More Than Meets The Eye — обзор на игру The Transformers RPG

Введение, нудное, но нужное

Настольные ролевые игр — замечательное хобби! Благодаря ему, например, я женился.

Но, помимо всего прочего, увлечение НРИ прекрасно позволяет окунуться в ностальгическую атмосферу детства и юности — покемоны, супергерои, трансформеры… Собственно, обзор на систему Pokemon Table-Top United вы можете найти по ссылке, обзор на ветхозаветную Marvel Super Heroes RPG запланирован на будущее.

А в этой статье речь пойдёт о The Transformers RPG 2nd Edition. Да, это не просто инди-игра про трансформеров, это ещё и живая игра (последний апдейт был в марте 2016 года, и никто не гарантирует, что за ним не последуют другие).

POS6UX6HH5I

С чем же мы имеем дело?

Прежде чем начать что-то делать, необходимо понять, где находишься
Автобот Пролаза (Streetwise)

Сеттингом игры является любимая многими та часть Вселенной Трансформеров, которая обычно называется Generation 1 — американский мультсериал The Transformers, полнометражный мультфильм Transformers: The Movie и примкнувшие к ним мультсериалы от японцев (Headmasters, Supergod Masterforce, Victory) и канадцев (Beast Wars, Beast Machines). Временной период охвачен очень большой, и, технически, можно играть как во времена Эпохи Кибертрона (больше четырёх миллионов лет назад), когда прото-автоботы находились в рабстве у квинтессонов (раса создателей трансформеров) или уже начали Первую Великую Войну, стремясь сбросить оковы, так и во времена Далёкого Будущего, когда Кибертрон обращён в техно-органический рай, где автоботы, десептиконы и предаконы предаются счастливому единению, и лишь немногие уцелевшие максималы ведут партизанскую войну. Между этими двумя периодами расположены Эра Зверей, когда корабль автоботов «Ковчег» ещё лежит погребённый в вулкане, человечество только-только изобрело огонь, а заплутавшие во временных потоках максималы и предаконы бьются за ресурсы, а также Великая Война, охватывающая период с 1984 по 2006 годы, и описанная в упоминавшихся выше мультсериалах (американском и японских). Самая, пожалуй, известная и популярная у нас эпоха.

Имеющиеся в книге правила, впрочем, позволяют создать персонажа из любой подходящей эпохи, и даже — при желании — свести в одной партии Претендера из Masterforce, Властоглава из Headmasters, и, скажем, динобота из The Transformers – хотя, видит Прайм, я не представляю, зачем вам это может понадобиться! Разумеется, никто не мешает вам создать собственных, уникальных трансформеров, и проводить сессии в новом, неожиданном антураже, но, с другой стороны, использование готовых сюжетов тут тоже не возбраняется — пример типичных миссий для автоботов/деспетиконов и максималов/предаконов приведены в самом начале книги.

ytmw7yzR69w

Что мы можем тут найти?

Я знаю одно местечко, где подают тормозную жидкость, в которую добавляют чуточку радия. Сразу башню сносит!
— Максимал Крысохват (Rattrap)

Процесс создания трансформера расписан детально. Прежде всего, выбираем сторону — в зависимости от эпохи это автоботы и десептиконы или максималы и предаконы. Затем определяемся с характеристиками трансформера. Их всего восемь — Сила/Strength (влияет на физические действия и атаки в ближнем бою), Интеллект/Intelligence (отражает, собственно, ум трансформера, его работу с информаций и влияет на запас Энергона), Скорость/Speed (да, преимущественно влияет на скорость передвижения), Выносливость/Endurance (отражает устойчивость к повреждениям и влияет на запас очков здоровья), Ранг/Rank (влияет на доступность Технологий, Альтернативный режим и скорость/частоту трансформаций), Смелость/Courage (отражает моральные качества вашего робота и влияет на количество Очков, распределяемых между его способностями), Огневая Мощь (влияет на меткость стрельбы) и Умелость/Skill (различные действия, не покрываемые Силой и скоростью, также влияет на запас Очков способностей). Требуется бросить десятигранник 10 раз и выбрать восемь наивысших значений, которые затем распределяются между характеристиками. Как написано в правилах, если сумма значений характеристик меньше 40, то ваш трансформер убит Мегатроном ещё до начала сессии, и надо создать нового. Стоит отметить, что в процессе создания персонажи вы в любой момент можете поменять местами два значения характеристик, чтобы они лучше соответствовали персонажу.

Вслед за характеристиками вам стоит выбрать Функцию своего персонажа. Более всего данному понятию соответствуют «класс» в D&D и «карьера» в WH40k Role-play. От Функции зависит набор специальных действий, и, собственно, роль в отряде. Всего Функций четыре.

Воин (Warrior) — самая популярная функция, из 283 трансформеров Generation 1 более 40 процентов принадлежат к ней. Воин умеет сражаться в ближнем и дальнем бою, стремительно перемещаться по полю боя, и откладывать своё действие, чтобы действовать в любой момент хода противников. К этой функции относятся такие трансформеры как Оптимус Прайм, Скандалист (Starscream), Смельчак (Grimlock), Громовержец (Thundercracker).

Разведчик (Scout) — вторая по популярности Функция (почти 25% от всех трансформеров G1). Разведчики занимаются шпионажем — слежкой, скрытым проникновением, радиоперехватом, саботажем. При необходимости способны неплохо постоять за себя, поэтому ассасины тоже входят в число представителей этой Функции. Среди известных разведчиков — Шершень (Bumblebee), Бархан (Soundwave), Мираж (Mirage), Бомбомёт (Bombshell).

Стрелок (Gunner) – эта функция, не слишком-то популярная (менее 20% всех трансформеров), поставляющая, впрочем, основных персонажей поддержки. Стрелки могут быть снайперами, помогать при проверках других персонажей или даже заменять их результат броска своим, а также восстанавливать собственный запас энергона. В отличие от остальных функций, не умеют пользоваться оружием ближнего боя, но неплохо справляются и голыми руками. К этой функции относятся такие известные трансформеры как Гальватрон, Ультра Магнус, Фингал (Swindle), Броневик (Ironhide).

Инженер (Engineer) — строители и медики, среди гигантских человекоподобных роботов представители этой функции составляют меньшинство (всего-то 18%). Тем не менее, за счёт различных сфер применения навыков, к числу .инженеров относятся, например, Храповик (Ratchet) с высоким значением Починки, Смеситель (Mixmaster) с высоким значением Конструирования и даже сам Мегатрон (с высоким значением всего). Инженеры способны создавать новые механизмы или здания (и даже новых трансформеров), ремонтировать повреждённых соратников и разбирать на запчасти противников. Также они относительно неплохи в бою. Кроме вышеупомянутых, к известным представителям этой функции относятся такие персонажи, как изобретатель Гонщик (Wheel Jack), исследователь Микроскоп (Perceptor) и топливозаправщик Буйвол (Tantrum).

Далее нам предлагается выбрать альтернативный режим вашего трансформера. Выбирайте с умом, без Технологии Трёхзарядник вам уже не удастся изменить сделанный один раз выбор. Выбор альтернативных режимов ограничен Рангом вашего персонажа, а характеристики генерируются подобно характеристикам основного режима. Кроме того, почти каждый альт-режим обладает своими особенностями.

Нам предлагают следующие варианты альтернативных режимов: предмет (фотоаппарат, аудиомагнитофон, плейер, видеокамера и т. п.; хороший пример таких трансформеров — Бархан и Бластер, а также все кассетные роботы, ну и Мегатрон), примитивный (животное или насекомое, возможно вымершее; пример — диноботы, инсектиконы, а для максималов и предаконов Эпохи Зверей, если вы не относитесь к Транс-Металлам, это единственный вариант альтернативного режима), статичный объект (фонарный столб, небольшое здание, спутник или город; самые известные примеры — Триптикон и Метроплекс, трансформеры-города), техника (классический вариант — автомобили, самолёты, мотоциклы; куча примеров, тот же Оптимус Прайм или Скандалист), тяжёлая техника (танк, самоходка, бульдозер, экскаватор: в качестве примера — все конструктиконы, добрая половина боевиконов, и, допустим, Томагавк), оружие (пистолет, пушка, орудийная платформа; каноничные примеры — Мегатрон, Гальватрон, Взрывала).

У альтернативного режима может присутствовать собственное оружие, которое не обязательно доступной в режиме робота, но если вы приобрели себе пушки отдельно за очки, они могут быть установлены и на ваш альт-режим.

Также стоит определиться с размером трансформера — он влияет на очки здоровья и запас энергона в обратной пропорциональности, и выбрать цитату, характеризующую основные мотивы вашего робота. Кроме чисто отыгрышевых моментов, цитата позволяет перебросить неудачный результат проверки, если ситуация располагает к её применению. Количество перебросов в сессию зависит от Ранга персонажа.

Также не забудьте рассчитать количество Очков Здоровья и Запас Энергона своего персонажа. Первые рассчитываются по формуле 10 + значение Выносливости в режиме робота + модификатор Размера, вторые по формуле 10 + значение Интеллекта + модификатор Размера. Значения Очков Здоровья и Запаса Энергона у гештальтов всегда равны сумме этих значений всех роботов, входящих в гештальт, так что победа над таким противником может оказаться весьма непростым делом.

J9QlwM4xyUA

Чем мы можем пользоваться?

Истина – в молекулярной структуре
— Автобот Микроскоп (Perceprot)

Пришло время распределить Очки (их количество равно среднему арифметическому Смелости и Умелости, с округлением вверх). Очки можно тратить на Технологии, членство в Подгруппах, Компаньонов и оружие. Также, за Очки можно повышать характеристики на 1 пункт за 2 Очка (до максимума в 10). Никто не мешает потратить все Очки на характеристики, но распределить их куда-то ещё всё же интереснее.

Выбор устанавливаемых Технологий очень сильно варьируется, и я не стану распространяться на них слишком подробно — скажу лишь, что здесь есть такие вещи, как различные силовые поля, технология гештальта, позволяющая сливаться с другими трансформерами в ещё более ужасающего робота, технология Звериной Оболочки, позволяющая максималам и предаконам выглядеть настоящими живыми существами, технология трёх-режимника, позволяющая брать дополнительные альтернативные режимы, и многое другое, известное нам по сериалам.

Кроме Технологий, большой интерес представляют Подгруппы — малые «фракции» трансформеров, вроде боевиконов, конструктиконов, протектоботов, аэроботов и, например, Властоголовов. Кроме понтового названия, Подгруппа даёт также дополнительные бонусы вроде «встроенной» Технологии гештальта, сопротивляемости воздействиям на разум, или, например, спутника — человека, робота и т. п.

Дальше идут Компаньоны. Это может быть симбиотический юнит, управляемый тем же разумом, человек-«пилот», или мини-робот, использующий ваше тело в качестве базы (вроде кассетных роботов). В случае с Властоголовами и подобными им Подгруппами мастеру и игрокам стоит определиться — идёт ли речь об симбиотическом кибер-организме, и каждая отдельная часть управляется единым разумом, или же ваш персонаж и есть «голова» трансформера, а всё остальное тело — бездушная машина-транстектор, которой, при желании и должном навыке, может управлять и обычный человек (как было в сериале Masterforce). Отдельным пунктом стоит упомянуть Претендеров — биологические оболочки, ни чем не отличимые от людей (и этим сходные с технологией Звериной Обоолочки), но обладающие полунезависимым разумом, и способные действовать отдельно от трансформера.

Оружия описано много. Из принципиальных (кроме количество д6, бросаемых на урон) различий можно выделить тип повреждений — очки здоровья, или Энергон. Да, в игре можно не убивать противника, а просто истощить движущую им энергию, введя в стазис. Очень гуманно. Кстати, что забавно, стрелять умеют все трансформеры (характеристика Огневая Мощь), а вот пользоваться оружием ближнего боя способны не все Функции. Впрочем, Стрелки способны голыми руками натворить больше дел. чем Воины – энергетическими мечами.

Как в это играть?

Правила — это объездные пути на дороге жизни.
— Автобот Дикарь (Outback)

pg9Sm24ozkc

Простая и незатейливая игромеханика. Восемь характеристик, описываемых числовым значением от 1 до 10. Чтобы проверить успешность действия, требуется выбросить на десятигранном кубе число меньшее, чем значение характеристики. Выпадение большего числа считается провалом, равное число — критическим успехом. Если это был противопоставленный бросок, то побить ваш критический успех может только критический успех у противника. В любом случае, при равной успешности проверки, результат засчитывается в пользу защищающегося.

Каждой характеристике соответствует определённое действие — сопротивление урону соответствует Выносливости, например — и большинство таких универсальных действий не требует броска, если не указано обратного.

Боевая система довольно проста. Сначала определяется количество зарядов у оружия (оно пополняется между миссиями), а затем порядок действия сторон. Лидеры фракций, участвующих в столкновении, делают проверку Ранга, и сторона победителя действует первой. В каждом раунде инициатива определяется заново, поэтому вполне вероятно, что одна и та же сторона действует в бою первой несколько раз подряд. Действия, использующие стрельбу из оружия, активации особого умения функции, использования способностей альтернативного режима и использование Технологий тратят 1 единицу Энергона в раунд каждое, так что стоит планировать действия в бою заранее, до его начала.

Отдельно автором отмечается, что в игре работает только логика, соотносящаяся с логикой мультфильмов и комиксов, поэтому можно жертвовать правилами в ущерб отыгрышу и хорошим идеям.

Прокачка персонажа осуществляется следующим, несколько своеобразным, образом. Персонажи получают по одному очку опыта за участие плюс (или минус) дополнительные очки за соответствующее фракции поведение (таблица соответствия в книге есть) на первой, второй, четвёртой, седьмой и десятой игровых сессиях (имеются ввиду сессии, отыгранные подряд одним персонажем; возможны ситуации, когда текущая сессия для одного из игроков — первая, а для другого восьмая). После этого персонаж в принципе не получает очков опыта в принципе.

В разделе для мастера приводятся рекомендации по подготовке к играм, решению спорных ситуаций, примеры миссий и разобраны карты локаций, на которых могут произойти бои, с учётом соответствующих особенностей местности.

Итого

Путь к победе вымощен осколками автоботов
— Десептикон-гештальт Грубикус (Bruticus)

Итого мы имеем простую систему по знакомому с детства сеттингу, ориентированную, прежде всего, на ван-шоты. В разделе для мастера в качестве одного из вариантов игры на ночь предлагается поделить партию на десептиконов и автоботов/максималов и предаконов и отыграть боевую стычку или столкновение интересов формата «десептиконы вломились на нефтеперерабатывающий завод, а автоботы выгоняют их оттуда» или «неактивированная капсула с протоформой упала на нейтральной территории, и трансформеры бьются за неё». Идеи для более длинных кампаний, впрочем, тоже есть.

Так или иначе, если в детстве после школы вы спешили домой, чтобы успеть сделать уроки до начала очередной серии, словосочетание «Трансформируюсь! Активация» для вас не пустой звук или же, в конце концов, вам понравились фильмы Майкла Бэя, вы с удовольствием скоротаете пару вечеров с The Transformers RPG!

1 комментарий

  1. Станислав Слободян

    Когда у вас там обзор по MHRPG уже?) Я 4 месяца жду)