История ролевых игр IV: миниатюры и pulp-fiction

Мы продолжаем публиковать статьи об истории ролевых игр за авторством Павла Берлина, так же известного как Snarls-at-Fleas. Разумеется с разрешения самого автора. Если вам нравится контент Снарлза, то подписывайтесь на его Телеграм-канал!


 

Прежде чем перейти к рассказу о том, как развивались игры после фон Рейшвица и его последователей, я хочу сделать небольшое отступление. Тема этой статьи, возможно, немного уходит в сторону от основной истории ролевых игр, но кажется мне достаточно важной, чтобы посвятить ей немного времени. Должен сделать оговорку, что у меня конечно нет достаточной квалификации, чтобы со всей уверенностью писать на эту тему, поэтому мне придется полагаться на слова Джеффро Джонсона и приведенные им ссылки. Если у более компетентных в этой области людей есть что добавить, буду рад почитать.

Игрушечные солдатики

Начнем мы с краткой истории исторических (и не очень) миниатюр. Эволюция игрушечных солдатиков шла почти параллельно с эволюцией варгеймов. Удивительно, что пересеклись они лишь через сто лет после кригсшпиля Хеллвига. Хеллвиг использовал специальные фигуры для своей игры, но фон Рейшвиц и его последователи посчитали абстрактные прямоугольники более подходящими для отображения войск и этот подход оставался стандартом для варгеймов на всем протяжении девятнадцатого века. На протяжении большей части известной нам истории военные миниатюры были просто игрушками и украшениями, не имевшими отношения к военным играм. До конца восемнадцатого века они редко бывали металлическими из-за высокой цены. Дерево было более обычным материалом для фигурок самой разной степени детализации, но по-настоящему детальные игрушечные солдатики были уделом богатых и высокопоставленных людей.

Ситуация изменилась ближе к концу XVIII века благодаря Иоганну Готтфриду Хильперту из баварского Нюрнберга. Этот мастер использовал олово, которое оставалось после производства столовых приборов для литья миниатюр (или Zinnfiguren), изображавших Фридриха Великого и его противников. Фигурки были двумерными — т.е. по сути силуэтами в миллиметр толщиной, стоявшими на более широком основании. Они были дешевыми в производстве и в продаже, и завоевали огромную популярность. По сути Хильперт в одиночку основал новую индустрию.

Мода быстро распространилась по всему миру и в 1893 году англичанин с патриотичной фамилией Британ разработал процесс полого литья игрушечных солдатиков. Его солдатики выглядели гораздо лучше привычных плоских, но были нисколько не дороже. Компания Британа заполонила английский и не только английский рынок и отлично пережила две мировых войны. Кроме солдатиков они выпускали пушки, стрелявшие специальными палочками и прочие игрушки на военную тематику. К началу XX века коробку игрушечных солдатиков мог позволить себе каждый, кого это интересовало. Конечно, были те, кто пробовал ими играть в игры, напоминавшие кригсшпиль, но об этом немного позже.

Pulp-fiction

Вторая тема этой статьи — очень краткая (и вероятно пристрастная) история фэнтези, как жанра, сильно повлиявшего на известным нам ролевые игры. Я не буду забираться глубоко в прошлое — понятно, что мифы, сказки и легенды существовали всегда, и в них черпали вдохновение более поздние авторы. Фэнтези в нашем понимании сложилась в период с 1930-х по 1960-ые годы, но чтобы понять ее основы, придется заглянуть чуть дальше.

К концу девятнадцатого — началу двадцатого века литературная деятельность редко могла обеспечить автора. Издавать книги было дорого, а малое распространение грамотности ограничивало аудиторию. Ситуация начала менять с развитием типографических технологий и появлением периодических журналов. На этом этапе появляются такие знакомые нам произведения, как «Корабельный кок или Остров сокровищ» Стивенсона (1881) и «Копи царя Соломона» Хаггарда (1885). Постепенно журналы дешевели и их целевой аудиторией стали читатели среднего класса. Первым из таких журналов стал The Stand (1891), в котором Артур Конан Дойл опубликовал первый рассказ о Шерлоке Холмсе. Идея быстро приобрела множество подражателей по обе стороны Атлантики. В 1896 году Фрэнк Менси начал издавать в США журнал Argosy, которому мы обязаны терминами pulp-fiction и dime-novel. Для того, чтобы удержать цену в пределах 10 центов (dime) Менси печатал его на самой дешевой бумаге из древесной пульпы (pulp).

К началу XX века в подобных журналах печатались Эдгар Райс Берроуз, Артур Конан Дойл, Абрахам Меррит и многие другие авторы. От издания привычных приключенческих романов журналы перешли к более невероятным историям, в которых появились монстры, магия, загадочные явления и псевдонаучные устройства. Серьезные литературные критики именовали жанр в котором были написаны эти произведения пренебрежительным словом «фантазии» т.е. fantasy. В последующие годы начнется разделение жанра на weird fantasy, scientific fiction и swords & sorcery, но изначально все эти стили существовали очень близко друг к другу и часто переплетались. Эта близость в некоторой степени сохранилась и в книгах, которые в 1950-60-х читали будущие авторы Dungeons & Dragons. Но так далеко мы пока залезать не будем и в следующей части поговорим об авторах более ранних игр.

Продолжение следует в следующей статье:
История ролевых игр V: маленькие войны