Наверное, у каждого мастера – ведущего ролевой игры, настольной или форумной, рано или поздно возникало это чувство. Вы смотрите на большую кучу разработок и материалов к своей игре – карт, описаний, параметров, схем, таблиц, – и думаете “Нужно навести здесь порядок. Неплохо бы как-то это всё организовать”.
Или, может быть, собака или дети порезвились в комнате, где вы забыли тщательно нарисованную карту и книги правил. И теперь вы смотрите на обмусоленные, погрызенные или исчерканные фломастером ошмётки и думаете: “А ведь на дворе двадцать первый век! Почему бы мне не хранить всё это в цифровом виде?”
(Ну ладно, в тот самый момент вы, скорее всего, думали “АРРРГХХ!!!” и “Убить! Убить! О нет! О ужас! Убить!”, но, надеюсь, потом вы всё же остыли и стали способны мыслить связно.)
Или, возможно, ваш компьютер с утра не включился, и вы с ужасом осознали, что жёсткий диск, на котором хранились материалы вашей кампании, покинул этот бренный мир навсегда. Также там хранилась ваша коллекция рулбуков, но это полбеды – их вы можете отыскать в сети. А кто вернёт ваши собственные разработки? Увы, никто.
Так или иначе, вы решили хранить самое важное в интернете. Может быть, вы хотите заодно организовать свои файлы так, чтобы легко находить всё необходимое. Может быть, вам нужно иметь возможность показать игрокам описание, картинку или карту местности. Если ваша игра проходит в текстовом виде, и вы где-то что-то рассказали игрокам о локации, NPC или правиле, то вам захочется сохранить этот кусочек информации, чтобы его потом легко было найти (как минимум, вам самому), дополнить, показать кому-то ещё, или чтобы то, что вы придумаете после, не противоречило уже сказанному.
Собирать данные по крупицам в многостраничных тредах или логах через месяц после игры – удовольствие так себе. Вам, скорее всего, понадобится веб-страница, на которой всё будет сведено воедино. И так – для каждого достаточно крупного элемента вашего игрового мира, а потом ещё расставить гиперссылки, чтобы связать всё воедино.
Можно для этого использовать форум, самодельный сайт, вики-ресурс, но сейчас я хочу рассказать про Obsidian Portal – специализированный сайт, как раз и предназначенный для хранения и организации материалов игровых кампаний. Он был разработан учитывая потребности мастера и игроков, поэтому, возможно, он окажется для вас удобнее самодельной вики или сайта.
Итак, мы зарегистрировались на Обсидиане, настроили свой профиль пользователя.
Что дальше?
Создаём кампанию
Главные смысловые блоки, с которыми имеет дело пользователь Obsidian Portal – это кампании. Что понимать под словом “кампания” и чем её наполнять – ваше дело. Это может быть одно короткое приключение или гигантский эпос, тут ограничений нет.
Чтобы создать новую кампанию, нажмите кнопку “Create a new campaign” на главной странице сайта или в своём Профиле пользователя.
Для начала вам нужно как-то назвать свою кампанию (в поле Name, которое обязательно для заполнения).
Также на этом этапе можно заполнить такие вещи как подзаголовок, игровая система, текущий статус, префикс/адрес страниц кампании, поиск/приглашение игроков, видимость для других (на бесплатном аккаунте видимость всегда выставлена Public – “для всех”), а также ваше расположение на карте мира (полезно для поиска единомышленников в своём городе и знакомства с мастерами и игроками из своей страны), пункт “Publish”, делающий данные о кампании доступными сторонним ресурсам, версия парсера, код для статистики Гугля (только для платных аккаунтов) и возможность прицепить обновления своей кампании к Твиттеру или Фейсбуку.
Кнопка Create завершает нехитрый процесс создания кампании.
Всё это, кроме названия и префикса, вы в принципе можете заполнить позже, если вам не терпится приступить к чему-то серьезному. Но для тех, кому всё же интересно, что значат и на что влияют эти параметры, скажу о них несколько слов.
Название кампании и подзаголовок можно набрать по-русски и менять в любой момент, когда вам того захочется.
Адрес страницы, или префикс, он же Slug – это комбинация букв, цифр и тире, которая будет “подразделом” вашей кампании на сайте. Например, если вы написали там MyCampaign2010 (без пробелов!), то ваша кампания будет расположена по адресу //www.obsidianportal.com/campaigns/mycampaign2010
И вот здесь русские буквы недопустимы.
Учтите, что изменение названия кампании возможно в любой момент без какого-либо влияния на все остальное, а вот изменение краткого адреса сделает недействительными все ссылки на ваши страницы – будьте осторожны. Внутренние ссылки в вики-формате задаются через псевдоним статьи, также называемый slug, но они не обновляются автоматически при изменении краткого адреса – нужно нажать “редактирование страницы” с такой ссылкой и заново сохранить страницу, чтобы внутренние ссылки перегенерировались.
Игровую систему можно выбрать из огромного выпадающего списка. Помимо очевидного удобства для привлечения читателей – вашу игру можно будет найти в списке игр по этой системе, щёлкнув на название системы на главной странице, – к ней может быть привязан уже готовый шаблон листа персонажа, и тогда вы сможете включить его для вновь создаваемых персонажей и заполнять поля, а не писать всё в текстовом виде. Насколько это удобно – зависит от конкретного листа и от системы.
Статус кампании – это In Planning (Планируется), Currently Playing (Идёт игра), On Hiatus (Заморожено), Completed (Закончено). По этому статусу тоже можно включить поиск/фильтрацию списка кампаний с главной страницы.
Потом, когда кампания создана, можно все эти данные отредактировать, и ещё можно добавить баннер, который будет украшать собой главную страницу кампании.
Вы можете сразу пригласить в свою кампанию игроков, набрав в поле ввода почтовый адрес игрока или его никнейм на Обсидиане, если он есть. Но пригласить их можно и позже (в том случае, если вы уговорите их зарегистрироваться или хотя бы читать ваши разработки). Управление составом игроков происходит на странице настроек кампании.
И всё, что вы в эту кампанию загрузили, на странице настроек кампании можно скачать одним ZIP-файлом. Это называется Download Backup, но это не то чтобы полноценный бэкап, который можно было бы заливать обратно на Обсидиан в случае обрушения – нет, но в архиве лежит XML-файл, который можно открыть в браузере и получить локальную копию ваших данных. В любом случае, это лучше, чем никакого бэкапа.
По результатам тестирования функции бэкапа – не сохраняются предметы (но они вообще недавно добавлены как отдельная категория, так что, надеюсь, это скоро поправят), картинок нет, страницы вики, блога и персонажей скачиваются нормально, но без разделения на открытую и закрытую часть.
Что мы получили
Хочу напомнить – Obsidian Portal это склад. Хранилище. Это не ресурс для проведения игр (по крайней мере, в бесплатном его варианте, без наличия форума). Здесь мастер складывает материалы. Играем мы где-то ещё, а здесь храним информацию.
На игровых ресурсах обычно практически нет функционала для вдумчивого раскладывания персонажей, инвентаря, локаций, карт, группировки этого всего по тегам и настройки видимости. А здесь есть.
Итак, на главной странице кампании мы видим ряд вкладок, ведущих на разные полезные вещи: там есть вики (вкладка Wiki), есть некоторый весьма незатейливый блог (вкладка называется Adventure Log, что в общем случае неверно), раздел Characters (персонажи), Items (предметы), Maps (карты), Forum (не работает в бесплатной версии) и Comments (где любой желающий может оставить вам комментарии).
Вики – что в ней есть
Для всех вики-страниц кампании (в том числе страниц персонажей и предметов) на Obsidian Portal реализована гениальная вещь – у страницы есть открытая часть, есть часть только для мастера, и можно всю страницу сделать “только для мастера” установкой одной галочки.
Guns_n_Droids: В то же время, самостоятельный тэг разметки “видно только мастеру” был бы лучше и удобнее, нежели полностью дополнительная страница. К тому же не вполне понятно, где нужно писать, когда страница подвешена в GM only – в обоих полях, или только в одном.
R2R: Если ты вообще не собираешься открывать эту страницу игрокам, пиши где угодно; если собираешься, но хочешь показывать не всё, то будущую открытую часть пиши в общее поле, а то, что сов.секретно, в “для ДМа”. Про “видно только мастеру” – было бы хорошо, да.
На каждую вики-страницу можно навесить теги, в том числе по-русски. Потом эти теги можно редактировать, и по ним можно ориентироваться – полный список тегов кампании появляется в правой колонке.
Вики-страницы поддерживают несложную внутреннюю вики-разметку (ссылки, жирный шрифт, курсив, выравнивание, заголовки разных уровней), которая вставляется кнопочками над полем редактирования либо, если её выучить, вручную.
Можно вставлять HTML, тоже несложный.
Вот на этой странице рассказывается (по-английски) про всякие полезные функции и хитрости – добавление карт с собственными отметками, фонового рисунка, таблиц, скрытого текста.
//www.obsidianportal.com/campaign/sanction/wikis/tips-tricks
То есть, на мой взгляд, у Обсидиана хороший баланс между “что я делаю сам” и “что для моего удобства сделали другие”. Базовых функций хватает для основных задач, а если кому-то нужно нечто более продвинутое, доступны HTML и CSS.
Блог кампании, он же Adventure Log – это обычный блог с минимумом функций. Поддерживает точно такую же несложную разметку, и его отличие от вики – то, что страницы в нём расположены в хронологическом порядке. Удобно, например, для публикации новостей кампании, неудобно для ведения хроники событий, рассчитанной на чтение от старых записей к новым, потому что порядок записей в блоге обратный.
Записи в блоге можно комментировать.
Персонажи и предметы
Население мира вашей кампании, а также принадлежащие им материальные объекты вынесены в отдельные категории страниц, и для них в меню кампании есть свои вкладки.
Для страницы персонажей можно задать, помимо имени персонажа, краткого названия и описания, ещё статус – PC или NPC, виден всем или только мастеру. И там тоже есть поле “информация для ДМа”.
Подробную информацию о персонаже заполняем либо в больших текстовых полях ввода (одно под характеристики, другое под описания внешности, характера и жизненного пути), либо в стандартном листе персонажа, если он доступен для игровой системы вашей кампании.
Когда страница персонажа создана (и создание подтверждено кнопочкой Create), можно добавить туда картинку-портрет (растровое изображение, загружается с компьютера пользователя). Персонажа может создать мастер и передать его игроку.
Когда мы создаём персонажа, то задаём ему так называемый псевдоним – как и для кампании, он называется Slug (тоже только латинские буквы, цифры и тире, без пробелов). Это, во-первых, адрес страницы персонажа на сайте, а во-вторых, адрес краткой внутренней ссылки на него с других страниц. То есть, создав в кампании MyCampaign2010 персонажа по имени Бэзил и задав ему псевдоним Basil, мы получим для него страницу //www.obsidianportal.com/campaigns/mycampaign2010/characters/basil
А с других страниц кампании мы можем поставить на него краткие ссылки вида [[:basil]].
Для предметов всё очень похоже. Для них, разумеется, нельзя подключить лист персонажа, и они не могут быть PC/NPC; зато можно выбрать из выпадающего списка тип предмета. В остальном – точно так же заполняем информацию о предмете, загружаем картинку, задаём псевдоним, получаем адрес страницы вида:
//www.obsidianportal.com/campaigns/mycampaign2010/items/longsword
и можем ставить на него внутренние ссылки вида вида [[:longsword]]
Карты, комментарии, мелкие полезности
В кампании есть страница карт (вкладка Maps), туда можно добавить карту кампании (одну для бесплатного аккаунта, до 10 для платного).
В качестве карты можно загружать растровые изображения, вес до 2MB, и они должны быть квадратными (неквадратные автоматически обрезаются до квадрата). Карте нужно задать имя, и она может быть видима всем пользователям либо только игрокам этой кампании. Карты подключаются через движок Google, но там доступны только базовые функции масштабирования и перемещения, а также можно добавить маркеры со ссылками на вики-страницы вашей кампании (но, увы, не на персонажей или предметы).
Если вы хотите лучшей функциональности, или вам нужно больше карт, изображения можно подключать на вики-страницах при помощи тегов HTML, хотя там не будет масштабирования и маркеров.
Инструкция, как это сделать (на английском):
//forums.obsidianportal.com/comments.php?DiscussionID=1251
Guns_n_Droids: Владельцы маломощных компьютеров, будьте осторожны – гуглокарты могут заставить ваш браузер захлебнуться байтами.
Также у вашей кампании есть вкладка комментариев (Comments), где пользователи Обсидиана могут оставлять вам комментарии.
Ещё из полезных возможностей на сайте есть дайсомёт (щёлкаем на картинке с дайсами в самой верхней строке, где главное меню сайта, и появляется всплывающее окошко), в котором можно кидать d6, d8, d10, d12, d20 и d100, нажимая стандартные кнопочки, или набрать в поле ввода строку вида 5d6+3d7 и получить для неё сумму и отдельные значения.
Функционал не такой богатый, как на invisiblecastle.com, но для того, чтоб быстро сделать несколько бросков, вполне годится.
Почему кладбище миров?
На Обсидиане, безусловно, есть интересные, наполненные материалами, красиво оформленные кампании с удобной организацией контента. А ещё там есть множество заброшенных кампаний с 1-2 заполненными страничками. Владельцы многих кампаний так и не нашли в себе силы отредактировать даже стандартную страницу “Добро пожаловать, это заглавная страница вашей кампании! Осматривайтесь и настраивайте её на свой вкус”.
Почему там так много кампаний, так и не продвинувшихся дальше состояния “две странички по два предложения на каждой”?
Дело в том, что наполнение материалом поначалу может быть довольно трудоёмким. Особенно если материалов ещё нет, и пытаешься их придумывать одновременно с наполнением. Или если пытаешься занести туда сразу всё, и видишь, что получилось много почти пустых страниц (тут важно не пугаться и не бросать их, а сказать себе, что они постепенно разрастутся).
И в то же время, когда всё заполнено – это как раз удобно. Характеристики персонажей глянуть, карту, описание локации. Всё под рукой, быстро собирается по тегам.
Удобно записывать там сюжет (и отмечать пройденные этапы, оставлять заметки – что получилось хорошо, что не очень, что не сработало, что в другой раз поменять). Там же хорошо хранить наработки по игромеханике – что кидаем и как считаем в каких случаях, чтобы не искать правила в рулбуках. Ещё я там собираю сводки правил из рулбука на какую-то тему, если в книге они раскиданы по разным главам. И храню в вики-страницах тематические коллекции ссылок.
Описания NPC, локаций и реалий мира удобно создавать как страницы-заготовки, а потом заполнять их по мере изучения их партией. И потом эту информацию можно быстро просмотреть и убедиться, что новая ей не противоречит. Но это в основном полезно для форумной игры.
В целом – если процесс похож на попытки учёта доходов или времени, это часто раздражает. И точно так же люди пытаются поначалу что-то записывать, а потом надоедает, и они это забрасывают.
Если у вас возникли сложности с наполнением хранилища, то, возможно, поможет другой подход, я бы даже сказала – противоположный. Не пытаться создавать для него контент на лету, а собирать там этот контент, когда он уже есть и нуждается в организации, структурировании и собственно хранении.
Из других полезных функций сайта, в лучшую сторону отличающих его от stand-alone и нетематических вики и сайтов – большое сообщество мастеров и игроков, много материалов по играм. Кампаний на русском языке там пока мало, но они есть, и я надеюсь, что их будет больше.
Интересных вам кампаний и никогда не терять свои материалы к игре, созданные нелёгким трудом!
~ R2R