Какую PbtA игру выбрать для фентези приключений?

Авторы: их много, так как это перевод фрагмента из книги Fantastic Worlds: An Anthology of Resources for Fantasy PbtA Games под редакцией J. Alan Henning

Оригинал: //troypress.com/wp-content/uploads/2022/06/Fantastic_Worlds_v1.0.2.pdf

Перевод: Konstructor

Эта статья поможет вам выбрать конкретную игру на движке PbtA для приключений в фентези, для чего вам нужно ответить на несколько вопросов.

1. Хотите ли вы игру с большим количеством материалов от третьих авторов?

  • Dungeon World имеет самое большое фанатское сообщество и соответственно больше всего фанатских материалов, напрямую совместимых с оригинальной игрой. Других фэнтезийные PbtA-игры тоже могут использоваться вместе с этими материалами, но для этого потребуется определенная адаптация.
  • Проще всего адаптировать сторонние материалы для игр Unlimited Dungeons, Uncommon World и Fourth World, поскольку в них используются те же названия ходов, что и в Dungeon World. Игры Freebooters on the Frontier, Homebrew World и Chasing Adventure потребуют большей настройки, чем дальше в списке, тем больше усилий придется приложить.
  • Остальные фентези игры построены на иной основе, нежели Dungeon World, поэтому потребуют значительной кастомизации для совместимости с материалами Dungeon World: это игры Monster of the Week, Fellowship, Ironsworn, Fantasy World, Apocalypse World: Fallen Empires. Больше всего дополнительных материалов существует для Monster of the Week, но их число все равно значительно уступает числу материалов для Dungeon World.

2. Хотите ли вы, чтобы накопление богатства было основной или второстепенной целью игры?

  • В игре Freebooters on the Frontier основной целью является накопление 10 000 серебряных монет, после чего персонаж может уйти на покой.
  • В Chasing Adventure, Homebrew World и Unlimited Dungeons используются абстрактные системы богатства, с тегами для нескольких уровней ценности, поэтому они требуют детального подсчета.

3. Где игра должна располагаться на шкале от D&D до PbtA?

  • Freebooters on the Frontier передает ощущения OSR (Old School Renaissance), объединяя принципы ролевых игр 1970-х годов с правилами PbtA: четыре основных типа персонажей, высокий шанс смерти персонажа и даже сессии-воронки, взятые из OSR-игры Dungeon Crawl Classics [прим. ред. – в этой игре каждый игрок начинает с 4 персонажами 0-го уровня с частичкой индивидуальности, а по результатам первой сессии выжившие как бы сливаются в полноценного персонажа 1-го уровня].
  • Если Freebooters on the Frontier ориентируется на оригинальную D&D, то Dungeon World больше похожа на AD&D или D&D 3.5. Если вы хотите как бы Dungeon World, но без влияния D&D, вам стоит попробовать Chasing Adventure.
  • Если вам нужна игра, в которой больше PbtA, чем D&D, то попробуйте Fantasy World. Ну а если вы хотите поиграть в Apocalypse World с фэнтезийными буклетами, то вам прямая дрога к Apocalypse World: Fallen Empires.

4. Какой объем правил вам требуется?

  • Если вы ищете правила на несколько страниц, то обратите внимание на World of Dungeons или Defying Danger.
  • Для более комплексной системы возьмите Dungeon World или Unlimited Dungeons. Еще более обширная система получится, если дополнить Dungeon World сторонними материалами. Самым богатым наборов ходов для обычных ситуаций, возникающих в игре, обладает Uncommon World.
  • Если вам нужна золотая середина, посмотрите на расширение Remix для World of Dungeons или на игру Homebrew World.

5. Какой тип сеттинга вам нужен?

  • Большинство систем ориентированы на создание собственного фэнтези, Homebrew World даже содержит этот посыл в своем названии. Но Freebooters on the Frontier помогает в создании сеттинга множеством случайных таблиц. Dungeon World, Unlimited Dungeons и т.д. больше направлены на импровизацию ГМа.
  • Игра Urban/Modern/Fantasy специально адаптирована для игры в современности, но с персонажами со сверхъестественными способностями. Chasing Adventure также легко адаптировать для такой игры. Например, обе игры включают правила для огнестрельного оружия.
  • Fourth World — это фанатская игра для сеттинга Earthdawn.
  • Игра Stonetop включает в себя сеттинг, являющийся отправной точкой для импровизации со стороны игроков, т.к. каждый персонаж выступает экспертом по региону, из которого он происходит, или по божеству, которому он поклоняется.
  • Eсли вы любите гримдарк сеттинги, то попробуйте дополнение Grim World для Dungeon World.
  • Если вы хотите сыграть в Dungeon World в космосе, то обратите внимание на Adventures on Dungeon Planet.

6. Игроки хотят путешествовать или оставаться в одной локации?

  • Если вы хотите поиграть в политику а-ля Игра Престолов, то попробуйте The Sword, The Crown, and The Unspeakable Power. Если вы хотите улучшать жизнь маленькой общины, то посмотрите на Stonetop. Если вы хотите защищать свой дом от сверхъестественных сил, то загляните в Monster of the Week.
  • Если вы путешествуете в поисках сокровищ, то подойдет Freebooters on the Frontier. Если цель вашего путешествия – свержение злого властелина, то попробуйте Fellowship.

7. Насколько длинную игру вы планируете?

  • Если вы хотите сыграть всего одну-две сессии, то обратите внимание на One Shot World.
  • Если игра будет длиться от 3 до 10 сессий, то подойдут Homebrew World и Hard-Knock World.
  • Большинство остальных игры рассчитаны на кампейны от 10 сессий и более.

8. Нужна система для игры с детьми?

  • Для детей младшего возраста попробуйте Dungeons RPG.
  • Для подростков – World of Dungeons или Hard-Knock World.
  • Freebooters on the Frontier включает издание, подходящее для детей. 

9. Вы хотите создать свою собственный хак, взяв за основу другие игры?

  • Uncommon World включает специальный инструмент, с помощью которого можно сравнить и сопоставить ходы из различных фэнтезийных PbtA игр и выбрать формулировки, которые больше подходят вам и вашим игрокам.

10. Помогите выбрать!

  • Некоторые люди до сих пор играют в оригинальные редакции D&D 1970-х годов, так что вы смело можете начать играть в Dungeon World, опубликованную в 2013 году. Это все еще неплохой вариант для старта. Хотя некоторые части системы были изменены (значения от 3 до 18 для атрибутов, связи, мировоззрение), вы можете подстраивать систему под себя и своих игроков по ходу игры, если что-то вам мешает.

Кратко расскажем о плюсах и минусах упомянутых игр: 

Dungeon World. Воспринимайте это как условную версию 1.0 фентезийных PbtA-игр, в ней присутствует много мелких проблем, которые исправлены в более поздних хаках. Несмотря на это, она остается вполне играбельной и может быть легко настроена под предпочтения вашей группы. Из всех фэнтезийных систем PbtA у нее самое большое и активное сообщество.

Fantasy World. Пространный текст ходов – это и плюс, и минус: они помогают начинающему ГМу, но могут стать утомительными в регулярной игре.

Freebooters on the Frontier. Это самый отшлифованный из упомянутых хаков, вторая редакция уже несколько лет находится в стадии бета-теста. Это хак очень американский: в центре внимания – погоня за наживой и эксплуатация фронтира, а также американское обособление тех, кто живет на краю имперской экспансии [прим. ред. – если честно, я сам не понял, к чему это и зачем тут].

Hard-Knock World. Эта игра прошла мало плейтестов, она предназначена для коротких кампейнов с простыми правилами. 

Homebrew World. Хотя игра ориентирована на короткие игры, ее легко модифицировать для длинных кампейнов.

Stonetop. Персонажи игроков тут стараются на благо своей деревни, что создает иные ощущения, недели большинства других фэнтезийных игр. Главные недостатки – игра еще не полностью готова, а ее фансообщество невелико, например, выпущено всего несколько новых буклетов. 

Uncommon World. Эту игру можно считать скорее мета-хаком, чем целостной системой, так как это скорее каркас для использования всех сторонних материалов для Dungeon World, призванный аккумулировать в себе наиболее популярные хаки и хоумрулы, но при этом игра все еще довольно близка к оригиналу.

Unlimited Dungeons. Это переработка всех базовых буклетов Dungeon World вместе с несколькими новыми, по сути собрание популярных изменений оригинала. Некоторым игрокам не нравится упрощение новых буклетов (всего 7 продвинутых ходов в каждом), абстрактная система богатства и стандартизация всех бросков под д6. 

Urban/Modern/Fantasy. Дополнение к Dungeon World, а не самостоятельная система, хотя она близка к самостоятельности.

Таблица сравнения хаков Dungeon World