Музыкальное представление

Когда я начинаю кампанию в новом сеттинге или жанре, то один из первых вопросов звучит примерно так: «А какую музыку мне для этого использовать?» Пожалуй, дело в том, что я не представляю себе игровой встречи без фоновой музыки. Есть исключения в виде конвентов, но там в качестве звукового сопровождения выступает шум самого окружения. Музыка — очень сильный инструмент, который в умелых руках будет работать на атмосферу вашей игры. И дело тут не только в разных композициях и жанрах. Когда вы включаете музыку, вы начинаете играть в ассоциации…

Как использовать ассоциации

За создание атмосферы и настроения на вашей игры во многом отвечают ассоциации, которые возникают у ваших игроков. Вы можете пять минут описывать величественный город из белого камня, этажи-улицы которого располагаются друг над другом. А можете один раз сказать «представьте себе Минас-Тирит из “Властелина колец”». И игроки будут иметь не менее яркое представление. Про ассоциации и тропы можно говорить много и они заслуживают отдельной статьи. Мы же остановимся чуть подробнее на музыкальных ассоциациях.

Многие ваши игроки наверняка проводят время и за компьютерными играми. Ну кто не играл в популярнейшие игры серии The Elder Scrolls, Mass Effect или Fallout? Итак, следим за руками — когда вы используете саундтрек из популярных компьютерных игр (чей жанр и стиль близки к вашему, конечно), вы автоматически вызываете ассоциации из этих игр. Стоит только включить саундтрек из Shadowrun, как игроки сразу настроятся на встречу с мистером Джонсоном.

Очевидно, что можно использовать саундтреки не только из игр, но и из фильмов и сериалов. Схема та же. Подгадать нужный момент и включить саундтрек из «Пилы» просто бесценно,

Однако наверняка у вас в группе найдётся игрок, который не играл в игру или не смотрел фильм, чей саундтрек вы сегодня заготовили. У меня вот такие сплошь и рядом. Разумеется, это не повод отказываться от музыки, потому что ассоциации можно не только «воспроизводить», но и «записывать» самим. Самый яркий и топорный пример выглядит так: у вас в приключении против партии действует главный антагонист. Каждое его появление (при условии, что он остаётся в живых) сопровождается музыкальной темой. Перед третьим или четвёртым его появлением, вам достаточно просто включить его музыкальную тему, чтобы на лицах ваших игроков появилось узнавание

Лирическое отступление: в недавней игре в духе сериала «Горец» под названием Katanas & Stretchcoats (Егор на Имажинарии запилил на неё отличный обзор в своё время) у каждого персонажа есть своя музыкальная тема. Пока она играет, он получает игромеханическое преимущество. Очень перспективная идея, на мой взгляд.

«Записывание ассоциаций» — инструмент, который требует некоторой подготовки до и во время игровой встречи. Держите музыкальные темы противников и событий под рукой, чтобы не было ситуаций типа: «И вот вы достигли цели всего вашего долго путешествия. Перед вами — те самые легендарные врата демонов, обрамлённые загадочными надписями. И тут вы видите, как из грани портала появляется до боли знакомый вам силуэт…так.. сейчас-сейчас, минуточку…» Темп и напряжение сбиваются совершенно. Но если вы всё подготовили, то этот метод сослужит вам добрую службу.

Как сортировать саундтреки

Ещё одна вещь, о которой я хотел бы поговорить — сортировка. В один прекрасный день мне показалось недостаточным просто закидывать в плейлист саундтрек из 3-4 игр и зацикливать его. Да, в какие-то моменты он создаёт подходящую атмосферу. Но этот же плейлист в один миг может всё порушить. Представьте себе приключение по какому-нибудь Hellfrost, а на фоне играет музыка из Skyrim. И вот ваши герои преодолевают очередную опасность, находятся на краю гибели и тут… начинать играть тема из таверны. Кому как, а мне такое не по нраву. Поэтому для себя я выработал примерно следующие категории для фентези-игр. Если они кому-то придутся по душе, то я буду чертовски рад. Не составит большого труда по аналогии составить категории и для прочих жанров. К каждой приводится краткое описание и примеры.

  • Begin — «начало игровой встречи». Включаю, когда игроки создают/корректируют персонажей. Здесь находится саундтреки, которые обычно носят название Main Title (из Neverwinter Nights, Planescape: Torment, Dragon Age и многих подобных).
  • Journey — название говорит само за себя, это тема путешествий (много из серии The Elder Scrolls, The Witcher, Divinity).
  • Town — город. По сути то же, что и выше, но нам подойдут именно городские темы, зачастую они прямо так и называются Town I, Town II  и т.д.
  • Dungeon — пригодится в подземелье. Практически любая компьютерная ролевая игра имеет «мрачные темы», богаты этим те же The Elder Scrolls, Dragon Age и Neverwinter Nights 2: Mask of Betrayer. В последней так вообще вы всё время путешествуете в потустороннем измерении.
  • Battle — тут уже интереснее. Боёвки я подразделяю на три вида:
    • Tactic — практически все известные мне правила НРИ рассматривают пошаговую боёвку. В эту категорию я отношу саундтреки как раз из пошаговых игр типа Heroes of Might and Magic, Disciples, Age of Wonders, Pillars of Eternity. Музыка в боях этих игр изобилует ударными, в ней есть ритмичность, которая очень хорошо подходит для пошаговых сражений.
    • Dynamic — эту категорию я включаю реже. Это динамичные, быстрые и смертоносные боёвки, в которых не всегда даже поле с миньками используется. Эта категория в плейлисте идёт сразу за Tactic, и когда та заканчивается, то включается Dynamic. Эдакая эскалация. Здесь у меня в основном Immediate Music, а также музыка из таких игр, как The Witcher, Battleforge, Fable, Devil May Cry (слешеры тоже подойдут идеально).
    • Epic — хоть эпик и следует за Dynamic, я стараюсь его в обычные боёвки не примешивать. Это массовые сражения или сражения с настоящими боссами. Тут у нас пару эпичных треков (обязательно послушайте Nox Arcana — Blood of Dragon и Power of Destroyer из Devil May Cry). Epic — это хороший пример «записывания» ассоциаций. Его лучше настраивать по собственному вкусу (для наводки: Audiomachine и X-Ray Dog).
  • Tavern — заключительная категория, без которой не обойдётся ни одна игра в жанре фентези. Отдельные треки найти нетрудно найти практически во всех вышеперечисленных примерах. Штук 10-12 вам хватит за глаза. Но я ещё порекомендую: для World of Warcraft в 2007 выпустили совершенно чудесный альбом World of WarCraft Taverns of Azeroth. И он действительно состоит из одних тем для таверн!

Лирическое отступление: если музыкальную для таверн совместить с потрясающим проектом «Штормовой башни» под названием «Генератор таверн и постоялых дворов», а потом сопоставить тавернам темы, то можно получить по-настоящему запоминающиеся заведения. Это будет нечто большее, чем просто «трактирщик протирает стаканы». Ну и никогда не забывайте про Tito & Tarantula – After Dark.

Несколько советов

  • Не забывайте про эмбиент: звуки дождя, грозы, леса или базара способны просто потрясающе передать атмосферу. Каждый слышал, как идёт дождь или как дует ветер.
  • Постарайтесь, если есть возможность, использовать что-то получше, чем динамики планшета, ноутбука или смартфона.
  • Попробуйте немного микшировать, воспроизводя две звуковые дорожки из разных плееров. Например, в одном у вас может быть эмбиент, а в другом музыка. Именно так я в своё время сделал для приключений по Пандемониуму. С одного плеера дул ветер на 70-80%, а с другого на 30-40% играл дарк эмбиент. Когда персонажи находили временное укрытие, то соотношение музыки и эмбиента менялось. В другом случае (шла игра по «Ктулху») я таким образом чередовал звуки грозы и развесёлый джаз из OST к «Великому Гэтсби». Как только герои были в городе или ином «человеческом» месте — громче звучал Crazy in Love и игрокам уже совсем не хотелось отправлять своих героев в ночную тьму…
  • Тишина станет вашей новой музыкой, на которую вы также сможете «записать» ассоциации.  Будет ли это тревожное напряжение или, скажем, передышка в экшене зависит только от вас.

Где и что искать

В этом подразделе я расскажу о том, где стоит искать саундтреки, эмбиенты, а также поделюсь просто полезными ссылками. Сразу замечу, что не слишком поощряю пиратство и если вам действительно понравился саундтрек, то приобретите его по мере возможностей. Например, саундтреки для Bastion и Transistor от Даррена Корба (Darren Korb) стоят каждого цента.

Что послушать

Очевидно, что всех композиторов перечислить невероятно трудно, однако я постараюсь упомянуть некоторых из них. Сюда же я добавлю несколько примечательных исполнителей.

Компьютерные игры

  • Настоящие тяжеловесы в жанре саундтреков — это музыкальная студия Blizzard Entertainment. Практически в каждой их игре отличное музыкальное сопровождение. Начните поиск с их игр. Для одного только WoW вышло около десятка альбомов.
  • Говоря о тяжеловесах нельзя не упомянуть Джереми Соула (Jeremy Soul). Из неочевидных у него стоит послушать саундтреки к Warhammer: Dawn of War, Supreme Commander и Star Wars: Knight of Old Republic.
  • Упомянутый выше Даррен Корб (Darren Korb) с его музыкой для Bastion и Transistor.
  • Акира Ямаока (Akira Yamaoka) — включите саундтреки этого славного азиата, если собрались проводить игру в жанре ужасов. Уже от одних композиций из Silent Hill у ваших игроков будут мурашки по коже.

Фильмы

  • Эннио Морриконе (Ennio Morricone). Все знают Морриконе, он писал отличную, атмосферную музыку. Живая классика.
  • За свою жизнь вы просто не могли не слышать Джона Уильямса (John Williams). «Звёздные войны», «Гарри Поттер» и многие-многие другие фильмы обязаны своим музыкальным сопровождением этому человеку.
  • Алан Сильвестри (Alan Silvestri) если не наступает Уильямсу на пятки, то весьма и весьма близок. Его эпичные саундтреки из почти всех супергеройских фильмов могут занять достойное место в вашей коллекции.
  • Музыку Ханса Циммера (Hans Zimmer) не узнает только ленивый. Если вам нужно что-то эпичное и динамичное, то обратитесь к его творчеству.
  • Грех не вспомнить Дэнни Эльфмана (Danny Elfman). Он писал разную музыку, но наиболее известен за свои волшебные и сказочные композиции.
  • Послужной список Рамина Джавади (Ramin Djawadi) более скромен, однако его музыка к «Игре Престолов» невероятно аутентична и подойдёт для любого средневековья.
  • В копилку музыки для трейлеров к Audiomachine, X-Ray Dog и Immediate Music ещё стоит добавить Two Steps From Hell.

Прочее

  • Коллектив Erdenstern — куда более скромные ребята, но их альбомы Into the Green, Into the White и так далее идеально вписываются для игр в соответствующем жанре. Ещё бы, ведь музканты специально для настольных ролевых игр и пишут музыку.
  • У Midnight Syndicate есть даже целый альбом 2003 года, который так и называется: Dungeon & Dragons. В нём композиции для города, подземелья и битвы с боссом. А что ещё нужно-то для искателей приключений?
  • Nox Arcana славятся своей плодовитостью — у них уже более дюжины альбомов мрачной и гнетущей тематики. Идеально, если вы водите, например, Ravenloft или World of Darkness. Отдельные альбомы имеют собственные тематики, например, по Мифам Ктулху.

Где искать

  • Все или почти все вышеназванные саундтреки можно отыскать на различных торрент-трекерах. Их все и так знают.
  • Tabletop Audio — ценнейший ресурс, в котором автор составляет 10-минутные треки на различную тематику. Начиная от подземелий и святых храмов и заканчивая стимпанк-вокзалом и библиотекой. В наличии как звуки, так и лёгкий эмбиент.
  • Music for R.P.G — сообщество Вконтакте, которое собирает музыку по категориям. принимая посты от подписчиков.
  • Вконтакте можно отыскать и неплохие сообщества, посвящённую эмбиенту и дарк эмбиенту.
  • Youarelistening — сайт, на котором представлено городское окружение. Он перехватывает и транслирует переговоры полиции и воспроизводит их вместе с эмбиентом. Получается крайне атмосферно для любых игр в жанре современности. Недавно были добавлены и переговоры NASA, так что вкупе со спейс эмбиентом проект может быть полезным и для игр на космическую тематику.
  • Khallanar — проект отечественных музыкантов, которые создают отличные треки в жанре ambient и dungeon synth.
  • Mimir’s Introduction — озвученный путеводитель по Внешним землям по миру Planescape.
  • Ambient-mixer  — еще один сайт с приятными эмбиентами.
  • anmcarrow

    Добавьте ещё в список источников саунда вот этого парня, пожалуйста — https://en.wikipedia.org/wiki/Zack_Hemsey

    • а кто это и чем хорош? О_о

      • anmcarrow

        Музыкант. Саундтреки делает, так же как и упомянутые в статье персоны.

  • Bazoid

    можете добавить ещё один ресурс? http://fantasy.ambient-mixer.com