время на выяснение, что «а это не в базе, это в фанатском дополнении по кастерам».
– Получать отдельный фан от подготовки к игре. Одно дело – тратить время на откровенно скучные, хоть и нужные вещи (типа увлекательного поиска шести гоблинов в коробке с миньками), и совсем другое – заниматься любимым хобби, пусть и в ущерб всем другим замечательным делам. Поясню идею на примере подбора визуальных материалов. Любите и слегка умеете рисовать? – Набросайте двухминутные скетчи персонажей и интерьеров, вместо того, чтобы искать подходящие картинки в интернете. Любите ковыряться в книге правил? – Заодно кладите закладки с подписями, когда видите мало-мальски подходящую к вашей игре картинку.  У вас не стоит задача обеспечить идеальный иллюстративный ряд, всего лишь подобрать достаточно внятные визуальные образы. Вы вообще не обязаны обеспечивать игрокам эти чертовы картинки, а раз уж взяли на себя этот труд, то имеете полное право делать его с удовольствием, и так, как вам это удобно.
map__books_and_lost_to_the_ages_by_minomi9-d63bd8z
3. Организационные вопросы.Так вышло, что в большинстве случаев мастер не только готовит игровой контент, но и собирает игроков, состыковывает удобное для всех время; и обеспечивает бытовые мелочи, вроде бумажек для  мелких заметок по игре и карандашей; и консультирует игроков по поводу «куда в чарнике записать амулет +1 к харизме». Это тоже ваш вклад и ваши ресурсы. Про время (а вся эта суета жрет время) мы уже говорили, но и собственно организовать и обеспечить комфортную игру – тоже дело не всегда простое.
Решения будут примерно те же.
– Определиться с приоритетами. Вам важно держать руку на пульсе, точно знать, что игра состоится именно там и тогда, или больше хочется выкинуть это всё из головы, и перевалить согласование встречи на кого-нибудь другого? Вас, вот лично вас будет бесить, если в чарнике Аделаиды бардак и непонятно, откуда какие бонусы?  Нет? Ну и всё,  пусть Аделаида сама разбирается.
–  Делегируйте. Мастер не обязан брать на себя всю организационную рутину. Если вас что-то напрягает – скажите об этом. Стучать кулаком по столу и ругаться не обязательно, можно предложить какое угодно мирное обоснование: «ребята, у меня опен-спейс офис, если я каждые десять минут разговариваю по телефону – на меня косо смотрят. Согласуйтесь между собой напрямую, ок?».  
4. Финансовые вложения. Если мы говорим о коммерческих играх, мы понимаем, что их издатели хотят денег. Денег стоят “материальные компоненты”:  карты, маты, тайлы, миниатюры, денег стоят книги правил, готовые приключения, новые редакции привычной системы…  Оно вам надо? – Старая редакция какой-либо игры часто попадает в открытый доступ или сильно дешевеет. Вам точно нужно именно новейшее издание? -Многие  издатели предлагают бесплатные стартовые наборы или ознакомительные версии своего продукта. Если уж хочется пробовать новое – пробуйте. Но сначала пробуйте, а потом уже вкладывайтесь в полное издание и всё полагающееся к нему добро.
– В Интернете несложно найти любые игровые жетоны и бумажные миниатюрки. Услуги цветной фотопечати обычно обходятся в разы дешевле, чем покупка фирменной продукции.
– И пункт номер ноль: определитесь с приоритетами! Очереди за новой моделью айфона намекают: наличие предложения формирует спрос. Вам действительно игра не мила без минек, тайлов и книги правил в жесткой обложке? Или карта на обычном листе из тетради и «бегающие» по ней пробки от газировки совершенно не мешают фану?  Я не призываю к аскетизму, но советую подумать, что из многочисленного платного игрового барахла действительно повышает кайф от игры лично для вас.
– Делегируйте. Ваши игроки тоже в хобби, не так ли? Предложите желающим принести миньку своего персонажа, подходящую карту из своих запасов, набор токенов – у кого что есть. Вы не обязаны обеспечивать всё только своими силами.
5. Эмоциональные затраты. Выше приведен список того, что вы – ведущий – вложили в эту игру.  Ну и душу, конечно вы вложили душу! И если на игре что-то пошло не так, кому за игровым столом станет особенно обидно и досадно? Вам! О том, как справляться с неприятными переживаниями, написано много специальной литературы. А я снова буду повторять свой любимый совет:  
– Определитесь с приоритетами! Серьезно, разочарование от неудачи будет меньше в разы, если у вас есть внятные изначальные ожидания и вы готовитесь к игре, исходя из них. Вы собрались, чтобы «попробовать на вкус» новую необычную систему? Не понравилось? – бывает. Вы и не закладывались на долгую душевную кампанию, вы хотели попробовать систему, и вы это сделали.  Или, например, вы проводите учебную игру с одним опытным игроком и четырьмя новичками. – Ну вы же и не ждали, что это будет эталон слаженной командной работы, и даже тот факт, что треть игрового времени ушла на разбор вопроса «а чо кидать?» не вызывает у вас фрустрации. Объективно смотрите на предстоящую игру, определитесь с приоритетами и не ждите чудес. Тогда, если (когда!) чудо всё-таки случится, у вас будет повод для чистого ликования и законной гордости: вы просто офигенный мастер, если в таких условиях создали шедевр!  
Вот что я думаю о вкладе мастера в игру, и о том, как бедолаге мастеру окончательно не разориться на таких вложениях. Удачных вам игр!