Первое, что Бродяга делает очень правильно, уже со введения — он делает всё происходящее персонализированным. Живым. Переводит происходящее в личное поле читателя, потому что с самого начала пишет о личном, о себе самом. Введение книги – это описание сна, чего-то предельно интимного, запредельно даже. Автор становится живым, близким и Янтарный становится живым, близким, затягивающим. Вот это и есть, «авторская» игра, а не то, чем на инди ругаются.
Янтарный Город
Александр Семыкин
Янтарный давайте встретим по обложке. Она во-первых показательна, во-вторых тематична, в-третьих ну, она просто ладно скроена. Книжка вся в янтарных тонах, выглядит немного старомодно, тепло и лампово, ну и в каких ещё цветах оформлять книгу о янтаре, право. Оформление кажется настолько уместным и неотъемлимым, как… как всё остальное в книге, вообще-то. Просто здесь ровно все части подогнаны друг под друга и под авторскую задумку, всё получилось очень гомогенным. Обожаю это словечко, один из серьезных комплиментов, в моем понимании. Так вот ЯГ гомогенен и оформление, одежка, делают именно то, что должны: создают настроение, именно такое, как нужно. Как и введение. Теплый коричневато-оранжевый, переходящий в серый: янтарь, степь и лисья шкура. Книга иллюстрирована и тут качество преобладает над количеством как раз в нужной пропорции, рисунков не много, но они хороши. Скажем, они уместны — художник в паре мест не Малевич, но и атмосфера города и стилистика книги проявляются в них очень, очень хорошо. И ещё у Янтарного есть карта. Буду честен (я, конечно, всегда честен,но), карта меня покорила. Она, угадали, гомогенна. Минимализм, тонкие черные линии, теплый, ламповый, янтарный. Я эти три слова бы вообще бы на четвертой странице обложки написал, как вот знаете, на бестселлерах пишут рецензии от Нью-Йорк Таймс и всяких авторитетных писателей. Карта придает атмосферности, карта — это архиполезный инструмент для игроков и ведущих, а ещё карта — это очень внятный ограничитель мира игры. Всё здесь происходит в одном, затерянном в степи городке и весь этот мир можно уместить на листе бумаги. Нет никаких слепых ‘there be monsters’ пятен, потому что нет ничего за пределами города, внешнего мира нет, карты нет. Это ключевая особенность всей книги — она очень цельная, во многом потому, что не стремится объять всё. Это книга о Янтарном и его снах. Не нужно ничего больше и нет ничего больше — и так и должно быть, потому что во сне вы не часто задумываетесь, что там, за границами вашего сна.
В общем, я увлекся. Кажется, если вы взялись читать этот обзор, вы видели, наверное, аннотации к книге, но все же. Итак, Янтарный Город — книга про маленький городок, где-то в степи и когда-то в 1920х. В этом городе добывают янтарь и смотрят сны, а ещё, разумеется, совершают преступления и расследуют их. Выходит игра в СЫЩИКа, в смысле детектив, в данном случае — практически кози, плюс легкий налет мистики. Вам предстоит стать простыми жителями Янтарного, которые будут поддерживать в этом теплом и ламповом месте, собственно, тепло и ламповость. Принадлежность героев закономерно проистекает из мира — они не профессиональные детективы, потому что полиции в городе попросту очень немного, много не нужно, они и не совершенно случайные люди, которым просто не повезло прочесть не тот Некрономикон, они — жители этого городка, которые могут быть полезны. Сохранить, я повторяю, теплоту и нужное освещение. Кстати, я бы, скажи мне кто-то трижды подряд, что у нас тут рай, был бы уверен, что всё это точно враки и скоро всё тайное вылезет наружу и начнет кусаться. Хотите забавное? В городе и сеттинге есть второй слой, да, монстры вылезут из-под кроватей и будут кусаться, а Янтарный всё рано останется теплым и ламповым. Ну, имеет все, все шансы остаться — разумеется, играть в него, как в сайлент хилл тоже можно, легко и непринужденно. Вокруг сайлент хилла тоже ничего нет же 😉
Эта эстетика маленького городка, она делает три четверти всего очарования игры, конечно. И потому что маленький городок создает ту самую замкнутую систему, которую Бродяга с таким тщанием выстроил и потому что она, кажется, здорово непривычна средневзвешенному читателю. Ролевые игры — хобби мегаполисов все же больше, а тут уездный городок.
Давайте немного о том, что же есть в книге. Мне случилось тестировать Город ещё до того, как это стало модным, с тех пор он стал много фактурнее. Люди, места, жизнь, как таковая. Ну, это-то не бозон Хиггса само по себе, основная работа между плейтестом и релизом это наполнение всех, оказавшимися годных, элементов мясом, фактурой. Вопрос в том, как это будет сделано, как соблюсти баланс между сочными деталями, оживляющими место и маленькими детальками, которых как бы и нет, но в которые хочется играть. Баланс между наполненными местами и пустыми — это вопрос художественного вкуса автора. Наличия этого вкуса, я имею ввиду. В Городе здорово соблюден этот баланс вещей, которые есть и которых нет — чем город живет, работает, чем спит и отдыхает, а разбросанные там-сям мелочи, о которых ты не думал,но которые вписываются в картину безупречно. Беспризорники, сформировавшие свое маленькое сообщество, переплетение рабочих с комбината, добытчиков янтаря и степных чующих, кофеенки и ночь загадок… Первое, конечно, это мой личный кинк, а в последних двух я откровенно различаю омаж «Дома, в котором…», но речь о том, что Янтарный выходит удивительно пластичным. На плейтесте я делал из него «Лабиринт Фавна», сейчас вот, чтоб далеко не ходить, представил, как сделать Сайлент Хилл, каждый второй видит влияние «Мора. Утопии» — тут уж что кому снится, знамо дело, просто если в книге угадывается столько разных источников вдохновения — это хорошая книга, значит. Тут, при желании, даже WtA вдалеке можно рассмотреть, хотя это, конечно не они, это Александр Семыкин и Марк Рейн-Хаген один мифопласт курили с разных концов. Большой, подытожу, объем работы был проделан — много разных ингредиентов, совмещенное в одну гомогенную (вот оно, вот опять это слово!) грезу.
Наверное, стоит сказать немного о том, как книга обращается со своими сценическими тросами и софитами — то есть с механикой. Бродяга очень любит СЫЩИКа и детектив, как жанр. Правила СЫЩИКа-то пересказывать я тут не буду, они работают тут так же, как в Ктулху, Эзотеррористах и всем остальном. Добавилось несколько специфичных навыков (для работы с травами и снами), но это не слишком важно. Самый сок этой части в том, что написано во вставках и в рассуждениях о жанре. Вставки попросту очень хороши. Не могу уже привести какую-нибудь особо показательную, но мне кажется, что когда я, помните, в начале обзора говорил, что Город останется теплым и ламповым, даже когда степь встанет на дыбы и воды Крахоса сделаются горьки, кажется этот эффект достигается вставками об использовании механики. Чудо, не иначе. Советы говорят как держать в руках именно эту игру и именно этот город. Начинают с него, а не с самой по себе механики, которую нужно сделать чуть поянтарнее. Это и есть тот прием, который погрузил меня в Город вот, со введения и не отпускал до конца. Этот город приснился автору и он предлагает нам этот сон. Именно его, а не «поиграйте-ка в гамшу, в этот раз про электрическую активность мозга во сне и маленький населенный пункт в степи». Ну и вставки просто очень вкусно написаны.
И ещё одно. Анатомия детектива. Советы по вождению детектива как такового. Это вот — та часть книги, которая не янтарна сама по себе, это прост очень хорошая и подробная компиляция советов о том, как придумывать детективы и хорошие истории. Тем, кто не сдюжил прочесть МакКи, или Фрея, или хоть модного Митту в подлинниках раздел читать обязательно, желательно с карандашом, потому что это — блестящая компиляция, её можно почитать саму по себе (я бы вообще выложил её в интернете самостоятельно), она сбережет вам неделю времени на чтение более обстоятельных материалов о придумывании детективов, бесценно, в общем.
На чем закончить, если уже очевидно, что книга покорила меня без остатка? Она, на момент обзора, не вычитана. Ну, опечатки, мелкие ошибки, это вот всё. Их не много, Бродяга отличается безусловной грамотностью, но недочеты есть. Возможно стоит добавить несколько пояснений — например имена степняков позволяют, иногда, запутаться, идет ли речь о мальчике, или девочке. Я, кстати, считаю, что это классно, модно, молодежно, но кажется, там где речь идет о ключевых фигурах города определенность не повредит.
Это все не повод ждать с покупкой до исправлений — насколько мне известна политика Студии – исправленную версию они раздадут купившим, пдфки-то менять не сложно. Ну а исправленная версия будет ужасно скоро, потому что будет печатная. Полноцветная печатная, в твердой одежке, в смысле обложке. Ну вы помните, почему я начал с одежки — книга прекрасна и прекрасно оформлена.
Янтарный Город — блестящий детективный сеттинг. Он тщательно обработан, он красиво переливается, он живой и другого подобного не найти. Именно таков янтарь, добываемый из-под Лисьего Хребта. И ещё он дарит своему обладателю неотличимые от реальности сны. Драгоценность.
Cobb: Dreams feel real while we’re in them. It’s only when we wake up that we realize something was actually strange.
Inception