Сегодня мы поговорим об игре OSORE. Она крохотная — в ней всего двадцать две страницы. Но каждый уважающий себя ценитель НРИ знает, что размер не имеет значения! Имеют значение хорошая задумка, интуитивно понятные правила и удобные в использовании инструменты ведущего. Есть ли всё это в OSORE? Давайте узнаем.
О чём это?
Обложка не обманула. Игра действительно посвящена воссозданию разномастных “японских ужасов” в НРИ. Но перед тем, как мы начнём оценивать липкое, глазастое и зубастое ядро этой книги, нужно кое-что прояснить.
Что такое японские ужасы? Чем они отличаются от ужасов снятых или написанных в любой другой стране?
Если совсем вкратце, японский ужас отличается от любого другого явными отзвуками сюрреализма, абсурда и большой смелостью авторов. И если кому-то кажется, что я зря притягиваю сюда эти “высокопарные” термины, прошу проявить терпение. Ведь это тот редкий случай, когда параллели весьма очевидны и для их понимания проверок не понадобится.
Иллюстрация к манге Дзюндзи Ито “Спираль” выглядит вполне естественно рядом с работой Рене Магритта.
Японский ужас часто полагается на парадоксальные, нелогичные сочетания идей. Если взглянуть на каталог манги в этом жанре, можно подумать, что авторам откуда-то сверху спустили задание “превращать в страшное вещи бытовые, малозначительные или нарочито привычные” . И при этом никто не спешит обращать это в шутку. Апокалипсис, наступивший по вине гигантских рыб-мутантов с маленькими ножами — это вполне серьёзно. А нарочитый комизм некоторых иллюстраций только оттеняет ощущение ужаса от происходящего.
Что же касается смелости авторов, этот пункт включает в себя несколько составляющих:
- японские авторы не боятся поднимать темы, которые могли бы показаться неловкими или странными обычному европейцу;
- японские авторы зачастую не щадят своих персонажей. Если что-то плохое уже началось — дальше будет только хуже. В лучшем случае вы либо поймете, что случайно открыли мангу другого жанра, либо узнаете о том, что главные герои смирились со своей ужасной судьбой (примерно как это было в фильме “Бивень” 2014 года).
Это относится к большинству японских произведений в жанре хоррор (хотя, конечно, есть и исключения).
Теперь, когда мы примерно разобрались в жанре, можно вернуться к теме обзора.
OSORE — это игра вдохновленная японскими ужасами. Она предлагает нам разыграть какой-нибудь жуткий апокалиптический сценарий. Естественно, у персонажей в такой ситуации нет почти никаких шансов на выживание. Поэтому в начале игры авторы предлагают создавать сразу по четыре штуки на игрока.
Правила игры подаются в формате манги (японского комикса, где читать нужно справа налево). Это довольно необычное решение, но кому-то оно может усложнить восприятие текста.
Правила
Игра построена на реверсбросках d20. Реверсбросок — это бросок, в котором одинаково важно число на верхней грани и число на нижней грани кости. К счастью для тех, кто привык играть онлайн (и для тех, кто не хочет каждый раз вертеть d20 в руках в попытке разглядеть, что там снизу), игра включает в себя таблицу “парных чисел”.
И, конечно, в OSORE есть четыре основные характеристики: комплекция, разум, стойкость и характер. Их значения варьируются от +3 до –3. Как вы, вероятно, догадываетесь, характеристики персонажа — это модификаторы броска.
Чтобы определить значения характеристик, вам понадобится пара дополнительных бросков и шесть таблиц. Тут нужно отметить: в OSORE ваш персонаж в значительной мере создаётся волей случая. Генерация включает в себя такие важные аспекты личности, как модель поведения, внешний вид, род занятий и цель. Так что приходить на игру по OSORE с заранее заготовленным персонажем не стоит.
Вместо пунктов здоровья здесь счетчик проваленных бросков. Персонажу позволено ошибиться два раза. Но третий означает неминуемую смерть.
Теперь, я думаю, вы морально готовы узнать, как проходят проверки.
Для того чтобы пройти проверку, нужно, чтобы верхнее значение на d20 в сумме с модификатором от нужной характеристики было выше сложности. Изначально сложность равна 10. Если проверка успешна, сложность следующей проверки меняется на нижнее значение реверсброска. Если проверка провалена, то сложность остается равна десяти.
Что ещё есть в игре? Пара таблиц с помощью которых можно создать свой собственный странный апокалипсис. Мне, например, выпали такие результаты: “Звери с человеческими лицами” и “Монстры имеют сверхспособности”.
Плюсы и минусы
Интересный способ подачи информации
Не каждый день можно увидеть игру, которая рассказывает о себе и своих правилах с помощью самодельного комикса и никак иначе. Кому-то это может осложнить чтение, но мне хочется похвалить авторов за находчивость. Такой формат вызывает интерес.
Отсутствие оглавления
В другой ситуации двадцатистраничной игре можно было бы простить отсутствие оглавления. Но чтение OSORE и так процесс весьма необычный. Так что я бы попросила авторов добавить оглавление и помочь тем, кто не привык читать мангу (и тем более выискивать в ней правила НРИ).
Крайне необычные механики
Мне понадобилось перечитать игру раз десять или пятнадцать, чтобы полностью понять правила. За несколько лет постоянного чтения настольных ролевых игр я нигде не встречала ни реверсбросков, ни пентаграммы генерации персонажа. И для кого-то это может стать минусом, ведь такие правила не назовёшь интуитивно понятными. Однако, для других людей это может стать находкой. Глотком свежего воздуха в море хорошо знакомых, тысячу раз опробованных механик. Если вы любопытный читатель, интересующийся дизайном настольных ролевых игр, вам определенно стоит взглянуть на OSORE. Возможно это вдохновит вас на создание своей игры с реверсбросками.
Краткость
И снова качество, которое может стать для одного человека плюсом, а для другого минусом. Здесь нет никаких рекомендаций для ведущего, принципов игры или даже примеров проведения сессии. Кто-то сочтет это за плюс — «ничего лишнего». Но я думаю, что новичок в хобби, взявшийся за OSORE, сразу же растеряется, испугается и убежит. Хотел ли автор сделать игру, дружелюбную для неопытных ведущих? Не знаю.
Вывод
Читать OSORE было непросто, но очень интересно. Эта игра значительно расширила мое представление о том, как можно подавать правила НРИ и о том, какими они вообще могут быть.
Кому я бы могла посоветовать эту игру?
-
- Тем, кто интересуется дизайном игр
- тем, кто любит беспощадные игры в жанре ужасов вроде «10 свечей»
- более-менее опытным игрокам, которых заинтересовала задумка
*****
Автор текста — Алиса Раченко.
Рыжий Библиотекарь может быть не согласен с позицией, выбором лексики и подбором аргументов автора, но уважает его свободу.