13 и 14 мая в Новосибирске прошёл шикарнейший geek-фестиваль PopCorn-2017. Дракончик, в лице одного из своих представителей посетил это чудесное мероприятие и беседовал со многими людьми. Результаты этих бесед вы скоро сможете прочитать на нашем сайте, а сегодня у нас интервью с Ильёй Серебренниковым, главным организатором этого действа.
RNR: Ну, расскажи, что тебя сподвигло организовать такое?
Илья Серебренников: Ну смотри. У нас тут, в Сибири, в определённом плане болотце такое – ничего не происходит, разве что в наших любимых настольных ролевых играх, а больше особо нигде. Поэтому мы, в общем-то, не можем ожидать, что у нас появится кто-то прикольный и расскажет про то, что он делает. Ну а мы все хотим это видеть, ведь такое есть, по большому счёту, только в Москве и в меньшей степени – в Питере, а до Урала это уже не докатывается. Ну а в Сибири ничего такого нет, вот я и захотел что-то подобное.
RNR: А то выглядело это [организация фестиваля] очень спонтанно, как будто тебе в конце марта пришло в голову это запустить, в начале апреля попёрла реклама, и вот мы здесь. Просто, люди не то чтобы жалуются, но очень многие просто не знали, что вчера и сегодня в Новосибе вообще что-то подобное происходит.
И. С.: Да, к сожалению, это правда. Смотри, как было дело. На одном из Table-Top’ов [Илья – один из организаторов серии ивентов Table-Top Day, мини-конвентов, посвящённых НРИ, варгеймам и настольным играм, проходивших в Новосибирске несколько лет подряд] возникло обсуждение, что было бы классно организовать здесь, в Новосибирске, что-то вроде КомикКона, потому что, мол, это должно зайти. И вот тогда мы решили это сделать, пробовали несколько раз, участвовали в фестивале “ИгроКульт”, пробовали сами, но как-то не складывалось. И вот, в какой-то момент я, чтобы собраться, пошёл на курсы МВА, свёл там из студентов команду людей, мы быстро накидали первичный бизнес-план фестиваля. Потом я позвал в команду организаторов Table-Top’ов – они все присоединились, за что ребятам отдельное спасибо! В итоге, уже в декабре мы плотно работали, в январе занялись визуалом и оформлением – я, кстати, считаю, что визуальное оформление у нас вышло в чём-то даже более комикконовое, чем КомикКон. Причём фестиваль у нас рассчитан не на гиков, прежде всего, а на обычных людей. Мы говорим гостям “Гики классные, и ты тоже можешь быть таким. И мы знаем, что ты этого хочешь!” Потом у нас были долгие переговоры с площадкой, у нас было всё готово, но мы не могли выкатить анонс, пока не определились с местом проведения. И вот, когда нам 7 марта “Экспоцентр” сказал “Всё, договорились”, мы тут же запустили процесс. Но, да, рекламы мало – буду честен, нам не хватило финансирования =\ С инвестором мы, к сожалению, не договорились, спонсоров подтянуть не удалось, так что всё делается на собственные средства. Зато мы не сбежали от ответственности, дожали всё до конца и фестиваль получился =)
На самом деле, если бы фестиваля не вышло, это бы закрыло “дорогу” подобного рода мероприятиям ещё лет на пять – а так, глядишь, в следующем году и спонсоры появятся, и Минкульт области поддержит…
RNR: А вообще, много было трудных моментов при организации?
И. С.: Вообще, было достаточно не слишком приятных вещей – я сам, например, клеил афиши фестиваля по городу и раздавал флаеры, – к сожалению, мне не удалось найти человека на эту задачу, и это не единственная ситуация такого рода, к примеру дизайн маек и баннеров делал тоже я, при том, что я – не профессиональный дизайнер! С другой стороны, зато футболки яркие и выделяющиеся, а стена, которая встречает людей на входе [огромный чёрный баннер, на котором любой гость может белым маркером написать что-то своё, смотрится очень зрелищно – прим. Дос] просто зашла “на ура”! Эта штука целенаправленно задумывалась как стоппер, и свою функцию она выполнила на все сто! Кроме того, мы её после фестиваля снимем и будем хранить до следующего года.
Что касается остальных организаторов, то народ у нас классный, все титаны, можно сказать – что Даша, которая на себе тащит очень многое [Дарья Томко, занималась маркетингом и вопросами сотрудничества], что Рома [также известный как Wizzard Rick, наш бывший главный редактор, главный координатор фестиваля], который работает по 16 часов, два часа в дороге, час спит, час ест, и ещё 4 часа занимается фестивалем.
В общем, я хожу и смотрю на происходящее, и мне всё очень нравится – фактически, весь фестиваль составлен именно из тех вещей, которые я хотел на нём видеть.
RNR: Это, кстати, классно – особенно если ты видишь именно то, что хотел видеть.
И. С.: Да, фестиваль получился именно таким, как мне нравится. Да, это именно такой, пилотный выпуск, который работает именно как пилот в плане привлечения людей. Уже сейчас понятно, что мы пойдём на “второй сезон” – обязательно будем делать такой же фестиваль в следующем году!
RNR: Вот как у тебя по ощущениям – кроме того, что всё классно и здорово, ты видишь вот сейчас, на второй день, какие-то моменты, которые в следующий раз делать не будешь? Например, этих больше не пускать, Playstation посадить в угол посветлее и так далее?
И. С.: Да, кстати, хоть и мы и шутим на тему “пересадить” – те же Playstation в данном случае просто молодцы, они привезли классный VR, который здесь на фестивале любой желающий может попробовать совершенно бесплатно, и остальные VR-щики, которые к нам просились, узнав про Playstation, просто развернулись и ушли, потому что сказали, что не смогут вывезти на том же уровне. Мы вообще стараемся сделать как можно меньше платного – по сути, платные у нас только грим, картинки на Аллее Авторов и остальная ярмарка – причём у меня есть ощущение, что остальную ярмарку мы провалили, уж больно кислые лица у продавцов. С одной стороны, их можно понять, а с другой стороны есть ощущение, что, может быть, ярмарка не особо и нужна, будем думать о её необходимости уже в следующем году. Так получилось, что Аллея Авторов распродалась почти вся, я видел, что художники сидят и лихорадочно дорисовывают какие-то эскизы, в которых есть потребность, а вот “ярмарочники” скучают. Так получилось.
RNR: А можешь подробнее про Аллею Авторов?
И. С.: Да. Там собрались разные ребята, которые удачно сплелись в творческий союз и им реально очень хорошо! Томские комикс-блогеры, Negrasovanie, Филипп Соседов из Питера, который представляет свой комикс “Пантеон”, Вика Молоко – вот они все вместе летели в самолёте, и, как я понял, там все перезнакомились, и здесь продолжили. Плюс, к ним “влип” видеоблогер Коммандер – который появился достаточно неожиданно даже для нас – он сделал публичное обращение через сеть, что готов к нам приехать, мы так же публично ему ответили, что рады будем его видеть, завязалась переписка, и вот он здесь =)
В общем, всё очень хорошо – вот если, например, на Table-Top’ах довольно много времени у меня уходило на решение всяких проблем, то здесь, что очень приятно, такого не было. Да, мы сталкиваемся с какими-то мелкими претензиями, но проблем большого масштаба у нас нет. Самая большая проблема – это несогласованность звуковых эффектов с разных площадок, но, опять же, мы довольно оперативно всё разрулили – перенаправили звук и всё стало нормально. У нас была между первым и вторым днями планёрка, и мы быстро решили все мелкие организационные проблемы. И то, начинаешь решать что-нибудь, а оказывается, что проблемы и не было. Например, у нас продавец попкорна жаловался, что сидит далеко от входа и просил его пересадить, а когда мы уже решили, куда именно его пересадим, он сказал, что, мол, всё норм, народ расчухал, где он, и у него попёрло. И это не единственный пример, когда проблема решалась сама, фактически до нашего вмешательства. Так что. можно сказать, что вот прямо сейчас у меня нет непосредственных задач на фестивале, я могу ходить по стендам и отслеживать мелкие косяки.
RNR: Вот это очень классно, кстати, когда действительно есть возможность отслеживать в реальном времени.
И. С.: Ага. Ещё я до сих пор стесняюсь фотографироваться с косплеерами, хотя надо – а то они ходят одинокие и неприкаянные, выходят в фойе, и здесь с ними радостно кидаются фотографироваться участники другой конференции, которая проходит этажом выше, а вот внутри этого почему-то никто не делает.
RNR: Да, я тоже это заметил. Лично у меня есть предположение, что это всё от того, что основное “ядро” сибирских косплееров – одни и те же люди, которые катаются по всем окрестным городам – Новосибирск, Екатеринбург, Кемерово, Новокузнецк, Красноярск – и у людей взгляд несколько “замылился”. Вот, например, вчера была девочка в косплее Witchblade – такую у нас ещё не видели ( как я потом случайно узнал, это была известная московская косплеерша Кристина Финк – прим. Дос), а тех же Харли Квин, например, у нас целая группа, они устраивают совместные ивенты и фотосессии.
И. С.: Да, может быть. С другой стороны, у нас же не фестиваль косплея, а соответственно, косплееров тут не так много – а их реально тут не так много, мы ждали, что их будет больше, ожидали, что люди, которые не прошли на конкурс косплея, просто придут сюда в костюмах ради собственного фана – а они не пришли =( Мы-то ждали много гостей в костюмах, рассчитывали, что люди придут просто тусить – но вот как раз “просто тусить” у нас в Сибири народ не умеет. Все привыкли, что если ты идёшь на косплей-фест – а у нас в Сибири есть очень хорошие косплей-фесты, тот же КомикКон в Красноярске, например – то ты ожидаешь, что будешь сидеть 6-8 часов с перерывами, наблюдая за дефиле на сцене. Мы же сцену, как ты мог заметить, почти не используем, у нас очень много активности на стендах, так как мы считаем, что стенды важнее. Но вот народ у нас как раз привык, что раз на сцене что-то происходит, то надо бежать смотреть, а вот просто тусить, общаться с участниками, вливаться в происходящее у народа получается со скрипом. Вот вчера проходил отборочный смотр косплееров, для сегодняшнего конкурса, мы специально его проводили в отдалении от основных стендов – так там в помещение, где он проходил (а это комната площадью не больше 400 квадратных метров), умудрилось набиться чуть ли не тысяча человек, люди натурально сидели друг у друга на головах – потому что это очевидный и знакомый формат мероприятия.
Но ведь когда участник зазывает гостя к себе на стенд, стремится втянуть его в ту движуху, которая на стенде происходит, поделиться с человеком тем, что ему нравится делать самому – это же здорово! Очень приятно, что народ у нас тут [участники] делают всё от души, а не в стиле “мы аниматоры, пришли сюда развлекать казуалов” – участник сам должен получать фан, а не идти на фест, как на работу. Но, с другой стороны, гость ведь тоже должен быть готов к тому, что его во что-то такое вовлекут, а сейчас у нас пока гости, в основном, боязливо смотрят по сторонам, не очень понимая, что кругом происходит и что ему с этим всем делать. Возможно, это и есть наша местная специфика, когда люди привыкли на выставках и фестивалях смотреть, но не трогать – если на косплей-фестах атмосфера более непринуждённая, и все в той или иной степени друг друга знают, то здесь, когда сидит один незнакомый человек и идёт второй незнакомый человек, очень непросто это изменить. Но, постепенно, это получается, так что можно смело сказать, что у нас цель фестиваля – создание некоей цельной тусовки!
RNR: Вот кстати. Я, разумеется, здесь всё рассматриваю с точки зрения НРИ и сопутствующей тематики, но мне действительно интересен один момент. Я заметил, что в зону настолок народ идёт весьма активно – в сравнении с той же ярмаркой, кстати – и мне стало интересно: как вообще народ с разных стендов друг с другом взаимодействует?
И. С.: Движуха нормальная есть. Ещё с Table-Top’ов мы заметили, что если сводить форматы, то народ с разных стендов легко и непринуждённо начинает ходить друг к другу – НРИшники сидят у варгеймеров и двигают солдатиков, и наоборот. И здесь мы наблюдаем ту же картину – участники не только заняты своими стендами, но и ходят посмотреть на других. Мы, со своей стороны, это только приветствуем, наше единственное условие (и оно, по большому счёту, относится только к Аллее авторов) – чтобы стенд не переставал работать, или, на худой конец, чтобы там вместо участника сидел волонтёр, который мог чётко сказать, куда и насколько надолго ушёл владелец стенда. Вот. По настолкам и НРИ, на самом деле, ты меня утешил, потому что мне казалось, что там всё несколько блекло.
RNR: Ну, сегодня заметно больше людей в зоне настолок, чем вчера. А стенд НРИ – там вообще (неожиданно даже для самих организаторов стенда) идёт непрерывный тугой поток посетителей, Колесинский [один из организаторов стенда НРИ на фестивале] буквально ощущает себя прикованным к пулемёту, настолько там многолюдно.
И. С.: Да-да, мы ещё на Table-Top’е разработали эту систему – собственно, Колесинский и разработал – и это очень круто. Да, конечно, в этих мини-играх случаются иногда казусы при сведении персонажей, но в целом это очень удобный формат игр для тех, кто вообще об НРИ ни сном, ни духом, и он даёт полное понимание того, что происходит. Мне очень нравится ещё тот факт, что в этих мини-играх нет или почти нет кубиков, поскольку я не спорю, что система и механика имеют значение, но в данном случае они глубоко вторичны и не нужны для погружения человека в происходящее.
RNR: Ну да, мне вчера удалось сравнить игру от Макарова и игру со стенда, и могу сказать, что там есть, что менять, но в целом для больших мероприятий вполне подходит.
И. С.: Вообще, хочу сказать, что для нас НРИ-секция – штука именно “для себя”, потому что, в отличие от, скажем, киберспортивной арены, она не слишком привлекательна для гостей, но мы её очень любим, потому что, как ты знаешь, мы и сами, в первую очередь, НРИшники… Дурацкое слово, кстати, мне не очень нравится, как и корявая аббревиатура ИНРИНРЯ.. Мы всё-таки предпочитаем термин “ролевые игры” – одни с кубиками, другие на полигоне – мы их нормально разделяем. И для нас очень важно, с одной стороны, чтобы это присутствовало, а с другой стороны – чтобы это шло в массы, и очень круто, что людям это интересно. Ну и, совершенно не удивительно, что люди, которые пришли сюда, купив билет, легко в это включаются и с интересом в этом участвуют – и для нас важно, что эти люди есть.
RNR: Кстати, а что ты можешь сказать про шоу-игру? Я, к сожалению, не застал.
[В рамках PopCorn проходило несколько шоу-игр на сцене – небольших сюжетных зарисовок со специально приглашённым гостем и сыгранной партией игроков]
И. С.: Ну, знаешь, мы, конечно, смотрели, но… Скажем так, я считаю, что шоу-игры, в целом, были провальными по ряду причин. Во-первых, всё зависит – не будем сейчас говорить о сеттинге/системе – от гостей. Мы позвали достаточно звёздных гостей, но если бы мы собрали партию чисто из них, и зазвали бы их фанатов на это посмотреть, было бы лучше. Сам формат классный, я его предлагал ввести ещё несколько лет назад – но хотелось бы гостей и участников в костюмах, как минимум, для большей наглядности происходящего. Плюс, опять же, либо это ориентировано на фанатов звёздных гостей, либо это ориентировано на любителей НРИ – но тогда это должны быть совсем другие гости, кто-то “звёздный” c этой точки зрения, с характерным стилем, чтобы это было что-то вроде показательного вождения – взять того же Тена, или Илью Акулова, если говорить о местных игроках-мастерах. Должен быть или “звёздный” состав, или люди, которые просто могут сделать шоу на сцене, просто потому, что они так играют – и, фактически, делают такое шоу на каждой своей игре. Здесь же, честно говоря, было довольно квёленько, на мой взгляд. Мы с моей партией когда это обсуждали, пришли к выводу, что надо было сделать что-то, что хорошо бы смотрелось на сцене, и уже упоминавшиеся костюмы тоже были бы не лишними, вот.
Во-вторых, вся прелесть этого формата в том, что он происходит у тебя на виду, и должен быть какой-то интерактив со зрителем. Было бы неплохо ввести какую-то систему голосования или поддержки понравившихся игроков (вроде бонусов бросков для тех, кто набрал больше всего голосов), а также какую-то возможность для зрителей влиять на происходящее на сцене – вплоть до ротации игроков.
Может быть, мы попробуем этот формат откатать в той же “Башне мага” [на данный момент – основной клуб НРИ в Новосибирске] просто на выходных – собрать тех же НРИ-шников и посмотреть, как им самим нравится такой формат, достаточно ли информации о нашем хобби он даёт зрителю, или нет. Мне кажется, что если это проработать получше, собрать людей, которые делают именно шоу, то это вообще можно продавать. Шоу-игра действительно тянет на отдельный формат, и можно вести её именно в стиле стримов западных маститых ролевиков, с качественной подачей отыгрыша, с влиянием зрителей на происходящее, чтобы мастера работал не только на игрока, но и на зрителя – для мастеров, несомненно, это будет непривычным опытом, но при должной подготовке должно выйти очень хорошо. Это бы очень хорошо легло на формат конвента. Но вот смотри, в чём нюанс – я тебе сейчас своё видение рассказал, потому что ты спросил, а если они меня не спросят, то я им этого не расскажу.
RNR: Ну, может, прочитают и задумаются =)
И. С.: Было бы неплохо.