Обзор игры “Fallout. Война в пустоши”

Война, война никогда не меняется…

Эта игра сразу заставляет вспомнить, что НРИ когда-то выросли из настольных варгеймов. Варгеймы, правда, всё это время тоже не стояли на месте, в них появилась уйма находок, улучающих игру, которыми “старший брат” охотно делится с настольными ролевками. Карточки персонажей? Удобно! Карточки снаряжения и особых способностей? Дайте две. Линейки для измерения расстояний? Если вы играете с картой и миниатюрами, почему бы нет. Впрочем, система позволяет играть и в нарративном режиме, без фигурок и линеек.

Итак, что ещё в “Fallout. Война в пустоши” откровенно варгеймового, пусть и не всё из этого обязательно? Миниатюры, разумеется! Разнообразные, детальные и очень стильные, отлично передающие драйв и настроение постапокалиптичного сеттинга (но учтите, что красить фигурки придётся самостоятельно). И, конечно, мощный, красивый и разнообразный террейн, хотя играть можно и с картонными самоделками вместо зданий и машин, так даже атмосфернее. Типовые сценарии с “закупкой” отрядов на очки и размещением на карте. Ограниченное поле игры, за которое не положено выходить, пока вы не решили, например, сбежать из битвы. Упор на PvP, с заложенной в механику возможностью соло-игры против ИИ, но практически без опций командного взаимодействия. Механистичность процесса, упор на оцифровку стандартных действий. Да и упрощённость системы в целом – хотя об этом поговорим позже.

Так что “Fallout. Война в пустоши” – это в основе своей, несомненно, варгейм. Но если вы хотите играть в неё как в НРИ – никаких проблем, потенциал для создания интересных приключений у игры огромный, а ролевые правила и дополнения вам помогут.

Целая россыпь компонентов

Характерная черта “Fallout. Война в пустоши”, мимо которой никак нельзя пройти, остро напомнившая нам игры от ФФГ – это особые кубики, двадцати- и двенадцатигранники разного цвета с разными изображениями и цифрами. Шесть разных цветов кубика, у каждого своя функция и свои символы на гранях: оранжевый – пробитие брони, зеленый – меткость, красный – броня, синий – особые эффекты, черный – урон и белый – атрибуты и навыки.

Красиво? Пожалуй, да. Удобно? Возможно, если привыкнуть. Постапокалиптично? Не особо, хотя мы понимаем, что вряд ли можно построить игровую механику на бутылочных крышках. Так что да здравствуют многогранники!

Надеемся, что создатели игры или фанаты быстро сделают приложение, в котором всю эту красоту можно будет кидать на экране смартфона, иначе один укатившийся под диван кубик может положить бесславный конец всей кампании, навеки оставив человечество без ГЭККа. В книге правил есть таблица для перевода чисел из броска обычных d20 и d12 в значения особых фоллаутовских кубиков, но это совсем уж на чёрный день. 

Расстояния в игре измеряются с помощью разных линеек, тоже разноцветных: от оранжевой (самой короткой), до чёрной (самой длинной). Расстояния можно измерять в любой момент игры, что избавляет от мучительной «угадайки» и «соревнований по глазомеру». В ролевой книге существует таблица перевода цветных линеек в реальные футы. Например, оранжевая – это 6 футов, а чёрная 36.

В карточках персонажей отмечено, на какую линейку они могут пройти в свой ход, а на какую дистанцию могут сделать рывок, чтобы стремительно добежать до врага и навязать ему ближний бой.

Кроме миниатюр, карточек персонажей, кубиков и линеек, в игре есть токены и маркеры – отметки для состояний персонажа и объектов на карте. И, конечно, карточки снаряжения, перков и разовых усилений – бустов.

Во время заданий нужны будут карточки фракций, колоды событий, исследований и опасностей, которые добавляют непредсказуемости и разнообразия.

Для соло-игры или игры командой без ведущего понадобятся карточки AI противников.

Вооружились? Движемся дальше!

Я из Убежища 13

В основе игры лежит система SPECIAL, объединяющая её с прочим Фоллаутом от Бетесды, компьютерным и настольным. Так что, если вы не впервые бродите по радиоактивной пустыне, вам всё прекрасно знакомо, а если вы новичок – быстро разберётесь.
У персонажа есть семь базовых атрибутов (Сила, Восприятие, Выносливость, Харизма, Интеллект, Ловкость и Удача), с ними связаны навыки (например, Рукопашный бой, Обыск или Взлом). Чтобы выяснить, удалось ли какое-то действие, делаем бросок для проверки атрибутов и навыков. Для успеха нужно выкинуть значение, которое равно или меньше, чем значение навыка. Если вдруг навык стал меньше 1, то успех возможен только при выпадении символа «!». Некоторые результаты на кубиках могут снижать значение, облегчая проверку навыка. Но если на кубике выпало символ «Х», значит, проверка провалена, несмотря на любые модификаторы и значения атрибутов. Некоторые персонажи имеют Специализации, которые добавляют +2 к значениям навыков при определённых условиях.

Про Удачу стоит рассказать отдельно. Она даёт персонажу в начале игры несколько жетонов удачи, которые можно тратить на разные эффекты. Например, если при проверке навыка на кубике выпал четырехлистный клевер (символ удачи), то персонаж может потратить 1 Удачу, чтобы получить -2 к результату броска. Или можно потратить 1 Удачу, чтобы просто уменьшить получаемый урон на 1.

Оружие, разумеется, наносит урон, уменьшая очки здоровья, а броня защищает от урона. Также оружие может дополнительно игнорировать часть брони. Перки и усиления помогают персонажу лучше сражаться, бегать, взрывать и исследовать мир.

В настольной версии всё это упрощено по сравнению с компьютерными играми, для варгейма перенесено на карточки, так что в освоении и применении должно быть совсем несложно, как только выучишь обозначения. У ролевой версии правил есть более подробные листы персонажей и возможности для генерации, но в основе своей система и базовые механики остаются теми же.

Ты и твоя банда

Под контролем игрока обычно находится персонаж, который в игре представлен фигуркой и карточкой. Одной карточке может соответствовать несколько фигурок, обычно это рядовые члены банды, спутники уникальных героев (наёмники, поселенцы, собачья стая), или однотипные монстры. А уникальный персонаж (с иконкой на карточке), как следует из названия, может быть только один.
Можно управлять сразу несколькими персонажами, так что основная единица, за которую мы играем – это, по сути, небольшой отряд. У отряда есть лидер, наделённый особыми умениями (его игрок назначает из числа своих уникальных персонажей), а отдельные персонажи в отряде могут быть наделены героическим статусом.

Персонажи могут принадлежать к определённой фракции (например, Супермутанты или Выжившие), это даёт им дополнительные возможности. 

V.A.T.S.

Структура игры пошаговая, разделена на раунды, внутри раунда игроки активируют своих персонажей по очереди. Игрок, у которого есть жетон преимущества, решает, кто будет ходить первым. Интересно, что жетон преимущества получает тот игрок, у которого осталось меньше всего моделей на столе (а если их поровну, преимущество определяется случайным образом).

В рамках своей активации персонаж может сделать до двух основных действий: переместиться, выстрелить, напасть, сразиться в ближнем бою, применить свои Небоевые навыки (например, чтобы взломать замок или хакнуть терминал), подготовиться или использовать метательное оружие. К слову, никто не мешает сделать два одинаковых действия. Также можно сделать быстрые действия, тратя Очки действия, которые обычно можно получить при выпадении особых результатов на кубике.

Если у вас под контролем не один персонаж, а группа, в момент активации миниатюры можно сделать ход, как сказано выше, а можно поставить на нее особый значок – маркер готовности, и когда дойдёт очередь до следующей вашей миниатюры, выполнить сразу двумя персонажами по два действия (при этом по правилам можно откладывать ход любого количества  миниатюр, хоть 2, хоть всего отряда). Таким образом вы можете накапливать силы и наносить серьезные удары – например, мощной группой разом атаковать миниатюру врага с большим шансом ее уничтожить.

При движении стоит помнить, что, если оно пройдёт через труднопроходимую местность, используемая линейка уменьшится на один размер.

Стрельба тоже имеет свои нюансы. У стрелкового оружия есть две дистанции: близкая и дальняя. В карточке оружия указано, какие эффекты оно имеет на каждой из дистанций (обычно на близкой оружие убойнее). Конечно же, для стрельбы необходима линия видимости и на стрельбу влияет наличие у цели укрытия.

Из любопытных правил, связанных с нападением, стоит упомянуть, что нападающий должен видеть свою цель на момент атаки, т.е. не получится напасть на цель, стоящую за углом, рывком (с получением бонуса), хотя всё ещё можно подойти первым действием и атаковать вторым действием. Важным бонусом нападения является то, что оно даёт дополнительный кубик для последующего ближнего боя.

Сам ближний бой тоже имеет интересные особенности. Например, все сильные персонажи (с Силой 7 и выше) добавляют чёрный кубик к своим атакам в ближнем бою. А если нескольким персонажам удалось вступить в ближний бой с одним персонажам противника, то они получают бонусный зеленый кубик за численное преимущество. Кстати, в ближнем бою можно двигаться: персонаж может безопасно обойти противника, не разрывая контакт с ним, либо он может выйти из ближнего боя, но это уже рискованно, поскольку противник нанесёт по нему атаку быстрым действием (если, конечно, он не связан боем ещё с кем-то). Ещё тут можно стрелять другими персонажами в тех, кто сражается в ближнем бою, но всегда есть риск попасть по своим.

Во время боя стоит ещё помнить о разнообразных состояниях, которые могут получить персонажи: заморожен, подожжён, ранена рука, ранена нога, отравлен, замедлен и оглушён.

В начале игры на поле боя раскладываются жетоны поиска. Подойдя к ним поближе во время игры, персонажи могут изучить их и заменить жетонами находок, а подобрав жетоны находок – получить разные полезные предметы из колоды Пустошей: еду, алкоголь, одежду, мусор или даже силовую броню. Предметы могут давать как мгновенный эффект, так и действовать некоторое время.

Меня ранило!

В игре есть три типа урона – физический, энергетический и радиационный. Получить их можно от оружия, ловушек, да и от самой местности, если забыть дома свой счётчик Гейгера. 

Броня может уменьшить нанесённый урон от определённых типов – для проверки нужно будет бросить кубик брони, и если выпало меньше или равно ее показателю защиты от заданного типа урона, то она снижает урон на выпавшее значение. Но если урон превысит ваши очки здоровья, полечиться нечем, а токен удачи не спас – hasta la vista, Фоллаут суров и безжалостен.

Любопытно, что очки здоровья у разных героев могут быть связаны с разными атрибутами – у кого-то с Выносливостью, а у кого-то с Ловкостью.

Встретимся в руинах

В основе игры лежат сценарии – обычно это карта местности с расставленными препятствиями, задача, которую должны выполнить игроки, иногда объекты для исследования, дополнительные противники и угрозы. Игроки расставляют миниатюрки на карте, определяют, кто ходит первым, и начинается веселье.

В ролевую версию можно играть и без карты, в нарративном режиме. Если у вас есть полчаса времени, посмотрите видео с примером такой игры, который мы нашли на странице краудфандинговой кампании

Карты квестов добавляют разнообразия игровым целям (и приносят награду), а карты случайных событий меняют условия игры, добавляя то пыльную бурю, то шторм с грозой.

Фоллаут позволяет играть и в жёсткие сценарии “спортивного”, соревновательного вида, и в те, что больше нацелены на изучение местности и столкновения с непредвиденным. Можно играть друг против друга или “все против всех”, устраивать турниры, но совершенно ничего не мешает одному из игроков взять на себя роль ведущего и провести кампанию, предоставив остальным сражаться, выполнять квесты и налаживать отношения с фракциями.

Немалая часть правил в книге кампаний посвящена игре против ИИ, так что можно играть и без ведущего, и без живого противника. Карточка персонажа содержит стратегию для его ИИ-версии, сценарий обычно задаёт цели каждой стороны, а конкретные действия отрядов и персонажей  определяются в зависимости от их цели с помощью броска кубиков. Расчёты поведения ИИ не самые простые, так что, если у вас есть с кем сыграть, возможно, проще будет уговорить живого человека взять на себя роль противника, будь то PvP сражение отряд на отряд или игра с ведущим. А если вы один – тогда торопиться вам некуда, можно неспешно изучить правила и выйти на бой с искусственным интеллектом. 

В Campaign Handbook собраны десять сценариев для живых игроков, пять – для игры против ИИ, а также в ней есть небольшая учебная кампания из пяти сценариев, в которой Выжившие столкнутся с Супермутантами.

За пределами карты сценария лежат огромные ничейные земли – Пустошь (Wastelands). В механике игры это несколько колод (Предметы, Опасности, Существа, Чужаки и События), из которых игроки тянут карты, когда этого требуют правила. А воображение и то, что мы знаем о вселенной Фоллаута, помогут придумать остальное, сыграть в историю Выжившего, так похожую и непохожую на все остальные истории.

Дом, милый дом

Серьёзно, тут можно основать собственное поселение!

Мы возводим и улучшаем строения, а они приносят нам полезный хабар и улучшения для персонажей. На постройку и апгрейд зданий можно тратить бутылочные крышки, добытые в тяжком бою, и выполнять квесты – они тоже открывают некоторые возможности для развития поселка.

Изначально нам дают генераторы, склад, ремонтную мастерскую и сторожевую вышку, а дальше можно построить мастерские для оружия и брони, кухню, лазарет, бар, артезианскую скважину, магазины, засеять поля и развести браминов, открыть ресторан и казино. Пусть Нью-Рено завидует: ваше поселение вполне может со временем стать новым центром цивилизации. 

Наблюдательный пост или лагерь разведчиков позволяет игроку разведывать местность, в магазинах посёлка можно продавать предметы, добытые на задании, а в мастерских ремонтировать их. Поставьте где-нибудь стеллаж с журналами – и можно будет отдохнуть, почитать немного, получить усиление для следующего задания…

Всё это происходит между битвами и разделено на отдельные фазы, во время которых мы строим новые здания (для них в игре есть собственный набор карточек), получаем с них ресурсы, исследуем окрестности и снаряжаем отряд для новой вылазки.
В отличие от правил по ИИ, правила поселений весьма просты и понятны, и они, несомненно, добавляют к игре новый уровень глубины.

Исследуй пустошь!

Итак, нас ждёт постапокалиптический мир, смертельно опасный и полный загадок. Его можно исследовать, открывая всё новые тайны, можно сражаться, изучая противников, развивая собственную тактику и становясь непобедимым бойцом, можно основывать города или пройтись огнём и дробовиком от побережья до побережья.

Совсем скоро “Fallout. Война в пустоши” будет доступна на русском языке: студия “Пандора Бокс” выпускает её официальный перевод. В планах – набор для игры с миниатюрами, набор правил и бланков персонажей для ролевой игры, дополнительные наборы миниатюр, кубики, бутылочные крышки (как же без них!), модульный террейн и цифровые версии правил.

Всё это можно заказать в их краудфандинговой кампании на Crowdrepublic, а можно будет купить у Пандоры в розницу (но крышек понадобится больше!)
Мы рекомендуем посмотреть видео с примерами игры на странице крауд-кампании, полюбоваться миниатюрами, скачать уже переведённую электронную версию кратких правил – и, конечно, попробовать сыграть.

Бери дробовик, не забудь патроны и нюка-колу – просторы Фоллаута ждёт тебя, Выживший!