Макабрический ренессанс – обзор от Кейла Сандерса

Основное чувство, с которым я открыл Макабрический ренессанс (в оригинале — Ultima forsan) — это удивление. Что характерно, удивление — приятное. Но, давайте обо всем по порядку.

Ultima forsan

Моро Лонго и Джузеппе Ротондо

 

Я не знаток саважных (сделанных для Дневника Авантюриста) сеттингов.Разве что нашу же Красную Землю люблю ценю и практикую. КЗ неизбежно сделалась первым, и с ней я часто буду сравнивать Ультиму. Вторым сеттингом для сравнения стал unhallowed metropolis (инди про зомби и альтернативную историю  в антураже gothic steampunk ) а третьим, уже во время прочтения, всплыло 7th Sea. Седьмое Море авторы различимо любят и им вдохновлялись — успешно, качественно и многое, кажется мне, сделали даже лучше.

UF1

Про сеттинг

В двух словах: в XIV в Европе случился конец света в виде зомби-апокалипсиса и всё пошло иначе. Местный зомби-апокалипсис природу имеет алхимическую, это в смысле, что мертвецы отказались умирать не по воле небес, а как результат дел вполне мирских, но поскольку всё происходит в пятнадцатом веке, термин «техногенная катастрофа» немного неуместен. Те мертвецы, что уже были похоронены, вставать не стали, но и без них ничто не помешало чумным ордам смести с лица тогдашней Европы всю, собственно, Европу. Рим пал, Венеция пала, Париж пал, Лондон пал, в общем, всё очень плохо. Жалкие останки непобедимого рода человеческого попрятались за немного уцелевших высоких стен (вот Флоренция уцелела), переплыли пару глубоких морей (жители Венеции массово бежали на Крит), потихоньку утерли кровь и слезы и развели реконкисту. На момент начала игры кругом 1514 год и эпоха Возрождения началась почти по графику — только термин «возрождение» нужно теперь понимать совсем буквально.

Да, если кто не в курсе: я вот вовсю сыплю итальянскими топонимами — Флоренция, Венеция, Рим — так это потому, что писали игру итальянцы. Это немаловажная деталь и серьезное достоинство, так что отсылки к Возрождению сделаны с умыслом.

Итак, человечки немного поняли, с кем имеют дело, научились засыпать тела известью (от сжигания было больше вреда, чем пользы), стали мыть руки перед едой, открыли порох и топор (в смысле, достигли изрядных высот в медицине, (ал)химии и инженерном деле, до которых, если бы не риск полной экстерминации, росли бы ещё века три), в общем, какие выжили – те до старости живут. Европа стала совсем другой, причем – совершенно закономерно другой. Вот папский престол в те часы был где? Вообще-то, в Авиньоне, во Франции. Католическая церковь правомерно вскричала, «Dominus nobiscum!», и теперь там новая Священная Римская империя и инквизиторы с мечами наголо. Во Флоренции гениальный да Винчи проектирует примерно то же, что проектировал в жизни (вы все видели эти гравюры), но на самые дикие задумки появился спрос, спрос принес с собой деньги и в общем, всё заработало, Теперь Леонардо и Николо (Макиавелли) сделали из Флоренции твердыню, устоявшую против мертвецов, ввели по всему миру (сколько там его осталось) флорин, как твердую валюту, флорентин, как международный торговый язык (современный нам с вами итальянский построен на базе флорентийского наречия, между прочим) и, в общем, с горем пополам справляются кое-как. Венгерское королевство живет под властью короля, который Нечист, дворян, которые Нечисты, населено Нечистыми эмигрантами беженцами отовсюду и вообще земля страшных бледных колдунов, некромантов, еретиков и всяких других ненадежных элементов. Нечистые — это генетическая мутация, проявившаяся от переизбытка Чернил в мире. Чернила… Нет, довольно, я сейчас всю книгу перескажу взахлеб. Книга вводит фантастическое допущение (синтетического происхождения вирусное вещество) и дальше от этого допущения пляшет, соблюдая ритм.

Собственно, сравнение с Теей пришло мне на ум именно здесь — наверняка авторы знают и любят книги Джона Вика. Каждая значимая часть Европы была модифицирована и подробно описана, в неё интересно играть и Англия не похожа на тевтонские княжества, а Пиза на Гранаду. В довершение — за океаном жизнь и свои «пиратские нации» (без такого акцента на пиратах разве что) тоже есть. Авторы, конечно, не получали миллион денег на кикстартере, но создается четкое ощущение, что у Лого и Ротондо задумок ещё на полтора десятка книг, и мир они могут проработать даже и получше Вика. Посвежее, так точно: там, где средневзвешенный американский автор написал бы развесистую клюкву с силовыми доспехами и папоимператором, там, где хороший американский автор (тот же Вик), сделал бы винегрет из крутых, но не очень оригинальных штук, то итальянцы… Нет, здесь тоже есть паладины святого Гальгано в поверарморе, а на святом престоле сидит папоимератор — но каким-то чудом сохранен баланс, между крутецкой крутотой, паровыми экзодоспехами, работающей алхимией и… исторической достоверностью, что ли. Да, это — «быстро-весело-брутальная» Савага, а не Pendragon или Ars Magica, но сеттинг с зомби в ренессансной Европе вышел на удивление достоверным, Видимо, в силу того, что Ультиму писали итальянцы о собственной родине и знаковом периоде её истории. Ну, как “Штаб Духонина” знали, о чем писать про революцию 17 года (а то вон EA Games понафантазировали про тот же период в своем вбоквеле Assassin’s Creed например…) Конечно, корник должен задавать и задает именно общее впечатление и дает тот необходимый минимум, с которым можно начать играть. Возможно, к региональным книгам у меня возникло бы больше претензий и обоснуев там меньше… Пока не знаю — вот прочту толком Макабрическую Русь и пойму. Вообще же — Раннее Возрождение доведено до технического уровня Высокого и отличия от Седьмого Моря остались чисто дизайнерские. Ну и ещё, там, где Море «из коробки» — веселенькое и диснеевское, как Джек Воробей, то Ультима — мрачная и травмоопасная, в коробку для этого специальные инструменты положены. При этом обе игры докручиваются до настроения друг-друга всего лишь легким движением руки — играйте во что хотите.

Да, и маленькое отступление для тех, кто среагировал на едва ли не демонстративно-ЛГБТшные маневры Вика. В Ультиме есть, например, Гранадский султанат, или Тмутаракань (Матрега, реально существовавший населенный пункт на косе, между Черным и Азовским морями), где подобные нравы уместны и просто есть — но именно просто есть. Ультима очень тактична в этом отношении, без откровенной пропаганды ни в ту, ни в другую сторону, что оказывается несомненным достоинством. При этом, опять же, “всё пошло совсем не так” – но исторические реалии не нарушены, женщины-правительницы, однополые отношения и нравы — ровно такие, как должны быть в каждой из представленных культур. 

 

Про механические дополнения

Разумеется, одним сеттингом книга не ограничивается. Структурно это рулбук по саваге, то есть после вызвавших моё восхищение полусотни страниц о сеттинге, нам расскажут, последовательно, кем играть, во что играть, как играть именно в это и кого бить, чтоб стало хорошо (или плохо, в зависимости от настроек).

В разделе снаряжения можно снарядить ведьмака, чумного доктора в модной маске с клювом, или (У)ОБЧР — умеренно огромного боевого человекоподобного рыцаря — это помимо типичных для того времени шмоток. Ассасина «как Эцио Аудитторе» с выкидным катаром получить тоже можно, да, учитывая, что в игре можно оказаться что в Англии, что в Крымском султанате — смотрится вполне цельно. Одним словом, игра довольно легко настраивается по шкале от кинематографичности, до сурового реализма (стрелы кончаются, от ран развивается даже не гангрена (гангрена — для слабаков!), а заражение Чернилами) и у вас есть механизмы, чтоб делать происходящее как тяжелее, так и легче. Причем, я замечу, механизмы эти даны скорее в духе rulings, not rules — игра «на выживание» хорошо б, чтоб включала вот такие вот моменты, а развесёлое спасение кронпринца Влада от зомби — такие. Прописано всё это очень цельно, как двигать бегунок реалистичности написано отдельно, в остальном же таблицы одни на всех, что хочешь, то и собирай. Это то самое место, где Дневник Авантюриста и бьет, как по мне, Unhallowed Metropolis, куда менее гибкий, хоть и, де-юре, куда более инди.

Из существенных отличий в базовой механике Саваги стоит упомянуть, что здесь нет Пунктов Силы, что мгновенно сделало игру менее «фэнтезийной». Есть алхимики и безумная наука (объясненные в псевдонаучном ключе), и ведьмовство, которое по большей части объясняется трюками и фокусами. «Огненная стрела», выполненная ведьмой — это, скорее всего, кинутый из рукава горючий восковой шарик, или что-то вроде того. Магии «потому что я — Избранный/поклоняюсь Сотоне/потомок эльфов/etc.» в игре нет.

Зато есть несколько таблиц «случайных встреч», «содержимого сундуков» и тому подобный штук, на картах, практически в OSR-стиле. Вкупе с rulings, not rules выходит ещё одна степень свободы, сделать игру менее, или более олдскульной. Да, это общее свойство Саважной механики, но тем приятнее видеть её в действии.

Разумеется, есть глава «для мастера», о том, откуда есть пошли чумные отродья и чем, например, вся эта история может завершаться, но о том я, конечно, вам не скажу.

uf1-2

Про все остальное

И на прощание, пару слов об оформлении самой книги. Гравюрные элементы, арт в стилистике XIV века (честно, не знаю, что нарисовано (или дорисовано) специально для книги, что — взято из общедоступного культурного наследия (гравюрки с хтоничесими мотивами, библейской обнаженкой, рогатыми диаволами и скелетами были и в реальной жизни крайне популярны), но глядя на книгу делается понятно, что авторы свою тему знали, умели и вложили эти знания даже в оформление.  Ренесанс вышел вполне макбрический. Опять же, уровень Красной Земли, делавшей малыми силами много шика взят.

Я напишу чуть позже о Макабрической Руси — вдруг там всё плохо и «ни мышонок, ни лягушка» на каждой странице, но пока уровень крайне высок, глаз радуется и тянет сыграть, честное слово.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *