«Воспоминания о будущем»: обзор и немного больше

Это обзор небольшой игры «Воспоминания о будущем». Поставь мир на перемотку на 20 минут в будущее и посмотри, что получится.

remember_tomorrow_small

Важное примечание: сначала этот обзор писал я, а потом к ней подключилась почти вся наша редакция. Так что пусть вас не смущает «яканье», этот текст — плод нашего коллективного творчества. Отдельное спасибо Wizzard_Rick’у за чумовую фотографию и несколько весомых дополнений.

Для тех, кто не знает, о чем, собственно, пойдет речь. «Воспоминания о будущем» — локализованная в 2014 году Saf Gang Design ролевая игра за авторством Грегора Хаттона, в оригинале — «Remember Tomorrow».

Мне так кажется, что я был одним из первых, кто купил «ВоБ». Идея «игр без мастера» меня всегда жуть до чего грела — не надо готовиться, у каждого в равной степени есть возможность проявить креатив, да и вообще как идея интересна. «Фиаско», к сожалению (или счастью — смотря для чего ее использовать) на мой взгляд, слишком уж забава несерьёзная. А вот «Воспоминания…» с их суровым киперпанковским антуражем с самого начала выглядели многообещающе.

Прошло время, сыграно несколько сессий. Ну что ж, теперь уже можно обстоятельно написать, что же это за зверь такой — «Воспоминания о будущем».

Книга

Каждый раз, когда сажусь писать обзор игры, голова как-то сами собой лезет пересказывать механику. Ну уж нет, дудки, сегодня я этим заниматься не буду. Про систему можно и в самом рульбуке прочитать. Расскажу лучше о собственных ощущениях. И начну непосредственно с самой книги.

Бумажная версия хороша. Честно говоря, после «Постапокалипсиса» я немногого ожидал, но «ВоБ» вернул веру. Удобного формата half legal, непривычно тонкая (всего около полусотни страниц), но с качественной бумагой и необычными черно-белыми иллюстрациями — ретушированными фото, в которых угадываются современные урбанистические пейзажи. Текст читается легко, нужные разделы находятся быстро, а самые необходимые таблицы всегда под рукой — что ещё нужно?

154

 

Поначалу (первая глава) книга читается легко и приятно — довольно краткий и атмосферный рассказ о невеселом будущем, в котором происходит игра. «Поставьте мир на перемотку на 20 минут в будущее», советует автор. Бренды, холодный взгляд мега-корпораций, глобализация и все такое. Киберпанк, каким мы его знаем и любим.

А вот дальше — тупик. Я честно прочитал всю оставшуюся честь книги, благо не так ее и много. Ни понял ни черта. Прочитал еще раз, медленнее. Ага, что-то начало проясняться. Третий раз. Все, наконец-то доперло! Но по ходу игры лазить в правила все равно пришлось постоянно.

Тут читатель может решить, что механика системы очень сложна. Вовсе нет, она элементарна и абстрактна, как в большинстве инди. Изящна в своей простоте, я бы даже сказал — ничего лишнего. Однако въехать в эту простоту не так просто. Лучший способ, как мне кажется — это просто сесть и начать играть. А еще, я думаю, что книжка специально написана коротко и лаконично, и было бы у автора желание, ее можно было бы раздуть как минимум вдвое — да хотя бы при помощи примеров. Стало бы понятнее? Наверное. Выиграла бы книга от этого? Навряд ли. Было бы утрачено очарование изящности. «Ничего лишнего» — я бы сказал, это девиз всей игры.

Игра

Но меня унесло немного в сторону. Собственно, разобравшись наконец-то в том, как в это играть, я готов поделиться этим знанием с вами.

Начну вот с чего. «Воспоминания о будущем» — это не ролевая игра в том традиционном виде, к которому многие из нас привыкли. Это не игра про погружение в роль и действия изнутри неё, это игра про создание истории. Она не лучше и не хуже традиционных ролевок, она просто совсем другая. Да, у каждого из игроков есть свой «личный» персонаж (кстати, это может быть и группа людей — с точки зрения правил игры никакой разницы нет), но степень контакта с ним куда как ниже, чем я привык. Легко может получиться и так, что вы решите сменить свое альтер-эго в процессе игры, это элементарно делается. Более того, по ходу пьесы вашего героя постоянно пытаются обломать, причем не кто-то там, а ваши коллеги и друзья, сидящие за тем же столом. Так что не советую «прикипать» к нему слишком сильно. Я вас предупредил! 🙂

Чтобы было, с кем взаимодействовать, игроки сообща создают общий пул фракций, каждую из которых можно использовать в сюжете. Чаще всего фракции тут вредят героям — такая уж их судьба.

В «ВоБ» действительно нет ведущего в классическом понимании этого слова. Здесь есть нечто похожее — роль Администратора, которая передается по кругу между игроками. Но Админ — это не мастер, его задачи другие. Главная и основная — придумать интересную сцену, причем, как правило, она будет направлена на то, чтобы помешать одному из личных персонажей других игроков достигнуть своей цели. Да, именно так — Админ здесь именно вредит, и если он не будет этим заниматься, механизм игры даст сбой. Когда наступает твой черед «админствовать», у тебя практически нет возможности придумать сцену, которая приблизит именно твоего героя к своей цели. Придется ждать, когда его изберет целью для атаки другой игрок.

Ну вот, допустим, Админ описал красочную сцену противостояния (обычно — чьего-то личного персонажа и выбранной организации), и она дошла до кульминации. Чем закончится конфликт, решают кости. Не буду в деталях расписывать весь процесс, скажу лишь, что по механике мне «ВоБ» напомнил FAE — те же довольно абстрактные параметры, те же аспекты, которые могут помочь или навредить (правда, тут они называются «состояниями»), только дайсы не dF, а d10. Если повезло герою — что ж, он либо станет сильнее, либо чуть ближе подойдет к цели. А если нет — ну что ж, всё наоборот. Вполне может статься, что после неудачного конфликта ваш герой вообще сойдет со сцены и придется изобретать нового.

Собственно, цель каждого игрока — сделать так, чтобы его личный персонаж достиг своей цели. Вот, кстати, еще одно отличие от традиционных ролёвок — в эту можно выиграть 🙂 Но, тем не менее, с победой игра не заканчивается — можно придумать себе нового героя, а можно просто новую цель старому. Как больше нравится. Вообще, в «Воспоминания» вполне можно и нужно играть несколько серий, наблюдая затем, как творится история, герои сменяют друг друга, организации уходят и рождаются, всё вертится, крутится и искрит на стыках.

Впечатления от игры

Для тех, кто уже устал читать мой пространный опус, сразу скажу: на практике «ВоБ» — это хорошо. Все, можете идти. А для остальных раскрою.

Играть начинать можно — и я думаю, так будет лучше — с чистого листа. В книге полным-полно рандомных таблиц, которые помогут вам создать героя, организации и сцены. И к тому же такой подход не даст вам прикипеть к своим героям, а это, напомню, хорошо. Игра веселее будет, если вы не будете дрожать над своим персонажем, а сразу бросите его в мясорубку событий.

Поначалу разобраться с правилами было непросто, как я уже сказал. Дело в том, что у каждого броска костей в зависимости от результата есть опции, куда, грубо говоря, можно «потратить успехи», и поначалу в этом очень легко запутаться. Даже кажется, что как-то странно все тут реализовано — зачем у персонажей и организаций, у атакующего и цели атаки разные списки опций? Расслабьтесь. Так надо. Не нужно ничего хоумрулить. Игра хорошо протестирована, и через пару сессий становится очевидно: всё, что здесь написано, написано не зря. Каждое правило, даже самое мелкое, тут по делу. «Ничего лишнего», помните?

«ВоБ» — по сути, это набор инструментов для создания интересной истории. Причем, в отличие от того же «Фиаско», здешний набор правил куда более структурирован, поэтому исход сцены зависит не только от сиюминутного желания участников, но и от предыдущей истории, накопленных состояний и, конечно, удачи. В результате повороты сюжета получаются, с одной стороны, неожиданными, а с другой — логичными. Поэтому рождающаяся история, построенная, казалось бы, на пустом месте, выходит по-настоящему захватывающей и драматичной.

А что же тут плохого?

Естественно, никакой обзор не будет полноценным, если не включить в него «фи». Вот оно. Субъективщина во все поля, но зато от чистого сердца.

Первое. Сеттинг игры — никакой. То есть его, по-хорошему говоря, просто нет. Он описан кратенько в первой главе, и на него работают таблички и иллюстрации из книги. На механику он не завязан никак. Понятно, что игра у нас про придумывание историй и сеттинга заодно. Но авторы могли хотя бы сказать, что вселенная игры глубоко вторична и ее можно легко сменить — мне кажется, что игра только бы выиграла. Ну ничего, мы сделаем этот шаг за них (см. ниже).

Второе. Текст. Не знаком с оригиналом, так что мне сложно сказать, это особенность автора или команды переводчиков. Мне текст показался необоснованно грубым. Нет, там никто не ругается матом. Но мне кажется, что отношение к читателю могло бы быть… помягче, что ли. Содержание книги контрастирует с формой подачи. Все эти слова вроде «гонево» и «быдло», обращение на «ты»… Не знаю. Мне — режет. Такое ощущение, что автор зачем-то специально хотел придать книге «брутальности» 🙂

И, пожалуй, на этом всё. В остальном всё хорошо. Сложность освоения правил, которую я поминал по тексту, на самом деле является мнимой. Надо просто начать играть, и через пару кругов все станет понятно и естественно.

И немного больше

И напоследок — небольшой бонус к обзору. Мы, пару-тройку раз сыграв в «Воспоминания», поняли, как их можно использовать альтернативным образом. Всё просто — отрываем от них механику и применяем к другой, уже запущенной, игре! Главное, чтобы она была в достаточной степени эпичной.

Проще на примере. У меня в группе уже года два идет с переменным успехом игра в «Black Crusade» — ролёвке по Warhammer 40K, если кто не знает. События этой игры давно уже вышли на глобальный уровень, герои ведут за собой целые армии, захватывают звездные системы и все такое прочее. Игроки вообще уже давно исхитряются регулярно вообще без мастера играть 🙂 Так вот, мы взяли и сыграли по правилам «ВоБ» сессию по этой ситуации. Личными персонажами стали армии протагонистов, а организациями — инквизиция, армия, флот, пираты, конкуренты-еретики…

Получилось отлично! «Воспоминания» позволили оживить картинку и наплодить кучу сюжетных линий, после чего вполне можно было переходить на «традиционный» уровень игры и дальше приключаться по правилам «Black Crusade». Плюс к этому — знакомая и «жирная» вселенная 40К, на мой взгляд, куда интереснее, чем абстрактное «Где-то» «Воспоминаний о будущем».

Так что вот вам идейка: если у вас есть интересный кампейн, вставший «на паузу» по той или иной причине, попробуйте «перемотать его на 20 минут в будущее» при помощи «Воспоминаний». Мало того, что вы весело и интересно проведете время в знакомом сеттинге, но, кто знает — может, это даст новый импульс вашей застрявшей игре?

Ну и совсем под занавес — еще один интересный и нестандартный способ применения «Воспоминаний». Берём «ВоБ» и за пару кругов определяем интересные моменты нашего сеттинга и его фракции. А потом берём…«Теперь я не забуду» от Indigo Games, делаем в шаблоне поправку на получившийся мир и желаемый жанр игры и на выходе получаем интереснейший сплав для дальнейшей «традиционной» игры — у нас есть (скорее всего) нестандартные герои, подковёрные интриги, интересные мелочи и, самое главное, получившийся мир действительно нравится игрокам, они смогут давать хорошие нарративные заявки — а это радует каждого мастера.

  • «Для тех, кто уже устал читать мой пространный поус» — опус.

    Кстати, поставьте плагин «выделить мышкой и отправить опечатку». Благо wordpress.

    • спасибо, поправили. Плагин потестим да поставим, вероятно 🙂

  • Отличный обзор. Идея с «перемоткой» затормозившейся кампании мне очень понравилась. Надо будет попробовать. Спасибо.

  • Denis Vinogradsky

    А мне это пришло в голову почти сразу х) Не только про то, что ВоБ можно юзать почти под что угодно(в моем обзоре об этом было, буквально на день раньше этого, на имке), но и том, что можно таким образом продолжить почти год как подвисшую игру. Уже даже успел об договорится со своими игроками 🙂

  • Marius Shimkus

    Почитал обзор — захотел купить. Не как книгу правил, а именно для изобретения интересных сюжетных коллизий, которые порой не придумываются, хоть ты тресни.