Не так давно издательство Long Story Short выпустило перевод книги Рэя Отуса «Гайгэкс 75. Собственный сеттинг за 5 недель». Там на примерах и конкретных упражнениях изложены советы по созданию собственного мира. Главное вдохновение за ними — сам Гэри Гайгэкс, всемирно известный разработчик D&D. Ещё в 1975 году в журнале Europa, он поделился основными принципами разработки «сеттинга» и по мнению автора — они ничуть не устарели. Так что в 2020 Рэй взял на себя задачу превратить эти принципы в пошаговую инструкцию для ведущих и гейм-дизайнеров. Что у него вышло? Давайте выясним!
В чём суть?
Эта книга — набор творческих упражнений, уложенных в пятинедельный «челендж»/вызов/испытание (как вам больше нравится) для всех, кто хочет стать автором собственного мира. Однако, Рэй Отус ещё на первых страницах отмечает, что книга поможет вам сделать первые шаги, но доводить идею до ума и придумывать нюансы придется самостоятельно. И это совсем не плохо, ведь порой первые шаги — самые сложные. Многие, включая меня, хорошо помнят ужас, возникающий при виде пустой страницы. Так что если книга «Гайгэкс 75. Собственный сеттинг за 5 недель» подтолкнет больше людей писать, пробовать свои силы и воплощать идеи в жизнь — я буду считать, что это очень полезная книга.
Идеи за книгой
Кажется, автору книги не понаслышке знакомо выгорание. Через весь текст красной линией идут идеи: «Позвольте процессу быть беспорядочным», «Не пытайтесь сделать первый вариант законченным, красивым и хорошо организованным», «Не торопитесь», «Попробуйте свой способ, ведь вам не обязательно делать так, как в книге». Кому-то при чтении даже может показаться, что Отус слишком уж много об этом говорит. Но я думаю — это важная тема. Сколько всяких интересных творческих дел остается незаконченными только потому, что человек потерял мотивацию, не находит в себе сил и так далее. Можете тут вспомнить сколько ваших знакомых художников начали и закончили Inktober.
Так что я думаю начинающим гейм-дизайнерам будет важно услышать эти слова и понять, что «лучшее — враг сделанного». Если вы будете вкладывать слишком много сил, то неизбежно начнете ассоциировать работу над своим миром с перегрузкой и большим стрессом. Так довести дело до конца будет почти невозможно.
Но, конечно, существует и противоположная проблема. Когда вы вкладываете недостаточно сил в проект. Или не вкладываете их вовсе. Так тоже будет тяжело что-то довести до конца ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Плюсы и минусы
В рамках этого небольшого обзора, для сохранения краткости, я перечислю все основные особенности книги сразу в формате «плюсов и минусов». Некоторые из них разверну в отдельные абзацы, а некоторые только в короткие предложения т.к. там гораздо проще один раз увидеть, чем…ну вы поняли.
+ Качественное физическое издание.
На редкой и очень дорогой в нынешних реалиях дизайнерской бумаге.
+ Конкретные, четко сформулированные упражнения.
Автор успешно избегает использования специфических, малораспространённых терминов и жаргонизмов. Для понимания этой книги не нужно читать две другие. И это прекрасно.
+ Помощь в создании карт и планов.
Далеко не каждая игра и система правил требует использования карт. Но по моему опыту — зря. Да, это дополнительная работа для ведущего и её не каждый готов проделывать. Но оно того стоит — с помощью карт, планов и иллюстраций мир оживает в умах игроков. Не говоря уже о том, что такие всё это отлично помогает с импровизацией в процессе игры. И ведущему, и игрокам. «Так, у нас тут изображена гигантская люстра, что если я подстрелю её и уроню прямо на гоблинов?». «Да, но будь осторожен. Видишь, на полу разлито масло. Твой выстрел может стать причиной настоящего пожара!».
Отус не скрывает, что эта книга рассчитана на любителей D&D и данженкроулов. Оттуда и всевозможные советы по созданию карт подземелий. Однако, ничего не мешает вам использовать эти знания для создания карты в своей кампании по Apocalypse World, Vampire: the Masquerade или даже Burning Wheel.
+ В книге можно найти переведённую статью Гэрри!
Да, ту самую из журнала Europa. Так что вы сами сможете проверить — получилось ли у автора книги передать дух изначального материала и узнать насколько хорошо сохранились идеи Гэрри.
+ Всего 50 страниц.
Эта книга — очень краткое и практичное чтение. Вам не нужно тратить много времени на то, чтобы разобраться во всех тонкостях. Достаточно лишь подготовить гуглдок или ежедневник с ручкой и начать читать.
Вывод
В силу своей краткости и конкретности, «Гайгэкс 75. Собственный сеттинг за 5 недель» легко занимает своё место на полке книг, обязательных к прочтению будущему гейм-дизайнеру. Предложенный метод может быть не идеален, но он очень эффективно подталкивает читателя к развитию своих творческих задумок и размышлениям на тему разработки НРИ. Даже, если вам не понравится прочитанное — вы точно покинете книгу с парой интересных мыслей. И, учитывая, что здесь всего 50 страниц — оно того стоит.