Прошло уже несколько дней с тех пор, как Wizards of the Coasts представили миру D&D Basic Rules — по сути, демо-версию грядущей линейки новой редакции знаменитой и самой широко известной ролевой игры. «Бейзик» распространяется совершенно бесплатно, и любой желающий может с ним ознакомиться. А пока мы представляем вашему вниманию обзор, в котором пройдёмся по основной игромеханике и попробуем ответить на вопрос, заданный в заголовке.
Что было раньше?
Публичный плейтест игровых правил начался ещё летом в 2012 году. Любой желающий мог оставить свои контактные данные на сайте WotC и получить актуальный пакет правил. За два года менялись как составляющие пакета, так и его оформление. Сначала игрокам и DM’ам предлагалось тестировать базовую игромеханику, затем «пакет» расширялся, туда добавлялись новые расы и классы, редактировались разные особенности (при этом WotC во многом опирались на полученные отзывы). Последним «апдейтом» можно считать октябрь 2013 — после этого игра вновь ушла на внутреннее тестирование.
Из любопытного стоит отметить кампанию, начатую разработчиками игры: по правилам плейтеста проводились различные ивенты, рассылаемые игровым клубам и магазинам, как-то «Сокровищница драколича» (Vault of the Dracolich), «Убийство во вратах Балдура» (Murder in Baldur’s Gate) и «Смерть в Тэе» (Dead in Thay). Всё подводило к тому, что в несчастном игровом мире Forgotten Realms (ставший главным сеттингом новой редакции) грядут новые масштабные изменения, которые должны произойти аккурат к выходу 5-ки.
Что внутри?
D&D Basic Rules представляет собой демо-версию игры, в которой читатель найдёт следующее:
-
4 базовых класса (всем известная «великолепная четвёрка» — воин, маг, вор и жрец), каждый из которых имеет только один основной путь развития от 1-го до 20-го уровня;
-
4 базовых расы (люди, гномы, эльфы и полурослики, причём последние три также обладают и подрасами);
-
больше сотни заклинаний волшебника и жреца с 0-го по 9-ый круг;
-
основные правила игры, создания персонажа и намёк на мультиклассирование;
-
базовые правила исследований, рекомендации по отыгрышу и механика боя;
-
и многое другое.
Материал поделён на три части. В первой нас знакомят с процессом создания персонажа, и описание характеристик, рас, классов, навыков, предысторий и снаряжения находятся здесь. Во вторую часть авторы вынесли все детали игропроцесса, как то: броски кубиков, модификаторы, успехи и провалы ну и тому подобное. В третьей же приведены правила по магии: заклинания для волшебника и жреца, основы «слотовой» магии и описание принципов Плетения.
С одной стороны, данного материала более чем хватает для ознакомления с игрой: вот вам и прогрессия заклинаний для кастеров, вот и вся основная игромеханика, а вот 4 расы и 4 класса. Видно, что материал рассчитан на первичное ознакомление с системой, скажем, хорошо подойдёт для новичков, которым теперь нет необходимости покупать игру, чтобы эпизодически играть у знакомого мастера.
Что нового?
Если вам доводилось играть (ну или хотя бы читать) правила Dungeons&Dragons 3ed, то вас ждёт удивительное чувство дежавю. В самом деле, в воздухе витает мнение, что игра больше напоминает перезапуск игровой механики с 3-ей редакции, чем новый самостоятельный продукт. Итак, перед нами всё та же классическая система с шестью характеристиками, их модификаторами и броском d20. Что же здесь принципиально нового:
-
Появившаяся ещё в ранних версиях плейтеста механика преимущества и помехи (advantage/disadvantage), вызвавшая одобрение игроков. Если у персонажа есть преимущество, то он кидает на проверку два d20 вместо одного, выбирая лучший результат. То же самое, если у него помеха, но выбирает худший. Причём преимущество может быть как локальным (например, гномы имеют преимущество в спасбросках против яда), так и глобальным (ослеплённый персонаж предоставляет преимущество всем противникам и сам имеет помеху). У механики неплохой потенциал, даже включая несколько тонкостей (например, наложение нескольких состояний адв/дизадв), но в целом, этот момент оставляет очень приятное впечатление.
-
Ещё одним любопытным элементом является бонус специализации (profience bonus), который призван унифицировать практически все бонусы в игре. Поскольку теперь нет роста каких-либо проверок с уровнем (как это было ярко выражено в D&D 4e за счёт бонуса половины уровня или же рост спасбросков и базового бонуса атаки в D&D 3e), то вместо этого повышается бонус специализации. Не слишком много, но всё же: +2 с 1-го по 4-ый уровень, +3 с 5-го по 9-ый и так далее до +6. У персонажа может быть специализация во владении оружии, в каком-нибудь навыке, в спасброске или даже в ношении брони — и всё это обычно выражается через соответствующий бонус (хотя в случае с бронёй это значит, что теперь герой не испытывает штрафа для колдовства). К слову, все навыки тоже ушли в специализации (любой может сделать проверку Атлетики, прибавив Силу, но имея специализацию в Атлетике, персонаж ещё получит бонус). Что любопытно: навыки завязаны на характеристики не слишком строго — если обстоятельства позволяют, то для проверки, скажем, Запугивания, персонаж может добавить Силу вместо Харизмы.
-
Также есть интересный момент насчёт упомянутых уровней: видно разделение на этапы как это было в D&D 4e, только теперь их будет 5 вместо 3-ёх. Именно к этим этапам завязаны различные элементы механики, в т.ч. и бонусы специализации.
-
Немного о характеристиках и спасбросках. Сейчас авторы предлагают использовать скорее традиционную «накидку», хотя и поинт-бай тоже есть. Максимальное значение характеристик 20 в начале и 30 в принципе. Кроме того, повышение характеристик теперь происходит раз в 4 уровня (либо одну на 2 пункта, либо две на 1), и игрок должен выбрать — либо персонаж получит новую черту (в Basic Rules их нет, но по плейтестам они давали весьма значимые преимущества), либо повысит характеристики. Из интересного: в игре практически нет отдельных спасбросков, вместо этого они привязаны к характеристикам (например, спасбросок по Ловкости).
-
Личная особенность, мировоззрение, связи и идеалы как обязательные атрибуты персонажа, которые можно придумать или определить из предыстории (смотри чуть ниже). Да-да, классическая девятка (даже можно сказать десятка — добавили «Без мировоззрения» из 4-ки) вернулась.
-
Помимо стандартной пары «класс + раса» персонажу также надо выбрать предысторию. В плейтесте их пять: аколит, преступник, бродяга, мудрец и солдат. Предыстории представлены более широко, чем в 4ed и позволяют без проблем ввести персонажа в игровую кампанию. Именно предыстория определяет изученные языки, специализации в навыках, дополнительное снаряжение, а также помогает выбрать личную особенность, связи, идеал и недостаток. Не возбраняется создавать и собственные предыстории.
-
Не забыли и о DM’ах. Новая особенность под названием Вдохновение (Inspiration) может выдаваться ведущим за хороший отыгрыш (следование своим идеалам, связям и т.д.), и персонаж может тратить его, чтобы получить преимущество на какой-либо бросок. Любопытно, что у героя не может быть больше одного пункта вдохновения, и он сам может передать его кому-либо из партии. Эдакий гибрид экшен-поинтов, фишек и очков судьбы.
-
Немного о сражениях. Теперь «атака про возможности» (Attack of opportunity) провоцируется только за выход из зоны поражения, герои могут разрывать движение для атаки, а диагональ никак не учитывается (для более реалистичного подхода предлагается смотреть в Руководство игрока). Завезли даже примитивный верховой и подводный бои. Из интересных моментов — теперь у героя есть только одно действие, но некоторые особенности позволяют ему вызывать дополнительное действие (bonus action) и сделать что-то ещё в свой ход.
Что в итоге?
D&D Basic Rules создаёт довольно приятное впечатление, скорее положительное, чем отрицательное. Очень радуют отсылки к D&D-сеттингам (чего только стоит замок Равенлофт на первых страницах), что даёт надежду увидеть их скорое воплощение. Правда, сама демо-версия выглядит скорее неиграбельной с такими ограничениями, однако никто не мешает дополнить правила материалами плейтеста и начать приключения по новой редакции. Хотя 110 страниц чистого текста в качестве бесплатной демо-версии выглядят весьма недурно.
Правда, за ширмой остаётся вопрос: для кого была написана 5-ка? С какой целью был сделан шаг назад? Привлечь игроков времён 3-ки? Вряд ли новая редакция сможет потягаться с тяжеловесом Pathfinder’ом. Привлечь нынешних игроков D&D? Уже ближе. Уверен, найдутся те, кто пойдут просто по инерции к новому и развивающемуся продукту. Любители же D&D 4e пристально присматриваются к 13-th Age. Вот и получается, что пятая редакция — «ни рыба, ни мясо», — создающая вроде бы приятное впечатление, но оставляющая ощущение вторичности. И избавиться от этого ощущения очень тяжело, как минимум до выхода трёх базовых книг, составляющих традиционное ядро D&D.
Вот тогда и поговорим.