НРИ и ассоциативный ряд. Часть 3.

Продолжаем серию статей, в которой я рассказываю о наборах сущностей, классификаций и взаимосвязей, уже придуманных человечеством на разных этапах своей истории, которые можно вставить в свою игру, чтобы придать ей больше мистики и философского подтекста, а у игроков вызвать определенные ассоциации. Я не являюсь специалистом ни в одной из областей, затронутых в тексте, поэтому излагаю их так, как понял я, думаю, этого достаточно, чтобы заинтересовать читателя, который потом сам нагуглит всю необходимую ему информацию.

 

Шахматы

 

Вот уж, по-моему, в европейских странах днем с огнем не сыскать человека, не знающего хоть какой-то минимум о шахматах, тем страннее, что мне никогда не попадалось произведения, использующего шахматные схемы для… хоть чего-нибудь (окромя самих шахмат, конечно).

Для любого, кто играл в шахматы, такие слова, как конь, слон, ладья и ферзь, скорее всего вызовут в голове определенные ассоциации, благо, это максимально формализованная и четкая игра, где у каждой фигуры своя роль. Но если вы подзабыли…

Конь и слон считаются легкими фигурами потому, что им удобно перемещаться по заполненной доске и наносить «проникающие» удары. Особенно этим знаменит прыгающий конь, просто так, что ли, всякие хитрые пакости называют «ход конем»? Слон не такой хитрый, но более дальнобойный. Они стоит 3 очка.
Ладья считается тяжелой фигурой, ибо ее неповоротливость сильно ограничивает ее в передвижении на полной доске, где она является простой целью для легких фигур, зато на пустой доске она правит бал. Ладья стоит 5 очков.
Ферзь также считается тяжелой фигурой, хотя он прекрасно чувствует себя на любой доске. Единственная его слабость – высокая ценность. Он стоит 9 очков.
Пешки не считаются фигурами и стоят 1 очко, король не имеет цены потому, что его нельзя разменять.

Казалось бы, почему ладья стоит дороже коня, если ценность фигур в разные фазы игры разная?
Ключевое преимущество тяжелой фигуры – она способна на пару со своим королем поставить мат одинокому вражескому королю. Мат двумя слонами ставить долго, мат слоном и конем требует ювелирной точности, мат двумя конями вообще невозможен, если противник не идиот. В то время как две ладьи запросто ставят мат даже без помощи своего короля.
Поэтому конь – ассасин, ладья – танк, а слон – кхм, снайпер, что ли?

Помимо распределения ролей между фигурами, еще одна интересная особенность шахмат – богатое многообразие тактических приемов, названия которых так и хочется засунуть в какую-нибудь игру с интригами и подковерными маневрами, ведь именно из шахмат пришло популярное слово «многоходовка».

Это и знаменитая коневая вилка, являющаяся особо подлой разновидностью двойного удара (т.е. атаки сразу по двум фигурами), ибо может делаться через фигуры, исподтишка. Это и вскрытый удар, когда одна фигура ходит так, что параллельно подставляет врага под атаку другой фигуры. Кстати, есть еще и комбинация этих двух приемов, т.н. линейный удар, когда атакуется фигура, за которой на той же линии находится другая фигура, которая окажется под угрозой в случае отхода первой фигуры с линии.

Не стоит забывать про всеми любимую рокировку, а также популярное в определенных кругах слово «гамбит», обозначающее жертву фигуры или пешки ради хорошей позиции.

Есть еще два редко употребляемых, но колоритных немецких слова, отлично подходящие для подковерной борьбы – цейтнот и цугцванг.
Цейтнот – это когда у игрока не хватает времени на обдумывание хода, поэтому он скорее всего примет неоптимальное решение.
Цугцванг – это такое положение игрока, когда каждый его ход ухудшает его положение, эта фишка основана на том факте, что в шахматах, увы, нельзя пропускать ход, как-то походить придется.

Про шах, мат и пат вы все знаете без меня, но если вам интересна эта тема, то поизучайте разновидности мата, такие как правильный, спертый, эполетный и т.д. Зеркальный мат (справа на картинке) довольно-таки красивая штука, знаете ли.

Ладно, с еропейскими шахматами покончили, что у нас там по разновидностям? Я не просто так сказал «европейские». Широко распространено мнение о том, что шахматы – это индийская игра, но сказать так было бы некорректно. В Индии изобрели игру «чатуранга», которая так же играется фигурами на доске 8х8, но значительно отличается ходами фигур и некоторыми другими правилами, да и вообще ее точные правила неизвестны. Эта игра попала на Ближний Восток и превратилась в игру «шатрандж», с куда более известными нам правилами. А эта игра попала в Европу, где над ней ставили жуткие эксперименты, и в 15-м веке она наконец превратилась в известные нам классические шахматы. Так что конкретно шахматы – европейская игра, а индийская версия – ее прародитель. У этого прародителя были потомки также на Юго-Востоке, среди которых стоит выделить китайские сянцы и японские сёги. Вот про них и поговорим.

 Китайские шахматы отличаются не только набором фигур и их ходов, но и зоной боевых действий – это поле 9х10 с пустой линией посередине, а фигуры расплагаются не на клетках, а на их пересечениях (как в го).
Король и фигуры-советники не могут покидать пределов квадрата с двумя диагоналями (называется дворец), что делает мат проще. Фигуры, в целом, знакомые, – конь, ладья и слон не сильно отличаются от европейских собратьев, интерес вызывает разве что пушка, которая ходит как ладья, но берет фигуру противника только в том случае, если между ней и врагом есть ровно одна фигура любого цвета.
Кстати в сянци обычно играют черные и красные, вместо белых.

 

Японский вариант, помимо других фигур, различаемых только по иероглифам, которые хрен запомнишь, и поля 9х9, выделяется двумя любопытными правилами.
Во-первых, взятые фигуры противника игрок добавляет в свой резерв и в качестве хода может сбросить такую фигуру на (почти) любое поле и играть ей как своей. Это радикально меняет стратегию, ибо чем больше фигур взял игрок, тем больше у него возможностей сбрасывать их потом в неожиданных местах. Это частично компенсируется тем, что все фигуры, кроме ладьи и слона, сильно ограничены в передвижениях и плохо ходят назад.
Во-вторых, превращаться на последних диагоналях могут не только пешки, но и все фигуры, кроме короля, правда вариант превращаения у всех фигур только один (он нарисован на ее задней стороне).

Ну и на закуску любопытное наблюдение. Поизучав все эти варианты шахмат, я пришел к выводу, что главный столп шахмат – ладья. Это единственная фигура, которая во всех вариациях ходит одинаково. Слон зачастую близорукий, конь не всегда перепрыгивает фигуры, а ферзь как суперюнит существует только в европейской традиции. Даже король не всегда ходит одинаково.

 

Где это можно применять:

– Как уже было замечено, шахматные термины прекрасно вписываются в игры с интригами, тайной борьбой и прочими многоходовочками. Действующие лица в таких играх могут имитировать разные фигуры, а приемам и способностям можно давать узнаваемые названия.

– В принципе все, что касается хитрых планов или стратегий, приобретает узнаваемый колорит благодаря шахматной терминологии. Назовите план главгада Цугцванг, и станет понятно, в чем примерно его цели.

– Наборы бойцов, выполняющих разные функции, могут копировать поведение и даже названия шахматных фигур. От коня стоит ждать подлостей, а от ладьи – лобовой атаки.

– Так же персонажам игроков можно предложить подобные архетипы, если конечно это вписывается в используемую систему (которую можно написать самому!).

– Японские и китайские варианты помогут передать соответствующий колорит, когда в игре с шахматным антуражем вдруг появляются золотые и серебряные генералы, колесницы и стрелы.