Dark Heresy 2nd edition: что нового?

С пылу с жару — обзор свежей, второй редакции Dark Heresy, совсем недавно выпущенной FFG. Что изменилось по сравнению с первой редакцией, стоит ли переходить на неё и насколько сложным будет этот переход? Давайте разберемся.

Dark-Heresy

Это сорок первое тысячелетие. Вот уже более десяти тысяч лет Император неподвижно покоится на своем Золотом Троне. Он — владыка человечества по воле богов, и повелевает миллионами миров силой своих неистощимых армий. Он — гниющий труп, содрогающийся от энергии Темного Века Технологий. Владыка Империума, питающийся падалью, в жертву которому приносят тысячу душ ежедневно, чтобы он никогда не мог по-настоящему умереть.

Но даже витая меж жизнью и смертью, Император вечно бдит. Могучие флоты пересекают зараженный демонами варп, единственный путь добраться до далеких звезд — идти по пути, освещенному маяком Астрономикона — психического воплощения воли Императора. Огромные армии идут в бой во имя Его на бесчисленных мирах. Величайшие из его бойцов — Адептус Астартес, Космодесант, могучие генетически модифицированные суперсолдаты. Их братья по оружию многочисленны — Имперская Гвардия и бесчисленные силы планетарной защиты, Инквизиция, вечно стоящая на страже Империума, и техно-жрецы Адептус Механикус, — лишь малая их толика. Но во всем их множестве их едва хватает, чтобы удержать вечную угрозу чужаков, мутантов, еретиков — и множества иных врагов.

Быть человеком в эти времена — значит быть одним из несчетных миллиардов. Это значит жить под властью одного из наиболее жестоких и кровавых режимов, который только можно вообразить. Здесь собраны истории об этих временах. Забудьте о силе технологии и науки, ибо столь многое забыто и утеряно навсегда, что не осталось и слов. Забудьте об обещаниях прогресса и понимания, потому что во мраке будущего есть лишь война. Меж этих звезд нет мира — лишь вечность убийств и кровопролития и хохот голодных богов.

— Black Library

 

 

Ab initio, или Коротко о главном

Жаль, подмога не пришла,

Подкрепленье не прислали,

Что ж, обычные дела…

— Х.З.

 

Первая линейка ролевых игр на основе WarHammer 40k вышла в не столь далёком 2008 году и называлась… Dark Heresy! Да, именно с игры про агентов Инквизиции начались ролевые игры о мрачном мире сорок первого тысячелетия, и сейчас, спустя 6 лет, эта игра достаточно популярна для того, чтобы получить вторую редакцию.

За 6 лет было издано ещё несколько линеек:

  • Rogue Trader — игра про Вольных Торговцев и их спутников, огромные космические корабли, поиски древних сокровищ, исследование новых планет, про славу и богатство.
  • Deathwatch — игра про космических десантников, генетически усовершенствованных людей, воюющих с инопланетной угрозой, про вечную войну и служение Императору до, во время, и после смерти..
  • Black Crusade — игра про служителей Тёмных Богов, обычно выступающих в роли антагонистов для прочих линеек. Если вам надоело спасать мир, если вам хочется повоевать для себя, а не для Трупа-на-троне, если вам просто приглянулся вкус печенек на тёмной стороне сорок первого тысячелетия — вам сюда.
  • Only War — игра про обычных солдат из Имперской Гвардии, которым лазерный автомат заменяет брата, а комиссар — маму с папой. Если ваш любимый фильм — «Спасти рядового Райана», а генерёжка нового персонажа на каждую сессию является нормой жизни, то вам понравится.

Подробнее о WarHammer 40k Roleplay можно прочитать в этой нашей статье. Каждая новая линейка брала лучшее от предыдущей, и добавляла что-то новое (нового со временем становилось всё меньше). Впрочем, накапливающиеся изменения всё сильнее мешали кроссоверу различных линеек (и это при том, что он предполагался изначально) — если Вольный Торговец и Инквизитор ещё могли бегать в одной партии, то уже Deathwatch отличался заметно более (в сравнении с прочими линейками) мощными персонажами и игроками. В Black Crusade же начали возникать более серьёзные игромеханические отличия, мешавшие полноценному сочетанию линеек.

Так что, если кто-то из любителей предыдущих игр, открывая книгу Dark Heresy Second Edition, надеется увидеть много нового, то придётся его огорчить: глобальных изменений нет. Правила по технике перенесены копипастой из Only War, «новая» характеристика Influence (Влияние) представляет собой переименованную Infamy из Black Crusade (правила которой, в свою очередь, были перенесены из Rogue Trader почти без изменений), боевая система также остаётся неизменной уже более трёх лет…Список того, что было перенято у других игр FFG можно продолжать ещё долго — это всё та же устоявшаяся игровая система.

Кстати, была лёгкая надежда увидеть здесь то, что нам показывали в первой бета-версии — боевая система с Action Points, приближенная к варгейму, перепиленное полностью снаряжение, разные психические феномены для разных дисциплин, и кое-что ещё, но ожидания оказались тщетны. Да и шут с ним.

Итак, давайте всё-таки разберёмся, что же Fantasy Flight Games предлагает игрокам за не такие уж и малые по нынешним временам деньги.

DH19-combat

 

Фамилия-имя-воинское звание

А я тебя представил,

Дальний мой потомок,

Ты лежишь в своём окопе

С лазерным ружьём.

— Infornal FuckЪ

 

Начнём с самого-самого начала. Замечательное оформление, шикарные, как всегда, иллюстрации, и рассказ от некоего Д. Абнетта в качестве пролога — это уже вызывает уважение само по себе.

Игра всё также повествует о борьбе аколитов Инквизиции с тайными (да и явными) врагами Империума Человечества, разве что место действия сменилось (хотя можно всё также играть в секторе Каликсис), но об этом позже.

Кстати, группа аколитов носит название warband, в предыдущих линейках использовавшееся для обозначения группы слуг Хаоса. Наводит на некоторые мысли…

Система генерации персонажей типична для последних игр линейки WarHammer 40k Roleplay — стандарный «наброс» характеристик с помощью 2d10+20 (либо распределение очков из общего пула) плюс подключение дополнительных опций. От классовой системы FFG отказались совсем — теперь мы выбираем сочетание родной планеты персонажа, его прошлого до вступления в свиту инквизитора (инквизитором, кстати, теперь можно играть хоть и не с самого начала, но сравнительно быстро можно им стать) и роли игрока в партии. Каждая из этих опций, кроме стартовых Талантов, умений, хитов и Очков Судьбы, даёт доступ к определённым Склонностям (Aptitude), которые совершенно идентичны таковым из Only War, и также влияют на стоимость Талантов и умений в опыте, т.е., на дальнейшую раскачку персонажа. Какого-то подобия классов теперь нет вообще, что, строго говоря, не так уж и плохо — можно «собрать» практически любого персонажа, как узконаправленного, так и универсала.

Вариантов «родных планет» нам представлено всего шесть — это дикий мир (родина суровых дикарей, непривычных к технике, но не боящихся крови), мир-кузня (планета-фабрика, снабжающая большую часть сектора техникой), мир-улей (гигантский ойкуменополис, населённый людьми всех сословий и профессий), мир-святилище (здесь учат любить Бога-Императора превыше всего остального), рождение в Пустоте (имеются в виду космические станции или корабли) и аристократическое происхождение (представитель какой-нибудь очень благородной фамилии, может быть с практически любого Имперского мира). Другие варианты добавят позже (как минимум три — в грядущем приключении Forgotten Gods).

В качестве прошлого персонажа мы можем выбрать службу клерком Адептус Администратум (гигантский бюрократический механизм, обеспечивающий работу всего Империума), сотрудником Адептус Арбитрес (всеимперские служители Закона и Порядка), членом Адептус Астра Телепатика (чаще всего, хотя совсем не обязательно — псайкеры, повелевающие силами Варпа), служителем Адептус Механикус (техножрецы, хранящие секреты угасающих технологий), верным слугой Адептус Министорум (также известной как Имперская Церковь или Экклезиархия), рядовым Имперской Гвардии (имя им легион, крови их океан, и так далее) или изгоем из имперского общества — преступником или наёмником.

В качестве роли в партии для персонажа нам предлагают следующие варианты:

  • ассасин (не член Оффицио Ассасинорум, а просто наёмный убийца, ориентированный на скрытные нападения и ближний бой);
  • хирургеон (медик — как военврач, так и, например, сестра-госпитальер);
  • головорез (боец-стрелок);
  • иерофант (служитель Бога-Императора или Бога-Машины);
  • мистик (псайкер);
  • учёный (технарь или «гуманитарий»);
  • искатель (бывший следователь или будущий дознаватель);
  • воин (боец-универсал).

Определившись с выбором жизненного пути персонажа, игрок распределяет стартовый опыт, основываясь на системе Склонностей, уже знакомой нам по Only War и Black Crusade. Затем мы выбираем персонажу имя и судьбу, стартовое снаряжение,и, в принципе, можно начинать игру.

Отдельно стоит отметить так называемые Elite Advances (в обиходе — «элитки»), которые можно приобрести за стартовый опыт. Одна из них — собственно роль инвизитора, вторая — псайкер (если вы приобретает эту элитку за опыт, то ваш персонаж — незарегистрированный псайкер) и неприкасаемый (анти-псайкер, гроза колдунов и демонов). Каждая элитка открывает доступ к уникальным Талантам, недоступным для других персонажей, и требует согласования с мастерам, поскольку все они достаточно сильно влияют на игровой баланс. Хотя, с другой стороны, к чёрту баланс — теперь можно играть партией псайкеров!


DH19_5525_CH12Adversaries_MauroDalBo

 

Близкие контакты третьего рода

Огонь, огонь, огонь!

Пусть всё вокруг горит!

Имперской правды свет

Пусть пепел озарит

— HMKids

 

Боевая система полностью скопирована с боевой системы Only War. Всё те же привычные раунды с набором возможных действий, а не просто соревнование «проверка атаки vs. проверка уклонения». Никуда не пропали и излюбленные мастерами таблицы критических попаданий — всегда ведь приятно рассказать игроку как именно его персонажу оторвало руку, и почему всех остальных от этого тошнит. Подробно расписаны последствия потери руки/ноги/глаза, и прочие необычные ситуации — вроде определения того, как долго персонаж может дышать вакуумом, прежде чем его угробит декомпрессия. Очки Судьбы (Fate Points), позволяющие чудесным образом избежать всего вышеуказанного, тоже на месте.

Качественные правила по технике позволяют хорошо отыгрывать погони со стрельбой или «поединки» байкеров и БТРа. Оружие и амуниция взяты оттуда же — всё также много чудесных штук для несения Света Императора прямо в тело еретика. Приятным дополнением стали новые правила по гравитонным пушкам, но нет пока доступного интересного архео- и ксенотеха. Зато добавились различные услуги вроде найма транспорта или оказания медицинской помощи, а также возможность вызывать в качестве подкрепления-NPC канониссу Сестёр Битвы, космодесантника из Караула Смерти или Серых Рыцарей, ну или даже ассасина-эверсора. Серый Рыцарь обойдётся «дороже» всех, кстати.

Также всё хорошо и с психосилами — система хорошая, надёжная, проверенная уже в течение пяти лет, что немаловажно для игры, где можно играть партией псайкеров. Стартовые дисциплины также давно знакомы — это биомантия (позволяющая как наказывать врагов, так и усиливаться самому), предсказание (возможность ненадолго заглядывать в Варп и узнавать грядущие события), пиромантия (фигурное и не очень выжигание по окружающему миру), телекинез (позволяющий не только перемещать предметы и бить врага невидимым кулаком, но и телепортироваться на некоторые расстояния) и телепатия (ментальная связь, контроль разума и всё такое).

Правила разрешения «социальных конфликтов» и управления толпой, равно как и правила по расследованию, перенесены из Black Crusade (из Tome of Excess и Tome of Fate соответственно). Первые дают нам возможность не просто отыграть спор нескольких участников, но и игромеханически повлиять на принятые решения. Вторые позволяют игромеханическим способам подкинуть игрокам улики, до которых они не могут дойти своим умом.

Уже упоминавшаяся характеристика Influence играет значительную роль во взаимодействии персонажа с окружающим миром. Во-первых, в связи с отсутствием такого ресурса, как деньги, персонаж получает снаряжение, основываясь на результатах проверки этой характеристики. А во-вторых, она тесно связана с Тонкостью действий (Subtlety) партии — как ни как, Инквизиция секретная организация, а аколиты, входящие к планетарному губернатору как к тещё на блины и размахивающие инсигнией (символом инквизиторских полномочий) по поводу и без, привлекают излишнее внимание как к себе и своим операциям, так и к патронирующему их Инквизитору (а Инквизиторы обычно не любят лишнего внимания). Падает репутация, снижается Влияние — и вот, аколитов уже не пускают в особняк губернатора дальше чёрного хода, торговцы оружием норовят всучить лазганы вместо плазмаганов, а сами аколиты начинают ощущать, что за ними по пятам шляется уже порядочное количество подозрительных личностей.

Как всегда, в процессе длительной игры можно сойти с ума, мутировать или начать оголтело поклоняться Тёмным Богам — система всего этого тут тоже есть.

Подчеркну ещё раз, в целом игромеханика осталась прежней, и, несмотря на то, что система собрана по кускам, взяты только лучшие куски.

x-22iavyEr0

 

В нужное время и в нужном месте

Ведь есть те, кто продали души Хаосу.

Они живут в Глазу, молятся колесу

-Drag

Новый сектор Аскеллон (который, если верить карте, всё-таки нельзя назвать «соседом» Каликсиса — расположен он относительно недалеко, но сектора не граничат между собой, как нам раньше обещала FFG) описан достаточно детально. Карта с проложенными вапр-маршрутами прилагается.

Некогда богатый и процветающий, сейчас Аскеллон умирает из-за возникшего в нём варп-шторма, разрастающегося год от года. Стабильных варп-маршрутов очень мало, многие планеты лишены нормальной связи, рождается множество псайкеров, резвится значительное число культов Хаоса. Здесь весьма нескучно, и всегда найдётся работа для аколитов Инквизиции — упомянуто достаточное количество миров, чтобы было где развернуться. Среди прочих описаны планета, с которой набирает пополнение некий орден космодесанта, искусственным мир эльдар, а также потенциальный демонический мир.

Детально (даже более детально, чем Джуно, столица сектора) расписан Улей Десолеум с тамошними значимыми бандами и даже культом Нургла — очевидно, эта планета займёт значительное место в последующих приключениях.

В общем, если вам надоел Каликсис, в Аскеллоне есть во что поиграть — в том числе, не только в Dark Heresy, но и в Black Crusade или Only War — идентичность систем это позволяет.

Потенциальным противникам и союзникам, как всегда, посвящено много места. Появилось более формализованное понятие уровня угрозы, позволяющее более чётко балансировать боестолкновения, чтобы у игроков не создавалось ощущения «стрельбы по бекасам», но в тоже время, чтобы боёвка не состояла только из беготни и превозмогания.

«Обычные» люди вроде аристократов, бандитов, техножрецов, астропатов, арбитраторов и т.п. описаны на примере обитателей Улья Десолеум. Наконец-то указаны характеристики грокса, а по иллюстрации понятно, почему пасти самый популярный в Империуме скот — трудное и неблагодарное занятие.

Детально расписаны уже упоминавшиеся культ Нургла и эльдары, демоны пока тоже представлены только слугами Дедушки всех болезней. Впрочем, как уже отмечалась, система совместима с Black Crusade, а там хаоситских тварей более, чем достаточно.

Ну, и, разумеется, стартовое приключение Dark Pursuits, позволяющее начать погружение в Мир Молота Войны!

С другой стороны, никто не заставляет нас играть по Аскеллону — бери систему, да играй по Каликсису. Но, всё же, остаётся некое смутное ощущение не то чтобы обмана, но… Скажем так, вместо обещанной новой игры нам продают «склейку» из старых в новой обложке. При первом прочтении вообще было ощущение, что нам не дали вообще ничего нового, кроме бэковой информации. Однако это всё же не совсем верно. Большая часть того, что вызывало раздражение в первой редакции, исчезло, а те небольшие нововведения, что всё-таки присутствуют, встроены в систему вполне гармонично.

Итого

Dark Heresy Second Edition — это сплав всего лучшего, что FFG сделали для для WarHammer 40k Roleplay. В отличие от предыдущих линеек, эта не просит взять напильник в руки, или допилить необходимое — в конце концов, недостающее можно просто взять и прицепить, Plug-n-Play в действии. Так что, если вам ещё не надоело гонять еретиков по закоулкам нашего мрачного будущего, где есть только война — то это игра для вас!

И помните: тут можно играть партией псайкеров!

Primaris_Psyker_IG_Battle

  • Павел

    А почему такой упор на партию псайкеров?)) Раньше, вроде, тоже ничто не мешало, ну, кроме мисскастов, перил, демонхостов помноженных на кол-во активно колдующих, что, зачастую приводило к самоубийству партии в первом же бою 😀

    • Виталий Федосеев

      просто теперь псайкером может быть вообще кто угодно, вне зависимости от роли или происхождения — взял элитку на старте, и раскачивайся. Так что, у нас тут буду и псайкеры-механикусы, и псайкеры-гвардейцы, и псайкеры-бандиты, и псайкеры-священники, и псайкеры-еноты…

      • Anton Smilevsky

        Хм… Играя в ДХ у меня сложилось впечатление, что если ты проявляешь пси-силы, то тебя отправляют в отпуск на чОрные корабли. При чём с этим настолько строго, что отказ «прокатиться» не то чтобы не принимается, а является преступлением, за которым следует мгновенное наказание. А теперь получается, что псайкером может быть даже бутылка амасека. Как так?

        • Виталий Федосеев

          Вот и фиг его знает… Может, это сделано с расчётом именно на Аскеллон, мол — варп-шторм растёт, псайкеров рождается всё больше, а собрать их всех, из-за трудностей с доступом, всё труднее…

          • Anton Smilevsky

            Может быть, но тогда опять появляется элемент допиливания. Хотелось бы этот момент уточнить, а то получается стал псайкером = купил гранату без чеки.

        • Ivan Levanovich

          Если тебя санкционировали и обучили то все хорошо. Но также ты мог скрыть свои силы и прибиться к инквизитору, который тебя защитит своим влиянием от, собственно, инквизиции. Что касается партии псайкеров, то тоже ничего необычного нет — все зависит от инквизитора, который набирает именно таких «лучших из лучших», каких хочет использовать. В первой ДХ даже фракция инквизиторов — псайкеров описывалась, если мне не изменяет память.

          • Anton Smilevsky

            Хорошая версия, но сомневаюсь, что так и есть. Инквизиторы не стали бы защищать несанкционированного псайкера, а уж тем более держать у себя целую пачку. Это же каждый по девятке выкинул, и все вокруг корчатся от кровавых соплей.
            И таки да, в первом ДХ описана фракция боевых псайкеров — Psykana Temple Calix, но там исключительно санкционаты.

          • Ivan Levanovich

            Я имел ввиду, скорее, Полипсайкану (Radical Handbook, DH1). И потом, многие инквизиторы используют и демонов, и ксенотех. Так что идея держать пачку неучтенных пуританскими или, тем паче, торианскими коллегами псайкеров не выглядит уж столь безумной. Хотя, в конечном счете, на все воля мастера)

          • Anton Smilevsky

            «Многие» — слишком громко сказано, имхо. Один псайкер в пачке частенько опасен для самой пачки (почувствовал на собственной шкуре 🙂 ), а уж если их, скажем, 5, то это реальное, не прогнозируемое, разрушительное зло. Это как использовать ксенотех для управления демоном.

            Хм… я тут подумал: а может в новой редакции упразднили или ослабили подзатыльники от варпа?

          • Andrey Bondar

            Даже первая трилогия Эйзенхорна раскроет суть и многогранность вопроса.